Тема: «Мифы и легенды Ветхого Завета: «Сотворение мира», «Адам и Ева», «Каин и Авель», «Содом и Гоморра»
Цели:
Обучающие: - познакомить учащихся со священными книгами ислама, христианства, буддизма; - расширить и углубить представление о жизненных принципах (по Библии); - расширить и углубить понятие о мифе, легенде; - познакомить учащихся с библейскими мифами; - формировать умение анализировать мифы, выделять основные мысли, ключевые слова.
Развивающие: - вести работу по развитию речи учащихся: умение использовать полученные сведения в свободных рассуждениях (например, при переносе принципов жизни по Библии на современность); - развивать мыслительные операции анализа и синтеза при формировании принципов жизни по Библии.
Воспитывающие: - помочь учащимся осознать необходимость жизни по «законам человеческим»; - воспитывать у учащихся чувства восхищения окружающим миром, любви к ближнему.
Оборудование и наглядности: иллюстрации по теме урока, эпиграф, рабочие карты, листы оценивания, раздаточный материал, стикеры.
Ход урока
I Организационный момент.
1. Эмоциональный настрой.
Добрый день, добрый час!
Как я рада видеть вас!
Друг на друга посмотрели
И тихонечко все сели.
- А теперь настроимся на урок!
- Поднимите руки те, у кого плохое настроение! - Поднимите руки те, у кого хорошее настроение! - Поднимите руки те, кто хочет, чтобы у всех на уроке настроение стало хорошим! - Поднимите руки те, кто сегодня готов читать, писать, думать - Поднимите руки те, кто запланировал получить «5»! - Поднимите руки те, кто готов работать!
II Начальная рефлексия.
- Каким вы хотите, чтобы стал наш урок? - От кого это будет зависеть? - Что для этого нужно сделать?
III Мозговая атака.
- Я надеюсь, что вы постараетесь, чтобы наш сегодняшний урок был и интересным, и познавательным, и очень ценным для вас.
- Для начала предлагаю некий Вам исторический экскурс.
1. Исторический экскурс.
Оборудование: иллюстрации с изображением священных книг мировых религий.
- Что изображено на иллюстрациях?
- Что это за книги?
2. Работа над домашними заготовками «Священные книги».
- Видите ли вы что- то общее в изображении священных книг? (От них исходит свечение).
- Почему от них исходит свет? (Этот свет символизирует то добро, тепло, мудрость и любовь, которые несут эти книги).
3. Работа с эпиграфом.
- Обратите внимание на эпиграф.
«Есть книги. Коими каждое слово истолковано.
Объяснено, проповедано во всех концах земли,
применено ко всевозможным обстоятельствам жизни…
А. С. Пушкин.
- Как вы понимаете слова А. С. Пушкина? (Эти книги на все случаи жизни, для верующих людей они являются священными, их содержание имеет большое воспитательное значение, которое несут крупнейшие религиозные учения, поэтому эти книги остаются такими нужными людям на протяжении тысячелетий.)
4. Знакомство с рабочей картой и оценочным листом.
Оборудование: рабочая карта учащегося, оценочные листы.
- Приступим к работе. А результаты её будем фиксировать в специальной рабочей карте.
- Результаты работы будут отмечаться в индивидуальных оценочных листах.
(Рассмотреть карту, оценочные листы, их разделы.)
Дата-------------------------------- Тема-----------------------------------------------------------------------------------------------
Священные книги | Словарная работа | «Сотворение мира» | Работа в группах Вывод: чему учит библейский миф? |
| | | |
Оценочный лист
Этапы работы на уроке | Максимальный балл | Мои баллы |
1. Священные книги | 4 | |
2. Словарная работа | 4 | |
3. «Сотворение мира» | 7 | |
4. Работа в группах Вывод: чему учит библейский миф? | 4 | |
Итого: Оценка за урок: | 19 | |
- В рабочей карте запишите дату урока и тему.
- В первую колонку внесите уже известные вам названия священных книг и религий, которым они принадлежат.
- Проверим?
Буддизм - трипитака, ислам – коран, христианство - библия.
- Поставьте по одному баллу за каждый правильный ответ плюс 1 балл, если готовил сообщение. (Максимальный балл - 4).
IVАктуализация знаний.
- Сегодня на уроке мы будем говорить с Вами об одной из упомянутых на уроке священных книг, о Библии.
- Вспомните:
Что означает в переводе с греческого слово «Библия»?
Что такое Библия?
Сколько частей в Библии?
Как называется каждая часть?
Когда была создана каждая из частей?
1. Словарная работа.
- Сейчас, ребята, уместно определить значения некоторых понятий, которые мы в дальнейшем будем использовать на уроке.
- Что такое миф? Легенда? Заповеди? Завет?
- Запишите значение этих слов в рабочую карту в раздел «Словарная работа».
- Проверим?
Миф – древнее народное сказание о героях, богах, о явлениях природы.
Легенда – переходящие из уст в уста рассказы о былом.
Заповеди – правила, по которым должны жить люди.
Завет – договор между Богом и людьми.
- Поставьте по одному баллу за каждый правильный ответ. (Максимальный балл - 4).
V Изучение нового материала.
- А сейчас мы отправляемся в эпоху Ветхого Завета, которая начинается с момента сотворения мира.
- Вы знаете, как все погружается во мрак в ночное время, когда выключены все лампы? В такой темноте когда-то был весь наш мир. Всем известно, что само самой ничего не создаётся.
1. Чтение мифа «Сотворение мира».
- Пользуясь таблицей, запишите в рабочей карте в колонке 3 по порядку деяния Бога по дням.
- Бог создал небо и землю.
- Бог сотворил небесный свод.
- Бог отдыхал и сделал этот день праздником на вечные времена.
- Бог создал свет.
- Бог создал сушу, назвал сушу землёй, воду – морем.
- Бог создал животных, обитающих в воде, и птиц.
- Бог отделил свет от тьмы, свет назвал днём, тьму – ночью.
- Бог создал растения.
- Бог создал животных, передвигающихся по земле.
- Бог создал человека по образу и подобию своему.
- Бог разделил воды на две части: воды на земле под небом, воды в небе.
- Бог создал Солнце и Луну, чтобы отличать день от ночи, обозначать времена года, дни и месяцы.
- Бог поместил на небесном своде множество звёзд.
- Проверим?
- Бог создал свет. Бог отделил свет от тьмы, свет назвал днём, тьму – ночью. - Бог сотворил небесный свод. - Бог создал сушу, назвал сушу землёй, воду – морем. Бог создал растения.
- Бог создал Солнце и Луну, чтобы отличать день от ночи, обозначать времена года, дни и месяцы. Бог поместил на небесном своде множество звёзд.
- Бог создал животных, обитающих в воде, и птиц.
- Бог создал животных, передвигающихся по земле. Бог создал человека по образу и подобию своему.
- Бог отдыхал и сделал этот день праздником на вечные времена.
- Поставьте по одному баллу за каждый правильный ответ. (Максимальный балл - 7).
Физкультурная минутка
Это кто тут засиделся и в тетрадки загляделся? Ну- ка, встали дружно в круг: Справа- друг и слева- друг! Дружно ручки все подняли и на цыпочки все стали (В слове цыпочки что пишем после Ц?) Прыгнуть раз и прыгнуть два- Как? На месте голова? Друг на друга посмотрели
И тихонечко все сели.
2. Работа в группах.
1 группа – «Адам и Ева»
Задание:
1. Кратко передать содержание мифа.
2. Ответить на вопросы:
- Почему в сознании древних людей появилась мечта о рае?
- Как люди объяснили в сказании причину своих бед? 3. Подобрать 4 ключевых слова. 4. Написать вывод: чему учит миф?
2 группа - «Каин и Авель»
Задание:
1. Кратко передать содержание мифа.
2. Ответить на вопросы:
- Что делает Каин, когда видит, что его жертва не принята? - Как наказан Каин за свое преступление? 3. Подобрать 4 ключевых слова. 4. Написать вывод: чему учит миф?
3 группа - «Содом и Гоморра»
Задание:
1. Кратко передать содержание мифа.
2. Ответить на вопросы:
- Как были наказаны Содом и Гоморра?
- За что наказаны Содом и Гоморра?
3. Подобрать 4 ключевых слова.
4. Написать вывод: чему учит миф?
- Проверим?
- Поставьте по одному баллу за тот или иной вид работы. (Максимальный балл - 4).
VI Подведение итогов.
- Назовите самые ценные качества библейских героев? (Смирение, терпение, доброжелательность и толерантность).
- Актуальны ли нравственные вопросы, поставленные еще в 4 веке до нашей эры, сейчас?
- Подсчитайте количество баллов за урок, внесите в оценочный лист и поставьте себе оценку за урок.
0 - 7 баллов - «2»
8 - 12 баллов – «3»
13 - 16 баллов – «4»
17- 19 баллов – «5»
VII Рефлексия.
Оборудование: дерево желаний, стикеры (зелёные листочки).
Игра «Я желаю».
- В заключение я прошу Вас выразить слова пожелания всем людям Земли, нам, друг другу.
- Возьмите этот зелёный листочек, на котором вы запишите своё пожелание и «отпустите», чтобы он донёс его всем людям планеты.
Д/З
1. Прочитать стихотворения А.С. Пушкина «Ангел», М.Ю. Лермонтова «Демон», А. Ахматовой «Лотова жена». 2. Нарисовать иллюстрации к мифу о сотворении мира.