СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лекция "Агроценозы."

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Искусственные биогеоценозы появились в результате хозяйственной деятельности человека. Сады, парки, посевы сельскохозяйственных растений называются агроценозами. Источником энергии для их существования является не только солнечный свет, но энергия вносимых органических удобрений, энергия трудовой деятельности человека, энергия сжигаемого горючего.

Просмотр содержимого документа
«2. Карточка у доски»

Запишите на доске номера вопросов, против них – краткие ответы.



  1. Кем первоначально аккумулируется солнечная энергия?

  2. От каких организмов, в основном, зависит численность песцов в тундре?

  3. Запишите основные этапы саморазвития экосистем на скальных породах.

  4. Что такое климаксное сообщество? Определение, устно.

  5. Что такое сукцессия? Определение, устно.

  6. С чем было связано уменьшение полезной площади пастбищ в Австралии при интродукции коров?

  7. С чьей помощью в Австралии справились с опунцией — кактусом, завезенным с Американского континента.

  8. К какой стратегии можно отнести культурные растения согласно классификации Л.Г.Раменского?


**************************************************

Запишите ответы и садитесь на место.


Просмотр содержимого документа
«3. Карточки»

Запишите фамилию, имя, класс, вопрос. У вас 10 минут для краткого, но по возможности полного ответа.


Почему на границах государств существует санитарно-биологический контроль?

Запишите фамилию, имя, класс, вопрос. У вас 10 минут для краткого, но по возможности полного ответа.


Как осуществляется саморегуляция в биогеоценозе?

Запишите фамилию, имя, класс, вопрос. У вас 10 минут для краткого, но по возможности полного ответа.


Приведите примеры саморазвития и смены экосистем.

Запишите фамилию, имя, класс, вопрос. У вас 10 минут для краткого, но по возможности полного ответа.


Что такое сукцессия? Климаксное сообщество? Приведите примеры.


Просмотр содержимого документа
«4. Кодограмма. Биогеоценозы, создаваемые человеком»

Тема: Экосистемы, создаваемые человеком.


  1. Характеристика агроценоза.


Примеры?

Источники энергии: солнечный свет, органические удобрения, труд человека, топливо для машин….

Биоценоз:

Продуценты: монокультура, или небольшое количество видов растений.

Консументы: мало видов, но может быть очень высокая их численность.

Редуценты – микроорганизмы почвы.

Круговорот веществнеполный (почему?).

Количество видов в экосистеме, цепи питания, сети питания?

Саморегуляция – практически отсутствует, необходимо постоянное вмешательство человека.

Создается не в результате сукцессии, а исходя из потребностей человека, ведущий фактор не естественный, а искусственный отбор.


  1. Повышение продуктивности агроценоза.


  1. Правильная и своевременная обработка почвы (вспашка, рыхление, прополка, окучивание и др.).

  2. Подбор сортов растений, продуктивных в этих условиях.

  3. Севооборот, размещение культур по лучшим предшественникам, которые не должны иметь общих с ней вредителей (для кукурузы – бобовые растения).

  4. Своевременное проведение всех видов сельскохозяйственных работ.

  5. Внесение удобрений дробное, по норме, в определенные сроки.

  6. Борьба с сорняками (гербициды – яды для растений, прополка); с насекомыми-вредителями (инсектициды, естественные враги); с грибами-паразитами (фунгициды).

  7. Все используемые ядохимикаты должны разлагаться быстро? Медленно?

  8. Использование сортов, устойчивых к различным заболеваниям.

Просмотр содержимого документа
«Агроценозы»

2



Урок. Агроценозы.


1. Характеристика агроценоза


Искусственные биогеоценозы появились в результате хозяйственной деятельности человека. Сады, парки, посевы сельскохозяйственных растений называются агроценозами. Источником энергии для их существования является не только солнечный свет, но энергия вносимых органических удобрений, энергия трудовой деятельности человека, энергия сжигаемого горючего.

Существенным отличием агроценозов является то, что в агроценозах ослаблено действие естественного отбора, направляющим фактором является искусственный отбор, отбор в пользу наиболее продуктивных сортов растений.

Биоценоз отличается меньшим разнообразием видов, часто возделывается одна культура растений (монокультура) — пшеница, рожь, кукуруза. Саморегуляция, обеспечивающая устойчивость естественных биогеоценозов, в агроценозах проявляется очень слабо, так как видовое разнообразие консументов невелико, хищников и паразитов недостаточно для ограничения роста численности растительноядных животных. Поэтому человеку приходится самому регулировать численность многих консументов в агроценозе.

Круговорот веществ в искусственных биогеоценозах неполный. Урожай, большая часть произведенного органического вещества забирается человеком. В результате происходит обеднение почвы и для того, чтобы восстановить ее плодородие, необходимо вносить удобрения.


2. Повышение продуктивности агроценоза


Для получения необходимых продуктов питания созданы высокопродуктивные сорта растений, но они требуют высокой культуры земледелия. Без вмешательства человека агроценозы зерновых и овощных культур существуют не более года, плодовых культур — 20—30 лет.

Главный ресурс агроценоза — почва. Необходима правильная и своевременная обработки почвы — весенняя и осенняя вспашка, рыхление, дополнительный полив. Для сохранения гумуса (органического вещества почвы) нужна правильная обработка почвы — во многих местах происходит замена отвальной вспашки безотвальным рыхлением почвы, необходимо применение органо-минеральных удобрений. Внесение удобрений должно быть дробным — в разные периоды вегетации растению требуются различные удобрения, вносить которые нужно в определенных сочетаниях строго по норме.

Севооборот — чередование разных культур на одном поле облегчает борьбу с вредителями сельскохозяйственных растений, сорными растениями. Лучшими предшественниками (культура, которая выращивалась на поле в прошлом году) являются бобовые растения, которые не приводят к накоплению в поле паразитов и приводят к обогащению почвы азотом.

Создаются новые сорта, устойчивые к заболеваниям и приспособленные к различным климатическим зонам. Экономически выгоднее создать засухоустойчивые растения, чем организовать орошение больших площадей. К тому же орошение вызывает вторичное засоление почв, поэтому целесообразнее обратить внимание на сухое земледелие.

Для борьбы с сорняками и вредителями сельского хозяйства наиболее эффективно создание сортов растений, устойчивых к вредителям и болезням. Эффективны и безопасны биологические методы контроля сорняков, вредителей и болезней, основанные на использовании их естественных врагов — хищников и паразитов. Ведется большая работа по созданию новых препаратов для борьбы с насекомыми-вредителями (инсектициды), с грибами-паразитами (фунгициды), с сорняками (гербициды). Примеры успешного использования биологической борьбы:

  1. С кроликами справились, заразив их вирусом, обнаруженным у южноамериканских кроликов.

  2. С опунцией справились с помощью бабочки-огневки, завезенной из Аргентины.

  3. В прошлом веке Австралийская щитовка попала из Австралии в Северную Америку и затем в Европу. Уничтожить удалось только после внедрения в Европе и Америке природного врага – божьей коровки.


Для повышения биоразнообразия – основы саморегуляции биогеоценозов – нужно создавать агроэкосистемы – спланированные территории, на которых кроме агроценозов высокое биологическое разнообразие поддерживается за счет чередования полей, лугов, лесов, перелесков, лесополос, водоемов.

Наиболее передовым направлением современного сельского хозяйства является переход от принципов противоборства с природой к принципам сотрудничества с ней. Это означает максимальное следование экологическим законам в сельскохозяйственной практике.






Вопросы к зачету:


На зачете будет предложено 10 вопросов, на каждый из которых нужно ответить
одним предложением, подчеркнув важнейшие особенности.

Или тестирование на компьютере, тестовое задание из 15 вопросов.



  1. Биогеоценоз.

  2. Экосистема.

  3. Биоценоз.

  4. Биотоп.

  5. Экологические факторы.

  6. Ограничивающий фактор.

  7. Биологический оптимум.

  8. Конкуренция, пример.

  9. Хищничество, пример.

  10. Паразитизм, пример.

  11. Мутуализм, пример.

  12. Аменсализм, пример.

  13. Нейтрализм, пример.

  14. Протокооперация, пример.

  15. Автотрофы.

  16. Гетеротрофы.

  17. Продуценты, определение и классификация.

  18. Консументы, определение и классификация.

  19. Редуценты, примеры.

  20. Цепи выедания, пастбищные цепи (определение и пример).

  21. Цепи разложения, пастбищные цепи (определение и пример).

  22. Основные этапы движения энергии в экосистеме.

  23. Правило пирамиды биомассы.

  24. Продукция экосистемы (валовая, первичная, вторичная).

  25. Первичная и вторичная сукцессия.

  26. Пример саморазвития и смены экосистем.

  27. Климаксное сообщество.

  28. Агроценозы.

  29. Источники энергии в агроценозах.

  30. Особенности саморегуляции в агроценозах.