Лингвистическая игра «Калейдоскоп» для 8-х классов
в рамках недели русского языка и литературы
Цели мероприятия:
1.Совершенствовать знания учащихся по русскому языку.
2. Расширять кругозор, побуждать к познанию нового.
3. Развивать мышление, память ,лингвистические способности учащихся.
В.Добрый день, дорогие участники игры! Рада приветствовать Вас в этот чудесный зимний день!
Русский язык! Звонких житниц запас
Собран Владимиром Далем для нас.
Только к его Словарю прикоснусь,
В душу повеет могучая Русь.
Буквы заглавные – что терема.
Говор живой – что держава сама.
Словно в зарницы, в страницы вглядись –
Даль развернется, откроется высь.
В гнездах, что пчелы, взроятся слова.
Соты медовы, в них мудрость жива.
В пашнях страниц всколыхнется страда.
Каждому слову – своя борозда.
Слово за словом – и слышится речь:
Родину надо крепить и беречь!
Голос за голосом – слышен народ:
Русь не согнется, вовек не умрет!..
В смутах ли страшных, в нужде ли какой
Эту великую книгу открой...
Прошу разделиться на команды и придумать им названия.
Разрешите представить наше многоуважаемое жюри.
Итак, игра начинается! Желаю всем удачи!
1 конкурс
Принимает участие вся команда. Ученики выходят к доске. Представитель команды берет конверт, в котором скороговорки. Ученики по очереди читают скороговорки.
Задание для первой команды:
1) Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
2)У Маши на кармашке маки и ромашки.
3)Хороши в Шекене ерша, щуки тоже хороши.
4)В каше - мошка.
Спеши, кошка, есть из плошки
Кашу с мошкой.
5)Наш шахматист вашего шахматиста перешахматит, перевышахматит.
6)Кукушка кукушонку купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон,
Как в капюшоне он смешон!
7)Шли шестнадцать мышей
И нашли шесть грошей.
А мыши, что поплоше,
Шумливо шарят гроши.
8)В шалаше лишь шмель шумит.
Там, свернувшись, Саша спит.
9)Шел Шишига по шоссе,
Шел, шурша штанами.
Шаг шагнет, шепнет: "Ошибка",
Шевельнет ушами.
10)Шишки на сосне,
Шашки на столе.
11)Мышонку шепчет мышь:
- Ты все шуршишь, шуршишь!
Мышонок шепчет мыши:
- Шуршать я буду тише!
(А. Капралова)
12)На лугу поспела кашка.
Кашку есть корова Машка.
Машке нравится обед:
Ничего вкуснее нет!
(А. Шибаев)
13)Шли сорок мышей, несли сорок грошей.
Две мыши поплоше несли по два гроша.
14)Наша серая кошка сидела на крыше.
А ваша серая кошка сидела ещё выше.
15) В шалаше шуршит шелками желтый дервиш из Алжира и, жонглируя ножами, штуку кушает инжир.
Задание для 2 команды:
1)У маленького Сани сани едут сами.
Сани едут сами у маленького Сани.
2)У лисы усы для красы.
Оса боса и без пояса.
3)Вез на горку Саня за собою сани,
Ехал с горки Саня, а на Сане — сани.
4)У Сони и Сани в сетях сом с усами.
Сом с усами в сетях у Сони и Сани.
5)Сидит Алеся с печки ноги свеся.
6)Евсей, Евсей, муку просей.
Зоиного зайку зовут Зазнайка.
7)Буйный Бяка бузит, Бяка Буке грозит,
Бяка Буке дерзит, Бяка Буку тузит.
8)Зимним утром от мороза
На заре звенят березы.
9)По дороге топал тополь.
Тополь топал в Севастополь,
Ну а рядом топал Сева.
Тополь справа, Сева слева.
Где же Сева с тополем?
Уж под Севастополем.
10)Сажала саженец от саженца на сажень.
11)У соседа-домоседа — сосед-непоседа,
У соседа-непоседы — сосед-домосед.
12)Ярослав и Ярославна Поселились в Ярославле.
В Ярославле живут славно Ярослав и Ярославна.
13)Саша — само совершенство, а еще самосовершенствуется!
14)Саша любит сушки, Соня ватрушки.
15)Было весело на горке Сане, Соне и Егорке,
А Маруся не каталась — в снег упасть она боялась.
(Этот конкурс вызывает много положительных эмоций)
2 конкурс
«Образцовая речь»
В. Задание № 1: поставьте ударение в словах:
каталог, ходатайствовать, облегчит, одновременно, квартал, сорвала, премировать, торты, обеспечение, включит, банты, жалюзи, факсимиле.
За каждое правильно поставленное ударение по 1 баллу.
Задание № 2: Сколько речевых и сколько орфографических ошибок допущено в тексте? Как правильно поставить ударение в форме сравнительной степени прилагательного КРАСИВЫЙ?
Между прочим
Говорил он, между прочим,
«Красивeе», «Мы так хoчим»,
«Дoсуг, шoфер, прoцент, зaем,
Квaртал, пoртфель, бюлитeнь»,
«Пoверх плана выполняем»,
«Агент звoнит целый день».
3 конкурс «Устаревшие слова»
Недаром Даль отмечал, что язык- явление живое. Это на самом деле развивающийся организм. Почему так говорят? Какие слова называют устаревшими? Какие слова называют неологизмами?
Время на подготовку -5 минут.
Ученики рисуют на доске человека и описывают его, используя устаревшие слова.
Каждое устаревшее слово-1 балл.
Око – глаз
Чело – лоб
Выя – шея
Чрево – живот
Перст – палец
Перси – грудь
Вежды – веки
Ланиты – щеки
Уста – губы
Рамо – плечо
Длань – ладонь
Шуйца – левая рука
Десница – правая рука
Чресла - поясница, бедра
Челюсть – лицо (обр. от чело+ уста)
Рыло – нос
Пясть – ладонь с пальцами
4 конкурс «Диалектизмы»
В. Ребята, давайте вспомним, что такое диалектизмы?
Задание: определить лексическое значение диалектизма. За каждый правильный ответ-1 балл.
Ноговицы – носки
Юница - девочка-подросток
Однокорытник – одкокашник
Издёвленок – шутник, острослов
Хлопанцы – шлёпанцы
Шмыгало – подвижный человек
Провинка – ошибка
Седмица – неделя
5 конкурс «Строители»
Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго. Например, обы(чай)ка.
МЕ( )ОЛАД ФОР( )НИК ЖЕЛ( )СИН ТАМ( )КА ВАМ( )АТ ДРА( )УРА КИШ( )ЕЙ
КАР( )ЕМЕЦ ВАМ( )АМИДА ВОС( )АРЬ ВОК( )ЕЖЬ ПО( )ОТОК У( )ОВА
ГОР( )ОЛАД НА( )НЯ ЗА( )ЕЦ СВИР( )НИК КАР( )НА ПО( )АТКА АМ( )АК
ГО( )КОТ КОВ( )НЯ КАБ( )ОШКО
За каждое слово по 1 баллу.
6 конкурс «Наборщики»
В. Задание: наберите наибольшее количество слов из слова «литературоведение» за одну минуту.
За каждое слово по 1 баллу.
7 конкурс «Я - учитель»
Задание: каждая команда по очереди представляет сценку, в которой один ученик выступает в роли учителя, а другие – в роли учеников. Учитель должен объяснить детям, насколько важен русский язык.
За задание можно получить от 1 до 5 баллов.
Вот и закончилась наша игра. Пора подводить итоги. Пока жюри подсчитывает баллы, учитель спрашивает ребят, что им понравилось, что нового узнали, какой позитивный опыт получили.
Итоги подведены. Результаты оглашены. Поздравления. Теплые пожелания.
Игра рассчитана на 2 урока.