Лирика Н.Г.Доможакова.
Каждому живущему в Хакасии известно имя первого романиста, поэта, учёного, педагога, общественного деятеля Николая Георгиевича Доможакова. Светлая память о нём продолжает жить среди читателей, учеников, друзей.
Основная работа Н.Г.Доможакова – литературный труд. Начиная с 30-х годов, он писал, не переставая, до последних своих дней. С 50-х годов периодически выходят в печати поэтические сборники: «Стихотворения» (1948), «Улусы поют» (1951), «Поёт река Абакан» (1957), «Людям о человеке» (1960), «Моя азбука» (1962), «Песня весенних ветров» (1964), «Год за годом» (1965), «Приглашение» (1968), «Чатхан» (1976). В 1960 году вышел в печать роман «В далёком аале», получивший всесоюзную известность.
В лирике Н.Г.Доможакова нашло отражение многообразие связей человека с окружающим его миром. Поэт относится к природе как к мудрому учителю, восхищается красотой, верит в её животворящую силу. Она открывает ему свои тайны, вдохновляет на поэтическое творчество. Стихи о природе – это прямое обращение к рекам, горам, цветам, степи, в которых он ищет моральную поддержку, ответы на самые сокровенные вопросы. Создаётся впечатление, что поэт разговаривает с близкими и дорогими ему людьми. Обращаясь к цветку, он изливает ему свою благодарность за его совершенство, красоту и радость, которую он приносит человеку.
Степной цветок –
Краса природы
И вешний цвет её лица –
Ты сердце радуешь народа,
Глаза лаская без конца.
/ «Цветок», перевод А.Ойслендера/
Стихотворение «Цветок» помогает понять светлый мир красок и образов, чистый мир поэзии Н.Г.Доможакова. Это эмоциональный эскиз всей пейзажной лирики поэта.
Море для поэта – мир вечности, романтический символ свободы духа. Море неподвластно никому, прочно, незыблемо, постоянно. И понимание этого рождает в душе героя покой и гармонию, составляющие лирический аккорд стихотворения «Море».
Обнявшись с небом голубым,
Ты шёлк свой распустило, море,
И ворошишься на просторе,
Оранжевый целуя Крым…
/ «Море», Перевод Г.Сысолятина/
Величественная картина мчащейся реки Абакан - основа человеческого бытия, понятие, тождественное понятию «родина» в его конкретно-смысловом наполнении. За романтико-реалистическим изображением реки у поэта стоит человек.
А мы задумчиво пока
Стоим на берегу твоём.
Мы по каналам , Абакан,
Поить поля тебя пошлём.
/Перевод С.Поделкова/
Природа и человек имеют в лирике Н.Г.Доможакова национально-специфическое выражение. Характер лирического героя передаётся через конкретное виденье предметов внешнего мира.
В своей основе лирика поэта автобиографична. В ней воспевает он красоту родного края, говорит о времени, о своей нелёгкой жизни и сложной творческой судьбе.
У каждого человека есть свой любимый уголок на земле, куда уходят незабываемые воспоминания о детстве и юности. У Н.Г.Доможакова таким уголком была маленькая деревушка Хызыл Хас. Здесь у него сложились первые представления о дружбе, человечности и взаимопомощи, которым он оставался верен всю свою жизнь.
Родная земля, люди, живущие на ней, научили будущего поэта видеть прекрасное в жизни и человеке. Об этом рассказывает он в стихотворении «Уголок»:
Вот здесь, где Уйбат коромыслом согнут,
Где холм крутой, словно круп коня,
Где травы степные в июле сохнут,
Мать родила в дымной юрте меня.
Вот здесь и жизнь началась моя,
Здесь и ослеп от болезни я.
/ Перевод С.Поделкова/
Гордость за свою землю является одним из важнейших мотивов лирики поэта. Одной из важнейших сторон его национального сознания, психологии. Образ отчего края ассоциируется у него со степью, тайгой, горами, озёрами, реками.
Озёра, долины, раздолье степное –
Дорогая до боли земля!
Вы к нам приезжайте, вас встретят весною
Голубые без края поля.
/ «Голубые поля», перевод И Авраменко»/
Так может сказать только поэт, с детства влюблённый в красоту родной земли, где всё ему дорого, всё возвращает к духовным и нравственным истокам.
Тема родины, дружбы и войны представляют в поэзии Н.Г.Доможакова единый лирический сплав. Последняя обрела в ней широкое гуманистическое звучание. С собой силой акцентирует поэт внимание читателя на античеловеческой природе, противоестественном характере, жестокости войны. Надежда на скорое её окончание, уверенность в победе – в этом черпает силы защитник Родины.
Как много – каждый неизвестен! –
Хакасов гибло на пути.
И сколько сладкозвучных песен
Не вырвалось из их груди.
/ «Родная моя земля», перевод В.Потёмкиной/
Многие стихотворения Н.Г.Доможакова о войне («Отечественная война», «Материнский наказ сыну») написаны в жанре наказа, призыва, отсюда взволнованность звучания, доверительность интонаций. Поэт призывает народ проявить высокие моральные качества, пытается вдохновить его на подвиг, укрепить стремление отстоять независимость, спасти Родину-мать. В тяжёлые минуты испытаний лирический герой, подобно русским былинным богатырям, обращается за помощью к родной земле.
Щедро роди нам зерно, земля!
Родине нужно оно, земля.
/Перевод С.Козловой/
Страстная и глубокая поэзия Н.Г.Доможакова военных лет являет собой наглядный пример гражданственности и патриотизма, личной причастности к одному из важнейших событий в истории человечества – второй мировой войне.
Другим важнейшим элементом поэтического наследия поэта являются стихотворения, посвящённые человеку труда. Доможаковские герои находят душевную гармонию в созидательном труде и чувстве близости к природе. Стихотворения о труде, полные глубоких и серьёзных размышлений. Отражают систему воззрений поэта: нравственность и труд – понятия неразрывные, душевная красота человека проявляется, прежде всего, в его способности к созиданию.
Чувство патриотизма присуще только человеку, умеющему трудиться, - такова идея стихотворения «Чабан».
Чабан!
Мы смотрим на тебя –
Седой, но далеко не старый,
Всем сердцем Родину любя,
Ты для неё растишь отары.
/Перевод А.Ойслендера/
Главные герои стихотворений Н.Г.Доможакова – простые люди: чабаны, табунщики, доярки, энергетики и строители. Воспевание их самоотверженного труда – в этом видит поэт основную свою задачу.
Художественное своеобразие лирики Н.Г.Доможакова заключается в органическом восприятии мира, в стремлении показать неповторимую красоту жизни, в её правдивости и образности.