Литературная неделя
В условиях модернизации образования главным направлением развития школы является повышение качества образования, создание условий для развития личности каждого ученика через совершенствование системы преподавания.
Невозможно добиться успехов в решении задач, поставленных перед учителем, без активизации познавательной деятельности, внимания учащихся, формирования и развития устойчивого познавательного интереса к изучаемому материалу.
Формирование познавательных интересов и активизация личности - процессы взаимообусловленные. Познавательный интерес порождает активность, но в свою очередь, повышение активности укрепляет и углубляет познавательный интерес. Успех любой деятельности в большей мере зависит от ее мотивации.
Весь многовековой опыт прошлого дает основание утверждать, что интерес к чтению представляет собой важный и благоприятный фактор развития активности и самостоятельности учения.
Нетрадиционные методы и средства являются важным средством активизации читательских интересов, а их применение актуальной проблемой. Именно они создают основу для успешного продвижения чтения.
Литературные недели как традиционная часть внеучебной деятельности достаточно привычны для любой школы. Как правило, это некий набор мероприятий, которые являются многолетней традицией для нашей школы.
Продуманная литературная неделя дает прекрасную возможность показать не с академической, приевшейся школьнику, стороны учебную дисциплину. Задача перед организаторами - "сломать" стандарт восприятия, показать ребятам литературу с неизвестной им стороны: как нечто живое, постоянно развивающееся.
Можно привести пример проведения недели любителей словесности.
Цель проведения предметной недели: повышение мотивации к обучению, развитие самостоятельной познавательной активности.
Задачи :
- приобщить учащихся к поисково- исследовательской деятельности;
-внедрить современные технологии в образовательный процесс;
-реализовать принцип партнерства «Школа – окружающий социум»
В план работы данной недели можно внести следующие
мероприятия:
№ | Название мероприятия | Класс |
1 | Посвящение в читатели. Прощание с букварем. | 1 классы |
2. | «33 родных сестрицы» (игра) | 2 классы |
3. | «По дорогам сказки» - театральные постановки | 1-2 классы |
4. | Интеллектуальный марафон (эстафета) | 3-4 классы |
5. | Чудесные превращения слов. (Игры со словами) | 3-4 классы |
6. | Поиграем в рифму. (Сочиняем стихи сами) | 3-4 классы |
7. | Ярмарка литературных жанров (презентации) | 5-6 классы |
8. | В гостях у «каламбура» (о словесных шутках) | 7 классы |
9. | Жемчужины народной речи. (О пословицах и поговорках) | 5-7 классы |
10. | Практикум «Очарованные книгой...» (пробы пера) | 5-9 класс |
11. | Научно-практическая конференция «Лихачевские чтения» | 9-11 классы |
12. | Слова, которые нас раздражают - устный опрос | 5-11 классы |
13. | Волонтерская работа “Несем красоту русского языка людям” (публичные выступления) | 5-11 классы |
14. | Литературный вечер «Пушкинская свеча». | 10-11 классы |
15. | Тайны словесного мастерства великих писателей. (Обсуждение художественных произведений) | 10-11 классы |
16. | Литературный квест по творчеству С.А.Есенина, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова | 9-11 классы |
17. | Конкурс буктрейлеров | 9-11 классы |
18. | Конкурсы чтецов | 1-11 классы |
19. | Выставка рисунков «Мое любимое произведение». | 1-11 классы |
20. | Фотоконкурс «Человек читающий» | 1-11 классы |
21. | Выставка «Эти книги читали мои родители – прочти и ты!» | 1-11 классы |
Тематические недели особенно хороши тем, что позволяют дать ученикам целостное восприятие того или иного литературного направления. Они наиболее сложны в подготовке, потому что представляют особую, авторскую учебно-методическую разработку, требуют усиленной подготовки, предполагают активное участие и взаимодействие практически всех преподавателей.
Для того чтобы спланировать и провести предметную неделю необходимо:
Сформулировать цель и задачи
Определить этапы подготовки и проведения
Систематизировать формы проведения недели;
Обсудить структуру, план;
Обсудить формы подведения итогов;
Разработать Положение ;
Выделить и проработать основные этапы подготовки и проведения :
1. Методико-мотивационный
2. Подготовительный
3. Организационный
4. Реализационный
5. Рефлексивный
Разработать и провести следующие мероприятия:
нетрадиционные уроки по предмету;
внеклассные мероприятия ;
общешкольные мероприятия.
Следующая предметная неделя не должна повторять предыдущую, она
заново должна претерпеть муки рождения, и, наверное, в этом тоже кроется один из секретов ее успеха.