Просмотр содержимого документа
«Литературно-музыкальный вечер "Приглашение к русскому романсу"»
Внеклассное мероприятие по литературе для 9 класса
Из опыта работы учителя русского языка и литературы Канской О. А.
МОУ Кутейниковская СОШ №3
Литературно-музыкальный вечер
"Приглашение к русскому романсу"
-
- В начале ведущие задают аудитории вопросы, которые настраивают слушателей на дальнейшее действо.
- Какие вы знаете произведения искусства, в названии которых есть слово «романс»?
- Назовите известных вам исполнителей русского романса.
- Как музыкальная заставка звучат романсы
- Первый ведущий . Русский романс... Сколько очарования в нем! Как заставляет он нас слушать не дыша! В какие дали, в мир каких страстей и переживаний уносит он неравнодушного слушателя! Сколько тайн за его строками и удивительной музыкальностью!
-
- Второй ведущий . По своему определению романс — это небольшое лирическое стихотворение песенного типа. Родиной романса является средневековая Испания. Пройдя через Европу, в начале XIX века он появился в России. Содержание романса, как правило, рассказывает о счастливой или несчастной любви.
-
- Третий ведущий . Первоначально романс возник в дворянской среде и носил салонный характер, но постепенно он получил широкое распространение в различных слоях общества. Так появляются усадебный, городской, мещанский (или жестокий), цыганский романсы. Романс — заметная страница в судьбе русской лирики и русского стиха.
- Сегодня мы проводим вечер, посвященный романсу. Вы не только услышите прекрасные песни, но и узнаете истории, связанные с их возникновением.
- Звучит романс «Ямщик, не гони лошадей»
- Второй ведущий . В словах этого романса скрывается чистая и верная супружеская любовь автора музыки Якова Фельдмана и первой исполнительницы Агриппины Гранской.
- Третий ведущий . В начале 1915 г. появились два романса Фельдмана на стихи поэта Николая фон Риттера. Один из них — «Ямщик, не гони лошадей».
- Первый ведущий . Шла первая мировая война. В какой же форме поэт и композитор могли выразить жажду остановить мировую бойню? Они выбрали жанр романса о любви.
- Второй ведущий . Романс был столь ярок, что к лету 1915 г. его пела вся Россия. Он стал «хитом» 1915-1916 годов.
- Третий ведущий . По мотивам романса был снят художественный фильм о безнадежной любви немолодого человека к молоденькой девушке. В феврале 1916 г. толпы зрителей читали на афишах: «Сенсация сезона! Новый кинобоевик "Ямщик, не гони лошадей"». Так бесконечно богатый смыслами романс дал пищу юному русскому кинематографу.
- Первый ведущий . Несмотря на запрет Советской власти всего старинного русского романса в 20-30 годах XX в., романс «Ямщик, не гони лошадей» продолжал жить вольной народной жизнью: его пели на свадьбах, вечеринках и просто от грустного настроения, неотделимого от жизни личности в эти трагические годы.
- Второй ведущий . В начале 1925 г. Яков Фельдман публикует свой романс «Первый снег» с траурным эпиграфом: «Светлой памяти большого мастера маленького искусства. Агриппине Сергеевне Гранской с грустью посвящаю». По случаю смерти любимой женщины ему разрешили посвятить ей целых три романса, Слова «Ямщика» стали звучать для композитора еще острее: «Мне некуда больше спешить...». Его сердце еще четверть века согревалось большой любовью к Гранской.
- Т ретий ведущий . 30 ноября 1950 г. талантливый композитор, дирижер и пианист Яков Фельдман умер, оставив заметный след в истории русского романса.
- Звучит романс «На заре ты ее не буди».
- Первый ведущий . Этот романс Варламова на стихи Фета — одна из прекраснейших страниц русской музыки, овеянная искренней любовью и нежностью.
- Второй ведущий . Стихи романса — свидетели далекой, прекрасной первой любви поэта к девушке Елене, гувернантке его сестры. Они вместе играли на фортепиано в четыре руки, читали стихи, гуляли вечерами по саду...
- Третий ведущий . Они решили пожениться, но, несмотря на известность, Фет оставался нищим московским студентом, и Елена, мечтательная, голубоглазая красавица с длинными темно-русыми косами, выходит замуж за состоятельного чиновника.
- Первый ведущий . Мелодия романса отмечена редкой задушевностью, хотя с написанием музыки связана одна курьезная история. Близкий приятель Варламова, солист Большого театра Бантышев все просил написать для него романс.
- - Какой тебе?
- - Какой сам пожелаешь, Александр Егорович...
- - Хорошо. Приходи через неделю.
- Второй ведущий . А через неделю просил зайти еще через неделю. Однако Бантышев был упорен и стал ходить к Варламову каждое утро, когда тот еще спал.
- Экий ты, право! Человек спит, а ты являешься, можно сказать, на заре! Напишу я тебе романс. Сказал же, напишу — и напишу!
- Третий ведущий . И вот в одно утро слуга передал Бантышеву романс, который назывался... «На заре ты ее не буди».
- Звучит романс «Я тебя никогда не забуду».
- Первый ведущий . Интересна история создания знаменитого романса «Я тебя никогда не забуду». Рок-опера «Юнона и Авось», поставленная Марком Захаровым в театре Ленком, рассказывает о судьбе русского графа Николая Резанова, который ощущал невыносимость существования в России и мечтал о торговом походе в Америку. Много лет он бился о царский порог, но получал постоянные отказы.
- Второй ведущий . В порыве он молится Казанской Богоматери и признается в своих самых сокровенных мыслях — он испытывает к ней чувства как к женщине. В это время он слышит над собой голос, который благословляет его. Император дает добро и возлагает на него высокую государственную миссию.
- Третий ведущий . После изнурительного путешествия в Калифорнию, будучи на балу у местного губернатора, Резанов знакомится с его дочерью Кончитой. Графу кажется, что она является земным воплощением мучившей его любви. Кончита отвечает на чувство, но вскоре после тайной помолвки Резанов должен был уехать.
- Первый ведущий . На обратном пути он заболевает горячкой и умирает. Кончита ждала своего любимого 35 лет, после чего постриглась в монахини.
- Второй ведущий . В первоначальном варианте оперы не было романса. Алексей Рыбников не хотел его писать. Но Марк Захаров требовал: «Я хочу что-нибудь такое, с душком».
- Третий ведущий . И Рыбников в сердцах садится за рояль. «Ну что, я буду вот ЭТО играть?» — и начинает играть. Марк Захаров восхищен: «Ух, вот это мне и нужно! Это оставь!»
- Первый ведущий . И романс «Я тебя никогда не забуду» неожиданно стал лейттемой оперы.
- Второй ведущий . Не всегда композиторы сразу находят такие вещи. Но этот романс очень тонко влился в сложную партитуру. Как сказал Андрей Вознесенский о рыбниковской партитуре: «Он аранжировал историю России».
- Звучит романс «Утро туманное».
- Третий ведущий . Бывают стихи-пророчества. Одно из них — стихотворение Ивана Сергеевича Тургенева «В дороге». Под ним стоит дата — ноябрь 1843 г.
- Первый ведущий . Много лет спустя композиторы Ю. Абаза, А, Гедике, Г. Катуар написали каждый свой романс на эти стихи Тургенева. Но особую популярность приобрел в конце XIX — начале XX века романс
- Юлии Абаза. Его воспринимали как отражение любви Тургенева к Полине Виардо — француженке, одной из самых замечательных женщин XIX века.
- Второй ведущий . Великая певица, умная и разносторонне одаренная, хотя и очень некрасивая («Великолепно безобразна!» — воскликнул, увидев ее, один из современников), она для многих стала в каком-то смысле символом женского совершенства.
- Третий ведущий . Иван Тургенев встретился с Полиной Виардо в ноябре 1843 г. во время ее гастролей в России и полюбил. Ей посвящали стихи поэты Плещеев, Бенедиктов, Аполлон Григорьев. Но самым дорогим в России для певицы была любовь к ней Тургенева.
- Первый ведущий . Письма Тургенева к Виардо — потрясающий роман любви, длившийся 40 лет. Настроение романса стало восприниматься как главное настроение этой любви. Тоска и горечь наполняли душу писателя в его странствиях за певицей по Европе.
- Второй ведущий . Они так и не сошлись в семейный союз. Полина Виардо пережила Тургенева на двадцать семь лет и умерла в глубокой старости в 1910 г.
- Третий ведущий . В последние годы жизни она особенно любила вспоминать свои первые встречи с Тургеневым в России и рассказывала внукам, какой это был богатырь, высокий, могучий седой красавец с белоснежной бородой, с ослепительно-синими глазами...
- Звучит романс «Я встретил вас...».
- Первый ведущий . 1823 г. Мюнхен. Русская дипломатическая миссия. Именно здесь познакомились 20-летний дипломат Федор Тютчев и графиня Амалия Лерхенфельд. 15-летняя красавица взяла под свое покровительство превосходно воспитанного, чуть застенчивого молодого человека.
- Второй ведущий . За год знакомства юная графиня настолько очаровала Тютчева, что молодой дипломат решил жениться. Но Федор показался не слишком выгодной партией для родителей Амалии, и предпочтение было отдано сослуживцу Тютчева — секретарю посольства барону Крюденеру.
- Третий ведущий . Но ни Тютчев, ни Амалия не забудут своей юной привязанности и пронесут ее через всю жизнь. С годами они встречались все реже. В июле 1870 г., когда Федор Иванович лечился в Карлсбаде, большой радостью стала для него встреча со своей юностью, с любимой Амалией. Я встретил вас, и все былое В отжившем сердце ожило; Я вспомнил время, время золотое, И сердцу стало так тепло.
- Первый ведущий . Последняя их встреча произошла в марте 1873 г., когда у постели разбитого параличом поэта появилась Амалия Максимилиановна. Лицо его просветлело, на глазах появились слезы. Он долго смотрел на нее, не произнося от волнения ни слова.
- Звучит романс «Очи черные».
- Второй ведущий . Многие музыковеды считают этот романс наиболее известным из огромного массива русских песен и романсов. Уже более 150 лет его исполняют самые известные певцы разных сценических и песенных направлений.
- Третий ведущий . Давно звучит этот романс на разных континентах и в разных странах, на множестве языков и наречий. Многие исполнители зачастую поют этот романс со своими вариантами текста.
- Первый ведущий . Если первая строфа почти у всех текстуально одинакова, то следующие звучат по-разному. Правда, как напоминает сборник «Русский романс на рубеже веков», Федор Иванович Шаляпин изменил не только текст, но и музыкальную редакцию романса, и в этом измененном виде романс приобрел особую популярность.
- Второй ведущий . Обычно в концертах, в нотных изданиях, на этикетках старых грампластинок указывалось, что это — старинный русский или цыганский романс и лишь изредка упоминалось, что автором текста является украинский поэт Евгений Павлович Гребинка.
- Третий ведущий . Стихотворение «Очи черные» было написано автором в 1843 г. на Украине. Вот краткая история его создания.
- Первый ведущий . Однажды, находясь вместе со своим другом Тарасом Шевченко на своей родине в селе Убежище, недалеко от Пирятина, Евгений Гребинка посетил близкого знакомого по Санкт-Петербургу — штабс-капитана Василия Ростенберга, проживавшего в селе Березова Рудка. Там друзья познакомились с внучкой штабс-капитана, черноокой красавицей Марией.
- Второй ведущий . Евгений Гребинка был потрясен огненным взглядом Марии и всем ее изысканным аристократичным обликом. Возвратившись домой, он долго не мог успокоиться и ночью, при свете свечи, «на одном дыхании» написал стихотворение «Черные очи».
- Третий в едущий. Лишь через год поэт признался Марии, что она и есть его возлюбленная, воспетая в этом стихотворении. Увы, счастье семьи, созданной Евгением Гребинкой и Марией, оказалось недолгим — через четыре года после свадьбы поэта не стало...
- Первый ведущий . Еще при жизни Евгения Гребинки это, далеко не единственное, его стихотворение стало широко исполняемым романсом. Об авторстве мелодии никто не задумывался. Романс появился в песенниках лишь в конце 50-х годов XIX в. как цыганский, без указания автора.
- Второй ведущий . Впервые автор музыки романса «Очи черные» был указан в программе юбилейного концерта ярчайшей звезды российской эстрады Вадима Алексеевича Козина в Магадане, где много лет жил певец. В ней автором музыки всемирно известного романса был назван Флориан Герман.
- Третий ведущий . Однако это не совсем точно. Он был автором военного марша, под звуки которого армия Наполеона вторглась в Россию в 1812 г. Мелодия этого марша сохранилась в памяти многих.
- Первый ведущий . А вот кто первым положил проникновенное, глубоко лиричное, интимное стихотворение Евгения Гребинки на музыку этого бывшего марша, осталось неизвестным. Естественно, что музыка при этом была перестроена из маршевой в романсовую.
- Звучит романс «Гори, гори, моя звезда».
- Второй ведущий . Романс "Гори, гори, моя звезда" уникален по количеству легенд, описывающих его создание. Авторство этого романса приписывается и Гумилеву, и Бунину, и даже адмиралу Колчаку...
- Третий ведущий . Но на самом деле авторами романса были ныне забытые авторы Петр Булахов, Владимир Чуевский и Владимир Сабинин.
- Первый ведущий . В январе 1847 г. московские власти решили с размахом отметить 700-летие Москвы. К этой дате приурочили множество творческих конкурсов — народ повально принялся петь и сочинять...
- Второй ведущий . Плюс Рождество: звезда, упоминаемая в романсе, скорее всего не символ, а конкретная рождественская звезда.
- Третий ведущий . Вдобавок, потрясающее научное открытие, сделанное астрономом Леверье — в конце 1846 г. он предсказал существование большой планеты, которую назвал Нептуном. А через два месяца ее увидели в телескоп именно там, где указывал ученый...
- Первый ведущий . В такой атмосфере и появился романс "Гори, гори, моя звезда". Слова написал студент Московского университета юрист Владимир Чуевский, музыку — композитор Петр Булахов...
- Второй ведущий . Романс не сразу стал популярным. В конкурсах он не побеждал, хотя в творческой и студенческой среде исполнялся.
- Третий ведущий . А потом его просто забыли. Вспомнили только в годы первой мировой войны, благодаря аранжировке талантливого певца Владимира Сабинина, добровольца действующей армии.
- Первый ведущий . Сабинин сделал из романса настоящий патриотический гимн, признание в любви единственной заветной звезде — России. В 1915 г. вышла пластинка с сабининской записью романса, и его запела вся страна! Вскоре романс постигла судьба многих истинных шедевров: его окрестили "народным".
- Второй ведущий . Стоит ли удивляться, что в 20-х годах советская власть похоронила "Звезду" в числе первых? Романс был списан в утиль как "белогвардейский". Его исполнение приравнивалось к антисоветской деятельности. Иногда Лемешев и Козловский позволяли себе рискнуть, но и они пели романс чуть ли не подпольно.
- Третий ведущий . «Звезда» вернулась только в 1957 г. в американском фильме «Война и мир». Романс опять стала петь вся Россия. Правда, еще лет 30 его исполняли, не называя авторов.
Караоке
- Ямщик, не гони лошадей (слова: Николай Риттер – музыка: Яков Фельдман)
- Как грустно, туманно кругом, Тосклив, безотраден мой путь, Я прошлое кажется сном, Томит наболевшую грудь! Припев: Ямщик, не гони лошадей! Мне некуда больше спешить, Мне некого больше любить, Ямщик, не гони лошадей! Как жажду средь мрачных равнин Измену забыть и любовь, - Но память, мой злой властелин, Всё будит минувшее вновь! Припев Всё было лишь ложь и обман… Прощай и мечты, и покой! А боль незакрывшихся ран Останется вечно со мной! Припев
- Очи черные
- (слова: Евгений Гребенка – автор музыки неизвестен)
- Очи черные, очи страстные! Очи жгучие и прекрасные! Как люблю я вас! Как боюсь я вас! Знать, увидел вас я в недобрый час! Ох, недаром вы глубины темней! Вижу траур в вас по душе моей, Вижу пламя в вас я победное: Сожжено на нем сердце бедное. Но не грустен я, не печален я, Утешительна мне судьба моя: Все, что лучшего в жизни бог дал нам, В жертву отдал я огневым глазам!
- Я встретил Вас…
- (стихи: Федор Тютчев – автор музыки неизвестен)
- Я встретил Вас – и всё былое В отжившем сердце ожило; Я вспомнил время золотое – И сердцу стало так тепло… Как поздней осени порою Бывают дни, бывает час, Когда повеет вдруг весною И что-то встрепенется в нас. Как после вековой разлуки, Гляжу на Вас как бы во сне, И вот слышнее стали звуки, Не умолкавшие во мне… Тут не одно воспоминанье, Тут жизнь заговорила вновь, - И то же в Вас очарованье, И та ж в душе моей любовь!...
- На заре ты ее не буди
- (стихи: Афанасий Фет – музыка: Александр Варламов)
- На заре ты её не буди, На заре она сладко так спит! Утро дышит у ней на груди, Ярко пышет на ямках ланит. И подушка её горяча И горяч утомительный сон, И, чернеясь, бегут на плеча Косы лентой с обеих сторон. А вчера у окна ввечеру Долго-долго сидела она И следила по тучам игру, Что, скользя, затевала луна. И чем ярче играла луна, И чем громче свистал соловей, Всё бледней становилась она, Сердце билось больней и больней. Оттого-то на юной груди, На ланитах так утро горит. Не буди ж ты её, не буди… На заре она сладко так спит!
- А на последок я скажу
- слова Ахмадулиной Б., музыка Петрова А. А напоследок я скажу...
- А напоследок я скажу:
- Прощай, любить не обязуйся.
- С ума схожу. Иль восхожу
- К высокой степени безумства.
-
- Как ты любил?
- Ты пригубил
- Погибели. Не в этом дело.
- Как ты любил? Ты погубил,
- Но погубил так неумело.
-
- И напоследок я скажу...
- Работу малую висок еще вершит.
- Но пали руки, и стайкою, наискосок,
- Уходят запахи и звуки.
-
- А напоследок я скажу:
- Прощай! Любить не обязуйся.
- С ума схожу. Иль восхожу
- К высокой степени безумства.
-
- Так напоследок я скажу...
Плесните колдовства в хрустальный мрак бокала В расплавленных свечах мерцают зеркала Напрасные слова я выдохну устало Уже погас очаг Ты новый не зажгла
Припев Напрасные слова виньетка ложной сути Напрасные слова нетрудно говорю Напрасные слова уж вы не обессудьте Напрасные слова я скоро догорю
У вашего крыльца не вздрогнет колокольчик Не спутает следов мой торопливый шаг Вы первый миг конца понять мне не позвольте Судьбу напрасных слов не торопясь решать
Придумайте сюжет о нежности и лете Где смятая трава и запах васильков Рассыпанным драже закатятся в столетья Напрасные слова напрасная любовь
Привет Напрасные слова виньетка ложной сути Напрасные слова нетрудно говорю Напрасные слова уж вы не обессудьте Напрасные слова я скоро догорю
У вашего крыльца не вздрогнет колокольчик Не спутает следов мой торопливый шаг Вы первый миг конца понять мне не позвольте Судьбу напрасных слов не торопясь решать
- Ты меня на рассвете разбудишь, Проводить необутая выйдешь,
4. И качнутся бессмысленной высью Пара фраз залетевших отсюда,
Ты меня никогда не забудешь,
Я тебя никогда не увижу,
Ты меня никогда не увидишь.
Я тебя никогда не забуду.
2. Заслонивши тебя от простуды,
Я подумаю: "Боже, Всевышний",
Я тебя никогда не забуду,
Я тебя никогда не увижу.
5. И качнутся бессмысленной высью Пара фраз залетевших отсюда,
Я тебя никогда не увижу,
3. Не мигают, слезятся от ветра Безнадежные карие вишни, Возвращаться - плохая примета,
Я тебя никогда не забуду.
Я тебя никогда не увижу.
- В лунном сиянии
- В лунном сиянье снег серебрится, Вдоль по дороге троечка мчится. Динь-динь-динь, динь-динь-динь — Колокольчик звенит, Этот звон, этот звон О любви говорит. В лунном сиянье ранней весною Помнятся встречи, друг мой, с тобою. Динь-динь-динь, динь-динь-динь — Колокольчик звенел, Этот звон, этот звон О любви сладко пел. Помнятся гости шумной толпою, Личико милой с белой фатою. Динь-динь-динь, динь-динь-динь — Звон бокалов шумит, С молодою женой Мой соперник стоит. В лунном сиянье снег серебрится, Вдоль по дороге троечка мчится. Динь-динь-динь, динь-динь-динь — Колокольчик звенит, Этот звон, этот звон О любви говорит.