СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературное чтение на родном языке 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Литературное чтение на родном языке 4 класс»


Пояснительная записка

       Рабочая программа по родному языку (русскому) для обучающихся 4 класса разработана на основе следующих нормативных документов:

  1. Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  2. Федеральный закон от 03августа.2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;

  3. Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ);

4) Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г.); приказ Министерства образования и науки Российской Федерации  от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577);

5) Авторская программа О.А. Александровой «Русский родной язык. 1-4 классы»;

6) Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Место учебного предмета «Родной язык (русский)» в учебном плане.

     Программа обеспечена следующимучебно-методическим комплектом:

  1. Авторская программа О.А. Александровой, Москва, «Просвещение» 2020 год

  2. Учебное пособие «Русский родной язык», О.А. Александрова и др., 4 класс, Москва, «Просвещение» 2021 год.

Планируемые результаты освоения предмета

Изучение предмета «Родной язык (русский)» в 4-м классе должно обеспечивать достижение предметных результатов освоения курса в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Система планируемых результатов даёт представление о том, какими именно знаниями, умениями, навыками, а также личностными, познавательными, регулятивными и коммуникативными учебными действиями овладеют обучающиеся в ходе освоения содержания учебного предмета «Родной язык (русский)» в 4-м классе.

Предметные результаты изучения учебного предмета «Родной язык (русский)» на уровне начального общего образования ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях.

В конце четвёртого года изучения курса русского родного языка в начальной школе обучающийся научится:

● при реализации содержательной линии «Русский язык: прошлое и настоящее»:

распознавать слова с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношениями между людьми; с качествами и чувствами людей; родственными отношениями);

распознавать русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения в произведениях устного народного творчества и произведениях детской художественной литературы; осознавать уместность употребления эпитетов и сравнений в речи;

использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения слова;

понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;

понимать значение фразеологических оборотов, связанных с изученными темами; осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения;

использовать собственный словарный запас для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;

● при реализации содержательной линии «Язык в действии»:

соотносить собственную и чужую речь с нормами современного русского литературного языка (в рамках изученного);

соблюдать на письме и в устной речи нормы современного русского литературного языка (в рамках изученного);

произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);

выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;

проводить синонимические замены с учётом особенностей текста;

заменять синонимическими конструкциями отдельные глаголы, у которых нет формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени;

выявлять и исправлять в устной речи типичные грамматические ошибки, связанные с нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в числе, роде, падеже; с нарушением координации подлежащего и сказуемого в числе‚ роде (если сказуемое выражено глаголом в форме прошедшего времени);

соблюдать изученные пунктуационные нормы при записи собственного текста;

пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического значения слова;

пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного написания слов;

пользоваться учебным этимологическим словарём для уточнения происхождения слова;

● при реализации содержательной линии «Секреты речи и текста»:

различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;

владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;

использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление;

использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения;

владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и о культуре русского народа;

анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных, выделять наиболее существенные факты, устанавливать логическую связь между фактами;

составлять план текста, не разделённого на абзацы;

пересказывать текст с изменением лица;

создавать тексты-повествования о посещении музеев, об участии в народных праздниках, об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами;

оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

редактировать письменный текст с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной передачи смысла;

соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста; приводить объяснения заголовка текста.

Содержание учебного предмета

Как курс, имеющий частный характер, школьный курс русского родного языка опирается на содержание основного курса, представленного в образовательной области «Русский язык и литературное чтение», сопровождает и поддерживает его. Основные содержательные линии настоящей программы соотносятся с основными содержательными линиями основного курса русского языка в начальной школе, но не дублируют их и имеют преимущественно практико-ориентированный характер.

Целевыми установками данного курса являются:

  • совершенствование у младших школьников как носителей языка способности ориентироваться в пространстве языка и речи, развитие языковой интуиции;

  • изучение исторических фактов развития языка;

  • расширение представлений о различных методах познания языка (учебное лингвистическое мини-исследование, проект, наблюдение, анализ и т. п.);

  • включение учащихся в практическую речевую деятельность.

В соответствии с этим в программе выделяются следующие блоки:

Первый блок – «Русский язык: прошлое и настоящее» – включает содержание, обеспечивающее расширение знаний об истории русского языка, о происхождении слов, об изменениях значений общеупотребительных слов. Данный блок содержит сведения о взаимосвязи языка и истории, языка и культуры народа, сведения о национально-культурной специфике русского языка, об общем и специфическом в языках и культурах русского и других народов России и мира.

Второй блок – «Язык в действии» – включает содержание, обеспечивающее наблюдение за употреблением языковых единиц, развитие базовых умений и навыков использования языковых единиц в учебных и практических ситуациях; формирование первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка, развитие потребности обращаться к нормативным словарям современного русского литературного языка и совершенствование умений пользоваться словарями. Данный блок ориентирован на практическое овладение культурой речи: практическое освоение норм современного русского литературного языка (в рамках изученного); развитие ответственного и осознанного отношения к использованию русского языка во всех сферах жизни.

Третий блок – «Секреты речи и текста» – связан с совершенствованием четырёх видов речевой деятельности в их взаимосвязи, развитием коммуникативных навыков младших школьников (умениями определять цели общения, адекватно участвовать в речевом общении); расширением практики применения правил речевого этикета. Одним из ведущих содержательных центров данного блока является работа с текстами: развитие умений понимать, анализировать предлагаемые тексты и создавать собственные тексты разных функционально-смысловых типов, жанров, стилистической принадлежности.

Четвёртый год обучения

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (5 ч)

Слова, связанные с качествами и чувствами людей (например, добросердечный, доброжелательный, благодарный, бескорыстный); слова, связанные с обучением.

Слова, называющие родственные отношения (например, матушка, батюшка, братец, сестрица, мачеха, падчерица).

Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с качествами, чувствами людей, с учением, с родственными отношениями, занятиями людей (например, от корки до корки; вся семья вместе, так и душа на месте и т. д.). Сравнение с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму.

Русские традиционные эпитеты: уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы.

Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Русские слова в языках других народов.

Проектные задания. Откуда это слово появилось в русском языке? (Приобретение опыта поиска информации о происхождении слов.) Сравнение толкований слов в словаре В. И. Даля и современном толковом словаре. Русские слова в языках других народов.

Раздел 2. Язык в действии (6 ч)

Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).

Трудные случаи образования формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени глаголов (на пропедевтическом уровне). Наблюдение за синонимией синтаксических конструкций на уровне словосочетаний и предложений (на пропедевтическом уровне).

История возникновения и функции знаков препинания (в рамках изученного). Совершенствование навыков правильного пунктуационного оформления текста.

Раздел 3. Секреты речи и текста (6 ч)

Правила ведения диалога: корректные и некорректные вопросы.

Особенности озаглавливания сообщения.

Составление плана текста, не разделённого на абзацы. Информационная переработка прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица.

Создание текста как результата собственной исследовательской деятельности.

Оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Редактирование предложенных и собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов. Практический опыт использования учебных словарей в процессе редактирования текста.

Синонимия речевых формул (на практическом уровне).

Приложение к рабочей программе



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Календарно-тематическое планирование 4 класса

(Литературное чтение на родном (русском) языке 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений, О.М. Александрова, Л.А. Вербицкая., М.: АО, «Просвещение», 2021 год)


№ п/п

Тема урока, курса, модуля

Кол-во часов

Даты

Электронные цифровые образовательные ресурсы

План

Факт


Раздел 1. Мир детства.

19





Я и книги.


5




1

Пословицы о книгах, учёбе. Испокон века книга растит человека.

Роль книги в становлении личности

1



https://st-petersburg.cataloxy.ru

(ООО "АЙ СМАРТ")

2

Д. Н. Мамин -Сибиряк. «Из далёкого прошлого» (глава «Книжка с картинками»)

1



https://interneturok.ru/

(ФГАОУДПО"Академия Минпросвещения России")

3

И.А.Гончаров. “Фрегат “Паллада”

1



Добро пожаловать в Экзамен-Медиа (examen-media.ru)

(ООО"ЭКЗАМЕН-МЕДИА")

4

С. Т. Аксаков «Детские годы Багрова -внука» (фрагмент главы)). «Последовательные воспоминания»)

1



ЯКласс (yaklass.ru)

(ООО "ЯКласс")

5

C.Т. Григорьев. «Детство Суворова» (фрагмент)

1



https://st-petersburg.cataloxy.ru

(ООО "АЙ СМАРТ")


Я взрослею.


4




6

Скромность красит человека. Пословицы о скромности. И. П. Токмакова. «Разговор татарника и спорыша»

1



https://interneturok.ru/

(ФГАОУДПО"Академия Минпросвещения России")

7

Е. В. Клюев. «Шагом марш»

1



https://st-petersburg.cataloxy.ru

(ООО "АЙ СМАРТ")

8

Любовь всё побеждает. Нравственно-этические ценности.

Б. П. Екимов. «Ночь исцеления»

1



Добро пожаловать в Экзамен-Медиа (examen-media.ru)

(ООО"ЭКЗАМЕН-МЕДИА")

9

И. С. Тургенев. «Голуби»

1



ЯКласс (yaklass.ru)

(ООО "ЯКласс")


Я и моя семья

6




10

Такое разное детство. К. В. Лукашевич. «Моё милое детство» (фрагмент)

1



ЯКласс (yaklass.ru)

(ООО "ЯКласс")

11

М. В. Водопьянов. «Полярный лётчик» (главы «Маленький

мир»)

1



https://interneturok.ru/

(ФГАОУДПО"Академия Минпросвещения России")

12

М. В. Водопьянов. «Полярный лётчик» (главы

«Мой первый „полёт”»)

1



Добро пожаловать в Экзамен-Медиа (examen-media.ru)

(ООО"ЭКЗАМЕН-МЕДИА")

13

Е. Н. Верейская. «Три девочки» (фрагмент)

1



ЯКласс (yaklass.ru)

(ООО "ЯКласс")

14

О. В. Колпакова. «Большое сочинение про бабушку» (главы «Про печку»)

1



ЯКласс (yaklass.ru)

(ООО "ЯКласс")

15

О. В. Колпакова «Большое сочинение про бабушку» (главы «Про чистоту»)

1



https://interneturok.ru/

(ФГАОУДПО"Академия Минпросвещения России")


Я фантазирую и мечтаю.

4




16

Придуманные миры и страны

1



Добро пожаловать в Экзамен-Медиа (examen-media.ru)

(ООО"ЭКЗАМЕН-МЕДИА")

17

Т. В. Михеева. «Асино лето» (фрагмент)

1



https://st-petersburg.cataloxy.ru

(ООО "АЙ СМАРТ")

18

В. П. Крапивин. «Голубятня на желтой поляне» (фрагменты)

1



ЯКласс (yaklass.ru)

(ООО "ЯКласс")

19

В. П. Крапивин. «Голубятня в Орехове» (фрагменты)

1



ЯКласс (yaklass.ru)

(ООО "ЯКласс")

Раздел 2. Россия – Родина моя.

15




Люди земли Русской.

5




20

Е. В. Мурашова. «Афанасий Никитин» (глава «Каффа»)

1



https://interneturok.ru/

(ФГАОУДПО"Академия Минпросвещения России")

21

К.И.Кунин «За три моря»

1



ЯКласс (yaklass.ru)

(ООО "ЯКласс")

22

А.Никитин «Хождение за три моря»

1



https://st-petersburg.cataloxy.ru

(ООО "АЙ СМАРТ")

23

Ю. М. Нагибин. «Маленькие рассказы о большой судьбе»

(глава «В школу»)

1



Добро пожаловать в Экзамен-Медиа (examen-media.ru)

(ООО"ЭКЗАМЕН-МЕДИА")

24

В.А. Гагарин. «Мой брат Юрий»

1



ЯКласс (yaklass.ru)

(ООО "ЯКласс")


Что мы Родиной зовём.


4




25

Широка страна моя родная. А. Д. Дорофеев. «Веретено»

1



https://interneturok.ru/

(ФГАОУДПО"Академия Минпросвещения России")

26

Сказ о валдайских колокольчиках

1



ЯКласс (yaklass.ru)

(ООО "ЯКласс")

27

В. Г. Распутин. «Саяны»

1



https://st-petersburg.cataloxy.ru

(ООО "АЙ СМАРТ")

28

А. С. Зеленин. «Мамкин Василёк» (фрагмент)

1



Добро пожаловать в Экзамен-Медиа (examen-media.ru)

(ООО"ЭКЗАМЕН-МЕДИА")


О родной природе

6




29

Под дыханьем непогоды. Русские народные загадки о ветре, морозе, грозе

1



ЯКласс (yaklass.ru)

(ООО "ЯКласс")

30

А. Н. Апухтин. «Зимой».

В. Д. Берестов. «Мороз»

1



https://interneturok.ru/

(ФГАОУДПО"Академия Минпросвещения России")

31

А. Н. Майков. «Гроза». М.М. Зощенко. «Гроза»

1



Добро пожаловать в Экзамен-Медиа (examen-media.ru)

(ООО"ЭКЗАМЕН-МЕДИА")

32

Годовая контрольная работа

1



ЯКласс (yaklass.ru)

(ООО "ЯКласс")

33

Н. М. Рубцов. «Во время грозы». А.А. Блок. «После грозы»

1



https://interneturok.ru/

(ФГАОУДПО"Академия Минпросвещения России")

34

М.Д. Яснов «Ветер, ветер, ветер». В.А.Солоухин. «Ветер»

1



ЯКласс (yaklass.ru)

(ООО "ЯКласс")

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

ПО ПРОГРАММЕ

34