Пояснительная записка
Рабочая программа по родному языку (русскому) для обучающихся 4 класса разработана на основе следующих нормативных документов:
Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный закон от 03августа.2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;
Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ);
4) Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г.); приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577);
5) Авторская программа О.А. Александровой «Русский родной язык. 1-4 классы»;
6) Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Место учебного предмета «Родной язык (русский)» в учебном плане.
Программа обеспечена следующимучебно-методическим комплектом:
Авторская программа О.А. Александровой, Москва, «Просвещение» 2020 год
Учебное пособие «Русский родной язык», О.А. Александрова и др., 4 класс, Москва, «Просвещение» 2021 год.
Планируемые результаты освоения предмета
Изучение предмета «Родной язык (русский)» в 4-м классе должно обеспечивать достижение предметных результатов освоения курса в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Система планируемых результатов даёт представление о том, какими именно знаниями, умениями, навыками, а также личностными, познавательными, регулятивными и коммуникативными учебными действиями овладеют обучающиеся в ходе освоения содержания учебного предмета «Родной язык (русский)» в 4-м классе.
Предметные результаты изучения учебного предмета «Родной язык (русский)» на уровне начального общего образования ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях.
В конце четвёртого года изучения курса русского родного языка в начальной школе обучающийся научится:
● при реализации содержательной линии «Русский язык: прошлое и настоящее»:
распознавать слова с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношениями между людьми; с качествами и чувствами людей; родственными отношениями);
распознавать русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения в произведениях устного народного творчества и произведениях детской художественной литературы; осознавать уместность употребления эпитетов и сравнений в речи;
использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения слова;
понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;
понимать значение фразеологических оборотов, связанных с изученными темами; осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения;
использовать собственный словарный запас для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
● при реализации содержательной линии «Язык в действии»:
соотносить собственную и чужую речь с нормами современного русского литературного языка (в рамках изученного);
соблюдать на письме и в устной речи нормы современного русского литературного языка (в рамках изученного);
произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;
проводить синонимические замены с учётом особенностей текста;
заменять синонимическими конструкциями отдельные глаголы, у которых нет формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени;
выявлять и исправлять в устной речи типичные грамматические ошибки, связанные с нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в числе, роде, падеже; с нарушением координации подлежащего и сказуемого в числе‚ роде (если сказуемое выражено глаголом в форме прошедшего времени);
соблюдать изученные пунктуационные нормы при записи собственного текста;
пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического значения слова;
пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного написания слов;
пользоваться учебным этимологическим словарём для уточнения происхождения слова;
● при реализации содержательной линии «Секреты речи и текста»:
различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;
владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление;
использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения;
владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и о культуре русского народа;
анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных, выделять наиболее существенные факты, устанавливать логическую связь между фактами;
составлять план текста, не разделённого на абзацы;
пересказывать текст с изменением лица;
создавать тексты-повествования о посещении музеев, об участии в народных праздниках, об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами;
оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
редактировать письменный текст с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной передачи смысла;
соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста; приводить объяснения заголовка текста.
Содержание учебного предмета
Как курс, имеющий частный характер, школьный курс русского родного языка опирается на содержание основного курса, представленного в образовательной области «Русский язык и литературное чтение», сопровождает и поддерживает его. Основные содержательные линии настоящей программы соотносятся с основными содержательными линиями основного курса русского языка в начальной школе, но не дублируют их и имеют преимущественно практико-ориентированный характер.
Целевыми установками данного курса являются:
совершенствование у младших школьников как носителей языка способности ориентироваться в пространстве языка и речи, развитие языковой интуиции;
изучение исторических фактов развития языка;
расширение представлений о различных методах познания языка (учебное лингвистическое мини-исследование, проект, наблюдение, анализ и т. п.);
включение учащихся в практическую речевую деятельность.
В соответствии с этим в программе выделяются следующие блоки:
Первый блок – «Русский язык: прошлое и настоящее» – включает содержание, обеспечивающее расширение знаний об истории русского языка, о происхождении слов, об изменениях значений общеупотребительных слов. Данный блок содержит сведения о взаимосвязи языка и истории, языка и культуры народа, сведения о национально-культурной специфике русского языка, об общем и специфическом в языках и культурах русского и других народов России и мира.
Второй блок – «Язык в действии» – включает содержание, обеспечивающее наблюдение за употреблением языковых единиц, развитие базовых умений и навыков использования языковых единиц в учебных и практических ситуациях; формирование первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка, развитие потребности обращаться к нормативным словарям современного русского литературного языка и совершенствование умений пользоваться словарями. Данный блок ориентирован на практическое овладение культурой речи: практическое освоение норм современного русского литературного языка (в рамках изученного); развитие ответственного и осознанного отношения к использованию русского языка во всех сферах жизни.
Третий блок – «Секреты речи и текста» – связан с совершенствованием четырёх видов речевой деятельности в их взаимосвязи, развитием коммуникативных навыков младших школьников (умениями определять цели общения, адекватно участвовать в речевом общении); расширением практики применения правил речевого этикета. Одним из ведущих содержательных центров данного блока является работа с текстами: развитие умений понимать, анализировать предлагаемые тексты и создавать собственные тексты разных функционально-смысловых типов, жанров, стилистической принадлежности.
Четвёртый год обучения
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (5 ч)
Слова, связанные с качествами и чувствами людей (например, добросердечный, доброжелательный, благодарный, бескорыстный); слова, связанные с обучением.
Слова, называющие родственные отношения (например, матушка, батюшка, братец, сестрица, мачеха, падчерица).
Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с качествами, чувствами людей, с учением, с родственными отношениями, занятиями людей (например, от корки до корки; вся семья вместе, так и душа на месте и т. д.). Сравнение с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму.
Русские традиционные эпитеты: уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы.
Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Русские слова в языках других народов.
Проектные задания. Откуда это слово появилось в русском языке? (Приобретение опыта поиска информации о происхождении слов.) Сравнение толкований слов в словаре В. И. Даля и современном толковом словаре. Русские слова в языках других народов.
Раздел 2. Язык в действии (6 ч)
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).
Трудные случаи образования формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени глаголов (на пропедевтическом уровне). Наблюдение за синонимией синтаксических конструкций на уровне словосочетаний и предложений (на пропедевтическом уровне).
История возникновения и функции знаков препинания (в рамках изученного). Совершенствование навыков правильного пунктуационного оформления текста.
Раздел 3. Секреты речи и текста (6 ч)
Правила ведения диалога: корректные и некорректные вопросы.
Особенности озаглавливания сообщения.
Составление плана текста, не разделённого на абзацы. Информационная переработка прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица.
Создание текста как результата собственной исследовательской деятельности.
Оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Редактирование предложенных и собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов. Практический опыт использования учебных словарей в процессе редактирования текста.
Синонимия речевых формул (на практическом уровне).
Приложение к рабочей программе
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Календарно-тематическое планирование 4 класса
(Литературное чтение на родном (русском) языке 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений, О.М. Александрова, Л.А. Вербицкая., М.: АО, «Просвещение», 2021 год)
№ п/п | Тема урока, курса, модуля | Кол-во часов | Даты | Электронные цифровые образовательные ресурсы |
План | Факт |
| Раздел 1. Мир детства. | 19 | | | |
| Я и книги. | 5 | | | |
1 | Пословицы о книгах, учёбе. Испокон века книга растит человека. Роль книги в становлении личности | 1 | | | https://st-petersburg.cataloxy.ru (ООО "АЙ СМАРТ") |
2 | Д. Н. Мамин -Сибиряк. «Из далёкого прошлого» (глава «Книжка с картинками») | 1 | | | https://interneturok.ru/ (ФГАОУДПО"Академия Минпросвещения России") |
3 | И.А.Гончаров. “Фрегат “Паллада” | 1 | | | Добро пожаловать в Экзамен-Медиа (examen-media.ru) (ООО"ЭКЗАМЕН-МЕДИА") |
4 | С. Т. Аксаков «Детские годы Багрова -внука» (фрагмент главы)). «Последовательные воспоминания») | 1 | | | ЯКласс (yaklass.ru) (ООО "ЯКласс") |
5 | C.Т. Григорьев. «Детство Суворова» (фрагмент) | 1 | | | https://st-petersburg.cataloxy.ru (ООО "АЙ СМАРТ") |
| Я взрослею. | 4 | | | |
6 | Скромность красит человека. Пословицы о скромности. И. П. Токмакова. «Разговор татарника и спорыша» | 1 | | | https://interneturok.ru/ (ФГАОУДПО"Академия Минпросвещения России") |
7 | Е. В. Клюев. «Шагом марш» | 1 | | | https://st-petersburg.cataloxy.ru (ООО "АЙ СМАРТ") |
8 | Любовь всё побеждает. Нравственно-этические ценности. Б. П. Екимов. «Ночь исцеления» | 1 | | | Добро пожаловать в Экзамен-Медиа (examen-media.ru) (ООО"ЭКЗАМЕН-МЕДИА") |
9 | И. С. Тургенев. «Голуби» | 1 | | | ЯКласс (yaklass.ru) (ООО "ЯКласс") |
| Я и моя семья | 6 | | | |
10 | Такое разное детство. К. В. Лукашевич. «Моё милое детство» (фрагмент) | 1 | | | ЯКласс (yaklass.ru) (ООО "ЯКласс") |
11 | М. В. Водопьянов. «Полярный лётчик» (главы «Маленький мир») | 1 | | | https://interneturok.ru/ (ФГАОУДПО"Академия Минпросвещения России") |
12 | М. В. Водопьянов. «Полярный лётчик» (главы «Мой первый „полёт”») | 1 | | | Добро пожаловать в Экзамен-Медиа (examen-media.ru) (ООО"ЭКЗАМЕН-МЕДИА") |
13 | Е. Н. Верейская. «Три девочки» (фрагмент) | 1 | | | ЯКласс (yaklass.ru) (ООО "ЯКласс") |
14 | О. В. Колпакова. «Большое сочинение про бабушку» (главы «Про печку») | 1 | | | ЯКласс (yaklass.ru) (ООО "ЯКласс") |
15 | О. В. Колпакова «Большое сочинение про бабушку» (главы «Про чистоту») | 1 | | | https://interneturok.ru/ (ФГАОУДПО"Академия Минпросвещения России") |
| Я фантазирую и мечтаю. | 4 | | | |
16 | Придуманные миры и страны | 1 | | | Добро пожаловать в Экзамен-Медиа (examen-media.ru) (ООО"ЭКЗАМЕН-МЕДИА") |
17 | Т. В. Михеева. «Асино лето» (фрагмент) | 1 | | | https://st-petersburg.cataloxy.ru (ООО "АЙ СМАРТ") |
18 | В. П. Крапивин. «Голубятня на желтой поляне» (фрагменты) | 1 | | | ЯКласс (yaklass.ru) (ООО "ЯКласс") |
19 | В. П. Крапивин. «Голубятня в Орехове» (фрагменты) | 1 | | | ЯКласс (yaklass.ru) (ООО "ЯКласс") |
Раздел 2. Россия – Родина моя. | 15 | | | |
Люди земли Русской. | 5 | | | |
20 | Е. В. Мурашова. «Афанасий Никитин» (глава «Каффа») | 1 | | | https://interneturok.ru/ (ФГАОУДПО"Академия Минпросвещения России") |
21 | К.И.Кунин «За три моря» | 1 | | | ЯКласс (yaklass.ru) (ООО "ЯКласс") |
22 | А.Никитин «Хождение за три моря» | 1 | | | https://st-petersburg.cataloxy.ru (ООО "АЙ СМАРТ") |
23 | Ю. М. Нагибин. «Маленькие рассказы о большой судьбе» (глава «В школу») | 1 | | | Добро пожаловать в Экзамен-Медиа (examen-media.ru) (ООО"ЭКЗАМЕН-МЕДИА") |
24 | В.А. Гагарин. «Мой брат Юрий» | 1 | | | ЯКласс (yaklass.ru) (ООО "ЯКласс") |
| Что мы Родиной зовём. | 4 | | | |
25 | Широка страна моя родная. А. Д. Дорофеев. «Веретено» | 1 | | | https://interneturok.ru/ (ФГАОУДПО"Академия Минпросвещения России") |
26 | Сказ о валдайских колокольчиках | 1 | | | ЯКласс (yaklass.ru) (ООО "ЯКласс") |
27 | В. Г. Распутин. «Саяны» | 1 | | | https://st-petersburg.cataloxy.ru (ООО "АЙ СМАРТ") |
28 | А. С. Зеленин. «Мамкин Василёк» (фрагмент) | 1 | | | Добро пожаловать в Экзамен-Медиа (examen-media.ru) (ООО"ЭКЗАМЕН-МЕДИА") |
| О родной природе | 6 | | | |
29 | Под дыханьем непогоды. Русские народные загадки о ветре, морозе, грозе | 1 | | | ЯКласс (yaklass.ru) (ООО "ЯКласс") |
30 | А. Н. Апухтин. «Зимой». В. Д. Берестов. «Мороз» | 1 | | | https://interneturok.ru/ (ФГАОУДПО"Академия Минпросвещения России") |
31 | А. Н. Майков. «Гроза». М.М. Зощенко. «Гроза» | 1 | | | Добро пожаловать в Экзамен-Медиа (examen-media.ru) (ООО"ЭКЗАМЕН-МЕДИА") |
32 | Годовая контрольная работа | 1 | | | ЯКласс (yaklass.ru) (ООО "ЯКласс") |
33 | Н. М. Рубцов. «Во время грозы». А.А. Блок. «После грозы» | 1 | | | https://interneturok.ru/ (ФГАОУДПО"Академия Минпросвещения России") |
34 | М.Д. Яснов «Ветер, ветер, ветер». В.А.Солоухин. «Ветер» | 1 | | | ЯКласс (yaklass.ru) (ООО "ЯКласс") |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 | | | |