Литературное чтение 1 класс
ТЕМА: «К.Ушинский «Наше Отечество»
Цель: 1. Познакомить учащихся с атрибутами власти РФ.
2. Развивать умение выразительного чтения, толкования устаревших слов; развивать связную речь.
3. Воспитывать любовь к отечеству, патриотизм.
Организация начала урока.
– Проверим готовность к уроку. Прочитайте чистоговорки.
Ла-ла-ла: отвесная скала.
Лу-лу-лу: обойдем скалу.
Лы-лы-лы: сели слева от скалы.
Ло-ло-ло: в лодке есть весло.
Ла-ла-ла: маму ждут дела.
Лу-лу-лу: мусор на полу.
Лы-лы-лы: подмели полы.
Ло-ло-ло:маме весело.
1. Проверка домашнего задания.
- От чьего лица обращается к нам писатель? От своего или от лица ребенка, который недавно научился читать?
- Какие слова нужно выделить голосом в первой строчке? Почему?
Дети (несколько человек по очереди) декламируют стихотворение, стараясь убедить слушателей в том, что написано автором.
- Любите ли вы читать? Почему? А слушать, когда читают другие?
- Назовите свои любимые книги, желательно с фамилиями тех, кто их написал. За что вы любите именно эти книги?
2. Подготовка к восприятию.
Сегодня мы познакомимся с первым разделом «Читая - думаем».
- Так чему же мы будем учиться, знакомясь с произведениями этого раздела?
- Как вы понимаете выражение: «Мать - святорусская земля»?
Далее проводится небольшая беседа по теме предстоящего чтения.
Учитель предлагает прочитать название произведения и рассмотреть рисунки, находящиеся на этой странице.
По названию делается предположение о теме произведения:
- О чем произведение, которое мы будем читать?
- Как вы понимаете слово «Отечество»?
- Как еще называют место, где родился и вырос человек?
(Родина.)
- Что изображено слева от названия произведения? (Российский флаг.)
- Что находится справа от названия? (Герб России.)
- Герб России - главный символ, знак нашей страны. Двуглавый орел, изображенный на гербе, - сильная и гордая птица, одна голова которой смотрит на запад, а другая - на восток. Ведь Россия расположена в двух частях света - Европе и Азии.
Желательно показать детям названные части света на карте. Если имеется такая возможность, учитель предлагает детям послушать российский гимн, главную торжественную песню нашей страны, выражающую идею государственного единства.
Примечание: учитель при желании может более подробно рассказать о символике России, однако на уроке чтения в начале 2 класса более детальное рассмотрение этого вопроса необязательно ввиду его тщательного изучения на четвертом году обучения.
ФИЗМИНУТКА
Работа по теме урока.
Сегодня мы будем читать рассказ, который написал великий русский педагог и писатель Константин Дмитриевич Ушинский. Он очень любил свою Родину, восхищался красотой природы, с интересом наблюдал за жизнью животного мира, и всё это передавал в рассказах, которые писал для детей. Константин Дмитриевич побывал во многих странах – Франции, Бельгии, Швейцарии, Германии, и везде записывал свои наблюдения. Собрав приличный материал, он написал книги «Детский мир» и «Родное слово», а также руководство для учителей и родителей.
Работа по учебнику с.86-87
Прочитайте два раза текст « Наше Отечество» .
- Почему мы зовем Россию Отечеством?
- Почему мы зовем нашу страну Родиной?
- Есть ли разница между словами Родина и Отечество?
- Наше отечество, наша родина — матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились. В ней говорят родным нам языком, и всё в ней для нас родное; а матерью — потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать она защищает и бережёт нас от всяких врагов.
Напечатайте слова Родина и Отечество в тетрадь по чтению и схемы к ним. Схемы закрасьте, выделяя гласные и согласные звуки нужным цветом.
ФИЗМИНУТКА
Соедините начало и конец пословицы, что означает каждая из них.
Родина – мать, Жить – Всякому мила Береги землю родимую, | Родине служить. своя сторона. как мать любимую. умей за неё постоять. |
Подведение итогов
– Что нового узнали на уроке?