СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературно-музыкальная композиция по творчеству А.В.Кольцова для учащихся 8 – 9 классов

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Любо жить мне на земле!»

 

____________________________________________________________________

 

Литературно-музыкальная композиция

 по творчеству А.В.Кольцова

для учащихся 8 – 9 классов

составил учитель МКОУ Казинской основной общеобразовательной школы

Семилукского муниципального района Воронежской области

Канаева Маргарита Владимировна ________________________________________________________________

 

Оформление: на стенах висят фотографии, иллюстрирующие жизнь и творчество А.В.Кольцова. На сцене в виде обрамления предметы быта 19 века, в виде фона портрет А.В.Кольцова с датами жизни и тема литературно-музыкальной композиции.

 

 

Действующие лица.

ВЕДУЩИЕ (1) и (2)

ЧТЕЦЫ

____________________________________________________________________

 

Заставка. (Звучит отрывок  романса «Так и рвётся душа» (А.Варламов))

 

ВЕДУЩИЙ (1): Нынешний год – особенный, кольцовский, 200 лет тому назад в Воронежском крае родился Алексей Кольцов – великий поэт земли русской!

 

ВЕДУШИЙ (2): «Сила гениального таланта, основана на живом, неразрывном единстве человека с поэтом. Тут замечательность таланта происходит от замечательности человека как личности…» -  писал о Кольцове Белинский.

 

ВЕДУЩИЙ (1): «Он был более поэтом возможного и будущего, чем поэтом действительного и настоящего», - писал о Кольцове Майков.

 

ВЕДУЩИЙ (2): «Он, носил в себе элементы  русского духа, в особенности – страшную  силу в страдании и в наслаждении, способность бешено предаваться и печали, и веселию, и вместо того, чтобы падать под временем самого отчаяния, способность находить в нём какое-то буйное, удалое, размашистое упоение»

 

(Звучит отрывок из романса «Соловьём залётным» (музыка народная).)

 

 

ВЕДУЩИЙ (1): Без любви нет поэта. Светлое, прекрасное чувство подвигает творчество.

 

ВЕДУЩИЙ (2): Любовью пронизано всё творчество поэта. Особый след оставила в душе Кольцова первая трагическая любовь к Дуняше. Ей он посвящал свои стихи.

 

(Звучит отрывок из романса «Разлука»)

 

ЧТЕЦ: («Разлука»)

На заре туманной юности

Всей душой любил я милую;

Был у ней в глазах небесный свет,

На лице горел любви огонь.

 

Что пред ней ты, утро майское,

Ты дубрава-мать зелёная,

Степь-трава – парча шёлковая,

Заря-вечер, ночь-волшебница!

 

Хороши вы – когда нет её,

Когда с вами делишь грусть свою,

А при ней вас, - хоть бы не было;

С ней зима – весна, ночь – ясный день.

 

Ведущий (1): Дуняше Кольцов посвятил много стихов: «Первая любовь», «Не шуми ты, рожь», «Если встречусь с тобой»

 

ЧТЕЦ:

Если встречусь с тобой

Иль увижу тебя –

Что за трепет, за огнь

Разольётся в груди.

 

Если взглянешь, душа,

Я горю и дрожу,

И бесчувствен и нем

Пред тобою стою!

 

Если молвишь мне что,

Я на речи твои,

На приветы твои

Что сказать – не сыщу

……………………….

Дева-радость души,

Это жизнь – мы живём!

Не хочу я другой

Жизни в жизни моей!

 

(Звучит отрывок из романса «Если встречусь с тобой» (А.Дюбюк))

 

ВЕДУЩИЙ (1): «Поэзия земледельческого труда – не пустое слово. В русской литературе есть писатель, которого невозможно иначе назвать, как поэтом земледельческого труда – исключительно.

         Это – Кольцов», - писал о Кольцове Глеб Успенский.

 

ВЕДУЩИЙ (2): «В целой русской литературе едва ли найдётся что-либо, даже издали подходящее к этой песне, производящее на  душу столь могучее впечатление», - писал в 1856 году Салтыков-Щедрин.

 

ВЕДУЩИЙ (1): Глеб Успенский противопоставил Кольцова – Пушкину: «Никто, не исключая и самого Пушкина, не трогал таких поэтических струн народной души, народного миросозерцания. Спрашиваем, что могло бы вдохновить хотя бы и Пушкина при виде пашущего пашню мужика, его клячи и сохи?... Придёт ли ему в голову, что этот кое-как в отрепья одетый раб, влачащийся по браздам босиком, бредущий со своей клячонкой, чтобы он мог чувствовать в минуту этого тяжёлого труда что-либо, кроме своей тяжести?»

 

ВЕДУЩИЙ (2): Дело в том, что у Пушкина в тоже знаменитой «деревне» раб «влачится по браздам», а у  Кольцова в «Песне пахаря» пашет свободный человек, свободный в той мере, в какой сумел сохранить внутреннюю свободу даже в страшном рабстве.

 

ЧТЕЦ: («Песня пахаря»)

 

Весело на пашне.

Ну, тащися, сивка!

Я сам-друг с тобою,

Слуга и хозяин.

 

Весело я лажу

Борону и соху,

Телегу готовлю,

Зёрна насыпаю.

 

Весело гляжу я

На гумно, на скирды,

Молочу и вею…

Ну! Тащися, сивка!

 

Пашенку мы рано

С сивкою распашем,

Зёрнышку сготовим

Колыбель святую.

 

ВЕДУЩИЙ (1): Кольцов встречался с Александром Сергеевичем Пушкиным. Современник писал о его первом визите к Пушкину: «Казалось, говорил Кольцов, Пушкин предчувствовал свою близкую кончину и спешил воспользоваться кратким временем, назначенным ему судьбою, трудился день и ночь, никуда не выезжал и никого к себе не принимал, исключая самых  коротких своих друзей. Едва Кольцов сказал ему своё имя, как Пушкин схватил его за руку и сказал: «Здравствуй, любезный друг, я давно желал тебя видеть»

 

ВЕДУЩИЙ (2): В пушкинском «Современнике было опубликовано одно из лучших стихотворений Кольцова – «Урожай»

 

 

ЧТЕЦ:

 

Красным полымем

Заря вспыхнула;

По лицу земли

Туман стелется;

 

Разгорелся день

Огнём солнечным,

Подобрал туман

Выше темя гор;

 

Нагустил его

В тучу чёрную;

Туча чёрная

Понахмурилась

 

Понахмурилась,

Что задумалась,

Словно вспомнила

Свою родину…

 

ВЕДУЩИЙ(1): После трагической смерти А.В.Пушкина  Кольцов писал: «Александр Сергеевич Пушкин помер; у нас его уже более нету!... Едва взошло русское солнце, едва осветило широкую русскую землю небес вдохновенным блеском, огня животворной силой… Прострелено  солнце».

 

ВЕДУЩИЙ (2): Памяти Пушкина Алексей Кольцов посвятил стихотворение «Лес»

 

ЧТЕЦ:

Что, дремучий лес,

Призадумался,

Грустью тёмною

Затуманился?

…………………

Ты стоишь – поник

И не ратуешь

С мимолётною

Тучей-бурею

 

Густолиственный

Твой зелёный шлем

Буйный вихрь сорвал –

И развеял в прах.

 

Плащ упал к ногам

И рассыпался…

Ты стоишь – поник

И не ратуешь.

 

ВЕДУЩИЙ (1): Вольность связана у Кольцова с образом сокола. Этот образ звучит в «Стеньке Разине», «Тоске по воле» и особенно в «Думе сокола»

 

(Звучит отрывок романса «Дума сокола».)

 

ЧТЕЦ: («Дума Сокола»)

 

Долго ль буду я

Сиднем дома жить,

Мою молодость

Ни за что губить?

 

Долго ль буду я

Под окном сидеть,

По дорожке вдаль

День и ночь глядеть?

 

Иль у сокола

Крылья связаны,

Иль пути ему

Все заказаны?

……………..

Со двора пойду,

Куда путь лежит,

А жить стану там,

Где уж бог велит!

 

ВЕДУЩИЙ (2): Тема вольности развита у поэта и в «Песне бобыля», ставшей народной песней.

 

(Звучит отрывок из «Песни бобыля»)

 

ВЕДУЩИЙ (1): Стихи Кольцова музыкальны. «Русские звуки поэзии Кольцова должны породить много новых мотивов национальной музыки». Писал Белинский. Кольцов  собирал  оперные либретто и сам очень хотел написать либретто для оперы, а его «Хуторок» является как бы «маленькой оперой». 

 

ВЕДУЩИЙ (2): Алексей Кольцов часто бывал на даче Башкирцева, в один из вечеров на даче его сестрой Анисьей был впервые исполнен романс на стихотворение «Хуторок».

 

ЧТЕЦ: («Хуторок»)

 

За рекой, на горе,

Лес зелёный шумит,

Под горой, за рекой,

Хуторочек стоит.

 

В том лесу соловей

Громко песни поёт;

Молодая вдова

В хуторочке живёт.

 

ВЕДУЩИЙ (1): Кольцов писал: «Нет голоса в душе быть купцом, а всё мне говорит душа день и ночь, хочет бросить все занятия торговли – и сесть в горницу, читать, учиться. Мне бы хотелось теперь сначала поучить хорошенько свою русскую историю, потом естественную, всемирную, потом выучиться по-немецки, читать Шекспира, Гёте, Байрона, Гегеля, прочесть астрономию, географию, ботанику, физиологию, зоологию, Библию, Евангелие… Все мои желания, и, кроме их, у меня ничего нет. Может быть, это бред души, больной  и слабой, но мне  бы всё-таки хотелось бы это  сделать, и я уже начал понемногу и кое-что прочёл».

 

ВЕДУЩИЙ (2): «Да надо, непременно изучить живопись и скульптуру. Они вещи чудесные, и для человека, который пишет стихи, особенно необходимы».

 

ВЕДУЩИЙ (1): Кольцов общался со многими художниками, особенно с Венециановым. Любил Кольцова и Карл Брюллов. В 1838 году Кольцов написал стихотворение «Мир музыки».

 

ЧТЕЦ: («Мир музыки»)

В стройных звуках льются песни

Гармоничной волной;

По душе волшебно ходят

И проходят с быстротой.

 

Полечу я вслед за ними;

Погружуся в них душой;

В очарованном забвенье

Позабуду мир земной.

 

Сколько звуков, сколько песен

Раздалося вновь во мне!

Сколько образов чудесных

Оживилось в вышине!

 

Между них она, младая,

Заблистала красотой!

Чистой пламенной любовью

Озарился мир земной…

 

Улетайте ж в небо, звуки,

Сокрывайтеся вдали!

Здесь я с нею, здесь я счастлив,

Любо жить мне на земле!

 

ВЕДУЩИЙ (1): Современный поэт Леонид Мартынов писал: «Не сомневаюсь, Кольцова будут петь, зная или не зная, что это Кольцов. А читать, по-моему, будут даже с большим интересом, чем ныне».

 

ВЕДУЩИЙ (2): 26 августа 1857 года Лев Толстой занёс в свой дневник: «Читал Кольцова. Прелесть и сила необъятная…»

 

(Звучит отрывок из романса «Ты не пой, соловей» (А.Варламов))

 

ВЕДУЩИЙ (1): Кольцовские стихи дышат русской силой. Особенно, когда говорится о степи.

 

ЧТЕЦ: («Степь»)

 

Ах ты, степь моя,

Степь привольная,

Широко ты, степь,

Пораскинулась,

К морю Чёрному

Понадвинулась!

В гости я к тебе

Не один пришёл:

Я пришёл сам-друг

С косой вострою;

Мне давно гулять

По траве степной

Вдоль и поперёк

С ней хотелося…

 

ВЕДУЩИЙ (1): Белинский писал: «Такова была жизнь этого человека. Рождённый для жизни, он исполнен был необыкновенных сил и для наслаждения ею, и для борьбы с нею; а жить для него - значило чувствовать и мыслить, стремиться и познавать».

 

Заставка. (Звучит отрывок  романса «Так и рвётся душа» (А.Варламов))

____________________________________________________________________

 

 

Использованная литература:

 

  1. Верещагина Л.И. Любовь – надежда на спасение. /Читаем, учимся, играем. 7.2009, стр. 14 – 17.
  2. Кольцов А.В. Сочинения. Л. 1984.
  3. Кольцов А.В. Стихотворения. Письма к В.Г.Белинскому. Воронеж, 1984.
  4. Ласунский О. «Пишу не для мгновенной славы…» / Кольцов А.В. Стихотворения. Письма к В.Г.Белинскому. Воронеж, 1984, стр. 5 – 29.
  5. Ласунский О. Литературная прогулка по Воронежу. Воронеж, 1985.
  6. Скатов Н. Алексей Кольцов. // Кольцов А.В. Сочинения. Л. 1984.
  7. Скатов Н. Кольцов. М. 1989.
  8. Скатов Н.Н. «Он был более поэтом будущего» //Литература в школе. 10.2009, стр. 2 – 4

 

При работе использованы записи романсов из фонотеки Специальной городской библиотеки искусств им. А.С.Пушкина (Воронеж, ул. Куцыгина, д.6)