СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лицейские годы Пушкина

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

работа посвящена лицейскому братству А.С.Пушкина.

Просмотр содержимого документа
«Лицейские годы Пушкина»



Муниципальное Казенное Общеобразовательное Учреждение "Новочуртахская СОШ№1".





Конкурс исследовательских работ





«Тебя ж, как первую любовь, России сердце не забудет! …» (Ф.И. Тютчев) .

Исследовательская работа .

Лицейское братство в жизни и творчестве А.С.Пушкина.



Тема: «Друзья мои! Прекрасен наш союз!..»

Выполнил: ученик 9 класса

Кадыров Исраил.

Руководитель:

учитель русского языка и литературы

Кушиева С.Н.





2017-2018г

Цель моей исследовательской работы:

выяснить, какую роль сыграли лицейские годы жизни Пушкина в становлении его как личности

Для решения этой цели я ставлю перед собой следующие задачи:

  1. Познакомиться с историей возникновения Лицея

  2. Изучить жизнь и деятельность А.Пушкина, связанную с лицейским периодом

  3. Обобщить, о чём писал молодой начинающий поэт, что его вдохновляло.



Содержание.

1.Вступление.

2. О Царском селе.

3. Лицей в жизни А. Пушкина.

4. Деятельность начинающего поэта.

5. Заключение.

6. Список литературы.



1. Вступление.

В девятом классе наиболее интересными для меня стали уроки, посвященные жизни и творчеству А.С. Пушкина. Поэтому, когда нам предложили сделать проекты об этом поэте, я решил выбрать тему «Лицейское братство в жизни и творчестве А.С.Пушкина». Свой проект я назвала «Друзья мои! Прекрасен наш союз!...». Именно в Лицее Пушкин нашел друзей, с которыми он был связан всю свою жизнь. Мне кажется, тема моего проекта достаточно актуальна, так как каждый человек мечтает найти себе друга на всю жизнь. Ведь с другом всегда можно поделиться какими-то проблемами или радостями, попросить о помощи. 
Проблемный вопрос моей работы подсказал мне сам Пушкин. В стихотворении «19 октября» поэт восклицал: «Друзья мои! Прекрасен наш союз!..» Я попытался выяснить, почему для Пушкина лицейский период его жизни стал самым светлым, самым запоминающимся. Исследуя литературу о Пушкине, знакомясь с его творчеством, я старался понять, как менялось отношение Пушкина к дружбе, почему он так дорожил своими товарищами, называя круг лицейских друзей «лицейским братством»



2. О Царском Селе.

Царскосельский холм в петровское время возвы­шался над унылой тогда равниной, болотистой, мало возделанной, Холм казался в этом окружении островом. Слово «саари», от которого произошло название Сарское Село, означает остров. Пушкин, желая придать особенную торжественность своему стиху, употребил это архаическое название: Отечество нам Сарское Село.



Этот дворец был построен по плану зодчего Растрелли для императрицы Елизаветы в 50-х годах XVIII века. Царскосельский дворец был резиденцией царя. Каждая пядь колоссального дворца должна была свидетельствовать о мощи и обширности дворянской монархии. Назначение дворца сказалось и на его внутрен­нем устройстве. Здесь не было ни спален, ни столо­вых. Цари наезжали сюда, и дворец на короткое вре­мя оживал. Дворец и парк были слиты в единое художе­ственное целое.

Первым поэтом, воспевшим Царское Село, был Ломоносов. Он посвятил новой резиденции две над­писи: «На новое строение Сарского Села» (1757 г.) и «На Сарское Село» (1764 г.). Восхищенный гран­диозным строительством Растрелли, он писал:

На двух площадках, справа и слева замыкающие широкую лестницу, стоят две гигантские статуи Ге­ракла и Флоры—олицетворение стихийных сил.

Перед входом в храм стояли бюсты Александра Македонского и Ромы (богини Рима) в шлеме, укра­шенном изображением волчицы, кормящей Ромула и Рема; тут же в углу, обращенном к озеру, — бюст Минервы.

На террасе, устроенной по проекту Камерона и непосредственно окружающей храм, возле колонн— многочисленные бюсты богов, героев и великих му­жей древности. Среди них—гениальный ученый и поэт Ломоносов. Его единственного из русских со­временников Екатерина II сочла возможным вклю­чить в свой Пантеон.

Таков был облик екатерининского Царского Се­ла.

Все это должно было воспитать в лицеистах патриотические чувства. Мо­лодежь, отзывчивая на всё героическое, отдавалась во власть места, возбуждавшего в ней националь­ную гордость. Пятнадцатилетний Пушкин писал: «Здесь каждый шаг в душе рождает воспоминанья прежних лет».

Так Пушкин, несмотря на свое увлечение цар­скосельскими «пленительными сенями», смог понять существо того, что скрывалось за тем блеском и великолепием, которое окружало его в Царcком Селе в течение шести лет, проведенных в Лицее. Особенности этого места сыграли немалую роль в творчестве поэта. Один из современников Пушкина назвал Цар­ское Село «пантеоном российской славы».



Глава 3 . Лицей в жизни Пушкина.



В течение 6 лет мальчики практически безвыездно жили в Лицее. Естественно, что между ними возникло нерушимое чувство товарищества.

Говоря о прилежании А.Пушкина. о его успехах в учёбе, следует отметить, что в чистописании его отмечали как способного и прилежного. В рисовании – отличных дарований, но тороплив и неосмотрителен. В фехтовании – довольно хорошо. Во французском - успехи постоянные, 2-й ученик (после Горчакова). В русском и латинском – более понятливости и вкуса, чем прилежания. В немецком не успевает. В математике очень ленив, успехи посредственны. По нравственной части – мало постоянства и твёрдости, словоохотен, остроумен, вспыльчив и легкомысленен.

Вот некоторые отзывы педагогов о Пушкине.

1. Он проницателен и даже умен. Крайне прилежен, и его приметные успехи столь же плод его рассудка, сколь и его счастливой памяти, которые определяют ему место среди первых в классе по французскому языку.

Рапорт проф. французской словесности Д. И. де Будри.

Ноябрь декабрь 1811.

2. Дарований очень хороших, довольно прилежен, успехов очень хороших.

Из «Ведомости...», составленной проф. историч. наук

И. К. Кайдановым. 1 марта 1812.

3. Ветрен и легкомыслен, искусен в французском языке и рисовании,

В. Ф. Малиновский. Март 1812

4. С огорчением вижу, что этот ученик, одаренный в высшей степени проницательностью и памятью, упор­ствует в равнодушии к моему предмету.

Рапорт Ф. М. Гауеншилъда. 19 ноября 1812.

5. Мало постоянства и твердости в его нраве, слово-охотен, остроумен, приметно в нем и добродушие, но вспыльчив с гневом, легкомыслен.

М. С. Пилецкий-Урбанович. Ноябрь декабрь 1812

Следует сказать, что Пушкин был настоящим питомцем Лицея. Его энциклопедическая образованность общеизвестна.



Глава 4. Деятельность начинающего поэта.

Способности Пушкина быстро развернулись в лицее: он читал чрезвычайно много и все прочитанное прекрасно помнил, но больше всего интересовался он французской и русской словесностью и историей. Он был одним из самых усердных сотрудников в рукописных лицейских журналах и одним из деятельных членов кружка лицейских новеллистов и поэтов, которые, собираясь по вечерам, экспромтом сочиняли повести и стихи. Среди лицеистов проводились поэтические соревнования, где Пушкин долгое время одерживал первенство.

Мы все помним картину И.Е. Репина: «Пушкин на лицейском экзамене». Небольшой актовый зал заполнен парадной, празднично настроенной публикой. Это были родители, знакомые, близкие, приглашенные сюда по особым билетам присутствовать при небольшом зрелище: лицеисты, ученики самого аристократического в те времена учебного заведения, держат переходные экзамены. Курчавый подросток, А.Пушкин, с высоко поднятой рукой восторженно и самозабвенно декламирует сочиненные им на торжественный случай стихи.



Интересно вспомнить, как было описано это понятное в жизни юного Пушкина событие одним из ближайших его друзей – И.И. Пущиным.

«…Державин державным своим благословением увенчал юного нашего поэта. Мы все, друзья-товарищи его, гордились этим торжеством. Пушкин тогда читал свои «Воспоминания в Царском Селе». В этих великолепных стихах затронуто все живое для русского сердца. Читал Пушкин с необыкновенным одушевлением. Слушая знакомые стихи, мороз по коже пробегал у меня. Когда же патриарх наших певцов, в восторге, со слезами на глазах, бросился целовать поэта и осенил его курчавую голову, - под каким – то неведомым влиянием, благоговейно молчали. Хотели сами обнять нашего певца, - его уже не было, он убежал».

С этого времени он приобретает известность и за стенами лицея, что заставило смотреть на него иными глазами и его самолюбивых родителей, только что переселившихся в Петербург на постоянное жительство. Шестнадцатилетний лицеист отдался поэзии. Известные светские поэты шлют ему свои стихи и комплименты, и он отвечает им, как равный.

Сколько приятных воспоминаний будет у Пушкина связанно с лицеем и со своими товарищами.

Дружба занимала большое место в его жизни. Это высокое чувство пронес он через всю жизнь. И сколько задушевных стихов было написано им, чтобы прославить крепкую, неизменную дружбу!

Всю жизнь лицеисты отмечали свой праздник – день открытия Лицея, девятнадцатое октября. Пушкин посвятил этим годам не мало стихотворений. Все это наполняло душу Пушкина светлым, радостным чувством, которое не угасало и через годы. Вспоминая свою лицейскую юность, он писал:

Друзья мои! Прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен –

Неколебим, свободен и беспечен

Срастался он под сенью дружных муз.







Антона Дельвига с Пушкиным всегда связывала нежнейшая дружба. Дельвиг навещал Александра Сергеевича в Михайловском. Пушкин писал после смерти товарища: «Никто не был мне ближе Дельвига. Из всех друзей детства он один оставался на виду – около него собиралась наша бедная кучка. Без него мы точно осиротели».  В Лицее он славился своею ленью. Результат был налицо: в списке выпускников Дельвиг занимал третье место от конца. Правда, и Пушкин недалеко ушел от друга: у него было четвертое место от конца.

Но вот лицейская пора миновала. Лицеисты, пропев на выпускном акте сочиненную Дельвигом кантату “Шесть лет промчалось, как мечтанье”, были выпущены в жизнь. Кто в моряки, кто в военные, кто в чиновники, а Дельвиг, как и Пушкин, ... в литературу. Дельвиг работал в библиотеке, писал стихи. Дом его, когда он женился, стал литературным центром Петербурга. Там бывали Пушкин, Крылов, Жуковский, композитор Глинка, позднее Гоголь.

С Пушкиным Дельвига всегда связывала нежнейшая дружба. По единогласному утверждению друзей, Пушкин никого так не любил, как Дельвига. Да и сам Пушкин писал после смерта Дельвига:“Никто на свете не был мне ближе Дельвига. Из всех связей детства он один оставался на виду - около него собиралась наша бедная кучка. Без него мы точно осиротели”.

В апреле 1825 года Дельвиг навестил ссыльного Пушкина в Михайловском. Какой это был замечательный год для Пушкина! В январе к нему приехал Пущин, а в апреле Дельвиг.

За посещение опального поэта Дельвиг был строго наказан: он лишился своего места в библиотеке. Теперь его основным и единственным занятием стала литература. Дельвиг ушел из жизни внезапно и трагически. Как сказал его лицейский друг поэт Кюхельбекер, смерть Дельвига — смерть от тоски и грусти. Неожиданная смерть Дельвига потрясла Пушкина. Он писал: “Грустно, тоска. Вот первая смерть, мною оплаканная...”



Они подружились сразу, эти два мальчика с похожими фамилиями: Пушкин и Пущин. Свою дружбу “с первого взгляда” они пронесли через всю жизнь.

Похожи у них были, однако, только фамилии, а сами они... Пущин для лицеистов — олицетворение ума, совести, справедливости и благородства. Это общий любимец. Пушкин, большой озорник и насмешник, нравился далеко не всем. Он любил задирать товарищей, а потом сам мучился от размолвок с ними. И Пущин помогал Пушкину найти выход из положения.

После выпуска из Лицея их дружба осталась, а дороги разошлись. Пушкина за вольнолюбивые стихи отправляют в ссылку: сначала на юг России, а потом в псковское имение родителей — в Михайловское. Пущин живет то в Москве, то в Петербурге. Он становится активным членом тайного революционного общества, будущим декабристом.

В январе 1825 года, к ужасу родных и знакомых, Пущин отправляется навестить Пушкина: встреча с опальным поэтом была опасна. Но Пущин как будто чувствовал, что это последняя возможность навестить друга.

В их распоряжении был только один день. Но какой это был день! Пушкин радовался свиданию и беспрестанно повторял, что ему все не верится, что они вместе. Они болтали, хохотали, шутили, а Пущин все думал, вовлечь ли Пушкина в тайное общество. И не сделал этого: видно, решил сохранить великого поэта для России.

Наступило 14 декабря 1825 года. В Петербурге на Сенатской площади подавлено восстание. Его участники покинули площадь. Пущин был одним из последних.

17 декабря Пущина арестовали. На допросах он держался мужественно и с достоинством. Он никого не выдавал и, кого только мог, выгораживал, за что и был отнесен к первому разряду особо опасных государственных преступников. Это означало — смертная казнь отсечением головы. Через несколько дней смертная казнь была заменена 20 годами тюрьмы и каторги, а затем вечным поселением в Сибирь. Именно ему посвящено самое знаменитое пушкинское послание.

Тюрьма и каторга не сломили Пущина: вернувшись из ссылки через 31 год, он был таким же бодрым, жизнерадостным, несгибаемым.



.

Весь он, как казалось лицеистам, был какой-то смешной: длинный, тощий, извивающийся, с глазами на выкате. И фамилия у него была слишком длинная. Это обстоятельство, правда, недолго смущало лицеистов: они ее укоротили. Так появился Кюхля.

Кюхля был вспыльчив, самолюбив и обидчив. Когда его обижали, он терял над собой всякий контроль. Все это превратило его в мишень для насмешек и эпиграмм, иногда обидных и даже злобных. Пушкин тоже вначале подсмеивался над Виленькой, но довольно скоро разглядел в нем те качества, которые никак не вызывали насмешек. Кюхля всегда прекрасно учился (он окончил Лицей с серебряной меда лью), читал и знал гораздо больше своих товарищей. Пушкин называл Кюхельбекера “живым лексиконом и вдохновенным комментарием”. В Лицее Кюхельбекер стал писать стихи.

Когда над Пушкиным нависла угроза ссылки, Кюхельбекер немедленно стал на его защиту: он публично прочитал написанное им стихотворение “Поэты”, где прославлял Пушкина. На Кюхельбекера тут же написали донос. Теперь тучи нависли над обоими поэтами. Выручил Кюхлю третий поэт — Дельвиг. Ему в это время предложили место секретаря при богатом вельможе, который отправлялся за границу. Дельвиг отказался от этого места в пользу Кюхельбекера.

За несколько дней до декабрьского восстания Кюхельбекера в Петербурге приняли в тайное общество.

14 декабря Кюхельбекер находился на Сенатской площади. Он был полон решимости; командовал солдатами, которые его не слушали, размахивал саблей и, наконец, целился из пистолета в брата царя, великого князя Михаила, и еще в одного генерала, но в обоих случаях пистолет дал осечку. Все это послужило поводом, чтобы признать Кюхельбекера особо опасным преступником и приговорить к смертной казни. Ему, как и Пущину, казнь была заменена тюрьмой, ссылкой и пожизненным поселением в Сибири. Но в отличие от Пущина, в ссылку он попал нескоро: 10 лет томился в разных крепостях. Возможно, это было связано с его побегом.

Пушкин никогда не забывал друга: несмотря на риск (он сам находился под надзором тайной полиции), посылал ему через родных книги, письма и всеми правдами и неправдами старался опубликовать произведения Кюхельбекера. Хотя бы под псевдонимом или анонимно. В этом Пушкину помогал Дельвиг. Некоторые произведения Кюхельбекера им удалось напечатать.

Годы заточения окончились. Началась ссылка, но Кюхельбекер никак не мог к ней приспособиться. Он неудачно женился, к тому же был нищ, неумел, болен и начинал слепнуть. Жизнь его была бы совершенно беспросветной, если бы не поэзия, которую он, по его словам, не променял бы на богатство, славу и даже свободу.

Умер Кюхельбекер в Сибири в 1846 году совершенно слепым, проведя 20 лет в тюрьме и ссылке.

Пожалуй, из всех друзей Пушкина у него была самая трагическая судьба.

Летом 1817 года восемнадцатилетним юношей Пушкин окончил Лицей. Наступили грустные дни расставания с тихим городком и тенистыми парками, где прошли его школьные годы. Прощай, скромная комнатка №14 на четвертом этаже, где он готовился к классным занятиям, писал стихи, перед сном разговаривал через тонкую перегородку с другом Пущиным! Прощайте, липовые аллеи, сияющее озеро с белыми лебедями, уединенные дорожки в зарослях жимолости и сирени, где так было хорошо мечтать над страницами книги и думать о будущем!..

Впереди была жизнь, манившая к себе юные сердца, свобода от докучных правил Лицея, от строгого начальства и скучноватых лекций. И все-таки жалко было расставаться с привычными классами, с любимыми учителями, с товарищами по школьной скамье – с Дельвигом, с Пущиным, с Кюхельбекером. Особенно тягостной была для Пушкина разлука с друзьями. Дружба занимала большое место в его жизни. Это высокое чувство пронес он через всю жизнь. И сколько задушевных стихов было написано им, чтобы прославить крепкую, неизменную дружбу!


5. Заключение.

За долгие шесть лет Лицей сумел многое вложить в Александра его ум и сердце. Здесь из курчавого мальчика вырос поэт Пушкин. Отсюда он вынес свой светлый и ясный взгляд на мир и людей. Лицей подарил ему красоту мира, любовь к Родине, к друзьям, с некоторыми из них соединив его навсегда. Сам Пушкин указывает на три основные темы своих лицейских стихов: «слава нашей старины», «детские веселья», «сердца трепетные сны».

Как уже было написано ранее, Пушкин и его друзья всю жизнь отмечали праздник, посвященный дню открытия Лицея. Но и после окончания учебы в Царскосельском Лицее А.С. Пушкин продолжал помнить и любить 19-е ноября.

Каждый год бывшие лицеисты собирались вместе, чтобы вспомнить молодые годы, поговорить о настоящем и, конечно, послушать новые стихи, сочиненные Александром. Впоследствии А.С. Пушкиным было написано множество стихов, посвященных этой знаменательной дате. Я думаю, что самым знаменитым из них по праву можно считать стихотворение 19 ноября:

Роняет лес багряный свой убор,

Сребрит мороз увянувшее поле,

Проглянет день, как будто поневоле,

И скроется за край окружных гор.

В нем А.С. Пушкин опечален тем, что больше не имеет возможности видится с друзьями тогда, когда об этом просит его душа, что ему не с кем разделить свою печаль и, куда бы его не забросила судьба, он никогда не забудет, что

Все те же мы: нам целым мир чужбина;

Отечество нам Царское Село.

Изучая материалы, я убедился, что лицейские годы жизни Пушкина сыграли огромную роль в становлении его как личности, заложили фундамент его гениального творчества. И лучше меня об этом говорит сам Пушкин:

Прости!

Где б ни был я: в огне ли смертной битвы,

При милых ли брегах родимого ручья,

Святому братству верен я.

В конце своего проекта я делаю вывод о том, что всей жизнью и творчеством Пушкин утверждал такое благородное чувство, как дружба. Это чувство неотделимо для Александра Сергеевича от любви к Отечеству. Его Отечеством стало Царское Село. От упоения дружбой поэт пришел к пониманию единства поколения перед лицом истории. Умирая, Пушкин вспоминал лицейских друзей… 
Сделав этот проект, я понял, что дружба – это неотъемлемая часть жизни каждого человека. Друзей, я думаю, не может быть много, а настоящие друзья - это те, кто готов помочь в трудную минуту и не отвернуться от тебя, когда тебе плохо. Но друг должен быть с тобой не только в трудную минуту, но и в счастливую тоже. Человек, у которого есть настоящий друг, – счастливый человек.
«Лицейское братство» - это эталон дружбы. И современные школьники, гимназисты, лицеисты должны стремиться к такой же искренней, жертвенной и долгой дружбе.
Работая над проектом, я узнал много нового о жизни Пушкина. Я мечтаю прочитать книги о творчестве Кюхельбекера, Пущина, Дельвига. Я уверен, что знания, полученные мною в процессе работы над проектом, пригодятся мне в будущем. 

6. Список литературы

        1. П.К. Боголепов, Н.В. Верховская, М.И. Сосницкая «Тропа к Пушкину» 2 издание, Москва, «Детская литература»,1974 год.

        2. В.В. Вересаев. “Спутники Пушкина”, Том 1,2, Москва, «детская литература».1993 год.

        3. В. Воеводин. “Повесть о Пушкине”, Ленинград, «Лениздат»,1955 год.

        4. И. И. Пушин. “Записки о Пушкине. Письма”, Москва, 1989 год.

        5. В.С.Рождественский «Читая Пушкина», Ленинград, «Детская литература», 1966 год.