СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Любимая работа физкульт

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современные условия жизнедеятельности предъявляют особые требования к интеллектуальной и физической подготовке человека. 

Просмотр содержимого документа
«Любимая работа физкульт»

Либерализм.

В политической истории Запада возникновение либерализма свя­зано с развитием капиталистического общества и совпа­дает по времени с периодом буржуазных революций ХVIII-ХIХ вв. Теоретики классического либерализма Дж.Локк (1632-1704 гг.), Адам Смит (1723-1790 гг.), Ш.­Л.Монтескье (1689-1755 гг.) выражали интересы третьего сословия, ведущего борьбу с феодальной реак­цией. Их идеи легли в основу концепции либеральной демократии.Центральное место среди идей либерализма за­нимает идея индивидуальной свободы. Либерализм отс­таивал самоценность человеческой личности и ее право на самостоятельное преследование личного интереса. Индивидуализм в понимании эпохи Просвещения - это способность утвердить себя как носителя разума, спо­собность преобразовать реальность в согласии с требо­ваниями разума, сделать ее достойной природы челове­ка.Либеральная доктрина естественных прав чело­века на жизнь, свободу, собственность требовала от об­щества предоставления личности максимальной свободы для самореализации. Естественным и единственным ограничением такой свободы являлась свобода другого индивида.Либеральная теория "общественного договора" обосновывала суверенность народа как источника влас­ти и формирование государства как договора между на­родом и правительством. Охрана личной безопасности и прав собственности была первопричиной для социаль­ного договора, согласно которому объединение людей в содружество и подчинение правительству и есть защита их безопасности и собственности. Правительство - лишь опекун общественных прав. Если правительство не су­мело защитить права граждан, значит, не оправдало их доверия и, следовательно, не может больше претендо­вать на подчинение со стороны граждан.Идея сопротивления деспотической власти за­нимала важнейшее место в идеологии и политической борьбе ХVII-ХVIII веков. Мнения либералов в основном расходились в вопросе о способах сопротивления вла­сти, превышающей свои полномочия. В целом же либе­рализм признавал право на революционное сопротивле­ние деспотизму и оправдывал не только революции в Англии и Франции, но и американскую войну за неза­висимость.Кроме принципа управления с согласия граждан, либерализм обосновывал и принцип управления на ос­нове закона. Целью государства является обеспечение торжества права, требованиям которого оно само долж­но подчиняться. Классический либерализм решительно выступал за равенство граждан перед законом, защищал правовые основы демократии и парламентаризма. Ра­венство в свободе по всеобщему закону - таков либе­ральный императив права.В экономической области либералы защищали принцип свободного рыночного обмена, личной пред­принимательской инициативы, конкуренции, осуждали протекционизм, политическое вмешательство в эко­номику. Основную функцию государства либералы того времени видели в охране частной собственности, уста­новлении общих рамок свободной конкуренции, охране порядка и контроле за законопослушанием граждан, а также в защите внешнеполитического суверенитета страны. Государство - это всего лишь "ночной сторож". Лозунг "Анархия плюс констебль" хорошо отражал суть этой точки зрения.Наиболее последовательную концепцию либе­ральной демократии и конституционализма сформули­ровал один из ведущих идеологов американской буржу­азной революции Т.Пейн. Пейн считал государство не­обходимым злом: чем оно меньше, тем лучше для обще­ства. Наделенные неотъемлемыми правами, свободные и равные от природы индивиды предшествуют государ­ству как в прошлом, так и в настоящем и будущем. Го­сударство считается законным и цивилизованным лишь в том случае, если оно образовано на основе активного согласия граждан, конституционно оформлено и зафик­сировано с помощью парламентских представительных механизмов. Такое представительство и такое прави­тельство не имеют каких-либо особых прав, они имеют только обязанности перед своими гражданами.В демократическом представительном правлении либералы видели достаточно эффективный механизм защиты интересов личности и общества. Теоретики ли­берализма, в частности, Дж.Локк и особенно последова­тели Ш.-Л.Монтескье, обосновали принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судеб­ную, которые должны сдерживать и уравновешивать друг друга. Система сдержек и противовесов рассматри­валась как препятствие к узурпации власти кем бы то­ни было, будь то личность, партия, ветвь власти или большинство. Демократическое большинство, не огра­ниченное ничем, тоже может стать деспотом, считали либералы. Поэтому в демократии должен существовать центр сопротивления демократии, т.е. выборному дес­потизму большинства. Права меньшинства должны быть гарантированы. По сути дела, либералы отстаивали право на политическую оппозицию.В духовной сфере либерализм склонялся к тер­пимости и компромиссу. Свобода мнения и слова для либерала важнейший принцип жизнедеятельности.

Либерализм сыграл огромную роль в разрушении страх идеологических ценностей традиционного обще­ства. Он утвердил новый демократический символ веры:

- индивидуализм, который видит основную зада­чу общества и государства в обеспечении каждому ин­дивиду возможностей для развития его способностей;

- свобода, которая должна обеспечиваться в рам­ках закона в максимально возможных пределах для каж­дого индивида;

- равенство, как утверждение того, что все люди равны от природы и имею равные права и возможности; - братство, понимаемое как сотрудничество лю­дей в создании благополучного общества и отказ от ис­пользования своей свободы во зло другим.

Либеральный реформизмИдеология классического либерализма начала видоизменяться в XIX веке. Либерализм эволю­ционировал в сторону либерального реформизма. Од­ним из первых среди идеологов либерализма, увидев­шим необходимость и перспективность этой стратегии, был Дж.Ст.Милль (1806-1877 гг.), который уже в сере­дине XIX века указывал на необходимость гибкой соци­альной политики, направленной на сглаживание тех не­ровностей, которыми судьба несправедливо наделила человечество, но в рамках ныне существующего общест­венного порядка.

Под сомнение был поставлен и принцип невме­шательства государства в сферу рыночной экономики. Государственное регулирование экономики и реформы стали рассматриваться как необходимое условие совер­шенствования общества и разрешение его противоре­чий.

Тенденция развития бурного реформизма становится заметной с 70-х годов XIX века. Реформами в области избирательного взимания подоходного налога, развитием антитрестовского и трудового законодательства отмечен этот период в США, Англии Франции Германии. Вмешательство государства в экономику усилилось в годы первой мировой войны и особенно во время мирового кризиса (1929-1933 гг.)

Огромный вклад в формирование доктрины ли­берального реформизма внес английский экономист Дж.Кейнс (1883-1946 гг.). Его программа, сформулированная под воздействием мирового экономического кризиса, включала в себя активное вмешательство государства в социально-экономическую сферу, в частности, всемерное увеличение расходов государства, расширение общественных работ, инфляционную и цикличную налоговую политику, цикличное балансирование бюджета, достижение баланса "спроса" и "полной занятости" и др. Свое политическое воплощение либеральный реформизм по Кейнсу получил в новом курсе президен­та Ф.Д.Рузвельта, благодаря чему США вышли из экономического кризиса и успешно осуществили глубокую экономическую перестройку общества.

"Звездный час" либерального реформизма в США приходится на 60-е годы ХХ века, на период правления администрации Дж.Кеннедии и Л.Джонсона. Идеологами либерального реформизма была выдвинута концепция "государства благосостояния", которая отражала новую роль государства в социальной сфере западных стран. Социальная политика в капиталистических странах стала важнейшей сферой деятельности государства, ассигнования на социальные нужды выросли в гигантских размерах. Оптимистическая целеустремленность идеологов и политиков была связана с успехами научно-технической революции и экономическим ростом. Казалось, что наступила эра технических ответов на социальлные вопросы, и экономический рост при ра­циональной политике решит, наконец, социональные вопросы и покончит с бедностью.

Социальный либерализм действительно сумел разрешить многие вопросы, связанные с образованием, медицинским обслуживанием, социальным страховани­ем занятостью, правами меньшинства, расширением участия граждан в политическом процессе. Но безрабо­тица и бедность остались, хотя в размерах, не сравни­мых с XIX веком. Социальный либерализм породил и новые проблемы. Разрастание государственных общест­венных политик приводило к росту бюрократических структур и бюрократизации политики. Увеличение со­циальных программ породило своеобразную "револю­цию растущих притязаний" и граждане стали смотреть на государство как на орган, который все права в том числе и социальные, должен им обеспечить во все воз­растающих размерах. Возникли и многие другие про­блемы, требовавшие новых идеологических подходов в 80-е годы XX века.Несмотря на существенные отличия, либераль­ный реформизм не порвал идеологической связи с клас­сическим либерализмом. Мостом между старым и но­вым либерализмом стала приверженность индивидуаль­ной свободе, социальному прогрессу, политическому плюрализму и демократии. Только теперь достижение всего этого признавалось невозможным без государст­венного вмешательства, так как только государство, яв­ляясь, с точки зрения либералов, органом надклассо­вым, способно выступить беспристрастным посредни­ком между социальными интересами и действовать ради общего блага и во имя свободы каждого.Заслуга либеральной идеологии в том, что она утверждала индивидуально-личностное начало бытия. Эта идеология сумела донести в качестве универсаль­ных, общецивилизованных по своей сути ценностей – демократию, свободу и самоценность человеческого Я. Либерализм изменил политическую практику и полити­ческий язык, привил новую правовую культуру, новое правосознание, служил делу создания гражданского общества и правового государства.Таким образом, либеральная идеология представляет собой достаточно цельную теоретическую кон­струкцию, имеющую ряд признаков. В экономике - это обоснование экономической свободы и права собствен­ности; в социальных отношениях - равенство возмож­ностей; в политике - защита представительной, плюра­листической демократии; в духовной жизни - свобода мысли и слова; в религии - антиклерикализм; в морали - индивидуализм. Современный либерализм является выразителем интересов среднего класса. Как идеология современный либерализм, подобно классическому либе­рализму, выступает за динамичное, ориентированное на социальный прогресс общество, в котором личностный фактор, личные заслуги и результаты находились бы на первом плане. Эта идеология требует от личности мак­симальной реализации своих способностей, желания брать на себя ответственность за собственную судьбу, не рассчитывая на благотворительность и гарантии госу­дарства-покровителя.



Консерватизм

Консерватизм возник в конце XVIII века как реакция на французское Просвещение и Великую французскую ре­волюцию. Консервативная идеология была ответом на вызов либерализма и радикализма. Поскольку консерва­тизм возникает именно как противопоставление либе­ральным воззрениям на природу человека, свободу, ра­венство и братство, то его не считают самостоятельной, "чистой" идеологией. Консерватизм трактуется как эпи­феномен либерализма, т.е. явление, сопутствующее ли­берализму, придаток либерализма. Подобное рождение консерватизма не помешало ему превратить в достаточ­но стройную систему взглядов, которая претерпела зна­чительную эволюцию, адаптируясь к современному миру.

Интеллектуальная консервативная традиция бы­ла разработана англичанином Э.Берком (1729-1797 гг.), французами Ж. де Местром (1754-1821 гг.). Л. де Бональдом (1754-1840 гг.). Они стали основоположниками традиционного консервативного направления, которое отличалось неприятием нигилистического характера французской революции XVIII века, буржуазной демо­кратии и индивидуальной свободы. "Отцы-основатели" политической идеологии консерватизма выражали инте­ресы аристократии, тех слоев, которых капитализм ли­шал устойчивого социального состояния и сословных привилегий.

Оптимистическому взгляду либералов на приро­ду человека, разум и воля которого в состоянии преоб­разовать общество на началах свободы, консерваторы противопоставили идею об изначальном несовершенст­ве человеческой природы, в силу чего прекрасные про­екты радикального переустройства общества обречены на неудачу, поскольку нарушают веками установленный порядок. Подлинной "природе" человека, считали кон­серваторы, вообще чуждо понятие "свобода". Смысл имеют только конкретно-исторические свободы, добы­тые предками, проверенные традициями и принимае­мые как исторической наследие.

Важнейшим принципом консервативной идео­логии является нравственный абсолютизм, признание существования незыблемых нравственных идеалов и ценностей. Эти нравственные идеалы и ценности лич­ности должны формироваться всеми способами общест­венного и государственного воздействия и обуздывать "греховную" природу человека. Политика в этом смысле тоже не может быть свободной от морали.

Другим важнейшим принципом консерватизма является традиционализм. Традиционные начала - это, по мнению теоретиков консерватизма, фундамент лю­бого здорового общества. Общественные реформы должны опираться на созданные всеми прежними поко­лениями духовные традиции и ценности. Э.Берк считал, что в любом обществе складывается солидарность поко­лений. Каждый политический деятель, принимающий решения, должен делать это ответственно не только пе­ред своими современниками, но и предками, и потом­ками. Конструктивному рационализму либералов Э.Берк демонстративно противопоставлял апологию "предрассудков". Именно в "обычных предрассудках", в традиции аккумулируется мудрость, унаследованная от предков, отражается коллективный разум, в том числе и политический.

Традиционализм консервативной идеологии тес­нейшим образом связан с политическим реализмом. Консерватизму чужд доктринерский подход. Политиче­ская практика, как считают консерваторы, не должна опираться на голые теоретические схемы. Реформы, которые проводятся в обществе, должны быть рассчитаны не на абстрактного человека, а на реальных людей, из плоти и крови, образ жизни которых, устоявшиеся при­вычки нельзя внезапно изменить без больших несча­стий. Консерватизм возвращал политической мысли чувство историчности, отстаивал в бурное революцион­ное время непрерывность исторического развития и со­хранение полезных частей "старого общественного зда­ния", вместо изобретения абстрактных конструкций на "чистом листе" революционной истории.

Консерватизм, особенно современный, позитив­но относится к идее равенства людей перед богом. Ра­венство существует в области морали и добродетели, возможно даже политическое равенство. Но все формы консервативной идеологии не приемлют социального равенства, являются антиэгалитарными. Никакое обще­ство немыслимо без иерархии и, следовательно, нера­венства. Именно в этом основа порядка, соответствую­щего "природе". Эгалитаризм же разрушает социальную иерархию, на которой базируется социальная стабиль­ность. В то же время антиэгалитаризм не означает, что консерваторы выступают за жесткую пирамидальную структуру социума. Социальная мобильность по верти­кали и по горизонтали важна для общественного разви­тия. Еще в конце XVIII века Э.Берк сформулировал принцип меритократии, в соответствии с которым власть должна находиться в руках достойных людей, выходцев из различных социальных групп. Приняв со временем политическую демократию, консерваторы ста­ли сторонниками элитарной демократии, когда демо­кратический механизм дает возможность формировать профессиональную политическую элиту и выдвигает к власти достойных. Достойное - достойным - таков принцип консерваторов применительно к социальному статусу личности.