Иконы, песнопения, молитвы – часть духовной культуры Древней Руси. В учебнике на стр. 83 изображение вызывает ощущение праздника. Посмотрите, как свет исходит от множества свечей. Здесь сочетаются виды искусства– иконопись, архитектура, музыка. Какова композиция картины? - Ребята, а что такое знаменный распев? Ответ найти в учебнике. (Приложение 6) После ответа детей учитель показывает слайд 3 После сообщения детей учитель подводит детей к пониманию композиции иконы. -Композиция иконы «Покрова Пресвятой Богородицы» делится на две части. Слайд 11 В верхней части изображены небесные силы и Богородица, в нижней –Роман Сладкопевец – византийский поэт и певец. Он поет мелодии Богородице, простирая надо всеми свой покров. Романа Сладкопевца окружает народ, который подхватывает припев, как это было принято в старинном церковном пении. В сознании верующих испокон веков образ Богоматери – Девы Марии связан с идеей неизменного заступничества. Заступничество и помощь Божей Матери нашли отражение в многочисленных иконах: Владимирская икона Божьей Матери; Слайд 4 Неупиваемая чаша;Утоли моя печали; Слайд 5 Казанская икона Божьей Матери; Слайд 6 Заступница усердная и др. Слайд 7 А так же в творчестве многих поэтов и композиторов. Склоняясь к юному Христу, Его Мария осенила; Любовь небесная затмила Его земную красоту.(А. Толстой) Слушание «Богородице Дево» Рахманинова. Слайд 8 Когда поют голоса без инструментального сопровождения, то такое исполнение называется a`cappella . | Дети отвечают: -Знаменный распев – основной вид древне русского церковного пения Работа с учебником и выступление группы детей (рассказывают о истории иконы «Покрова Пресвятой Богородицы») -Еще при жизни Девы Марии святой апостол и евангелист Лука, очень образованный человек, врач по профессии, знал языки, писал книги, запечатлел образ Богоматери. Увидев свое изображение, Богоматерь произнесла «Пусть будет с ним благодать Сына Моего и Моя». Слово «благодать» означает милость, помощь. С тех пор эти слова вспоминают всегда, когда люди поклоняются образу Богоматери. Очень скоро иконы -Богоматери (икона –с греческого языка «эйкон» означает «образ») В царствование греческого императора Льва Философа (886 -911) город Константинополь окружили сарацины. Жители Константинополя собрались во Влахернском храме, где хранилась риза Богородицы с омофором, то есть большим головным покрывалом и частица пояса Пресвятой Девы. Христиане со слезами молились Господу и Пречистой Деве Марии, прося помощи и заступления от врагов Дети слушают «Богородице Дево» Рахманинова. Работа со Словарём эстетических эмоций. Подбор подходящих эпитетов. (ответы детей) | Познавательные:извлечение необходимой информации. Личностные: интерес к различным видам учебной деятельности, потребность в самовыражении и самореализации. Регулятивные: планирование, оценка, саморегуляция. Коммуникативные: взаимодействие с учителем и друг с другом в хоровом исполнении музыки . умение слушать и понимать речь других, умение выражать свои мысли, планирование учебного сотрудничества, участие в вокально-хоровой работе |