СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Люблю природу русскую. зима

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: ознакомить учащихся со стихотворениями русских поэтов о зиме; развивать память, внимание и навык вырази-

 

тельного чтения, формировать навык сравнения и анализа; воспитывать любви к природе и русской словесности.

Просмотр содержимого документа
«Люблю природу русскую. зима»

ЛЮБЛЮ ПРИРОДУ РУССКУЮ. ЗИМА

Урок 46. И.А. Бунин, К.Д. Бальмонт, Я.Л. Аким. Стихотворения о первом снеге

Цели урока: ознакомить учащихся со стихотворениями русских поэтов о зиме; развивать память, внимание и навык вырази-



тельного чтения, формировать навык сравнения и анализа; воспитывать любви к природе и русской словесности.

Оборудование: карточки со словами без гласных; репродукция картины А.А. Пластова «Первый снег».,

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

II. Актуализация знаний

Учитель читает вступительную статью к разделу, дети следят по тексту.

  • Какие ассоциации возникают у мальчика со словом ЗИМА? (О чем он вспоминает, когда слышит слово «зима»?)

  • Чем стихотворения отличаются от прозы?

  • Прочитайте про себя загадки на странице 189. Среди них найдите стихотворные.

  • Какая загадка не является стихотворением? Почему?

  • Соответствуют ли рисунки загадкам?

  • Назовите правильные отгадки.

  • Что значит «СЕРЕБРОМ ДЕРЕВЬЯ УБИРАЕТ»? Как вы понимаете эти слова?

III. Постановка цели урока

  • Посмотрите, ребята, на картину на доске. Эту картину Аркадий Александрович Пластов написал в 1946 году. Называется она «Первый снег».

  • Какое впечатление она на вас произвела?

  • Можете ли вы определить, какое настроение, какие чувства хотел передать нам художник?

  • Что притянуло ваш взгляд в первую очередь? Что заинте­ресовало в этой картине?

  • Какие вопросы у вас возникли?

  • Сегодня мы будем читать и сравнивать стихи разных по­этов о первом снеге. Я попрошу вас подумать над тем, какое из стихотворений больше подходит к этой картине и объяснить свою точку зрения.

IV. Изучение нового материала

1. Чтение стихотворения И.А. Бунина учителем.

  • Какую картину нарисовало ваше воображение?

  • Какой день, какую погоду вы себе представили?

  • Можно ли сказать, что настроение, передаваемое автором стихотворения, радостное, ликующее, торжествующее?



  • Подберите слова-настроения, наиболее точно передающие чувства и настроения поэта.

  • Есть ли в стихотворении непонятные слова? Давайте най­дем толкование в словаре в конце книги.

  • Расставьте паузы в этом стихотворении.

  • Какие слова вы бы выделили голосом при чтении? Почему?

  • Потренируйтесь в чтении и произношении трудных слов:

Ярким пурпуром (Ударение на 1 слоге) пред закатом (не перед!)

  1. Выразительное чтение 2-3 учениками.

Вниманию учителя!

В стихотворении К. Бальмонта допущены 2 опечатки:

  1. Вместо слова ТАЮЩИХ напечатано ТАНЦУЮЩИХ. Об­ратите внимание учеников, вычеркните из слова лишние буквы сразу!

  2. В 5 строчке читать надо «Дорогой бурною», а не «дорогою бурною».

3. Выразительное чтение учителем стихотворения К. Баль­
монта.

  • Понравилось ли вам стихотворение?

  • Какой день вы себе представили, слушая стихотворение: пасмурный или ясный, солнечный или хмурый, тихий без­ветренный или ветреный, морозный? Опишите.

  • Какие определения дает поэт снежинке? Найдите в тексте и прочитайте.

  • Почему поэт сравнивает снежинку со звездой?

  • Как поэт называет небо? Почему?

  • Сравните небо в этом стихотворении и в предыдущем.

  • Расставьте знаки пауз - одна палочка - короткая пауза, две-длинная.

  • Прочитайте выразительно

4. Выразительное чтение 2-3 детьми.

V. Физкультминутка

VI. Закрепление изученного материала

1. Техника чтения, словарная работа.

- Прочитайте слова по слогам, затем целыми словами.

Кру-жит-ся - кружится рас-сте-лйть - расстелить при-кор-нул - прикорнул са-лаз-ки - салазки



  • Объясните значение двух последних слов.

  • Прочитайте про себя стихотворение Я. Акима. Какое на­строение передает автор стихотворения?

  • Какой день вы представили себе, читая это стихотворение?

  • Какую картину нарисовало ваше воображение?

  • Давайте расставим знаки пауз. (Дети с помощью учителя расставляют паузы.)

  • Прочитайте выразительно.



  1. Выразительное чтение стихотворения 2-3 учениками.

  2. Ответы на вопросы № 1,2, 3 на с. 193 учебника.

VII. Итог урока

- Сегодня мы прочитали 3 стихотворения о первом снеге.
Какое же из них больше подходит для описания картины
Пластова? Докажите свою точку зрения.

Домашнее задание

Задания № 4, 5 на с. 193 (выучить наизусть, составить рас­сказ)