СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Любовь - претрудная школа жизни..."

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Любовь - претрудная школа жизни..."»

Мой университет – www.moi-mummi.ru


Подробный конспект урока



Организационная информация

Тема урока

«Любовь – претрудная школа жизни…»

Предмет

Литература

Класс

10

Автор/ы урока (ФИО, должность)


Костина Марина Валерьевна, учитель русского языка и литературы

Образовательное учреждение

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 45 с углубленным изучением отдельных предметов г.Н.Новгорода

Федеральный округ России (или страна СНГ для участников ближнего зарубежья)

Приволжский Федеральный округ

Республика/край


Город/поселение

Г.Нижний Новгород

Методическая информация

Тип урока (мероприятия, занятия)

Тип урока по основной дидактической цели – урок углубленного изучения художественного произведения; тип урока по основному способу проведения – урок-практикум; тип урока по форме проведения – урок с групповыми формами работы

Цели урока (мероприятия, занятия)

(образовательные, развивающие, воспитательные)

  • Рассмотреть взаимоотношения Обломова и Ольги Ильинской; проследить духовное развитие героев; определить значимость темы любви в романе; усвоить теоретико-литературные понятия.

  • Развивать культуру художественного восприятия; эстетические и нравственные чувства; образное мышление; умение следить за мыслями писателя, логикой его образов; способность самостоятельно мыслить, речь, коммуникативные навыки обучающихся.

  • Воспитывать культуру взаимоотношений; формировать у старшеклассников представление о любви как величайшей жизненной ценности; воспитывать любовь и уважение к родной литературе.

Задачи урока (мероприятия, занятия)

  1. Проанализировать ключевые этапы в развитии любовной линии Обломов – Ольга Ильинская.

  2. Учить понимать специфику языка художественной литературы.

  3. Воспитывать любовь к русской литературе.

Используемые педагогические технологии, методы и приемы

Различные виды чтения: творческое, комментированное, анализирующее. Эвристическая беседа в сочетании с исследовательским и частично репродуктивным методами. Аналитическая работа с текстом. Сопоставительный анализ, синтез.

Время реализации урока (мероприятия, занятия)

45 минут

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока (мероприятия, занятия)

  • Знать: характеристика литературного героя; сравнительная характеристика; роль детали в художественном произведении.

  • Уметь: анализировать конкретно-поведенческие ситуации.

  • Закрепить навыки исследовательской работы с текстом, создания презентации, работы в группе.

Необходимое оборудование и материалы

  • Компьютер с колонками;

  • Мультимедийный проектор;

  • Экран;

  • Презентация к уроку в программе PowerPoint

Список учебной и дополнительной литературы

  • Литература 10 класс. Учебник под ред.В.Г.Маранцмана. Часть I / Москва, Просвещение, 2011. С.275-294.

  • Энциклопедия русской мудрости. Москва, ЭКСМО-Пресс, 2000.

  • Беленький Г.И. Приобщение к искусству слова (Раздумья о преподавании литературы в школе) / Г.И.Беленький. – М.: Просвещение, 1990.

  • Гуляков, Е.Н. Новые педагогические технологии: развитие художественного мышления и речи на уроках литературы: метод. пособие / Е.Н. Гуляков. - М.: Дрофа, 2006.

  • Грачева И.В. Каждый цвет – уже намек (о роли художественной детали в русской классике) // Литература в школе, 1997, № 3.

  • Золотницкий Н.Ф. Цветы в легендах ипреданиях. – М., 1991.

Ход и содержание урока,

деятельность учителя и учеников.

Мотивация учащихся

  • Создание проблемной ситуации, соответствующей возрасту и интересам учащихся, позволяет привлечь к обсуждению весь класс, активизирует образное и логическое мышление.

  • Иллюстративный материал повышает интерес к изучаемой теме, уровень восприятия материала и устойчивого внимания обучающихся.

  • Подготовка и защита самими школьниками проектов в форме презентации с использованием Интернет-ресурсов стимулирует самостоятельную познавательную деятельность, переводит работу из плоскости усвоения в плоскость исследования.

  • Правильно построенное обсуждение не только заставит десятиклассников задуматься над проблемой взаимоотношений между людьми, но и поможет становлению важных нравственных качеств собственной личности.


Подробное описание всех этапов урока (мероприятия, занятия).

  1. Организационный момент. Связь с предыдущим уроком («Обломов и Штольц»). Актуализация знаний. Определение целей урока.


СЛАЙД 1 Сегодня наш разговор о любви.

- Особенностью романа «Обломов» является то, что доминирующее положение в его структуре занимают мотивы любви. Сам Гончаров считал главными частями романа вторую и третью, в которых все общественные отношения уходят на задний план, главное – любовь.

СЛАЙД 2 Цели урока.

- Что же такое любовь? (Ответы учащихся)


СЛАЙД 3

«Любовь – 1. Глубокое эмоциональное влечение, сильное сердечное чувство. 2. Чувство глубокого расположения, самоотверженной и искренней привязанности», - Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова.

СЛАЙДЫ 4,5,6,7

Каждая группа представляет и защищает свой эпиграф-афоризм к теме урока.

  • «То, что мы испытываем, когда бываем влюблены, быть может, есть нормальное состояние. Влюбленность указывает человеку, каким он должен быть» (А.П.Чехов)

  • «Когда любят человека, любят его всего, не как идею, а как живую личность, любят в нем особенно то, чего не умеют ни определить, ни назвать». (В.Г.Белинский)

  • «Любовь – это желание жить». (М.Горький)

  • «Любовь столь всесильна, что перерождает и нас самих». (Ф.М.Достоевский)


  1. Мотивация обучающихся. Стимулирование самостоятельной познавательной деятельности.

СЛАЙД 8

- Главный герой, Илья Ильич Обломов, с детства окружен любовью. Рассмотрите схему «Обломов в системе персонажей». Какова разница в понятиях «любовь-долг», «любовь-дружба» и т.д. Впишите имена героев.


  1. Создание проблемной ситуации. Формулировка проблемы.

СЛАЙД 9

- «Теперь или никогда!» - явились Обломову грозные слова, лишь только он проснулся утром.

Кем были произнесены эти слова? (Штольцем). Что они означали для Обломова? Задайте «обломовский вопрос».

(«Что ему делать теперь? Идти вперед или остаться? Этот обломовский вопрос был для него глубже гамлетовского…»


- СЛАЙД 10. Позиция автора. Каким мы увидим Обломова в финале романа? На что способна любовь?



  1. Изучение нового материала. Индивидуальные сообщения.

СЛАЙДЫ 11, 12.

- Движение характеру Обломову и всему роману дают женщины. Одна – бесспорно, первая героиня, умница, красавица, та, которая вызывает в Обломове сильное, небывалое в его жизни чувство, но безысходное. Другая – совершенно не похожа на первую: нет ни изящества, ни образованности, ни тонкого вкуса. Но есть в ней что-то другое, что влечет к ней Обломова.

1-ый ученик дает краткую характеристику Ольги Ильинской. 2-ой – Агафье Матвеевне Пшеницыной.


  1. Аналитическая беседа. Комментированное чтение отдельных страниц романа.

СЛАЙД 13.

- Мечтал ли Обломов о любви, лежа на своем диване? Какими представлялись ему отношения с любимой женщиной?

- «Обломову, среди ленивого лежанья в ленивых позах, среди тупой дремоты и среди вдохновенных порывов, на первом плане всегда грезилась женщина как жена и иногда – как любовница…

В мечтах перед ним носился образ высокой, стройной женщины, с покойно сложенными на груди руками, с тихим, но гордым взглядом, небрежно сидящей среди плющей в боскете, легко ступающей по ковру, по песку аллеи, с колеблющейся талией, с грациозно положенной на плечи головой, с задумчивым выражением – как идеал, как воплощение целой жизни, исполненной неги и торжественного покоя, как сам покой…

Он никогда не хотел видеть трепета в ней, слышать горячей мечты, внезапных слез, томления, изнеможения и потом бешеного перехода к радости. Не надо ни луны, ни грусти…»

- Таким образом, для Обломова «норма любви» - покой, «вечное и ровное течение чувства». СЛАЙД 14.

Так ли развивались отношения Обломова и Ольги Ильинской?


  1. Работа в группах. Анализ текста.

1 группа: завязка сюжетной линии Обломов – Ольга.

СЛАЙД 15

- Штольц познакомил Обломова с Ольгой и ее теткой. Весь вечер Илья Ильич всюду чувствовал ее любопытный, но добрый взгляд и ощущал неловкость. Этот «настойчивый» взгляд Ольги сделал то, что не удалось Штольцу. Обломову перестало быть удобно и покойно в халате, в ленивой позе: «…халат показался ему противен…и пыль с паутиной нестерпима».

- Вторая встреча (Обломов и Штольц приглашены на обед) открывает, что у Обломова и Ольги много общего – они оба люди естественные, прямодушные, не терпят никакой искусственности. Ольга поет. И хотя говорит она, что поет для Штольца, конечно же, весь дар ее голоса и души для одного Обломова. Недаром Штольц замечает, что так вдохновенна она никогда не была. И Обломов, слушая ее «Casta diva» понимает, что в его сердце – любовь. (Чтение фрагмента романа на фоне звучащей музыки).

«От слов, от звуков, от этого чистого девического голоса билось сердце, дрожали нервы, глаза искрились и заплывали слезами. В один и тот же момент хотелось умереть, не пробуждаться от звуков, и сейчас же опять сердце жаждало жизни…

Обломов вспыхивал, изнемогал, с трудом сдерживал слезы, и еще труднее было душить ему радостный, готовый вырваться из души крик. Давно не чувствовал он такой бодрости, такой силы, которая, казалось, вся поднялась со дна души, готовая на подвиг».

- Какого Обломова уничтожил дивный голос и бессмертная музыка?

- Старого, безвольного, обрюзгшего, лежащего на диване. «Ах!» - только и смог произнести герой, и это «ах!» - лучшее подтверждение восхищения, с которого начинается любое преображение. «Он вдруг схватил было Ольгу за руку и тотчас же оставил и сильно смутился». Перед нами новый, способный чувствовать, живущий Обломов.

- И через три дня, встретясь с Ольгой, Обломов уже ясно сознавал, что любит ее, что «из нее что-то переходит в него». «У сердца… начинает кипеть и биться… Боже мой, какое счастье смотреть на нее! Даже дышать тяжело», - думал Обломов. И в тот же день он искренне признается в своем чувстве Ольге: «Нет, я чувствую не музыку…а…любовь!»

- Сколько времени прошло с момента знакомства героев до признания Обломова? О чем это говорит? (Одна неделя, это говорит о том, что чувства вспыхнули внезапно, бурно).


2 группа: развитие отношений Обломова и Ольги.

СЛАЙД 16 Встреча в парке.

- Какие чувства испытывали герои после этого внезапного признания Обломова? (В Обломове «все чувства свернулись в один ком – стыда»; «Ольга затруднялась только тем, как она встретится с ним, как пройдет это событие: молчанием ли, как будто ничего не было, или надо сказать ему что-нибудь?»)

- Выборочное инсценированное чтение (заранее подготовленное) со слов «И сошлись лицом к лицу…» до слов «…а он остался как вкопанный». (Часть II главаVI)

- Роль детали в художественном произведении.

В романе цветущая ветка сирени становится символическим лейтмотивом. СЛАЙД 17.

Ольга, ожидавшая признания Обломова и раздраженная его нерешительностью, с досадой бросила ветку сирени на землю. Брошенная ветка вдруг приоткрыла Обломову тайну влюбленной женской души. Он поднимает сирень и бережно уносит домой, окрыленный счастливыми надеждами. Ветка сирени, протянутая Ольгой Илье Ильичу при новой встрече, заменяет слова признаний. Ветка сирени возникает из-под иглы Ольги на вышивке. Когда же Ольга получила от Обломова письмо, в котором тот сомневается в глубине ее чувства, в ее сознании это ассоциируется с отцветшей сиренью: «Сирени отошли, пропали!» В конце романа Штольц, ставший мужем Ольги, жалея Обломова, приглашает его в гости, надеясь, что в нем еще проснутся душевные силы: «Вспомнишь парк, сирень и будешь пошевеливаться».

- Любовь, начавшаяся с ветки сирени, не могла стать счастливой. В книге «Цветы в легендах и преданиях» читаем: «На Востоке, откуда, как мы знаем, и происходит сирень, она служит эмблемой грустного расставания, и потому влюбленный вручает ее там обыкновенно своей возлюбленной лишь тогда, когда они расходятся или расстаются навсегда».

- Продолжим изучать «язык цветов». СЛАЙД 18, 19.. Обломов отвечает, что не любит ни резеды, ни роз. Что это могло означать? (Резеда являлась общеизвестным символом сердечной привязанности, роза – любви. Отношение Обломова к этим цветам помимо его воли выдало его неспособность к сильным и глубоким чувствам).


3 группа: развитие отношений (сомнения Обломова), кульминация (Обломов делает Ольге предложение)

- Как развивается чувство Ольги? (Хотела разбудить и полюбила).

- Какие изменения произошли с Обломовым? (Комментированное чтение главы IX-X). СЛАЙДЫ 20, 21.

- «Теперь и день и ночь, всякий час утра и вечера принимал свой образ и был или исполнен радужного сияния, или бесцветен и сумрачен, смотря по тому, наполнялся ли этот час присутствием Ольги или протекал без нее и, следовательно, протекал вяло и скучно… Он уже прочел несколько книг…Он написал несколько писем в деревню, сменил старосту… Он не ужинал и вот уже две недели не знает, что значит прилечь днем… Они объездили все петербургские окрестности…»

- «Любовь делалась строже, взыскательнее, стала превращаться в какую-то обязанность, явились взаимные права…»

- Что же отравило счастье Обломова? («Анализ своего счастья»). Он решил, что их сблизил только случай и любовь Ольги к нему - роковая ошибка. Свои сомнения и предостережения Илья Ильич излагает в письме.

- Отчего же такие настроения занимают душу героя?

- Обломов боится привязаться к кому бы то ни было всем сердцем. «А что будет…когда видеться сделается необходимостью, когда любовь вопьется в сердце?» Это «вопьется» выдает отношение Обломова к любви. Он боится любви. Медленно Обломов возвращается к своему прежнему состоянию.

- Ольга сумела и на этот раз развеять его сомнения и тревоги. Обломов делает Ольге предложение. Выборочное инсценированное чтение последней главы второй части. СЛАЙД 22..

- Что необычного почувствовали в этой сцене? (Вместо слез, страсти, «охмеляющего счастья» Ольга смотрела на него с «покойной гордостью».) Она давно уже ожидала этого.


4 группа: развитие отношений, развязка.

- Итак, предложение сделано, обычно за этим следует счастливый финал – свадьба. В чем же парадоксальность ситуации в романе Гончарова? СЛАЙД 23.

- В том, что Обломов как будто старается отдалить счастье и совместную жизнь. Он не может решить материальные проблемы (долги!), снять приличную квартиру, устроить дела. С Ольгой они видятся все реже, да и то только на людях (чтобы не возбуждать ненужных подозрений). А затем Обломов и вовсе перестает бывать у Ильинских. Илья Ильич все больше погружается в жизнь на Выборгской стороне. Неожиданный приезд Ольги вновь вдохнул в него жизнь, но ненадолго. Письмо из Обломовки с известие о состоянии дел лишь усугубляет сомнения: дела в запустении, как же жениться? Опять отложить свадьбу?

- Выборочное инсценированное чтение главы XI третьей части романа со слов «…он взглянул на нее и вдруг упал духом» до слов «Обломовщина!» - решительное объяснение Обломова и Ольги. СЛАЙД 24.


  1. Общее обсуждение проблемы.

- Почему любовь Ольги не смогла вернуть Обломова к жизни?

- Не о такой любви он мечтал. Их отношения с Ольгой – фейерверк чувств, а он мечтал о ровном горении.

- Ольга от Обломова требовала перемен, чтобы он жил ради нее. Но сама она не стала меняться, чтобы принять любимого таким, каков он есть.

- Обломов нуждался в любви-защите, материнской заботе. Такую любовь смогла ему дать Агафья Матвеевна Пшеницына. Она «полюбила Обломова просто», такого, каков он есть, «без увлечений, без трепета, без смутных предчувствий, томлений, без игры и музыки нерв». Илье Ильичу не надо никуда стремиться, никак меняться. СЛАЙД 25.

СЛАЙД 26. Слова К.Г.Паустовского.


  1. Подведение итогов.

- Поистине «любовь – претрудная школа жизни…» Но какая же любовь нужна человеку? Оставим этот вопрос для самостоятельных раздумий. СЛАЙД 27.



Проверка и оценивание знаний, умений, навыков

Знание содержание текста, умение пересказывать, размышлять, анализировать ситуацию, делать выводы проверяется в ходе всего урока. Оценивается исследовательская и творческая работа учащихся, письменная работа.

Рефлексия деятельности на уроке (мероприятии, занятии)

Обучающиеся составляют таблицу «Сравнительная характеристика Ольги Ильинской и Агафьи Матвеевны»; составляют план-схему, демонстрирующую фазы чувства Обломова и Ольги.


Домашнее задание (если это необходимо на уроке)

  • Сочинение-размышление «Какая любовь спасительна: зовущая и поднимающая вверх или любовь «без игры и музыки нерв»?

  • Ознакомиться с мнением критиков о романе Гончарова.

Ссылки на использованные интернет-ресурсы

  • http://www.uprava.mv.ru/muz_gonch/photoa/2.jpg портрет Гончарова

  • http://i.obozrevatel.com/8/790564/gallery/144141_image_large.jpg портрет Чехова

  • http://news.argumenti.ru/images/preview/arhnews/fef1f889bd8ada1e791cea1705260e6e.jpg портрет Белинского

  • http://im8-tub-ru.yandex.net/i?id=118462885-54-72 портрет Паустовского

  • http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=124846812-28-72 портрет Горького

  • http://smith.gorod.tomsk.ru/uploads/21187/1274411840/d551175b63d0.jpg портрет Достоевского

  • http://anime.toppik.ru/photo/ анимированные картинки

  • http://tempfile.ru/download/4b2ca582baebb90e74c96e54f1766ef2 музыка

  • http://bro.wmsite.ru/blog?offset=80 Кадр из фильма «Несколько дней из жизни Обломова»

  • http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=49165175-34-72 резеда

  • http://im8-tub-ru.yandex.net/i?id=61304505-28-72 роза

  • http://officeimg.vo.msecnd.net/en-us/images/MH900123045.jpg сирень

  • http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=81011631-29-72 Обломов

  • http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=384775358-71-72 Обломов

  • http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=466822793-56-72 Обломов

  • http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=337689062-57-72 Обломов

  • И др.

В помощь учителю

Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить

Не секрет, что изучение романа И.А.Гончарова «Обломов» в 10-ом классе обычно проходит с большим трудом. Большинство учащихся произведение не читают, а о главном герое имеют довольно примитивное представление. Данный урок позволяет «открыть» в романе то, что особенно интересно подросткам – сферу чувств и взаимоотношений между любящими людьми. Как зарождается любовь? Как развивается? Как признаются в любви? Как меняются отношения между возлюбленными? Как изменяются сами возлюбленные? И почему, наконец, угасает это светлое чувство? Эти вопросы позволяют привлечь внимание десятиклассников к изучению романа «Обломов». Распределение наиболее значимых эпизодов для чтения и анализа по группам способствует тому, что хотя бы эта часть произведения будет прочитана и осмыслена школьниками.

Сопровождение урока мультимедийной презентацией повышает интерес к обсуждаемой проблеме, развивает культуру художественного восприятия материала, усиливает эмоционально-образное впечатление, позволяет поддерживать устойчивое внимание обучающихся.

В презентацию включены отрывки художественного произведения, иллюстрации к нему, сцены из кинофильма «Несколько дней из жизни Обломова», музыкальные фрагменты – итак, в одном медиапродукте размещена обширная информация, позволяющая рассмотреть изучаемую тему в широком культурном контексте.

Кроме того, демонстрация схем активизирует логическое мышление. Таким образом, урок соответствует основным типам восприятия: наглядно-образному и словесно-логическому. Учитываются также «рассудочный» и «эмоциональный» типы восприятия.

Советы по логическому переходу от данного урока к последующим

Тема следующего урока – «Почему Обломов предпочел сон пробуждению?» (Обломов и обломовщина). Можно начать с дискуссии на тему «Был ли неизбежен финал жизни Обломова на Выборгской стороне?». Сопоставить мнение критиков об Ольге Ильинской и Агафье Матвеевне Пшеницыной.