Логопедическая викторина для детей 2-7 классов,
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальные нарушения)
Коррекционно-образовательные цели:
Коррекционно-развивающие цели:
Развивать фонематическое восприятие.
Развивать память и внимание.
Развивать словесно-логическое мышление у детей, рассуждать, делать выводы.
Развивать умение ориентироваться в пространстве.
Коррекционно-воспитательные цели:
Воспитывать чувство доброжелательности, ответственности, сотрудничества.
Формировать навык совместной работы в команде.
Оборудование: ИКТ, раздаточный материал, карточки с заданиями, герб города.
Ход викторины
I. Организационный момент
- Дорогие дети, уважаемые жюри и гости!
- Ребята, посмотрите сегодня, почтальон принёс в школу письмо, оно от королевы волшебного города Правильной речи. У них пропал герб города, она просит нас, его найти. Мы с вами отправимся в путешествие, чтобы помочь королеве и её жителям найти герб города.
- В этот город попасть не просто, дорога дальняя. На вашем пути встретятся острова и много преград.
- Сегодня наше путешествие будет в форме - игры. Мы с вами разделимся на 2 команды. Оценивать работу команд будет жюри.
Дети делятся на 2 команды (учитель-логопед раздает детям карточки с буквами).
- Дети, которым достались гласные буквы, будут в первой команде, а дети, которые получили согласные буквы, будут во второй команде.
- Молодцы. Вот мы разделились на 2 команды, теперь придумайте себе название и выберите капитана. Только помните, что капитан-это человек, на которого может положиться вся команда.
- Итак, начинаем наше путешествие.
II. Остров «Угадай - ка» (Разминка)
- Каждой команде за минуту нужно как можно больше дать правильных ответов на вопросы.
1 команда
Дом для учебников. (Портфель)
Буквы которые не составляют звука. (Ь, Ъ)
Цветок - гадалка? (Ромашка)
В каком месяце есть 29 дней? (Во всех, кроме февраля, если год не високосный)
Из какой посуды ничего нельзя поесть? (Из пустой).
Где сухого камня не найдешь? (В воде)
Кто собирает яблоки спиной? (Ёж)
Сколько гласных звуков в русском языке? (10)
Какой знак препинания чаще всего используется в конце предложения? (Точка)
Как называется основная часть слова? (Корень)
Яблоко, мандарин, груша – одним словом. (Фрукты)
Если вчера был вторник, то какой день будет послезавтра? (Пятница)
Слово, противоположное по значению слову «кривой»? (Прямой)
Площадка для катания на коньках? (Каток)
Тетрадь для записи домашних заданий. (Дневник)
Шкаф, кровать, стол – одним словом. (Мебель)
2 команда
Дом для денег. (Кошелек)
Как называется часть слова, которая стоит перед корнем? (Приставка)
Всегда во рту, а не проглотишь. (Язык)
Какая птица не несет яиц, а из яйца вылупляется. (Петух)
Если позавчера был понедельник, то какой день будет завтра. (Четверг)
Как называются слова образованные от одного корня? (Однокоренные)
Белый, сладкий, тает в воде. (Сахар)
Пиджак и брюки – одним словом. (Костюм)
Слово противоположное по значению слову «быстрый»? (Медленный)
Назовите буквы, которые могут состоять из двух звуков. (Буквы е,ё,ю,я)
На какое дерево садится ворона вовремя проливного дождя? (На мокрое)
Предмет, которым вытирают руки и лицо. (Полотенце)
Морковь, свекла, кабачок – одним словом. (Овощи)
Очень большой – одним словом. (Огромный).
Одна из двенадцати частей года. (Месяц)
Маленькое юркое животное, у которого может оторваться и снова вырасти хвост. (Ящерица)
III. Остров «Заблудившихся звуков»
Дети в командах по очереди исправляют, выясняя, в каком слове звук заблудился.
1команда:
Сладко спит в берлоге… миСка (миШка).
На столе с салатом… миШка (миСка).
2 команда:
В поле землю я… паСу (паШу).
На лугах коров… паШу (паСу).
1команда:
С другом мы играли в… Чашки (Шашки).
Пили чай из белой… Шашки (Чашки).
2 команда:
Вылезла из норки… Шишка (Мышка).
На неё упала… Мышка (Шишка).
- Все внимательными были! Словам звуки возвратили!
IV. Остров «Живой вопрос»
- Внимание, живой вопрос! Участникам команды предстоит прочитать, а затем прослушать шуточное стихотворение «штранная иштория» и ответить на вопросы.
Логопед читает стихотворение.
«Штранная иштория»
Встретил жук в одном лесу
Симпатичную осу:
— Ах, какая модница!
Пожвольте пожнакомиться.
— Увазаемый прохозый,
Ну на сто з ето похозэ!
Вы не представляете,
Как вы сепелявите.
И красавица оса улетела в небеса.
- Штранная гражданка...
Наверно, иноштранка!
Жук с досады кренделями
По поляне носится:
— Это надо ж было так
Опроштоволоситься!
Как бы вновь не окажаться
В положении таком?
Нужно шрочно жаниматься
Иноштранным яжыком.
П. Синявский
- Почему жук и оса не поняли друг друга?
- А вы научились выговаривать звуки? Проверим это!
- Быстро читает детям скороговорки:
Рисовала Лариса акварелью нарциссы.
Георгины гуашью рисовала Наташа.
Хранили зайчатки чулки и перчатки.
Перчатки – в чулане, чулки – в чемодане.
- Здорово вы постарались.
- А теперь отдохнем и поиграем.
V. «Западня» (физминутка)
Как живешь? Вот так
А плывешь? Вот так
Как бежишь?
Вдаль глядишь?
Ждешь обед?
Машешь вслед?
Утром спишь?
А шалишь?
VI. Остров «Пропавших букв»
- Мы находимся на острове Пропавших букв. По стечению обстоятельств, буквы оказались в этих смешных мячах. Капитаны команды, получите своих человечков. Сейчас вы их откроете и раздадите буквы каждому игроку.
- Угадав пропущенную букву, вы должны поднять её вверх.
у…ка | к…ига | …олнце | во…обей | …аяц | ко…ка | пету… | ар…уз |
т | н | с | р | з | ш | х | б |
VII. Остров «Неправильных предложений»
- Посмотрите-ка, друзья, тут опять у нас беда!
Команды по очереди сдувают тучки, логопед читает предложение, дети его исправляют.
Ветер сильный набежал,
Предложения сломал,
На тучки их развесил,
Словечкам там не весело.
1 команда:
Ёлка прыгнула на белку (Белка прыгнула на ёлку).
Стул укатился под клубок (Клубок укатился под стул).
2 команда:
Лошадь лаяла на собаку (Собака лаяла на лошадь).
Новое платье испачкало Милу (Мила испачкала новое платье).
VIII. Остров «Находок» Письменная речь
- Теперь вас ждет конкурс для капитанов команд. Капитаны выходят за дверь. Игроки прячут конверт с ключевым словом. Потом игроки направляют словами капитана.
IX. Итог: город Правильной речи
На слайде появляется город Правильной речи.
- Ну, вот наше путешествие подошло к концу, мы добрались до города Правильной речи.
- Нас встречает королева волшебного города, она рада, что вы дружно и правильно выполнили все задания, и нашли герб города.
- У каждого города есть свой герб, давайте прочтём, что написано на гербе города Правильной речи.
Дети все дружно, хором, читают:
Говорим всегда красиво,
Смело и неторопливо!
Ясно, чётко говорим,
Потому что не спешим!
- Молодцы! Теперь, пока жюри посовещается, мы оценим то, насколько вы довольны своим участием в викторине.
Красный парус - викторина очень интересная, мне все удалось.
Зеленый парус - мне понравилась викторина, но я понял не все задания.
Серый парус - было скучно, я ничего не выполнил.
Затем жюри объявляет итоги соревнования и предварительный результат всей игры.
Вручение медалей победителям соревнования (медали получают все дети, но у каждой команды своя медаль: за хорошие знания и за отличные знания).
10