Конспект фрагмента логопедического занятия на тему: «Буква Ю в словах и словосочетаниях»
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! У нас на занятии сегодня гости, поэтому давайте мы сейчас повернёмся к гостям, поздороваемся кивком и начнем работу не отвлекаясь больше на гостей.
Итак, поздоровались. Присаживайтесь, пожалуйста.
2. Основная часть.
2.1. Актуализация знаний.
Сегодня мы с вами продолжаем работу с хитрой и доброй гласной буквой. Кто напомнит мне, что это за буква, с которой мы познакомились на прошлом занятии? (буква Ю)
Правильно, это буква Ю. Давайте вспомним как она выглядит (слайд 2) «Чтобы О не укатилась крепко к столбику прибью, ой – смотри-ка что случилось: получилась…буква Ю». Мы с вами уже говорили на что похожа буква Ю (слайд 3). Давайте сконструируем эту букву из элементов. Человечек протягивает ЛЕВУЮ руку и берёт обруч – это соответствует элементам буквы длинная прямая написанная сверху вниз, короткая прямая слева направо и овал (выставляю элементы букв на маленькой доске). А теперь вы попробуйте парами составить эту букву из кусочков. На первых столах каждого ряда лежат кусочки, составляйте пару и собирайте букву (работа в парах по собиранию разрезанной буквы Ю).
Молодцы, справились хорошо. А теперь давайте вспомним, чем буква отличается от звука? (буква это беззвучный значок, который мы видим и пишем, а звук это то, что мы произносим и слышим). Скажите почему буква Ю не является гласным звуком? (потому что ей соответствует 2 звука – мягкий согласный Й и гласный У (слайд 4). В том случае когда букве Ю соответствует 2 звука она у нас какая - хитрая или добрая? (хитрая) Назовите случаи когда буква Ю хитрая с какими соседями она хитрит и почему? (букве Ю соответствует 2 звука если она стоит первой, после гласного или после мягкого и твёрдого знака, потому что она их не смягчает)
Всегда ли букве Ю соответствует 2 звука (нет). Когда буква Ю становится доброй? (когда стоит после согласного и смягчает его). Сколько тогда соответствует звуков букве Ю? (один гласный У).
2.2. Закрепление материала
А теперь я предлагаю вам немного размяться и поиграть в «Живые слова». Сейчас каждый из вас станет каким либо словом, а затем мы попробуем из вас - слов составить пары-словосочетания. (Раздаю слова). Итак, ребята теперь каждый из вас живое слово. Давайте проверим все ли запомнили свои слова и знаете ли вы их значения. Слово «полюс» - означает точку пересечения оси вращения Земли с её поверхностью в Южном и Северном полушарии – все вы видели модель Земли – глобус на котором как раз хорошо видны северный и южный полюса. (слайд 5)
(слайд 6) Слово «Натюрморт» – обозначает жанр изобразительного искусства, картина или фотография изображающая группу неодушевленных предметов. На картине или фотографии могут быть цветы, фрукты, посуда и другие предметы, расположенные так, чтобы получилась гармоничная композиция. Традиционный натюрморт рисуют с натуры (т.е. глядя на оригинал).
Что такое «тюльпан»? (слайд 7)Правильно это красивый цветок.
И все вы, как жители Севера, наверняка знаете, кто такой тюлень, да? (слайд 8) (В широком смысле слова тюленями можно считать всех представителей отряда Ластоногих, но обычно под этим названием подразумевают животных из семейства настоящих тюленей. Они состоят в близком родстве с представителями семейства ушастых тюленей (морскими котиками и морскими львами) и моржами. Тело тюленей вытянутое и вальковатое одновременно, контуры туловища обтекаемые, шея короткая и толстая, голова сравнительно небольшая с уплощенной черепной коробкой. Конечности тюленей превратились в плоские ласты, причем кисти и ступни получили наибольшее развитие, а плечевой и бедренный пояс укоротились).
Это были слова предметы, отвечающие на вопрос кто? или что? У остальных ребят остались слова признаки, отвечающие на вопрос Какой? Это слова «южный, красивый, ароматный и неуклюжий». Раз, два. три – слово оживи! Давайте попробуем составить пары слов. Я слово полюс! Кто встанет со мной в пару? (должен вызваться южный). Составляем остальные пары. Проверка на слайде 9.
А теперь давайте отметим все эти связи в своих тетрадях на странице 1, задание 4 и определим где встречается буква Ю и сколько ей в данном слове соответствует звуков (работа в тетрадях, с проверкой на слайде).
Дополнительное (необязательное) задание. Мы с вами уже так хорошо научились анализировать звуковой состав слова, что я хочу предложить вам сделать звукобуквенный анализ целого предложения: Люба и Юля поют. Какие орфограммы вы видите в этом предложении? (границы предложения – заглавная буква и точка, заглавная буква в именах собственных). У доски поочерёдно делают анализ слов 3 человека с пояснениями, остальные делают в тетради.
3. Подведение итогов.