СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Логика анализа урока математики

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Логика анализа урока математики»

Виды анализа урока.

Оценка профессионального мастерства учителя – один из самых актуальных аспектов в работе администрации. Это позволяет постоянно выявлять профессиональные трудности, своевременно оказывать помощь учителю, видеть его рост, способствовать успешной аттестации. А поскольку основной показатель педагогического профессионализма – урок и каждому руководителю необходимо обладать мастерством его анализа.

Уровень знаний и навыков школьников, педагогическое мастерство учителя оцениваются в основном во время посещения учебных занятий.

Но на одном уроке учитель не может использовать все доступные ему методы и формы организации учебной деятельности. Поэтому перед

посещением руководитель выбирает такие формы анализа урока, которые наиболее соответствуют конкретным задачам контроля.

Виды анализа урока:

  • полный;

  • структурный;

  • аспектный;

  • краткий;

  • дидактический;

  • психологический.

Рассмотрим каждый вид:

Полный анализ - Проводится при аттестации учителя, при обобщении педагогического опыта, конфликтной ситуации с учителем. (Приложение 1)

Структурный анализ – это выявление и оценка главных элементов урока. Он является основой для всех анализов и проводится вслед за коротким, определяет логическую последовательность и взаимосвязь структурных элементов и выделяет доминирующие.

Анализ можно проводить по всем этапам урока или выборочно. Любой этап анализируется по основным параметрам:

  • дидактическая задача этапа;

  • содержание этапа;

  • достижение положительных результатов этапа;

  • показатели выполнения дидактического задания этапа.


Выводы при структурном анализе должны отражать:

  1. Личность, эрудицию, педагогический такт, культуру речи, эстетику внешнего вида, организаторские качества учителя.

  2. Особенности класса и уровень работоспособности учащихся, уровень их знаний, умений, навыков.

  3. Оборудование урока: ТСО, раздаточный материал, таблицы, литература. Рабочее место учителя.

  4. Санитарно-гигиенические условия.

  5. Анализ результативности урока. Методы проверки знаний, примененные на уроке и их целесообразность. Какой характер имела проверка: воспроизводящее или творческий. Поощрение учащихся к обучению методом оценки. Анализ работы учителя при изучении нового материала. Соответствие методических приемов особенностям содержания, типа, цели урока и возрасту учащихся. Соотношение методов и приемов работы учителя и учеников.

  6. Цель посещения урока.

Рекомендации необходимо ориентировать на:

  • совершенствование содержания, структуры, организации урока;

  • осуществление индивидуализации, дифференциации обучения;

  • внедрение новых технологий обучения;

  • реализацию воспитательного потенциала учебного предмета;

  • изучение и внедрение передового педагогического опыта;

  • обработки методической литературы;

  • моделирования собственной творческой лаборатории и тому подобное.

Особенности анализа урока.

При подготовке к посещению урока необходимо учитывать не только цель посещения, но и учебный предмет. Нельзя применять подходы к анализу урока математики и трудового обучения.

Анализ урока математики:

1. Подготовка учителя к уроку (использование литературы; планирование; оборудование; инструменты, модели, схемы, таблицы, плакаты; подготовка дидактического материала, необходимых записей и чертежей на доске).

2. Оборудование места школьников (есть ли все необходимое для работы на уроке). Подготовка учащихся к уроку.

3. Правильно ли определены учителем цели урока по обучению, воспитанию и развитию? Какие конкретно учебно-познавательные задачи ставит учитель перед учащимися на данном уроке и серии уроков? Достиг ли урок цели?

4. Место данного урока (нового материала) в серии уроков по изучению своей темы.

5. Насколько материал данного урока связан с предыдущим и последующим материалом?

6. Как выполняются основные принципы дидактики (научность, наглядность, доступность, единство теории с практикой)?

7. Насколько хорошо владеет учитель материалом?

8. Объем материала на урок. Нет ли перегрузок?

9. Правильно ли учитель организует на уроке труд учащихся и свой труд, работу с классом в целом и с отдельными учащимися; удачно ли сочетаются коллективные и индивидуальные формы знаний?

10. Как определены структура урока, виды, приемы и методы работы учителя в зависимости от цели, содержания урока и уровня подготовленности учащихся класса?

11. Как осуществляется дифференцированный подход в обучении учащихся?

12. Осуществление работы с учащимися по устранению имеющихся в знании пробелов. Индивидуальная работа с учащимися. Учет этой работы. Работа по предупреждению неуспеваемости учащихся.

13. Развитие мыслительной деятельности школьников через систему подобранных упражнений учебника, а также изучение и повторение теоретического материала.

14. Система повторения.

15. Осознанность, прочность знаний учащимися основ программы (особенно при выполнении основных упражнений учебника).

16. Уровень знаний, умений и навыков, учащихся по данной теме. Верность и объективность ответов.

17. Степень самостоятельности мышления учащихся.

18.Как решается задача - вооружить учащихся методами самостоятельной работы (проведение обучающих самостоятельных работ, специальных индивидуальных заданий, самостоятельной работы с учебником, математической литературой).

19. Виды проверки домашних заданий.

20. Дача домашних заданий (уровень трудности, объем, необходимые рекомендации к выполнению, учет индивидуальных способностей).

21. Контроль за знаниями учащихся. Формы контроля. Виды, опроса. Объективность оценки.

22. Способствовал ли опрос развитию умственных сил учащихся.

23. Роль и место вопроса учителя. Формулировка вопроса.

24. Развитие творческих способностей учащихся (особенно при решении геометрических задач).

25. Требования к проведению устных упражнений.

26. Осознанность в усвоении учащимися правил, математических понятий, математической символики.

27. Какая часть времени урока была занята объяснением и закреплением нового материала?

28. Рационально ли использовалось время урока.

29. Требования к выполнению чертежей.

30. Требования к проведению контрольных работ.

31. Работа после контрольных работ по устранению обнаруженных пробелов в знаниях учащихся.

32. Требования к ведению учащимися тетрадей. Проверка тетрадей учителем.

33. Математическая речь учащихся.

34. Привитие интереса учащимся.

35. Межпредметные связи.