Тема: «Логика и компьютер. Логические операции»
Цели урока:
Образовательные:
- Познакомить с определениями: понятие, высказывание и его видами, умозаключение, логические величины, логические переменные.
- Познакомить с основными логическими операциями (инверсия, конъюнкция, дизъюнкция, импликация, эквивалентность), их свойствами и обозначениями;
- Закрепить практические навыки представления логических выражений с помощью формул и таблиц истинности
Развивающие:
- Способствовать развитию логического мышления,
- Способствовать развитию памяти, внимания.
- Научить правильно рассуждать, уметь давать ответы на поставленные вопросы
Воспитательные:
- Способствовать воспитанию аккуратности, терпению.
- Способствовать культурному и интеллектуальному развитию учеников.
Задачи урока:
Образовательные:
- выработка умений самостоятельного применения знаний
Развивающая:
- формирование учебных навыков обобщения имеющейся информации
Воспитательная:
- формирование отношения сотрудничества при групповой работе;
- аккуратность, бережное обращение с техникой.
Ход урока:
1. Организация начала урока. Подготовка учащихся к усвоению.
2. Изучение нового материала.
-
- Как человек мыслит?
- Что в нашей обыденной речи является высказыванием, а что - нет? Предложение «Кто последний?» - это высказывание или нет?
- Арифметическое умножение и логическое умножения. В чем сходство и различие?
Формы мышления
В основе современной логики лежат учения, созданные еще древнегреческими мыслителями, хотя первые учения о формах и способах мышления возникли в Древнем Китае и Индии. Основоположником формальной логики является Аристотель, который впервые отделил логические формы мышления от его содержания.
Логика — это наука о формах и способах мышления. Это учение о способах рассуждений и доказательств.
Законы мира, сущность предметов, общее в них мы познаем посредством абстрактного мышления. Логика позволяет строить формальные модели окружающего мира, отвлекаясь от содержательной стороны.
Мышление всегда осуществляется в каких-то формах. Основными формами мышления являются понятие, высказывание и умозаключение.
Понятие — это форма мышления, фиксирующая основные существенные признаки предмета или класса предметов, позволяющие отличать их от других.
Имеет две стороны
Содержание Объём
Например, понятие “Черное море” – отражает единичный предмет, “Сиамская кошка” – отражает класс сиамских кошек.
Содержание понятия – совокупность существенных признаков множества, отраженных в этом понятии.
Например, понятие “квадрат” – прямоугольник, имеет равные стороны.
Объем понятия – множество предметов, которые мыслятся в понятии.
Например, под объемом понятия “лев” подразумевается множество всех львов, которые существовали, существуют и будут существовать.
Высказывание (суждение) – повествовательное предложение, о котором можно сказать истинно оно или ложно. Бывают простые и сложные (объединяют несколько простых).
Высказывания
|
Общие
|
Частные
|
Единичные
|
- Начинаются со слов: все, всякий, каждый, ни один, любой…
|
- Начинаются со слов: некоторые, большинство, многие…
|
- Например, А – первая буква алфавита.
|
По поводу высказывания можно сказать, истинно оно или ложно. Истинным будет высказывание, в котором связь понятий правильно отражает свойства и отношения реальных вещей. Ложным высказывание будет в том случае, когда оно противоречит реальной действительности.