СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Лучшие эрудиты по литературе»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Лучшие эрудиты по литературе»»

Методическая разработка внеклассного мероприятия «Лучшие эрудиты по литературе». Автор: Крылов К.В.

Цели:

Образовательные:

- продолжить ведущуюся на занятиях кружка «Радуга» работу по обогащению словарного запаса, способствовать формированию и развитию культуры речи;

- формировать умение говорить, слушать и понимать устную речь;

- учить навыкам подготовки и проведения устного выступления.

Развивающие:

- вырабатывать у обучающихся интерес к чтению, к поиску новой информации;

- развивать речевые способности;

- способствовать укреплению памяти;

- формировать логическое мышление. 

Воспитательные:

- вырабатывать усидчивость и внимание;

- прививать навыки культуры поведения во время общественных мероприятий. 

- прививать любовь к чтению художественной литературы.

Оборудование: портреты писателей и поэтов, аудиозаписи классической музыки.

Ход мероприятия.

Не наяву и не во сне, без страха и без робости

Мы снова бродим по стране, которой нет на глобусе.

На карту не нанесена, но знаем ты и я,

Что есть она, что есть страна - Литературия.

Ведущий: - Ребята, сегодня мы собрались, чтобы провести литературное соревнование , в конце мероприятия мы узнаем, кто из вас заслуживает титула «Лучший знаток литературы».

1.Литературная разминка.

« Писатель – не писатель»

Вы должны быть очень внимательными. Я буду называть известные фамилии, а вы должны поднимать руку вверх исключительно при имени писателя. Выиграют те ребята, которые к концу конкурса наберут больше правильных ответов.

А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, Софья Ковалевская (математик), Николай Рубцов, Сергей Ожегов (автор словаря), Лев Толстой, Сергей Безруков (актер), А. Фет, Джанни Родари, Мария Разумовская (автор учебника русского языка).

М.Ю. Лермонтов, В. И. Даль (автор словаря), А.Барто, Илья Репин (художник), В. Г. Короленко, И. С.Тургенев, А. Пугачева (певица), Алексей Толстой, Льюис Кэрролл, Геннадий Беленький (автор учебника литературы).

«Пословицы – перевертыши»

Замените каждое слово антонимом – и вы узнаете русскую пословицу.

Украденной кобыле глядят в затылок. - (Дареному коню в зубы не глядят).

Мужик на сани – коню тяжелее. – (Баба с возу – кобыле легче).

Иной страус чужую пустыню ругает. – (Всяк кулик свое болото хвалит).

Жара велика, нет прыгать разрешает. – (Мороз невелик, да стоять не велит.)

Ведущий – Продолжается наша программа, следующее испытание называется «Интерьер». (Интерьер – внутреннее помещение в здании).

Назовите автора, из чьего произведения взято описание интерьера, укажите название произведения.

«Изба состояла из одной комнаты, закоптелой, низкой и пустой, без полатей и перегородок. Изорванный тулуп висел на стене. На лавке лежало одноствольное ружье, в углу валялась груда тряпок, лучина горела на столе, печально вспыхивая и погасая».

(И.С. Тургенев «Бирюк»).

«У меня дом первый в Петербурге. На столе, например, арбуз – в семьсот рублей арбуз. Суп в кастрюльке прямо на пароходе приехал из Парижа, открою крышку – пар, которому подобного нельзя отыскать в природе. Я всякий раз на балах».

( Н.В. Гоголь «Ревизор»).

«Светлица была убрана во вкусе того времени… Все было чисто вымазано цветною глиною. На стенах – сабли, нагайки, сетки для птиц, невода и ружье, хитро отделанный рог для пороху, золотая уздечка для коня. Окна в светлице были маленькие, с тусклыми стеклами. Вокруг окон и дверей были красные отводы».

(Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»).

«Я вошел в чистенькую комнатку, убранную по-старинному. В углу стоял шкаф с посудой, на стене висел диплом офицерский за стеклом и в рамке, около него красовались лубочные картинки. У окна сидела старушка в телогрейке и с платком на голове. Она разматывала нитки, которые держал кривой старичок в офицерском мундире».

( А.С. Пушкин «Капитанская дочка»).

Ведущий: - Все вы любите разгадывать кроссворды, ребусы, давайте вспомним шарады. Третий конкурс: «Шарады, шифровки, загадки». (Шарада – загадка, в которой загаданное слово делится на несколько частей).

Союз, предлог объединили –

Малютку-слово получили.

Им воинов крылатых звали,

Что по - геройски воевали. (АС).

С М – тягучий,

Липкий, сладкий,

С Л – холодный,

твердый, гладкий. (Мед и лед).

С буквой У – стоят с водою,

С Ы - катают нас зимою. (Лужи и лыжи).

С буквой У – на нем сидят,

С О - и пишут, и едят. (Стул и стол).



Отыщите зашифрованных птиц в предложениях:

Мощный кран перенеС ОКОЛо ста тысяч тонн металла.

ТопОР Елку рубит.

Медленно войдя во дВОР, ОНА окликнула хозяев.

Дон И ВОЛГА соединены каналом.

Ведущий: - Много лет назад по телевидению показывали передачу «Счастливый случай», одним из заданий этой игры был конкурс «Дальше, дальше, дальше».

Игрокам предлагаются 20 вопросов, кто больше ответит за 1 минуту, тот и победит. Если ответа нет, то нужно говорить – дальше.

1. Воинское звание героя сказки С-Щедрина. (Генерал).

2.Крупное стихотворное произведение. (Поэма).

3. Имя и отчество Некрасова. (Николай Алексеевич).

4.Вымышленное имя, под которым автор публикует свои произведения. (Псевдоним).

5. Автор рассказа «Лошадиная фамилия». (А. П. Чехов).

6. Картина природы в художественном произведении. (Пейзаж).

7. Какими словами начинается сказка А.С.Пушкина «О царе Салтане…»?

(«Три девицы под окном пряли поздно вечерком…»)

8. Кто нарисовал картину «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»:

И. Репин или В. Васнецов? (И. Е. Репин.)

9. С каким животным ассоциируется полицейский надзиратель Очумелов?

(Хамелеон).

10. Продолжи фразу из стихотворения в прозе И.С. Тургенева «Русский язык»: «…но нельзя верить, чтобы такой язык….(НЕ БЫЛ ДАН ВЕЛИКОМУ НАРОДУ!»)

11. Автор рассказа « Каштанка». (А.П. Чехов).

12. Момент наивысшего острого действия в художественном произведении. (Кульминация).

13. Дата рождения А.С. Пушкина: 1799 или 1796? (1799).

14. Чей это портрет: «Тут вошла девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у нее так и горели. С первого взгляда она не очень мне понравилась».

(Портрет Маши Мироновой).

15.Почему гусар Бурмин из повести «Метель» не мог сделать предложение Марье Гавриловне? ( Он уже был женат).

16. Продолжите фразу: « Немного лет тому назад,

Там, где сливаяся, шумят,

Обнявшись, будто две сестры

струи … ( АРАГВЫ И КУРЫ),

Был монастырь. ( М. Лермонтов «Мцыри»).

17. Что это: связанные между собой события, изображаемые в художественном произведении. (Сюжет).

18.Назовите имя и отчество Тургенева. (Иван Сергеевич).

19.Разговор двух или более лиц. (Диалог).

20. Как звали няню А.С. Пушкина? (Арина Родионовна).

Ведущий: - «Буриме». Это не строгий научный термин. Это веселая и хитрая литературная игра. Вы придумываете несколько рифм, а потом сочиняете стихи с этими рифмами.

Началось это в 17 веке, во Франции, когда некий поэт Дюло заявил, что потерял рукопись с 300 сонетами. Стихи потерял, но заготовленные для них рифмы остались. Друзья – поэты не очень поверили Дюло. Но они были веселые люди. Взяли заготовленные рифмы и сочинили новые сонеты. Так родилось БУРИМЕ – игра с рифмованными концами строк.

кружок у реки

соседи знали

снежок мужики

медведи. кричали.

Ведущий: - «Пантомима» Каждая команда получает иллюстрацию к художественному произведению и изображает без слов то, что на ней нарисовано. Другая команда-соперница старается угадать, что это за произведение?

Пока команды готовятся, мы предлагаем вам немного отдохнуть и улыбнуться.

«Из школьных сочинений Михаила Генина».

- Ломоносов был „первым русским университетом“, который впоследствии окончили студенты многих стран. 
- … и тогда на борьбу с Гулливером поднялись все лилипуты — от мала до велика! 
- …Только встретив Пятницу, а потом и дикарей, Робинзон с ужасом понял, что остров необитаем.

- Иногда Очумелов думал так же, как все помещики, иногда — головой. 
- … Желая приучить внука к самостоятельности, дед Каширин пустил его по миру.

- Домашняя работа не волк, в лес не убежит.

Учитель задаёт вопрос ученику:

- Кто в произведении И.С. Тургенева «Муму» не умел говорить?

- Лодка.

- Ответ неверный, Герасим.

- Подождите… А что, лодка говорила?

Ведущий: - Восстановите четверостишие по рифмованным словам. Назовите автора произведения.

Идет бычок, КАЧАЕТСЯ,

Вздыхает НА ХОДУ:

Ох, доска КОНЧАЕТСЯ,

Сейчас я УПАДУ. (А. Барто).

Наша Таня громко ПЛАЧЕТ,

Уронила в речку МЯЧИК.

Тише, Танечка, НЕ ПЛАЧЬ,

Не утонет в речке МЯЧ. ( А. Барто).

Сижу за решеткой в темнице СЫРОЙ.

Вскормленный в неволе орел МОЛОДОЙ.

Мой грустный товарищ, махая КРЫЛОМ,

Кровавую пищу клюет ПОД ОКНОМ.

( А. С. Пушкин «Узник»).

Скажи-ка, дядя, ведь НЕДАРОМ,

Москва, спаленная ПОЖАРОМ,

Французу отдана.

Ведь были ж схватки БОЕВЫЕ,

Да, говорят, еще КАКИЕ! (М. Ю. Лермонтов «Бородино»).

Пока жюри подводит итоги последнего конкурса и всего соревнования в целом, подумаем и мы - что нам дал этот праздник. Мы проверили себя на смекалку и сообразительность, побывали в разных областях страны Литературии. И не важно, кто сегодня победит. Вспомним благородный девиз греческих олимпиад: «Главное - не победа, а участие!». Надеемся, что это путешествие в страну любимых книг не последнее, и мы вновь встретимся.

(Жюри объявляет победителей, вручает им памятные призы)