СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ЛЫЧКОВСКАЯ С.Л., МЕЛЬНИКОВА Г.П. Урок "Повторение изученного в начальных классах", РЯиЛ 2015-8

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока ЛЫЧКОВСКОЙ С.Л., МЕЛЬНИКОВОЙ Г.П. "Повторение изученного в начальных классах", 2015-8

Просмотр содержимого документа
«ЛЫЧКОВСКАЯ С.Л., МЕЛЬНИКОВА Г.П. Урок "Повторение изученного в начальных классах", РЯиЛ 2015-8»

С. Л. Лычковская, Г. П. Мельникова, учителя русского языка и литературы Лудчицкого УПК детский сад — средняя школа Быховского района Могилёвской области

Тема: Повторение изученного в начальных классах: правописа-ние

Цели: повторить и закрепить навыки правописания буквенных сочетаний жи-ши, чи-щи, жу-шу, чу-щу, ча-ща; безударных гласных в корне слова; непроизносимых со­гласных; разделительных ъ и ь; развивать у учащихся умения подбирать проверочные слова, сравнивать, наблюдать, делать выво­ды; воспитывать интерес к предмету через содержание учебного материала.

Ход урока

  1. Организационный момент.

— Мы за парты сядем дружно,

А шуметь совсем не нужно!

Сели прямо, ноги вместе!

Подравнялись. Улыбнулись!

И ко мне все повернулись!

  1. Сообщение темы урока.

На доске — картинки с паровозиками, медвежонок с воздушными шариками.



— Сегодня мы с вами продолжим путеше­ствие по стране «Повторение», а путешество­вать мы будем на весёлом паровозике. Вы знаете, для того чтобы на железной дороге был порядок, поезда ходят по установленно­му расписанию, т. е. подчиняются опреде­лённым правилам. Чтобы грамотно писать, вы также должны знать правила. Посмотри­те на вагончики и медвежонка с шариками и скажите, над какими правилами правопи­сания мы будем сегодня работать. (Ответы учащихся.)

— Что мы должны знать и уметь, прочи­таем на слайде.

Знать

Уметь

Правила правописания сочетаний жи-ши, чи-щи, жу-шу, чу-щу, ча-ща

Подбирать проверочные слова

Правила правописания безударных гласных в корне слова

Применять правила

Правила правописания непроизносимых согласных

Находить орфограмму

Правила правописания разделительных ъ и ь



  1. Основная часть урока.

• Станция «Безударные гласные».

— Итак, паровозик наш помчался к пер­вой станции.

Ребята бегут паровозиком. Ученица объ­являет станцию.

  1. Работа с памяткой.

— Давайте вспомним памятку «Как про­верить безударную гласную в корне слова». Памятка

  1. Выделить корень слова.

  2. Найти безударную гласную.

  3. Выяснить смысл слова.

  4. Подобрать проверочное слово.

  1. Работа со стихотворением.

  • Ребята, когда поезд прибывает на стан­цию или отправляется, на перрон выходит дежурный по станции и подаёт машини­сту сигнал: показывает белый жезл, говоря этим, что всё в порядке — поезд может от­правляться. Чтобы продолжить движение на паровозике, вы сигнальными карточками будете показывать букву, которую нужно на­писать в словах, где она пропущена.

Л..сной, р..чной, г..ристый,

Морской, р..дной, л..систый.

Проверь слова, да не сп..ши,

Красиво, грамотно сп..ши.

  • Какие слова мы произносим одинако­во? (Спеши, спиши.)

  • Обратите внимание на эти слова. Как вы рассуждаете, вставляя буквы? (В слове спеши пишем букву е, так как проверочное слово спешка. В слове спиши — гласную и, проверяем словом пишет.)

  • Чтобы правильно подобрать родствен­ное слово, надо знать его смысл. Поэтому нашу памятку дополним ещё одним пунктом: выяснить смысл слова.

  1. Работа с омофонами.

  • Рассмотрим смыслоразличитеяьную функцию на примерах.

Задание. В словосочетаниях вставьте про­пущенные буквы и объясните свой выбор, подобрав проверочные слова.

Пол..скать ребёнка — пол..скатъ бельё, отв..рить картофель — отв..рить калитку, развеваться на ветру — развевать речь.

  • Какой можно сделать вывод? (Слова звучат одинаково, но значения имеют раз­ные.)

  • А как называются слова с безударными гласными, к которым нельзя подобрать про­верочное слово? (Словарные. Такие слова на­до запомнить или обратиться к словарю.)

  • Назовите в словосочетаниях словарные слова и запомните их написание. (Ребёнок, картофель, калитка.)

  1. Работа с правилом.

  • Покидая станцию «Безударные глас­ные», зарифмуем правило:

Бели буква гласная

Вызвала сомнение,

Ты её немедленно

Поставь под ударение.

Станция «Неясные и непроизносимые согласные».

  • Продолжаем движение на нашем па­ровозике.

Ребята бегут паровозиком.

Иногда согласные Играют с нами в прятки.

Они не произносятся,

Но пишутся в тетрадке.

Вашему вниманию я предлагаю загадки.

  1. День и ночь стучит оно,

Словно бы заведено.

Будет плохо, если вдруг

Прекратится этот стук. (Сердце.)

  1. Не огонь, а больно жжёт.

Не фонарь, а ярко светит. (Солнце.)

  1. Сделал шаг — стал ростом выше.

Так «дорос» до самой крыши.

А потом назад пошёл —

К росту прежнему пришел. (Лестница.)

  • Что объединяет все эти отгадки? (От­гадки — это слова с непроизносимой соглас­ной.)

  • Так на какую станцию мы прибыли? Ученица объявляет станцию.

  • Ребята, вспомните правила написания непроизносимых согласных.

Чтобы знать, как писать,

Надо слово изменять

И со звуком непонятным

Быстро гласную искать!

  • Вам предлагается творческое задание (работа по карточкам в парах). На кар­точках даны предложения. Замените выде­ленные слова подходящими по смыслу си­нонимами с непроизносимыми согласными. Предложения в исправленном виде запиши­те в тетради.

  • Вспомните, какие слова называются синонимами.

Позади весёлое лето. Пришла красивая золотая осень. Стоят дождливые дни глу­хой осени. Порывистый ветер срывает с деревьев последние листья.

Слова-подсказки: ненастные, поздней, яростный, радостное, прекрасная.

Приведите примеры слов с неясными согласными и подберите к ним провероч­ные.

Физкультминутка.

Мы писали и устали,

Все мы дружно тихо встали,

Ножками потопали: раз, два, три. Ручками похлопали: раз, два, три.

Сели, встали, встали, сели И друг друга не задели.

  • Станция *И, а, у после шипящих».

  • Отдохнули немножко. Теперь продол­жим наш путь к следующей станции.

Ребята бегут паровозиком.

  • Прибыли на станцию. Что будете по­вторять на ней, вы узнаете, закончив строку в стихотворении.

Кот живёт у нас на крыше,

А в чулане живут …

Не поедет без бензина

Ни автобус, ни ...

Если с крыши потекло

И сугробы ниже —

Значит, солнце припекло,

Убирайте .

По полям бегут ручьи,

На дорогах .

Скоро выйдут муравьи После зимней .

  • Как называется станция? (Ответ уча­щихся.)

Ученица объявляет станцию.

  • Какое правило будем повторять? (От­вет хором: жи-ши, чи-щи пиши с буквой и, жу-шу, чу-щу пиши с буквой у, ча-ща пиши с буквой а.)

  • Раз, два.

Начинается игра.

Вы теперь не просто дети.

Вы теперь — учителя.

Вы на доску посмотрите

И ошибки все найдите.

Задание. Внимательно прочитайте слова. По цепочке выходите к доске и исправляйте ошибки.

Жизнь, жыраф, щука, щявель, чюдеса, чулок, ширина, машина, чужой, щюпальца, чяйник, чайка, чашка, передачи, учюсь, чудак, тащу, стучю, роща, уши, широкий, часы, чясто, чуточку, ворчун, ищю, живот­ное (13 ошибок).

  • Молодцы, ребята, хорошо справились с ролью учителя.

  • Станция «Разделительные ъ и ь».

  • Итак, мчится наш паровозик к послед­ней станции.

Ребята бегут паровозиком.

Перед е, ё, и, ю, я Я в словах Стою, друзья!

  • На какую станцию мы прибыли? (От­веты учащихся.)

Ученица объявляет станцию.

— Дома вы повторяли правило «Право­писание разделительных ъ и ь». Расскажите его.

Два ученика рассказывают правило. Слайд:

  • Проведём игру «В две колонки стано­вись!» (упр. 17 на с. 9 учебника).

Два ученика работают у доски.

Задание. Выпишите слова в две колонки: в первую колонку — с ь, во вторую — с ъ.

Ученики осуществляют самопроверку.

5. Выполнение теста.

  • Наше путешествие подходит к концу. Сейчас вы выполните тест, чтобы определить уровень своих знаний.

Ученикам раздаются тесты.

Тест.

  1. В какой строчке правильно подобраны проверочные слова:

а) чудесный — чудо;

б) окрестность — окрестный;

в) прелестный — прелести;

г) прекрасный — прекрасно?

  1. Найдите родственников к слову гора.

Гора, горит, горе, горец, гористый, го­реть, горный.

  1. В каком ряду во всех словах на месте пропусков пишется ь:

а) ад..ютант, бул..он, лис..и;

б) компан..он, шампин..он, интерв..ю;

в) почтал..он, павил..он, раз..езд;

г) компьютер, медал..он, об..ехать?

  1. В каком ряду во всех словах на месте пропусков пишется ъ:

а) под..езд, с..ёмка, об..явление;

б) об..ективный, с..экономить, раз..яс­нить;

в) ин..екция, в..лся, б..ётся?

  1. Отметьте ряды, где пишется и:

а) камыш.., снеж..нка, ч..ща;

б) ш..тьё, ж..зненный, ч..жи;

в) ж..то, ш..ны, щ..т;

г) ж..вопись, ч..гун, ч..ткий.

  1. Рефлексия.

Продолжите фразы:

  • Больше всего мне понравилось на уроке (что делать? ) ...

  • Мне было нелегко на уроке (что де­лать?) ...

  • Для меня урок-путешествие прошёл не зря, потому что ...

  1. Оценивание ответов учеников.

  2. Домашнее задание.

Повторить части речи. § 3, с. 9—16.

  1. я группа: составить 5—6 предложений, употребив слова, над правописанием которых мы работали.

  2. я группа: составить текст на тему «Осень», используя слова на изученные ор­фограммы.