СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

МАЛАХОВА Н. Я. Урок "Синтаксические функции инфинитива" РЯиЛ 2019-11

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

МАЛАХОВА Н. Я. Урок "Синтаксические функции инфинитива" РЯиЛ 2019-11

Просмотр содержимого документа
«МАЛАХОВА Н. Я. Урок "Синтаксические функции инфинитива" РЯиЛ 2019-11»

Н. Я. Малахова, учитель русского языка и литературы ГУО «Средняя школа № 23 г. Могилёва»

Брюс Всемогущий - инфинитив вездесущий (синтаксические функции инфинитива) IX класс


Цели занятия:

  • учебная: углубить знания учащихся о синтаксической роли инфинитива в предло­жении;

в развивающая: научить методом сопо­ставления и анализа определять синтаксиче­скую роль инфинитива в предложении;

  • воспитательная: воспитывать у уча­щихся познавательный интерес к предмету, кинематографу.

Оборудование: мультимедийная презен­тация, раздаточный материал, аудиозапись.

Формы работы: групповая, индивидуаль­ная.

Ход занятия

Сначала убедись, а потом уж убеждай.

К. Станиславский

  1. Организационный этап.

  2. Слово учителя.

— Никто, наверное, не станет спорить с тем, что настоящее произведение искусства остаётся актуальным в любое время, это ка­сается и кинематографа. Фильмы затрагива­ют самые сокровенные чувства в нашем серд­це, дарят положительные эмоции, позволяют поверить в собственные силы и возможности. Когда у нас плохое настроение, мы включаем любимую картину и наслаждаемся той вы­думанной реальностью, которая происходит на экране.

Сегодня на занятии мы обратимся к ки­нематографу, вспомним фразы из известных фильмов, высказывания известных актёров, режиссёров и на их основе научимся опре­делять синтаксическую функцию «Брюса Всемогущего». А кто скрывается за образом этого киногероя, мы сейчас узнаем.

  1. Актуализация знаний.

  1. «Найди ключевое слово урока».

В слова необходимо вставить пропущен­ные буквы, объяснить написание слов, из вставленных букв сложить слово.

Соб..ратъ, гуси..ый, суф..икс, пос..деть на скамейке, кожа..ый, стад..он, грус..ный, об.. жатъ слабого, здра..ствуй.

  • Так кто скрывается за образом «Брюса Всемогущего»? (Инфинитив.)

  • Почему инфинитив можно назвать «Брюсом Всемогущим»? (Он может быть любым членом предложения.)

  1. Работа с эпиграфом.

  • Сегодня вам ещё раз придётся убедить­ся в возможностях неопределённой формы глагола, а потом в этом убедить однокласс­ников.

  1. Анализ таблицы «Синтаксические функции инфинитива».

Член предложения

Примеры

Подлежащее

Повторять да учить — ум точить.

Удивительное и приятное занятие лежать на спине в лесу и гля­деть вверх.

Сказуемое (или входит в со­став сказуемого)

Вам не видать таких сражений!

Спорить с ним я никогда не мог.

Лиза решила непременно её сопровождать.

Спешить с ответом не надо.

Дополнение

Перекрестясь, он важно сел и пленника подвесть велел.

Генерал Муравьёв приказал стрелять.

Определение

Была у него заветная мечта — перебраться в столицу.

Обстоятельство цели

В Павлышскую школу ездят учиться из разных стран.

  1. Практическая часть.

— Запишите предложения, определите синтаксическую роль инфинитива.

  1. Если каждый из нас сумеет сделать счастливым другого человека — хотя бы од­ного, на земле все будут счастливы (Ю. Ни­кулин).

  2. Слышать смех — радость. Вызвать смех — гордость для меня.

  3. Если у тебя есть человек, которо­му можно рассказать сны, ты не имеешь права считать себя одиноким... (Фаина Ра­невская).

  4. Понимать — значит чувствовать (К. Станиславский).

  5. Они научили меня ценить верность... и никогда не забывать о тех, кого любишь («Хатико: самый верный друг»).

  6. Для кого-то Бог на небе, а для кого-то в собственном сердце. И этот Бог в сердце не даёт опуститься ниже определённого уровня. Он не позволит ударить ногой собаку, оби­деть старика, плохо относиться к родителям (Е. Леонов).

Физкультминутка

Учащимся предлагается вспомнить танец из кинофильма «Здравствуйте, я ваша тётя».

  1. Закрепление.

Учащиеся делятся на две команды. Им необходимо сказать, из какого фильма взята фраза, и определить функцию инфинитива. За каждый правильный ответ команда полу­чает по одному баллу.

  1. А вас, Штирлиц, я попрошу остаться («17 мгновений весны».)

  2. Кушать подано. Садитесь жрать, пожа­луйста! («Джентльмены удачи».)

  3. Попрошу факт продажи Родины за­фиксировать в протоколе. («Гараж».)

  4. Джентльмен не должен думать о ри­ске, когда женщина просит о помощи. («Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона».)

  5. Все мои пациенты, которых я застав­лял читать «Правду», теряли в весе. («Со­бачье сердце».)

  6. Не учите меня жить, лучше помогите материально. («Двенадцать стульев».)

  7. Бабу-ягу со стороны брать не будем — воспитаем в своём коллективе. («Карнаваль­ная ночь».)

  8. Жить, как говорится, хорошо!

А хорошо жить — ещё лучше! («Кав­казская пленница».)

  1. Бить буду сильно, но аккуратно. («Бриллиантовая рука».)

  2. Я вот всё думала, как это носы цело­ваться не мешают? А теперь вижу — не ме­шают. («Девчата».)

Тест «Да—Нет»

Если синтаксическая функция инфини­тива определена верно, то учащиеся пишут «да». Если синтаксическая функция опре­делена неверно, то учащиеся пишут «нет» и дают правильный ответ.

  1. Кино должно заставить (1сказуе­мое) зрителя забыть (2 — дополнение), что он сидит в кресле (Р. Полански). (Да.)

  1. Сегодня у каждого человека есть воз­можность смотреть (сказуемое) те фильмы, которые максимально близки его душе. (Нет, определение.)

  2. Сняться (1 — сказуемое) в плохом кино — плюнуть (2 — сказуемое) в вечность (Ф. Раневская). (Нет, 1 — подлежащее; 2 — да.)

  3. Надо жить (1подлежащее) на экра­не, а не играть (2 — подлежащее). Тогда и зритель поверит тебе (В. Тихонов). (Нет, 1сказуемое, 2сказуемое.)

  4. Предлагаю дружить (сказуемое) дома­ми! («Москва слезам не верит».) (Нет, до­полнение.)

VII. Рефлексия.

— Используя инфинитив, расскажите о настроении, которое было во время занятия.

  1. Подведение итогов занятия.

  • В чём сегодня мы смогли убедиться на занятии?

  • Попробуйте создать кинообраз инфи­нитива. (Это крепкий орешек... и т. п.)

  • Вы узнали на занятиях много нового, вспомнили классику кинематографа, легенд кино. Может, многие фильмы вы и не зна­ете, но после нашего занятия, надеюсь, вам захочется что-то посмотреть, прикоснуться к доброму, душевному.

Приятно видеть на ваших лицах улыбку, поэтому хочется напомнить ещё одну фразу Юрия Никулина: «Даже после небольшой улыбки в организме обязательно дохнет один маленький микроб». Улыбайтесь!!