Н. Я. Малахова, учитель русского языка и литературы ГУО «Средняя школа № 23 г. Могилёва»
Брюс Всемогущий - инфинитив вездесущий (синтаксические функции инфинитива) IX класс
Цели занятия:
в развивающая: научить методом сопоставления и анализа определять синтаксическую роль инфинитива в предложении;
воспитательная: воспитывать у учащихся познавательный интерес к предмету, кинематографу.
Оборудование: мультимедийная презентация, раздаточный материал, аудиозапись.
Формы работы: групповая, индивидуальная.
Ход занятия
Сначала убедись, а потом уж убеждай.
К. Станиславский
Организационный этап.
Слово учителя.
— Никто, наверное, не станет спорить с тем, что настоящее произведение искусства остаётся актуальным в любое время, это касается и кинематографа. Фильмы затрагивают самые сокровенные чувства в нашем сердце, дарят положительные эмоции, позволяют поверить в собственные силы и возможности. Когда у нас плохое настроение, мы включаем любимую картину и наслаждаемся той выдуманной реальностью, которая происходит на экране.
Сегодня на занятии мы обратимся к кинематографу, вспомним фразы из известных фильмов, высказывания известных актёров, режиссёров и на их основе научимся определять синтаксическую функцию «Брюса Всемогущего». А кто скрывается за образом этого киногероя, мы сейчас узнаем.
Актуализация знаний.
«Найди ключевое слово урока».
В слова необходимо вставить пропущенные буквы, объяснить написание слов, из вставленных букв сложить слово.
Соб..ратъ, гуси..ый, суф..икс, пос..деть на скамейке, кожа..ый, стад..он, грус..ный, об.. жатъ слабого, здра..ствуй.
Так кто скрывается за образом «Брюса Всемогущего»? (Инфинитив.)
Почему инфинитив можно назвать «Брюсом Всемогущим»? (Он может быть любым членом предложения.)
Работа с эпиграфом.
Сегодня вам ещё раз придётся убедиться в возможностях неопределённой формы глагола, а потом в этом убедить одноклассников.
Анализ таблицы «Синтаксические функции инфинитива».
Член предложения | Примеры |
Подлежащее | Повторять да учить — ум точить. Удивительное и приятное занятие лежать на спине в лесу и глядеть вверх. |
Сказуемое (или входит в состав сказуемого) | Вам не видать таких сражений! Спорить с ним я никогда не мог. Лиза решила непременно её сопровождать. Спешить с ответом не надо. |
Дополнение | Перекрестясь, он важно сел и пленника подвесть велел. Генерал Муравьёв приказал стрелять. |
Определение | Была у него заветная мечта — перебраться в столицу. |
Обстоятельство цели | В Павлышскую школу ездят учиться из разных стран. |
Практическая часть.
— Запишите предложения, определите синтаксическую роль инфинитива.
Если каждый из нас сумеет сделать счастливым другого человека — хотя бы одного, на земле все будут счастливы (Ю. Никулин).
Слышать смех — радость. Вызвать смех — гордость для меня.
Если у тебя есть человек, которому можно рассказать сны, ты не имеешь права считать себя одиноким... (Фаина Раневская).
Понимать — значит чувствовать (К. Станиславский).
Они научили меня ценить верность... и никогда не забывать о тех, кого любишь («Хатико: самый верный друг»).
Для кого-то Бог на небе, а для кого-то в собственном сердце. И этот Бог в сердце не даёт опуститься ниже определённого уровня. Он не позволит ударить ногой собаку, обидеть старика, плохо относиться к родителям (Е. Леонов).
Физкультминутка
Учащимся предлагается вспомнить танец из кинофильма «Здравствуйте, я ваша тётя».
Закрепление.
Учащиеся делятся на две команды. Им необходимо сказать, из какого фильма взята фраза, и определить функцию инфинитива. За каждый правильный ответ команда получает по одному баллу.
А вас, Штирлиц, я попрошу остаться («17 мгновений весны».)
Кушать подано. Садитесь жрать, пожалуйста! («Джентльмены удачи».)
Попрошу факт продажи Родины зафиксировать в протоколе. («Гараж».)
Джентльмен не должен думать о риске, когда женщина просит о помощи. («Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона».)
Все мои пациенты, которых я заставлял читать «Правду», теряли в весе. («Собачье сердце».)
Не учите меня жить, лучше помогите материально. («Двенадцать стульев».)
Бабу-ягу со стороны брать не будем — воспитаем в своём коллективе. («Карнавальная ночь».)
— Жить, как говорится, хорошо!
— А хорошо жить — ещё лучше! («Кавказская пленница».)
Бить буду сильно, но аккуратно. («Бриллиантовая рука».)
Я вот всё думала, как это носы целоваться не мешают? А теперь вижу — не мешают. («Девчата».)
Тест «Да—Нет»
Если синтаксическая функция инфинитива определена верно, то учащиеся пишут «да». Если синтаксическая функция определена неверно, то учащиеся пишут «нет» и дают правильный ответ.
Кино должно заставить (1 — сказуемое) зрителя забыть (2 — дополнение), что он сидит в кресле (Р. Полански). (Да.)
Сегодня у каждого человека есть возможность смотреть (сказуемое) те фильмы, которые максимально близки его душе. (Нет, определение.)
Сняться (1 — сказуемое) в плохом кино — плюнуть (2 — сказуемое) в вечность (Ф. Раневская). (Нет, 1 — подлежащее; 2 — да.)
Надо жить (1 — подлежащее) на экране, а не играть (2 — подлежащее). Тогда и зритель поверит тебе (В. Тихонов). (Нет, 1 — сказуемое, 2 — сказуемое.)
Предлагаю дружить (сказуемое) домами! («Москва слезам не верит».) (Нет, дополнение.)
VII. Рефлексия.
— Используя инфинитив, расскажите о настроении, которое было во время занятия.
Подведение итогов занятия.
В чём сегодня мы смогли убедиться на занятии?
Попробуйте создать кинообраз инфинитива. (Это крепкий орешек... и т. п.)
Вы узнали на занятиях много нового, вспомнили классику кинематографа, легенд кино. Может, многие фильмы вы и не знаете, но после нашего занятия, надеюсь, вам захочется что-то посмотреть, прикоснуться к доброму, душевному.
Приятно видеть на ваших лицах улыбку, поэтому хочется напомнить ещё одну фразу Юрия Никулина: «Даже после небольшой улыбки в организме обязательно дохнет один маленький микроб». Улыбайтесь!!