400137, г. Волгоград, ул. 8-й Воздушной Армии, 36
Специалистами доказано, что у девочек и мальчиков разные потребности и особенности развития. Следовательно, воспитывать мальчиков и девочек, руководствуясь одинаковыми принципами воспитания, нельзя.
Изучением работы мозга занимаются нейропсихологи. Они открыли причины, из-за которых отличается мышление и поведение людей разных полов. Поняв природу различий полов, мы поймем и их потребности, а также уясним нюансы в воспитании мальчиков и девочек.
Для удобства сравнения информации предлагаю таблицы.
Основная причина различий полов – в их разной ориентированности, различном природном предназначении. | |
Мужской пол ориентирован на прогресс. На особях мужского пола отрабатываются все «новинки» эволюции. Потому большинство детей с отклонениями в развитии составляют мальчики. | Женский пол ориентирован на выживаемость, его задача – продление рода. У девочек, как правило, меньше отклонений в развитии. | |
В отношении мужского пола эволюция вела отбор на сообразительность, находчивость, изобретательность. Мальчикам очень трудно приспособиться к несвойственным им установкам поведения, им легче не подчиниться, уйти из-под контроля взрослого. | Женскому полу важно выжить, и отбор шел на адаптируемость (приспосабливаемость к меняющимся условиям жизни), воспитуемость. Поэтому девочки легче приспосабливаются, принимают взрослые установки поведения. | |
И физическое, и психическое развитие мальчиков и девочек отличается уже с рождения. | |
Мальчики на 2-3 месяца позже начинают ходить, на 4-6 месяцев позже начинают говорить, при рождении мальчиков чаще наблюдаются осложнения. | Как правило, девочки рождаются более зрелыми на 3-4 недели, а к периоду половой зрелости эта разница достигает примерно двух лет. | |
Мальчики лучше выполняют поисковую деятельность, выдвигают новые идеи, они лучше работают, решая принципиально новую задачу, но качество, тщательность, аккуратность исполнения ее невелики. | Девочки обычно лучше выполняют задачи не новые, типовые, шаблонные, при этом выполняя все тщательно, аккуратно прорабатывая детали. Поэтому девочкам легче учиться в школе. | |
Круг интересов мальчиков шире, чем у девочек, поэтому у них больше и словарный запас. В речи мальчиков преобладают слова, предающие действия (глаголы и междометия). | Девочки более склонны к предметно-оценочной речи (имена существительные и прилагательные, отрицания и утверждения). | |
Даже освоение пространства мальчиками и девочками отличается. Это можно заметить в играх уже двухлетних детей. | |
Игры мальчиков чаще опираются на дальнее зрение: они бегают друг за другом, бросают предметы в цель и т.д., используя при этом все предоставленное им пространство. Мальчикам для полноценного психического развития требуется большее пространство, чем девочкам. Если пространство мало в горизонтальной плоскости, то они осваивают вертикальную: лазают по лестницам, забираются на шкаф. | Игры девочек чаще опираются на ближнее зрение: они раскладывают перед собой свои богатства – кукол, тряпочки - и играют в ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка. | |
Дети разного пола по-разному видят мир. Это можно проследить в рисунках детей. | |
Мальчики изображают танки, пушки, самолеты. Рисунки мальчиков должны вызывать тревогу, они не стремятся понимать, оценивать, осмысливать мир людей, человеческих отношений. Внимание мальчиков привлекают в значительно большей степени «отдаленные» вещи и явления. | Девочки рисуют бабочек, животных, человека. В центре внимания девочек с раннего возраста находится человек и сфера его непосредственного бытия – взаимоотношения между людьми, окружающие предметы. | |
Отличается и поведение детей в группе сверстников | |
Мальчики создают больше шума. Это не значит, однако, что у них больше нарушений по существу. Известно, что «трудные» мальчики более шумливы, | Отрицательные проявления у девочек обычно носят более скрытый характер. … зато «трудные» девочки более «трудны». | |
Мальчики жалуются реже, и поэтому в представлении старших они чаще оказываются в роли защитников или участников междоусобиц. | Девочки более, чем мальчики, склонны апеллировать к старшим в случае каких-либо конфликтов или затруднений. | |
Мальчики больше нуждаются в ободрении, восхищении. | Девочки особенно остро нуждаются в сочувствии, сопереживании. | |
Отрицательное отношение к учению, неорганизованность, бессистемность и недисциплинированность часто являются причиной неуспеваемости у мальчиков. | Девочки более дисциплинированны, послушны. Как правило, они лучше учатся, их отметки по разным предметам более ровные, чем у мальчиков. | |
В общении юноши ориентированы преимущественно на сверстниц, | А большинство девушек – на более старших представителей мужского пола. | |
Отношение родителей к детям разного пола тоже разнится. | |
Мальчиков, даже совсем маленьких, ругают чаще, реже берут на руки. По отношению к ним речь взрослых чаще содержит лишь прямые указания (отойди, принеси, подай…). | В разговоре даже с годовалыми девочками старшие чаще упоминают о чувственных состояниях (нравится, люблю, грустный…). | |
Мальчиков реже поощряют, держат в большей строгости, чем девочек. Родителей часто раздражает излишняя подвижность сыновей, они стремятся её ограничивать. | Девочки чаще более спокойны, разговорчивы, ласковы, поэтому родителям реже приходится ругать, одёргивать дочерей. | |
Родители обычно хуже понимают внутренний мир мальчиков, т.к. он скрыт от них. Потому они часто не замечают эмоциональных переживаний сыновей. | Эмоциональность дочерей родители склонны несколько завышать, видимо потому, что она проявляется в их речи и более наглядна. | |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
Давая какое-либо задание… |
Не рассказывайте мальчику всего до конца, пусть подумает немного сам. | Девочке на личном примере продемонстрируйте то, что от неё требуется |
Отчитывая, ругая за что-то… |
Коротко и ясно изложите мальчику, что конкретно Вас не устраивает, иначе через некоторое время он просто перестанет Вас слышать и слушать. | Сначала объясните девочке, в чём она не права, а сразу говорить «плохо» не спешите – бурная эмоциональная реакция помешает ей понять, за что ее ругают. |
У детей нужно сформировать доброе отношение к противоположному полу. Поэтому при наказаниях желательно, чтобы… |
Мальчика наказывал папа, | Девочку наказывала мама. |
Оценивая усилия ребенка, помните, что… |
Для мальчиков очень важно, что конкретно оценивается в их деятельности – их интересует суть оценки. | Для девочек важно, кто их оценивает и как, они заинтересованы в эмоциональном общении со взрослыми, для них нужно знать, какое они произвели впечатление. |
Для ребенка основной потребностью является любовь родителей, выражающаяся в доверии и заботе. Но нужно учитывать, что… |
Мальчику необходима свобода действий, доверие, так у него формируется самостоятельность, а также чувство ответственности за свои поступки. Если мальчик научился что-то делать сам, ему больше не надо в этом помогать. | Девочка же нуждается в заботе и внимании, так она будет ощущать себя любимой. А девочка, наоборот, с благодарностью примет помощь подобного рода. |
Психологи также предлагают индивидуальные рекомендации для детей разных полов. |
Читайте сыну книги, где присутствуют сильные и смелые герои-мужчины, которые могут служить примером для подражания. | Внушите дочке правила безопасности. Научите ее разбираться в людях и ситуациях. Не запугивайте, но предостерегайте от излишней доверчивости. |
Обеспечьте мальчику широкие возможности для занятий физкультурой. Желательно, чтобы дома имелись доступные спортивные снаряды. | Родители должны с самого нежного возраста воспитывать девочку в убеждении, что она – красавица, подчеркивать её достоинства. Поощряйте девочку работать над своей внешностью. |
Проявляйте к сыну уважение: перед вами полноценный человек и будущий мужчина, просто еще маленький. | Учите дочку заботиться о своих близких, в частности, о вас. Пусть неумело, зато искренне. Будьте благодарны и показывайте это. |
В воспитании сына очень важно участие мужчины. Если нет папы, его место должны занять значимые мужчины (дедушка, дядя, тренер и др.) | Научите дочь рациональным приемам ведения домашнего хозяйства. Пусть она управляется по дому легко и привычно - а если задача сложная, пусть привлекает к ее выполнению всех, кто способен ей помочь. |
Не препятствуйте без особой нужды шумным и подвижным играм мальчика. | Не сковывайте инициативу девочки. Позвольте ей попробовать себя в роли лидера. Но не забывайте развивать в ней способность прислушиваться к мнению других. |
Нейропсихологи предлагают ряд рекомендаций, которые помогут родителям и педагогам лучше понимать и воспитывать мальчиков и девочек.