СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Маленький принц"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по лит-ре

 

 

Просмотр содержимого документа
«"Маленький принц"»



«Зорко одно лишь сердце»

(по повести-сказке А.де Сент-Экзюпери «Маленький принц»)

Цель: познакомить учащихся с писателем; помочь понять премудрости произведения;развивать речь и умение анализировать лит.произведения;воспитывать чувство ответственности за свои поступки и любовь к окружающему миру.

Словарная работа: Аллегория, притча, астероид, искушение, тщеславие, честолюбие

Ход урока

  1. Орг. момент

II. Слово учителя о писателе.

Книги Сент-Экзюпери – это его жизнь, отражение его богатого внутреннего мира, самобытной яркой личности. В письме он признаётся: «Ищите меня в том, что я пишу…чтобы писать, надо прежде всего жить»

А.С.Э.- потомок старинного графского рода, предки его участвовали в крестовых походах, но ко времени рождения будущего писателя от владений ничего не осталось. И вся его жизнь – это жизнь человека, который решительно всем обязан сам себе. В его творчестве нет, пожалуй, книги, где бы он ни вспоминал о своём детстве. Он писал: «Детство – это огромный край, откуда приходит каждый. И я родом из моего детства». Смотреть на мир глазами ребёнка, видеть в привычном неповторимые черты – эти качества были присущи и маленькому мальчику и писателю С.-экз. он долго искал себя, пока в 1921 г. Не был зачислен в истребительную авиацию и с 22 лет работает лётчиком. Он был очень смелым. Сент-Экз. Всегда впереди, всегда готов к подвигу, в 1944 г. он погиб, не вернулся после очередного задания. На полях своих рукописей он не раз рисовал мальчика с крыльями, удивленно смотрящего из-за облаков на Землю.

- Рисунок вам кого-то напоминает? (ангела, М.пр.)

III. Беседа по вопросам.

  • Даёт ли Экзюпери конкретное описание Маленького принца? ( «необыкновенный малыш, говорит тоненьким голосом»)

  • Как состоялась первая встреча М.пр. и лётчика?

  • Как догадался лётчик, откуда явился М.пр.? Докажите текстом.

Да и нам придётся о многом догадываться, ведь это повесть –притча.

  • Что такое притча? (произведение, содержащее поучение в иносказательном, аллегорическом смысле)

  • А Аллегория?

  • Что вы знаете о планете М.пр.? Какое у него было первое правило? (зачитать, потом прикрепить на доску: « Встал утром, привел себя в порядок, приведи в порядок свою планету».



Баобаб – аллегория, баобабы – зло! Что произойдёт с планетой , если не выкорчевать их?

  • Растут ли сейчас баобабы на нашей планете?

  • Зачем М.пр. отправляется в путешествие? (Может быть, ещё и для того, чтобы пробудить нашу совесть, чтобы мы посмотрели на себя глазами чистого, искреннего, доброго друга.?)



IV. Путешествие по астероидам.

Давайте отправимся в путешествие по астероидам. Вы и сидите по группам, на парте табличка с номером астероида .

- Что такое астероид?

- Герою предстоит пройти через искушение? Каково лексическое значение этого слова?

1) А-325. Кто живет на нем? (диалог М.пр.и короля)

*Какая черта определяет характер короля?

ВЛАСТОЛЮБИЕ

  • Можно ли сказать, что и король, и М.пр. проходят через искушение? (искушение властью) Что предлагает король М.пр?.(М.пр. отказался быть министром юстиции)

  • Кто выдерживает искушение, не поддаётся соблазну?

  • Почему герой не сразу покидает планету? (Он ждал, что король одумается)

  • Философские выводы Экзюпери: Власть должна быть разумной.

Судить себя трудней, чем других

С каждого надо спрашивать то, что он может дать.

2) А-326 Кто живёт на этой планете?

Честолюбец (диалог)

Встречаются ли такие люди сейчас?. Как их можно ещё назвать?(тщеславные)

Что такое тщеславие?

Проходят ли герои испытание славой? Кто выдерживает, а кто нет?

Как вы понимаете слова: «Почитать – значит признавать , что на этой планете я всех красивее, всех богаче и умнее.

3) А-327 Кто живет на этой планете? ПЬЯНИЦА

Зачем он пьёт? Почему М.пр. пожалел его?

Какое же испытание не выдержал пьяница? (испытание верой. Он не верил ни в Бога, ни в себя)

-Да, очень странный народ эти взрослые.

4) А-328 ДЕЛОВОЙ ЧЕЛОВЕК

  • Чем занят деловой человек? (Он пытается красоту превратить в богатство)

Деловой человек ценит только материальные блага, не заботится о душе и превращается в дельца, бездушного человека. Какое искушение он не выдерживает? Искушение богатством.

  • Замечание М.пр. – А звездам от тебя нет никакой пользы.

  • Нравится ли вам такой человек? (Нет. Ему некогда мечтать)

5) А-329 Кто живет на этом астероиде?.

  • Почему М.пр хотел с ним подружиться? Какой он?

  • Приносит ли его труд пользу?

- Нет, он как механический заводной человек со спящей душой, недаром он больше всего хочет спать.

6) А-330 На этой планете жил учёный.

  • Чем он занимается?

  • Можно ли верить его картам? Какое испытание не проходит псевдоученый? (испытание истиной)

  • Каким , по вашему мнению, должен быть географ?

  • За что обиделся М.пр. на него?

  • Почему он отправляется на Землю (у неё неплохая репутация)

Вывод: М.пр., путешествуя от планеты к планете, встречал порочных людей, не выдержавших искушений властью, славой, верой, богатством, истиной. «Нищие духом», они не пекутся о своей душе, не раскаиваются в плохом, не видят в Маленьком принце посланника судьбы.



IV Маленький принц на Земле.

  • К сожалению, М.пр. попадает в пустыню, кого он встречает там.(змею)

Змея – аллегорический образ. Что вы о нем можете рассказать?

Искусительница, она коварна и зла, и человек со времён Адам и Евы не всегда распознаёт зло.

  • Затем он увидел сад с розами. Почему он заплакал, когда увидел сад с многочисленными розами (от разочарования за себя и свою розу)

  • Встреча М.пр.с мудрым Лисом (диалог)

  • Каким премудростям научил Лис М.пр.? (ты навсегда в ответе за тех, кого приручил

V Заключение

Да, со многими премудростями мы встретились в повести –сказке «Маленький принц», ведь это притча. Какие вам запомнились?

  • Кстати, встречает на М.пр. на Земле и людей(торговец, стрелочник), но он о них невысокого мнения «их носит ветром, у них нет корней»

  • Одни только дети знают, чего ищут. Наверное, поэтому, путешествуя, М.пр повторяет: «Странный народ эти взрослые»

  • А почему он подружился с лётчиком? (В летчике живет ребёнок) Лишь один раз не поняли они друг друга (зачем розе шипы?

  • Почему М.пр. приходит лётчику на помощь? Как вы понимаете слова:»вода бывает нужна и сердцу?

  • С какими мыслями и чувствами мы прощаемся с М.принцем?

  • Что осталось после него?

-звонкий смех,

-устремлённость к идеалу

- надежда на возвращение

- пробуждающаяся совесть.

Д.з.