Просмотр содержимого документа
«Маршруты Ленд-лиза.»
Маршруты Ленд-лиза.
Поставки грузов Советскому Союзу в счет Ленд-лиза осуществлялись по трем основным океанским маршрутам: Северному, Тихоокеанскому и Трансиранскому.
Северный маршрут был не только самым коротким, но и самым опасным. Суда загружались в американских портах Бостон, Нью-Йорк, в канадском порту Галифакс и в составе конвоев, включающих до 60 транспортов, под охраной ВМС США, Англии, Канады следовали в Великобританию. Здесь часть судов разгружалась, остальные отправлялись в исландский порт Рейкьявик, где вместе с транспортами из британских портов формировались в новые конвои (по 15–45 судов), которые шли в Архангельск и Мурманск в сопровождении американских, английских и советских кораблей.
Всего за годы войны в северные порты СССР было направлено 42 конвоя (722 транспорта), а обратно – 36. При этом немцами было потоплено 115 советских и союзнических транспортов. Печальную известность получил караван PQ-17: из 36 судов уцелело 11, ушло на дно больше 400 танков, 3000 автомобилей и 200 самолетов. Причинами гибели большого числа судов конвоя были роковые ошибки Адмиралтейства Великобритании, отвечавшего за безопасность прохода.
Тихоокеанский маршрут являлся самым стабильным и результативным. Около 50 проц. всех грузов, поставленных по ленд-лизу, было принято портами Дальнего Востока. В частности, Владивосток перевалил импортных грузов почти в четыре раза больше Мурманска и почти в пять раз больше Архангельска вместе с Молотовском (сейчас Северодвинск). Нагрузка на ДВЖД более чем в четыре раза превышала нагрузку на Кировскую и более чем в пять раз на Северную железные дороги. При том, что все ленд-лизовские перевозки на Дальнем Востоке были бесконвойными, потери грузов военной помощи на Тихом океане были почти на порядок меньше общих потерь в Атлантике.
Трансиранский маршрут, практически начавший действовать со второй половины 1942 года, проходил через Южную Атлантику, Персидский залив и Иран. К началу перевозок Иран не имел развитых транспортных коммуникаций. Англичане реконструировали железную дорогу от Персидского залива до Тегерана, построили автомагистраль с твердым покрытием. Из Великобритании и США были доставлены сотни локомотивов, тысячи грузовых вагонов, платформ. Был полностью реконструирован порт Бендер-Шахпур и построен новый – Хорремшехр. Вблизи портов были возведены два завода по сборке грузовиков. Прямо с конвейера они ставились под погрузку и в составе конвоев шли в СССР. В Абадане был построен завод по сборке самолетов «Дуглас», которые передавались советским летчикам и отправлялись на фронт.
Воздушная трасса - из Аляски в Сибирь. До 1992 года хранились в тайне перегоны по воздушному мосту Аляска – Сибирь (АЛСИБ) целых эскадрилий поставлявшихся по ленд-лизу боевых американских и транспортных самолетов. На перегоночной трассе, протянувшейся на 6306 км от Фербенкса на Аляске через Берингов пролив, Уэлькаль (Чукотка), Сеймчан (Колыма), Якутск и Киренск (Иркутская область) до Красноярска, к началу октября 1942 года построили и оборудовали 10 аэродромов. По американским данным, в Фербенксе советские специалисты приняли 7925 самолетов. В Красноярске истребители разбирали и везли по железной дороге к местам дислокации боевых авиасоединений, бомбардировщики и транспортные самолеты продолжали путь к фронту по воздуху. Первые американские истребители (Р-40 «Киттихаук»), прибывшие по перегоночной трассе в Красноярск 16 ноября 1942 года, сразу были отправлены на Сталинградский фронт. Эти поставки боевых американских самолетов позволили там ликвидировать превосходство немцев в воздухе.
По АЛСИБ перегоняли бомбардировщики Б-25 «Митчелл», средние бомбардировщики-торпедоносцы А-20 «Бостон», истребители Р-39 «Аэрокобра» и Р-63 «Кингкобра», транспортные «Дугласы» Си-47, самолеты некоторых других марок. За три года, с октября 1942 по октябрь 1945-го, было перегнано 8094 американских самолета, из которых на фронте было сформировано 250 авиаполков.
Потери за время перегонки составили 81 самолет (чуть больше одного процента). При этом погибли 115 летчиков. После капитуляции Германии перегонка с Аляски продолжалась еще почти четыре месяца: в ожидании войны с Японией самолеты сосредоточивали на аэродромах трассы. В конце августа 1945-го американцы после предварительного согласия японского правительства с условиями капитуляции без предупреждения прекратили поставку самолетов по ленд-лизу.
После войны эта хорошо оборудованная и разветвленная трасса, насчитывавшая около 30 аэропортов и аэродромов, предопределила регулярное воздушное сообщение в районах Восточной Сибири и Дальнего Востока. Однако если в России по всей трассе до сих пор можно найти упавшие самолеты с останками пилотов в кабинах некоторых из них, то в Канаде и на Аляске, где проходила американская часть трассы, картина противоположная. Во всех городах музеи (сохраняющие от перегонки все: от фотографий до частей разбившихся самолетов), ухоженные кладбища, ежегодные чествования ветеранов.
2