СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Маршруты Ленд-лиза.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Описание и краткая характеристика маршрутов ленд-лиза.

Просмотр содержимого документа
«Маршруты Ленд-лиза.»

Маршруты Ленд-лиза.

По­став­ки гру­зов Со­вет­ско­му Сою­зу в счет Ленд-ли­за осу­ще­ст­в­ля­лись по трем ос­нов­ным оке­ан­ским мар­шру­там: Се­вер­но­му, Ти­хо­оке­ан­ско­му и Тран­си­ран­ско­му.

Се­вер­ный мар­шрут был не толь­ко са­мым ко­рот­ким, но и са­мым опас­ным. Су­да за­гру­жа­лись в аме­ри­кан­ских пор­тах Бос­тон, Нью-Йорк, в ка­над­ском пор­ту Га­ли­факс и в со­ста­ве кон­во­ев, вклю­чаю­щих до 60 транс­пор­тов, под ох­ра­ной ВМС США, Анг­лии, Ка­на­ды сле­до­ва­ли в Ве­ли­ко­бри­та­нию. Здесь часть су­дов раз­гру­жа­лась, ос­таль­ные от­прав­ля­лись в ис­ланд­ский порт Рей­кья­вик, где вме­сте с транс­пор­та­ми из бри­тан­ских пор­тов фор­ми­ро­ва­лись в но­вые кон­вои (по 15–45 су­дов), ко­то­рые шли в Ар­хан­гельск и Мур­манск в со­про­во­ж­де­нии аме­ри­кан­ских, анг­лий­ских и со­вет­ских ко­раб­лей.

Все­го за го­ды вой­ны в се­вер­ные пор­ты СССР бы­ло на­прав­ле­но 42 кон­воя (722 транс­пор­та), а об­рат­но – 36. При этом нем­ца­ми бы­ло по­то­п­ле­но 115 со­вет­ских и со­юз­ни­че­ских транс­пор­тов. Пе­чаль­ную из­вест­ность по­лу­чил ка­ра­ван PQ-17: из 36 су­дов уце­ле­ло 11, уш­ло на дно боль­ше 400 тан­ков, 3000 ав­то­мо­би­лей и 200 са­мо­ле­тов. При­чи­на­ми ги­бе­ли боль­шо­го чис­ла су­дов кон­воя бы­ли ро­ко­вые ошиб­ки Ад­ми­рал­тей­ст­ва Ве­ли­ко­бри­та­нии, от­ве­чав­ше­го за безо­пас­ность про­хо­да.

Ти­хо­оке­ан­ский мар­шрут яв­лял­ся са­мым ста­биль­ным и ре­зуль­та­тив­ным. Око­ло 50 проц. всех гру­зов, по­став­лен­ных по ленд-ли­зу, бы­ло при­ня­то пор­та­ми Даль­не­го Вос­то­ка. В ча­ст­но­сти, Вла­ди­во­сток пе­ре­ва­лил им­порт­ных гру­зов поч­ти в че­ты­ре раза боль­ше Мур­ман­ска и поч­ти в пять раз боль­ше Ар­хан­гель­ска вме­сте с Мо­ло­тов­ском (сей­час Се­ве­ро­двинск). На­груз­ка на ДВЖД бо­лее чем в че­ты­ре раза пре­вы­ша­ла на­груз­ку на Ки­ров­скую и бо­лее чем в пять раз на Се­вер­ную же­лез­ные до­ро­ги. При том, что все ленд-ли­зов­ские пе­ре­воз­ки на Даль­нем Вос­то­ке бы­ли бес­кон­вой­ны­ми, по­те­ри гру­зов во­ен­ной по­мо­щи на Ти­хом океа­не бы­ли поч­ти на по­ря­док мень­ше об­щих по­терь в Ат­лан­ти­ке.

Тран­си­ран­ский мар­шрут, прак­ти­че­ски на­чав­ший дей­ст­во­вать со вто­рой по­ло­ви­ны 1942 го­да, про­хо­дил че­рез Юж­ную Ат­лан­ти­ку, Пер­сид­ский за­лив и Иран. К на­ча­лу пе­ре­во­зок Иран не имел раз­ви­тых транс­порт­ных ком­му­ни­ка­ций. Анг­ли­ча­не ре­кон­ст­руи­ро­ва­ли же­лез­ную до­ро­гу от Пер­сид­ско­го за­ли­ва до Те­ге­ра­на, по­строи­ли ав­то­ма­ги­ст­раль с твер­дым по­кры­ти­ем. Из Ве­ли­ко­бри­та­нии и США бы­ли дос­тав­ле­ны сот­ни ло­ко­мо­ти­вов, ты­ся­чи гру­зо­вых ва­го­нов, плат­форм. Был пол­но­стью ре­кон­ст­руи­ро­ван порт Бен­дер-Шах­пур и по­стро­ен но­вый – Хор­рем­шехр. Вбли­зи пор­тов бы­ли воз­ве­де­ны два за­во­да по сбор­ке гру­зо­ви­ков. Пря­мо с кон­вей­е­ра они ста­ви­лись под по­груз­ку и в со­ста­ве кон­во­ев шли в СССР. В Аба­да­не был по­стро­ен за­вод по сбор­ке са­мо­ле­тов «Ду­глас», ко­то­рые пе­ре­да­ва­лись со­вет­ским лет­чи­кам и от­прав­ля­лись на фронт.

Воздушная трасса - из Аля­ски в Си­бирь. До 1992 го­да хра­ни­лись в тай­не пе­ре­го­ны по воз­душ­но­му мос­ту Аля­ска – Си­бирь (АЛ­СИБ) це­лых эс­кад­ри­лий по­став­ляв­ших­ся по ленд-ли­зу боевых американских и транс­порт­ных са­мо­ле­тов. На пе­ре­го­ноч­ной трас­се, про­тя­нув­шей­ся на 6306 км от Фер­бен­кса на Аля­ске че­рез Бе­рин­гов про­лив, Уэль­каль (Чу­кот­ка), Сейм­чан (Ко­лы­ма), Якутск и Ки­ренск (Ир­кут­ская об­ласть) до Крас­но­яр­ска, к на­ча­лу ок­тяб­ря 1942 го­да по­строи­ли и обо­ру­до­ва­ли 10 аэ­ро­дро­мов. По аме­ри­кан­ским дан­ным, в Фер­бен­ксе со­вет­ские спе­циа­ли­сты при­ня­ли 7925 са­мо­ле­тов. В Крас­но­яр­ске ис­тре­би­те­ли раз­би­ра­ли и вез­ли по же­лез­ной до­ро­ге к мес­там дис­ло­ка­ции бое­вых авиа­со­еди­не­ний, бом­бар­ди­ров­щи­ки и транс­порт­ные са­мо­ле­ты про­дол­жа­ли путь к фрон­ту по воз­ду­ху. Пер­вые аме­ри­кан­ские ис­тре­би­те­ли (Р-40 «Кит­ти­ха­ук»), при­быв­шие по пе­ре­го­ноч­ной трас­се в Крас­но­ярск 16 но­яб­ря 1942 го­да, сра­зу бы­ли от­прав­ле­ны на Ста­лин­град­ский фронт. Эти по­став­ки боевых американских са­мо­ле­тов по­зво­ли­ли там ли­к­ви­ди­ро­вать пре­вос­ход­ст­во нем­цев в воз­ду­хе.

По АЛ­СИБ пе­ре­го­ня­ли бом­бар­ди­ров­щи­ки Б-25 «Мит­челл», сред­ние бом­бар­ди­ров­щи­ки-тор­пе­до­нос­цы А-20 «Бос­тон», ис­тре­би­те­ли Р-39 «Аэ­ро­коб­ра» и Р-63 «Кин­гкоб­ра», транс­порт­ные «Ду­гла­сы» Си-47, са­мо­ле­ты не­ко­то­рых дру­гих ма­рок. За три го­да, с ок­тяб­ря 1942 по ок­тябрь 1945-го, бы­ло пе­ре­гна­но 8094 аме­ри­кан­ских са­мо­ле­та, из ко­то­рых на фрон­те бы­ло сфор­ми­ро­ва­но 250 авиа­пол­ков.

По­те­ри за вре­мя пе­ре­гон­ки со­ста­ви­ли 81 са­мо­лет (чуть боль­ше од­но­го про­цен­та). При этом по­гиб­ли 115 лет­чи­ков. По­сле ка­пи­ту­ля­ции Гер­ма­нии пе­ре­гон­ка с Аля­ски про­дол­жа­лась еще поч­ти че­ты­ре ме­ся­ца: в ожи­да­нии вой­ны с Япо­ни­ей са­мо­ле­ты со­сре­до­то­чи­ва­ли на аэ­ро­дро­мах трас­сы. В кон­це ав­гу­ста 1945-го аме­ри­кан­цы по­сле пред­ва­ри­тель­но­го со­гла­сия япон­ско­го пра­ви­тель­ст­ва с ус­ло­вия­ми ка­пи­ту­ля­ции без пре­ду­пре­ж­де­ния пре­кра­ти­ли по­став­ку са­мо­ле­тов по ленд-ли­зу.

По­сле вой­ны эта хо­ро­шо обо­ру­до­ван­ная и раз­ветв­лен­ная трас­са, на­счи­ты­вав­шая око­ло 30 аэ­ро­пор­тов и аэ­ро­дро­мов, пре­до­пре­де­ли­ла ре­гу­ляр­ное воз­душ­ное со­об­ще­ние в рай­онах Вос­точ­ной Си­би­ри и Даль­не­го Вос­то­ка. Од­на­ко ес­ли в Рос­сии по всей трас­се до сих пор мож­но най­ти упав­шие са­мо­ле­ты с ос­тан­ка­ми пи­ло­тов в ка­би­нах не­ко­то­рых из них, то в Ка­на­де и на Аля­ске, где про­хо­ди­ла аме­ри­кан­ская часть трас­сы, кар­ти­на про­ти­во­по­лож­ная. Во всех го­ро­дах му­зеи (со­хра­няю­щие от пе­ре­гон­ки все: от фо­то­гра­фий до час­тей раз­бив­ших­ся са­мо­ле­тов), ухо­жен­ные клад­би­ща, еже­год­ные че­ст­во­ва­ния ве­те­ра­нов.



2