Что такое машиностроение?
- Машиностроение – ведущая отрасль промышленности как по величине (около 40% всех занятых и около 20% валовой продукции), так и по значению: технический уровень всех отраслей хозяйства, производительность труда в них зависят от того, какими приборами, оборудованием пользуются их работники.
- Поэтому развитие машиностроения, постоянное обновление его продукции – необходимое условие прогресса во всем хозяйстве страны.
22,4%
90%
66%
66%
Доля машиностроения в потреблении продукции металлургии
Доля европейской части Росси в выпуске продукции машиностроения
Доля продукции машиностроения в общем объёме ВВП страны
12%
35%
42%
Доля занятых в машиностроении в общем объёме занятых в промышленности
Доля в общем объёме экспорта России
Доля в Российском импорте
Состав машиностроения
Машиностроительный комплекс - сложное межотрас-левое образование, охватывающее машиностроение и металлообработку.
Машиностроение включает много специализированных отраслей, сходных по технологии и используемому сырью.
К металлообработке относятся промышленность металлических конструкций и изделий, а также ремонт машин и оборудования.
В состав комплекса входит «малая металлургия» - производство стали и проката на машиностроительных предприятиях.
Приборостроение
Строительно-дорожное
Производство
оборудования для легкой и пищевой
промышленности
Электронное
Химическое
Производство нефтегазоперерабатывающего
оборудования
Производство нефтепро - мыслового и бурового геолого-разведочного оборудования
Станкостроительная и инструментальная промышленность
Подъемно-транспортное
Металлургическое
Энергетическое
Машиностроение для животноводства и кормопроизводства
Автомобилестроение
Горношахтное
и горнорудное
Электротехническое
Машиностроение
Авиастроение
Тракторостроение
Судостроение
Сельскохозяйственное
Существует несколько классификаций отраслей машино-строения. Рассмотрите одну из классификаций.
Рассмотрите схему. Объясните межотраслевые связи машиностроительного комплекса.
Где и почему размещаются машиностроительные
предприятия.
Главный фактор размещения любого машиностроитель-ного завода – его положение по отношению к другим машиностроительным заводам.
Это обусловлено тем, что для предприятий характерно широкое развитие специализации.
Специализация - это сосредоточение предприятия на выпуске однородной продукции.
- подетальная - выпуск отдельных деталей и узлов;
- предметная - выпуск определенных видов готовых изделий;
- технологическая - выполнение одной или нескольких
операций технологического цикла.
Специализация – необходимое условие повышения эффек-тивности работы промышленности.
В современной экономике практически отсутствуют пред-приятия, обходящиеся только своими силами, ничего не по-лучая со стороны.
Обратная сторона этого процесса – кооперирование .
Кооперирование - это объединение специализированных предприятий для выпуска готовой продукции.
Современные крупные автомо-бильные заводы связаны с сотнями предприятий, поставляющих («по кооперации») отдельные детали, узлы, материалы, а судостроитель-ные и авиационные заводы – с тысячами смежников.
Проблемы отечественного машиностроения:
- Низкие темпы роста машиностроения;
- 4 /5 продукции машиностроения составляет вооружение;
- Диспропорции в темпах роста отраслей машиностроения;
- Низкие темпы обновления продукции;
- Низкое качество машин;
- Монополизм.
За девяностые годы спад производства в машиностроении был большим, чем в других отраслях. Это чаще всего объясняется тем, что машиностроительные предприятия наиболее сильно пострадали от разрыва производственных связей с бывшими союзными республиками СССР.
Но не менее важна и другая причина – более низкое качество многих видов машин по сравнению с импортными (отставание по техническому уровню и по надежности). Особенно это характерно для потребительских товаров.
Из такой ситуации возможны два выхода:
1) Можно потребовать от правительства введения высоких пошлин
на импортные машины. (Этого, например, добился Волжский
автозавод)
- Создавать конкуренцию, заставлять отечественных производи-
телей повышать качество своей продукции.
Центры тяжелого машиностроения
Отрасль
Сырьевая база
Производство металлургического оборудования (вблизи центров развития металлургии)
Исторический, квалиф. кадры
Екатеринбург, Орск, Электросталь, Сызрань, Красноярск, Иркутск, Комсомольск-на-Амуре
Горно-шахтное оборудование
Потребитель
Прокопьевск, Кемерово, Красноярск, Екатеринбург, Копейск
Энергетическое машиностроение (турбины и генераторы)
газовые турбины
реакторы АЭС
Санкт-Петербург, Екатеринбург
Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск
паровые котлы
Волгодонск, Колпино
тяжелые станки и кузнечно-прессовое оборудование
Белгород Таганрог Барнаул
Коломна, Иваново, Воронеж, Ульяновск, Новосибирск.
Центры общего машиностроения
Исторический, квалифицированные кадры
Локомотивостроение
потребитель
Коломна Брянск, Людиново, Муром Новочеркасск, Москва, Демихово
Вагоностроение
Нижнем Тагиле, Алтайск, Абакан, Тверь, Санкт-Петербург, Калининград, Брянск, Усть-Катав, Мытищи, Санкт-Петербург
Судостроение
Сельскохозяйственное машиностроение комбайны
Санкт-Петербург, Выборг, Калининград Архангельск, Мурманск, Северодвинск, Астрахань, Владивосток Нижний Новгород, Волгоград Тюмень, Тобольск, Благовещенск
тракторы
Ростов-на-Дону, Таганрог Красноярск Бежецк Рязань, Тула Люберцы
Волгоград, Челябинск Владимир, Липецк, Рубцовск, Санкт-Петербург, Петрозаводск, Чебоксары
Центры среднего и точного машиностроения
Сырьевая база
СРЕДНЕЕ
Исторический, квалифицированные кадры
Автомобилестроение
грузовики
потребитель
Легковые автомобили
Москва (ЗИЛ), Н. Новгород (ГАЗ), Миасс, Ульяновск и Набережные Челны
автобусы
Нижний Новгород, Ульяновск, Тольятти, Ижевск (Удмуртия).
точные машины, механизмы, приборы и инструменты
Ликино-Дулево, Голицыно («Мерседес-Бенц»), Павлов, Волжский, Санкт-Петербург, Дмитров, Омск, Таганрог («Дэу»), Калининград («Киа»)
Москва и Московская обл. Санкт-Петербург и Ленинградская обл., Орёл, Пермь, Смоленск, Пенза, Воронеж, Минусинск