Мастер-класс для учителей географии, кураторов проектов
«Азбука проекта»
Цель: создать условия для профессионального самосовершенствования учителя, куратора ученических проектов, при которых формируется опыт работы над различными типами проектов, отбираются эффективные методы работы с одаренными обучающимися.
Задачи:
- выявить профессиональные затруднения педагогов при использовании проектной технологии;
- разработать алгоритм работы над проектом;
- подобрать наиболее эффективные методы по активизации познавательной деятельности.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, доска.
Для кого этот мастер-класс?
Для тех, кто уже является куратором проектов в школе и хотел бы стать эффективнее в этой роли.
Для тех, кто хотел бы попробовать себя в этой роли.
Для всех небезразличных педагогов, которые хотели бы приобрести новые профессиональные компетенции.
Все участники мастер-класса рассаживаются по группам (4-5).
Ход работы
Вступительное слово ведущего (слайд 1)
Добрый день, всем, кто присутствует сегодня на заседании, приветствую тех, кто настроен на активную работу. Не буду тратить драгоценное время, рассказывая о важности проектной деятельности, об этом мы слышим и говорим на протяжении последних 10 лет, как и о том, что такое проект: виды и подвиды, формы и пр.
Роджер Левин немецкий (затем американский психолог) говорил:
“Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо заучить, а не ставим перед ними проблемы, которые надо решить”. Действительно, при классно-урочной форме нашей системы образования так проще, но не всегда эффективно. Поэтому главной целью нашей работы, станет обобщение опыта работы над различными типами проектов.
Работа в группах
Уважаемые коллеги, поднимите руку те, кто применяет проектно-исследовательскую деятельность в своей работе! Отлично, значит, для Вас не составит труда вспомнить основные этапы работы над проектом. На листочках, лежащих на столах, запишите их в порядке очередности.
Озвучьте результат.
- выделение и постановку проблемы (Проблематизация);
- формулировка темы и задач, выработку Гипотезы (предположения);
- Поиск и предложение возможных вариантов решения;
- Исследование; эксперимент
- Анализ и обобщение полученных данных;
- презентация и защиту итогового Продукта
- рефлексия)
Слайд 2 (жизненный цикл проекта)
На первое место вы поставили Проблему. И это правильно, так как:
Когда мы говорим про проект, на самом деле мы подразумеваем решение какой-либо проблемы.
Начинать проект следует с анализа ситуации и понимания, какую именно проблему он должен решить. (схема на доске и на листочках заполняется)
Например, анализ ситуации на дорогах Серпухова показал, что водителям автомобилей приходится стоять на светофоре в среднем от 3 до 5 минут в час пик. Это увеличивает время в дороге на 10-15 минут, а также создает загазованность и шумовое загрязнение в местах скопления транспорта. (слайд 3)
Наша задача выделить ту проблему, которую будем решать. Каждая группа выделяет проблему. Послушаем, какую проблему выбрали группы.
Основные ошибки при выделении проблемы:
1. Слишком общая постановка проблемы
Пример: проблема загрязнения воздуха
Последствия: такую проблему не решить, пока она не конкретизирована
2. Вместо проблемы фиксируется сложность
Пример: у школы отсутствует сайт
Последствия: однозначность и типовое решение (нет проектирования)
3. Некомпетентность в данной области
Пример: человечество не осваивает новые планеты, потому что не научилось создавать искусственную атмосферу
Последствия: ложность решения
Надо отдавать себе отчет в том, что постановка проблемы — это важная, но кропотливая работа.
Существуют разные подходы к определению того, на какой стадии жизненного цикла проекта в окончательном виде формируется его тема. На самом деле, окончательно понять, в чем заключается тема проекта, можно уже только в момент подготовки к выступлению перед экспертами.
Но, правильнее говорить о том, что тема формулируется на переходе от этапа выделения и постановки проблемы к этапу постановки задачи: в этот период формируется окончательное содержание проекта, позволяющее потом перейти к дорожной карте, планированию ресурсов и так далее.
Итак, проблема есть, и Вы сейчас определяетесь с темой проекта.
(озвучиваются темы)
4 типовые ситуации, в которых оказывается наставник, руководитель проекта, когда он работает с этапом постановки проблемы и выхода на тему проекта.
1. Тема приходит извне (грантовые конкурсы, НИР, НИОКР): движение от сформулированной темы к проблеме
2. Тема берется из понимания и видения руководителя проекта / команды проекта: происходит фиксация проблемы через набор позиций, самостоятельный выбор темы
3. Тема сформулирована заказчиком в форме заказа, необходимо определиться, какая проблемная ситуация стояла за этим заказом, зачем заказчику нужен проект
4. Ситуация, наиболее распространенная среди школьных проектов:
тема приходит от ребенка /детей в той формулировке, которая им
понятна, исходя из их ценностных оснований; происходит постановка
проблемы.
Далее идут постановка цели, задач по ее достижению и гипотезы, доказывать или опровергать, которую Вы будете в проекте.
На данном этапе работы над проектом у Вас сложилось некоторое понимание того, какой продуктовый результат Вы хотите получить. Этот критерий обычно называется целью: конечный результат, эффект деятельности, на достижение которого направлен результат. Цель необходимо сформулировать так, чтобы все участники команды ее понимали и разделяли. (Попробуйте выполнить и эту работу, не забывая заполнять нашу схему ЛОК)
Кстати: цели бывают только у сущностей, обладающих субъектностью (умеют думать, рефлексировать, принимать решения).
Постановка гипотезы.
Гипотеза формируется не в тот момент, когда вы закончили работу и не в тот момент, когда вы не знаете, о чем будет ваш проект. Гипотеза выдвигается после того, как мы сформулировали тему. Это то, вокруг чего будет построен весь эксперимент. Гипотеза — это наше представление о неизвестной части мира; вопрос о том, что мы хотим узнать. Мы должны понимать (до того, как провели эксперимент), какой результат эксперимента говорит о том, что гипотеза верна, а какой опровергает ее. Т.Е. Эксперимент нужно спланировать заранее. На стадии эксперимента мы движемся внутри культуры, мы не привносим новое, а на стадии гипотезы мы попадаем в terra incognitа.
Например:
Если мы высадим кустарники высотой 110 см, то уровень загрязнения и шума уменьшится.
Если изменить время работы близ находящихся предприятий на 30 минут, то в результате перераспределения нагрузки транспорта, продолжительность нахождения в пути водителей сократиться на 10 минут.
Если изменить время работы светофора, поток автомобилей по главной дороге будет проходить с большей скоростью, не создавая пробок.
Мы определились с гипотезой, а чем мы измерим ее достоверность или опровергнем ее. Конечно, правильно, исследованиями, экспериментально-опытным путем. Но, здесь тоже есть подводные камни.
Правильный эксперимент.
Какой уровень методик, техник, концепций и знаний уместно использовать со школьниками? Для ответа на этот вопрос необходимо учитывать следующие аспекты:
• Возможность личного доступа к оборудованию (не стоит использовать такие виды оборудования, к которым ученика не подпустят; это возможно только в крайнем случае — например, при необходимости проверить результаты, когда другого выхода нет, — но не в качестве основного метода работы)
• Возможность усвоить методику на уровне эксперимента
• Возможность на 100% влиять на результат (ученик должен не просто понимать, как работает прибор, но и самостоятельно ставить эксперимент по-разному, осознавая, что при разной постановке вопроса и при разных экспериментальных условиях можно получить разные результаты)
Ученик должен быть хозяином собственного эксперимента, только тогда он получит целостную картину и действительно освоит исследовательский метод.
Итак, ученики провели эксперименты и подошли к следующему этапу:
Оформление результатов и их представление (защита)
Формы и способы защиты тоже различаются, но Вам они известны достаточно хорошо, впишите их в свою схему (доклады, стенды, презентации, демонстрация, буклет и т.д.)
Для того чтобы оценить успешность проекта, есть два инструмента:
1. Верификация — сравнение того, что мы сделали, с тем, что задумывалось. Можно провести испытание, тестирование. Верификация хороша на любом этапе проекта: чем раньше вы обнаружите ошибку, тем лучше. Эта работа может быть выполнена внутри команды: вы можете взять документы, составленные в начале проекта, и по пунктам сравнить ожидаемый результат с действительным (укладываетесь ли вы в нужную стоимость, соответствуют ли фактические технические характеристики исходным расчетам и т. д.)
2. Валидация — проверяем, решает ли проблему то, что мы сделали. Валидация требует выхода за рамки команды. Можно проанализировать, как ваш проект работает в среде (пользовательское тестирование); вам может дать обратную связь заказчик; можно обратиться к внешнему эксперту.
И заканчиваете Вы работу над проектом рефлексией. Сформулируйте, для чего она необходима? (определить какие компетенции приобрели участники проекта, что удалось, какие результаты не подтвердились и почему). Верно, этот этап позволяет либо закончить работу, поставив жирную точку, либо определить для ребят новую проблему и продолжить работу над новым проектом, но являющимся продолжением старого.
Отчеты групп
Ваша работа сегодня была на очень высоком уровне и у каждой группы были свои находки, но в итоге мы должны были создать ЛОК – алгоритм работы над любым проектом. Сравним их с предложенным на доске (экране). Я очень надеюсь, что этот алгоритм проектирования поможет Вам в практике собственной деятельности.
Заключительное слово
Желаю успеха в нашей нелегкой работе и напоминаю, что больше всего дети утомляются в бездействии. Ставьте перед детьми проблемы, и им не будет скучно на ваших уроках!
Рефлексия
Метод песочных часов.