Мастер-класс для педагогов «Использование нетрадиционных техник рисования в программе И.А. Лыковой «Цветные ладошки»
Цель: Повышение компетентности педагогов в изобразительной деятельности. Поиск новых рациональных средств, форм и методов художественно – эстетического развития дошкольников.
Слайд 1
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я очень рада видеть Вас! Сегодня я познакомлю вас с использованием нетрадиционных техник рисования в программе И.А.Лыковой «Цветные ладошки».
Слайд 2
Рисование для ребёнка – это игра. Дети с удовольствием и интересом выводят на бумаге разные линии, точки, штрихи. Дай им возможность – они изрисовали бы всё вокруг. Как только ребёнок поймёт, что карандаш, ручка, фломастер оставляют след на бумаге, его жизнь становится краше и ярче. А жизнь, особенно детство, должна быть красочной и счастливой.
Слайд 3
Многие из нас сталкивались с проблемой, что дети боятся рисовать, потому что, как им кажется, они не умеют, и у них ничего не получится. Здесь на помощь педагогу приходит использование нетрадиционных техник рисования.
Слайд 4
Из всех существующих программ, нетрадиционное рисование, наиболее широко используется в программе И.А.Лыковой «Цветные ладошки».
Данная программа позволяет незаметно
осваивать секреты художественного мастерства
не по схеме «взрослый учит – ребенок учится», а в интересной,
увлекательной деятельности.
Слайд 5
Автор программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» - Ирина Александровна Лыкова — доктор педагогических наук, профессор кафедры начального и дошкольного образования ФГОУ «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования», старший научный сотрудник Института художественного образования
Российской академии образования, главный редактор журнала «Цветной мир».
Слайд 6
В основе программы лежит триединая составляющая:
Интеграция. Педагогическая стратегия - взаимосвязь познавательной и продуктивной деятельности детей, художественный подход.
Системность. Единое творческое пространство - система развивающих занятий по рисованию, лепке, аппликации, художественному труду.
Инновации. Полное обеспечение педагогической технологии современными пособиями учебно-методическими, дидактическими, практическими.
Целью программы «Цветные ладошки» является формирование у детей раннего и дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности.
Задачи:
1. Развитие эстетического восприятия художественных образов
2.Создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.
3. Ознакомление с универсальным «языком» искусства - средствами художественно-образной выразительности
4. Амплификация (обогащение) индивидуального художественно- эстетического опыта
5. Развитие художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности.
6. Воспитание художественного вкуса и чувства гармонии
7. Создание условий для многоаспектной и увлекательной активности детей в художественно-эстетическом освоении окружающего мира.
8.Формирование эстетической картины мира и основных элементов «Я - концепции-творца»
Слайд 7
Я расскажу о некоторых нетрадиционных техниках рисования:
Рисование отпечатками.
1. Штампики из пластилина
Очень просто и удобно сделать штампики из пластилина. Достаточно кусочку пластилина придать нужную форму, украсить узорами (линии, пятна) и окрасить в необходимый цвет. Для окрашивания можно использовать губку, увлажненную краской, или кисть, которой можно наносить краску на поверхность штампика. Лучше использовать густую краску.
Материалы: 1.Пластилин 2.Карандаш 3.Краска 4.Губка 5.Кисть 6.Бумага 7.Баночка для воды.
2. Штампики из ниток
Для создания «полосатых штампиков» можно использовать нити, прочно намотанные на какой-либо предмет. Густым слоем краски нити окрашиваются в необходимый цвет. Затем, используя воображение, «полосатый узор» наносится на декорируемую поверхность.
Материалы: 1.Нить шерстяная 2.Основа 3.Краска 4.Кисть 5.Бумага 6.Баночка для воды
3. Отпечатки «листики»
Данная техника знакома многим. Чтобы отпечатать лист, можно использовать любую краску. Наносить краску надо на сторону с прожилками. Затем окрашенной стороной лист прикладывается к бумаге, проглаживается. Через несколько секунд необходимо аккуратно поднять лист. На листе бумаги останется отпечаток листика.
Материалы: 1.Листик 2.Краска 3.Кисть 4.Бумага 5.Баночка для воды.
Слайд 8
Рисование мятой бумагой
Смятая салфетка или бумажка позволяет получить также интересную текстуру. Существует два способа рисования мятой бумагой.
Способ №1. На лист бумаги наносится жидкая краска. Через короткий промежуток времени (пока лист еще влажный) к листу прикладывается смятая салфетка. Впитывая влагу, салфетка оставляет свой характерный след на поверхности бумаги.
Способ №2. Для начала необходимо смять лист или салфетку. На этот комок нанести слой краски. Затем окрашенной стороной можно наносить отпечатки.
Материалы: 1.Салфетка/Бумажка 2.Краска 3.Кисть 4.Баночка для воды
Слайд 9
Рисование трафаретом.
Рисование по трафарету - это простой и в то же время занимательный способ, который приучает ребёнка действовать по предлагаемому образцу, что развивает произвольность, столь необходимую для успешного обучения в школе.
Трафареты бывают внутренними и внешними. В качестве трафарета можно использовать всё, что угодно -
пробки, коробки, какие-то детали, даже ладошку.
Обведя лекала, дети могут закрашивать их изображения
фломастерами, карандашами, мелками, штриховать
различными линиями: прямыми, волнистыми, зигзагообразными.
Слайд 10
Рисование сухой кистью.
Особенность выполнения этой техники состоит в том, что краска подготавливается - разводится с небольшим количеством воды до густоты сметаны. Толстой, жёсткой клеевой кистью нужно набрать краску на кончик кисти, поставить её вертикально и лёгкими тычками заполнить некий силуэт. Воду в отдельной баночке ставить не требуется, т.к. кисть от краски не промывается
Слайд 11
Использование нетрадиционных техник рисования может привить детям желание рисовать, расширит возможности в овладении различными материалами и работы с ними. Занятия по рисованию с использованием нетрадиционных техник не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.
Желаю вам успехов в творческих работах с вашими детками!