ПОПС-формула как один из приёмов развития письменный речи на уроках русского языка. Немного из опыта работы.
ПОПС формула, разработанная профессором права Дэйвидом Маккойд-Мэйсоном из ЮАР, представляет собой:
интерактивный прием обратной связи. Ее составные части позволяют разобрать учебную проблему, закрепить пройденный материал. В отличие от тестовой формы контроля, в которой часто присутствуют случайности, интуиция или вовсе удача, данная формула выявляет более наглядно существующие пробелы в знаниях учеников, причем по существу.
данный прием может стать отличным инструментом построения дискуссии. Он позволяет построить свое выступление кратко, лаконично, аргументировано, со всеми соответствующими выводами, что, безусловно, вызывает интерес у одноклассников и побуждает их к деловому спору.
Незаменимой ПОПС формула становится и при подготовке ответственного и «дорогого» в плане получения баллов эссе во время написания части С ЕГЭ по русскому языку. Освоив ее суть, выпускники смогут намного легче справиться с подобным заданием.
Раскрываем секрет формулы ПОПС
Структура формулы ПОПС содержит в себе 4 важных компонента, которые представляют собой расшифровку первых букв данной аббревиатуры и являются необходимыми элементами для построения текста.
П – позиция. Необходимо по заданной проблеме высказать свое собственное мнение. Для этого можно использовать следующие формулировки: «Я считаю, что…», «На мой взгляд, эта проблема заслуживает / не заслуживает внимания», «Я согласен с…».
О – обоснование, объяснение своей позиции. Здесь необходимо привести все возможные аргументы, подтверждающие ваше мнение. Ответ должно быть обоснованным, а не пустословным. В нем должны быть затронуты моменты из изученного курса либо темы, раскрыты определения и понятия. В данном блоке основной вопрос – почему вы так думаете? А это значит, что начинать раскрытие его следует со слов «Потому что…» или «Так как…».
П – примеры. Для наглядности и подтверждения понимания своих слов необходимо привести факты, причем их должно быть не менее трех. Данный пункт раскрывает умения учащихся доказать правоту своей позиции на практике. В качестве примеров можно использовать как собственный опыт, даже может надуманный, так и знания с курса истории или обществознания. Главное, чтобы они были убедительными. Речевые обороты, используемые на этом шаге, - «Например…», «Я могу доказать это на примере…».
С – следствие (суждение или умозаключение). Этот блок является итоговым, он содержит ваши окончательные выводы, подтверждающие высказанную позицию. Начало предложений в нем может быть таким: «Таким образом…», «Подводя итог…», «Поэтому…», «Исходя из сказанного, я делаю вывод о том, что…»
ПОПС – формула как один из приёмов развития письменной речи на уроках русского языка.
Под развитием речи обучающихся следует понимать практическую сторону обучения русскому языку, т.е. формирование таких умений и навыков, которые обеспечивают обогащение активного словарного запаса слов, свободное пользование всеми средствами грамматики: формами частей речи, словосочетаниями, предложениями разнообразных типов, словообразовательными моделями, а также формирование умения строить текст (устно и письменно) с целью выражения своих мыслей, знаний, чувств, намерений. Важнейшую роль в достижении этих целей играет усвоение и соблюдение языковой нормы, требований культуры речи и стилистики.
Работая над развитием речи, мы, учителя русского языка и литературы, опираемся на соответствующий теоретический материал: в словарной работе – на сведения по лексикологии, в использовании грамматических средств языка - на морфологию и синтаксис, в построении связной речи (текста) - на современные теории текста, композиции и жанров.
Методы, а также большая часть приёмов развития речи обучающихся носят характер языкового синтеза. Под ним понимаем построение единиц речи, т.е. включение в живой процесс общения средств языка: слов, их форм, сочетаний, предложений, установление связей между словами и синтаксическими единицами, выбор наилучших средств выражения, адекватных содержанию речи и задачам высказывания.
Общеизвестно, что для развития речи нужна, во-первых, речевая среда, дающая образцы языка (не только устная речь взрослых, но и любые образцы языка, в том числе тексты учебников, радио- телепередач и т.д.), а во-вторых, нужна речевая активность самого обучающегося.
Использование на уроках русского языка ПОПС – формулы как одного из многочисленных приёмов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» позволяет и дать образец языка, и активизировать деятельность школьника.
ПОПС - формулу применяю при обучении написанию сочинения, которое рассматриваю как средство развития критического мышления. Ведь сочинение, как и другой вид творческой работы, требует понимания темы, текста, умения анализировать и обобщать приобретённую информацию, давать оценку чему-то или кому-то.
Обучающиеся 5 класса хорошо усвоили терминологию: П – позиция, или тезис рассуждения: О – объяснение, или аргументы; П – примеры, или тоже аргументы; С – следствие, или вывод. Освоение этого приёма подготовит обучающихся среднего звена к работе по написанию эссе в выпускных классах.
При работе по развитию письменной речи нужно отказаться от формализма и организовать живой диалог. Учитель должен быть на равных с ребятами. Он должен принимать участие в создании письменного текста на глазах у школьников.
Готовимся в 5 классе к написанию сочинения о предмете, с которым связаны какие-то приятные воспоминания. По моей просьбе пятиклассники приносят на урок эти предметы. Самые смелые показывают и рассказывают всему классу, что их связывает с принесённым. У стеснительных есть возможность рассказать об этом только соседу по парте (на таких уроки дети садятся так, как им комфортно). Я тоже приношу предмет и тоже делюсь своими воспоминаниями, т.е. выступаю как партнёр и даю образец речи. Затем прошу записать (П) позицию, которая представляет собой тезис последующего рассуждения. И, конечно же, предлагаю свой вариант. Вместе редактируем записанное. И снова самостоятельная работа: прошу пятиклассников (О) объяснить, почему они принесли в класс именно этот предмет. Теперь записанное читают только желающие. Гораздо сложнее с (П) аргументами, поскольку у обучающихся ещё небольшой жизненный опыт. Но некоторые ребята, любящие читать, стараются привести для объяснения своих мыслей аргументы из прочитанных книг, пусть пока это детские рассказы и даже сказки. Если позволяет время, то (С) вывод ребята формулируют, работая в парах.
ПОПС – формула - эта схема сочинения-рассуждения. И в том виде, в каком мы её осваиваем с учениками, она, а, следовательно, и шаги работы над сочинением, запоминаются гораздо быстрее.
И ещё одно правило: не ставить за творческие работы «3» и «2». Оценки должны быть либо «5», либо «4». Если работа не получилась на «хорошо» или «отлично», необходимо дать ребёнку возможность отредактировать её. И даже, возможен и такой вариант, пока остаться без оценки.
Очень хороший способ, позволяющий активизировать мыслительную деятельность и мотивировать обучающихся: взаимопроверка со специальными пометами, которыми проверяющий отмечает наиболее яркие детали, образные выражения, интересные мысли, неясные места, требующие пояснения. Анализируя и критикуя чужое сочинение, обучающиеся приобретают ценные умения для работы над текстом собственным.
Ещё один пример. Урок развития речи по подготовке к домашнему сочинению-рассуждению о книге в 7 классе.
(П) позицию, т.е. тезис рассуждения, формулируем вместе, ответив на вопрос «Чем является книга в жизни человека?» Приходим к общему мнению: книга – наш друг и советчик даже в век всеобщей компьютеризации. Ответы на вопросы: друг – это кто, что сделает для нас друг и можно ли книгу назвать другом – ребята ищут, работая в парах. В качестве вспомогательного материала используем упражнения из учебника. Записываем вступление, которое и является тезисом рассуждения. Желающие зачитывают его. Далее предлагаю семиклассникам раздаточный материал: высказывания о книге известных деятелей (Н.Смиронов-Сокольский, Н.Г.Чернышевский, И.Эренбург, Ю.Гагарин, А.Т.Твардовский, М.Горький, Дидро и др.). В основной части сочинения (О) ребята объясняют, почему они сослались на те или иные высказывания, таким образом, аргументами служат сами высказывания. Высказывания о книге обучающиеся приготовили и сами к данному уроку. На предложенный учителем вопрос: что даёт нам книга? ответ снова ищем в материалах учебника. Предлагаю клише: в минуту грусти…, заставили задуматься о …, научили…, дали знания… и т.п. (П) примеры приводим и из личного опыта. Идёт фронтальная работа. (С) вывод каждый формулирует самостоятельно. В парах ребята обсуждают варианты темы сочинения о книге. Напоминаю, что в заключительной части сочинения (С) мы повторяем суть позиции: итак, таким образом, как видим. Вот некоторые из предложенных ими: «Книга лучший друг человека», «Без книги жить невозможно», «Книга – наш первый помощник», «Книгу не заменит никто». После такой подготовки на уроке с домашним сочинением-рассуждением о книге справляются все обучающиеся.
Думаю, что ПОПС-формулу следует использовать и в устном рассуждении.
«ПОПС-формула как один из приёмов развития письменной и устной речи на уроках русского языка и литературы».
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
В начале своего выступления мне бы хотелось обозначить такую проблему современного общества, как недостаточность живого общения, уход от реальности в компьютерный мир, мир иллюзий, игр. И эта проблема далеко не детская.
Даже друзей, спутников жизни многие ищут и находят через интернет, но, встретившись лично, пасуют, не умеют высказывать свои чувства, сформулировать мысли и мнение… Общение не складывается, негатив, обиды и закомплексованность растут.
Корень всей проблемы в дефиците живого общения, обмена мнениями, умения дискутировать, формулировать и высказывать свои мысли, описывать чувства, эмоции. Я стараюсь ПОМОЧЬ ребятам, воспитывая и прививая им любовь к чтению, к книге, говорю им, что мозг – это та же мышца, и надо тренировать её постоянным чтением, размышлением над прочитанным, нагружать мышцу мыслью.
Расскажу вам сегодня об одном приёме, который использую на уроках и считаю его эффективным, но хочу, чтобы вы сами угадали, о каком приёме пойдёт речь. Все смотрели мультфильм «Гадкий я»? Значит, представляете, кто такие миньоны (смотрят видео (8 секунд), называют приём).
Да, совершенно верно! Этот приём называется ПОПС!
Итак, тема моего выступления «ПОПС-формула как один из приёмов развития письменной и устной речи на уроках русского языка и литературы» (слайд № 1 титульный).
Я считаю, что с введением устной части ОГЭ и ЕГЭ формула, которую я применяю, становится ещё более актуальной.
(Слайд № 2) Работая над развитием речи, мы, учителя русского языка и литературы, знаем, что, во-первых, нужна образцовая речевая среда. Сюда относится не только устная речь взрослых, но и в том числе тексты учебников, радио- телепередач и т.д.), а во-вторых, нужна речевая активность самого обучающегося.
Использование на уроках русского языка ПОПС-формулы как одного из многочисленных приёмов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» позволяет и дать образец языка, и активизировать деятельность школьника (слайд № 3).
Попс-формула - это потрясающий по своему потенциалу интерактивный приём, направленный на рефлЕксию учащихся.
СоздАл этот приём профессор права Дэйвид Маккойд-Мэйсон из ЮАР. По-английски он пишется следующим образом: PRES-formula (Position-Reason-Explanation or Example-Summary) (слайд № 4). Перевёл её на русский язык Аркадий Гутников, вице-президент ассоциации «За гражданское образование», первый проректор Санкт-Петербургского Института права (слайд № 5).
ПОПС - формулу я применяю при обучении написанию сочинения. Ведь сочинение, как и другой вид творческой работы, требует понимания темы, проблемы текста, требует умения анализировать и обобщать приобретённую информацию.
Итак, что же означает эта аббревиатура (слайд № 6):
П – позиция (Я считаю, что…);
О – обоснование (Потому что…);
П – пример (Я могу доказать это на примере…);
С – следствие/суждение (Таким образом, я делаю вывод…).
Освоение этого приёма готовит учащихся основного и среднего уровней образования к работе по написанию сочинения в выпускных классах, а также служит эффективным инструментом контроля качества усвоения учебного материала учащимися.
Эта формула является интерактивным приёмом обратной связи.
Сейчас я бы хотела продемонстрировать небольшой фрагмент использования мной этой формулы на уроке развития речи. Вначале, я даю пример, а затем уже сами ребята работают по формуле. Сейчас сами всё увидите.
(Смотрим видеофрагмент, Слайд 7)
(Слайд 8) Итак, вы увидели, что данный приём позволяет построить своё выступление кратко, лаконично, аргументировано с соответствующими выводами (Слайд 9). Спасибо за внимание!