Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Новосибирского района Новосибирской области – Боровская средняя школа № 84 (МБОУ – Боровская СШ № 84)
МАСТЕР-КЛАСС
Учитель начальных классов
Макарова Н.М .
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Новосибирского района Новосибирской области – Боровская средняя общеобразовательная школа № 84 (МБОУ – Боровская СОШ № 84)
Формирование УУД средствами технологии
развития критического мышления
Учитель начальных классов
Макарова Н.М .
2013
Прием «Дерево предсказаний»
Листья - аргументы
обоснование этих
предположений
Ветви - предположения
вероятные и возможные
Ствол дерева – тема
тема
вероятно
возможно
"Дерево предсказаний"
УЧИСЬ УЧИТЬСЯ!
Универсальные учебные действия
Умение учиться
Универсальность УУД
- носят надпредметный, метапредмтный характер;
- обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности;
- обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса;
- лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания;
- обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.
определяется характером и многообразием видов универсальных действий:
личностных,
познавательных,
коммуникативных,
регулятивных
Качество усвоения знания
Технология развития критического мышления
Достоинства:
- ориентирование на развитие ученика;
- использование современных методических приемов, развивающих интеллектуальные,
коммуникативные и познавательные
умения учащихся
Три фазы технологии РКМ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ
Вызов
Рефлексия
побуждение:
осмысление, рождение нового знания
Реализация смысла
получение новой информации
- имеющихся знаний
- интереса к
получению новой
информации
Технологический алгоритм урока
Технологические этапы
I стадия
II стадия
Вызов:
III стадия
Осмысление содержания:
актуализация имеющихся знаний;
пробуждение интереса к получению новой информации;
получение новой информации;
Рефлексия:
постановка учеником собственных целей обучения
корректировка учеником поставленных целей обучения
размышление, рождение нового знания;
постановка учеником новых целей обучения
Прием «Корзина» идей и понятий
Можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, имеющие отношения к теме урока.
В ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.
Приём «Кластер» (гроздья)
Технология
Образец кластера
Педагогическая информационная технология
способствует
включает
развивает
является
формирует
аудиовизуальные
системным методом работы с образовательной информацией
информационную компетентность и культуру
информационно-образовательную среду
аудио
визуальные
оптимизации информационного обеспечения образовательного процесса
расширяет
индивидуализирует
информационно-образовательное и культурное пространство
хранит, распространяет, представляет, преобразует
восприятие информации
образовательную информацию
Метод «К ластер »
КОГО?
КЕМ?
КТО?
КОМУ?
О КОМ?
КОГО?
ЧЕГО ?
ЧЕМУ ?
ЧТО ?
ЧЕМ?
О ЧЁМ?
ЧТО?
Р.п.
Д.п.
П.п.
В.п.
Т.п.
И.п.
ЕД.Ч
ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ
ЧИСЛО
ИЗМЕНЕНИЕ
ПО ПАДЕЖАМ
МН.Ч
ЧУВСТВА
ОН
ПРЕДМЕТ
МОЙ
М. Р.
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
НАРИЦАТЕЛЬНОЕ
С. Р.
ОНО
МОЁ
РОД
ЧТО?
КТО?
СОБСТВЕННОЕ
Ж.Р.
ОНА
МОЯ
С БОЛЬШОЙ БУКВЫ
НЕОДУШЕВЛЁННОЕ
ОДУШЕВЛЁННОЕ
ЖИВОТНЫЕ
ЛЮДИ
СВЯЗЬ С ИЗУЧАЕМЫМ МАТЕРИАЛОМ
ВРЕМЯ
ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ
Какие особенности должен учесть учитель при использовании приема «КЛАСТЕР» ?
СТРУКТУРИРОВАННОСТЬ
МАТЕРИАЛА
ОПЫТ РАБОТЫ
Стадия вызова
(задачи)
3 . Пробуждение
2. Структурирование
имеющихся знаний
процесса
интереса
и
к теме
изучения
представлений
Деятельность обучающихся на стадии вызова
- Учащиеся «вспоминают», что им известно по изучаемому вопросу (высказывают предположения).
2. Систематизируют информацию до её изучения.
3. Задают вопросы, на которые хотели бы получить ответ.
4. Формулируют собственные цели.
Важно помнить:
На стадии вызова информация
выслушивается,
записывается,
обсуждается.
Работа ведётся индивидуально,
в парах или
в группах.
Различия между критическим и обыденным (догматическим) мышлением
Критическое мышление:
Обыденное мышление:
1. Гадательное предположение.
2. Личное предпочтение.
3. Группирование.
4. Верование.
5. Формулирование выводов с опорой на «очевидность» и «здравый смысл».
6. Случайные ассоциации.
7. Предположение (без
достаточных оснований).
8. Предложение мнений без
аргументов.
9. Формулирование суждений
на основе опыта и примеров.
Прием «Чтение с пометами»
«V» - это уже известно
« – » - это противоречит представлению
«+» - это является интересным и
неожиданным
«?» - неясно, возникло желание узнать
больше
Критическое мышление имеет 5 характеристик (Д. Клустер)
Критическое мышление…
- Мышление самостоятельное;
- Мышление обобщенное;
- Проблемное и оценочное;
- Аргументированное;
- Социальное.
Прием «Инсерт» (условные значки)
Маркировка текста значками по мере его чтения
V
Это уже известно
-
Это противоречит представлению
+
это является интересным и неожиданным
?
неясно, возникло желание узнать больше
Различия между критическим и обыденным (догматическим) мышлением
Обыденное мышление:
Критическое мышление:
1. Гадательное предположение.
1 . Оценивающее суждение.
2. Личное предпочтение.
2. Взвешенное суждение.
3. Классификация.
3. Группирование.
4. Допущение.
4. Верование.
5. Формулирование выводов с опорой на «очевидность» и «здравый смысл».
5. Формулирование выводов на основе логических умозаключений.
6. Случайные ассоциации.
6. Понимание принципов.
7. Построение гипотезы.
7. Предположение (без
достаточных оснований).
8. Предложение мнений с аргументами.
9. Формулирование суждений на основе критериев.
8. Предложение мнений без
аргументов.
9. Формулирование суждений
на основе опыта и примеров.
Стадия
осмысления
ЗАДАЧИ
2. Соотнесение
новой
новой
информации
информации
с собственными
знаниями
Деятельность обучающихся на стадии осмысления
- Учащиеся читают (слушают) текст, используя предложенные преподавателем активные методы чтения.
- Делают пометки на полях или ведут записи
по мере осмысления новой информации.
3. Отслеживают понимание при работе с изучаемым материалом.
4. Активно конструируют (или корректируют) цели своего учения.
Педагогическая информационная технология
способствует
включает
развивает
является
формирует
аудиовизуальные
системным методом работы с образовательной информацией
информационную компетентность и культуру
информационно-образовательную среду
аудио
визуальные
оптимизации информационного обеспечения образовательного процесса
расширяет
индивидуализирует
информационно-образовательное и культурное пространство
хранит, распространяет, представляет, преобразует
восприятие информации
образовательную информацию
Инсерт (условные значки)
V
(осознать новые знания)
+
Я это знал
(исправить неверные предположения)
Это для меня абсолютно новое
-
(исправить неверные предположения
?
Это противоречит тому, что я знал
(побудить дальнейший интерес к теме)
Я хочу знать об этом больше
Как связано КМ с УУД?
Что значит критически мыслить?
Почему критически мыслить так важно?
Прием ВОПРОСЫ «ТОНКИЕ И ТОЛСТЫЕ»
Что ?
Где ?
Когда ?
Зачем ?
Почему ?
Объясните, почему...?
В чём различие ...?
Мог ли ...?
Согласны ли вы ...?
Почему, вы думаете ..?
Верно ли ...?
Деятельность обучающихся на стадии рефлексии
- Учащиеся соотносят получаемую новую информацию с уже известной, (используя знания, полученные на стадии осмысления).
2. Производят отбор информации, наиболее значимой для понимания сути изучаемой темы ( а также наиболее значимой для реализации сформулированной ранее индивидуально цели учения).
3. Выражают новые идеи и информацию собственными словами; самостоятельно выстраивают причинно-следственные связи .
Основные правила обучения письменной рефлексии
- Регулярная возможность писать.
- Выбор интересной темы для письма.
- Наличие образцов.
- Читательская аудитория (написанный текст должен быть востребован другими).
- Привычка править текст (понимание того факта, что любой текст может быть скорректирован самим писателем в любое время).
- Помощь друзей. Возможность делиться написанным.
Рефлексия
Письменная форма
Устная форма
Письменное
интервью
Эссе
Двухрядный
Круглый стол
Диалог
Бортовой
журнал
Различные виды
дневников
Синквейн
Перекрёстная
дискуссия
Дискуссия
«Совместный
поиск»
В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным)
Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными)
Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами
Четвертая строчка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме
Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Педтехнологии
Ведущие и сквозные. Оптимизируют, диагностируют, воспроизводятся. Призваны четко проектировать деятельность учителя и учащихся. Помощники.
Критическое мышление .
Творческое, открытое. Выдвигаем, обосновываем, принимаем. Помогает ориентироваться в обилии информации. Своя точка зрения.
ТРКМ
Интересная, увлекательная. Вызываем, осмысливаем, рефлектируем. Реализуется посредством чтения и письма. Технология.
Систематизация приемов технологии по формированию определенных универсальных учебных действий
Познавательные УУД
Приемы ТРКМ
Логические универсальные действия
Кластер
Общеучебные
Верные - неверные утверждения
Инсерт
Постановка и решение проблемы
Синквейн
Чтение с остановками
Знали – Хотим узнать – Узнали
Знаково-символические
Толстые и тонкие вопросы
Эссе
Кластер
Зигзаг
Я готов применить технологию развития критического мышления на своих уроках
ДА
НЕТ
Заполните левую и правую колонку таблицы, приведя 3-4 аргумента «за» и «против» тезиса, приведенного в заголовке таблицы, обменяйтесь мнениями со своими коллегами, используя их аргументы, которые покажутся вам убедительными, продолжите заполнение таблицы, когда аргументы иссякнут, сделайте вывод.
Размышляйте над этим
Только критически
Образец
кластера
ОСМЫСЛЕНИЕ
ВЫЗОВ
РЕФЛЕКСИЯ
СТАДИИ
КЛАСТЕР
ОРГАНИЗАЦИЯ
ПИСЬМЕННОЙ
РАБОТЫ
ПРИЁМЫ
ТРКМ
ИНСЕРТ
ЭФФЕКТИВНАЯ ЛЕКЦИЯ
ЧТЕНИЕ С ОСТАНОВКАМИ
СИНКВЕЙНЫ
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ФОРМЫ ПИСЬМЕННОЙ РЕФЛЕКСИИ
Что значит «думать критически»?
- Проявлять любознательность;
- Быть исследователем;
- Уметь задавать вопросы;
- Искать и находить ответы;
- Понимать суть причинно-следственных связей;
- Сомневаться в известных истинах;
- Определять и отстаивать свою точку зрения;
- Оказывать уважение и проявлять внимание к доводам оппонента.
Попутного ветра в освоении программы универсальных учебных действий !