ИНТЕРАКТИВНАЯ СИСТЕМА ГОЛОСОВАНИЯ И ТЕСТИРОВАНИЯ VOTUM КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Начальная школа – фундамент, от качества которого зависит будущее ребёнка. Это налагает особую ответственность на учителя начальных классов. Моя задача не только научить читать, писать, но и заложить основы духовности ребёнка, обучить способам учебной деятельности. Особенно это важно сейчас в наш быстро меняющийся мир, переполненной информацией. Научить ребёнка работать с информацией, научить учиться – моя главная задача и эту же задачу перед нами ставит федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения.
В настоящее время информационные технологии стали активно применятся в образовательном процессе. Обучение с применением интерактивных комплексов становится более качественным, интересным и продуктивным. Интерактивные и мультимедийные средства призваны усилить мотивацию ребенка к стремлению овладеть новыми знаниями.
При условии систематического использования электронных мультимедиа обучающих программ в учебном процессе в сочетании с традиционными методами обучения и педагогическими инновациями значительно повышается эффективность обучения детей с разноуровневой подготовкой. При этом происходит повышение качества обучения вследствие одновременного воздействия нескольких технологий. Таким образом, в зависимости от возраста ребенка и применяемых программ, компьютер может выступать в роли оппонента по игре, быть рассказчиком, репетитором, экзаменатором.
В связи с введение федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, для учителей начальных классов было оборудовано рабочее место, в комплект которого входила система интерактивного голосования и тестирования VOTUM. Эта система меня заинтересовала и я активна стала применять её на уроках. Она представляет собой систему образовательных ресурсов последнего поколения, функционирующую как технологический помощник, в комплект которого входит специальное устройство радио – ресивер, который подключается через USB-порт компьютера, комплект дистанционных пультов для учащихся (участников тестирования) и 1 пульт учителя (тестирующего), а также программное обеспечение к этому комплекту. (Приложение1)
Работая в классе, я использую VOTUM для составления опросных тестов заранее или спонтанных вопросов для проверки знаний в любой момент во время урока. Учащиеся отвечают на вопросы посредством пультов дистанционного управления. Компьютер подсчитывает результаты в режиме реального времени так, что я могу контролировать уровень знаний всего класса и отслеживать проблемные области. Анализируя данные об ответах учащегося, оцениваю индивидуальные способности
Систему интерактивного обучения и тестирования VOTUM я использую в следующих формах процесса обучения:
1. В начале урока:
Использую на уроках математики для ведения устного счёта в режиме «Соревнования» Соревнование - этот учебный модуль предлагает учащимся отвечать на вопросы в режиме соревнования (тот, кто нажимает первым кнопку на пульте, получает право ответить на вопрос). Использую в процессе проведения урока-игры, командной игры или игры по типу «Своя игра»
2. В середине урока:
повышения уровня внимания учащихся;
контроля степени усвоения получаемых новых знаний ;
возможности отображения результатов обучения для аудитории, что способствует формированию эффекта «удержания класса» и поддержанию контакта.
3. В конце урока:
4. Проведение коллективно-творческих дел (КТД) для повышения качества усвоения материала, разнообразия обучающего процесса.
Данные, полученные при использовании системы интерактивного голосования VOTUM, использую для:
сравнения результатов обучения «до» и «после» проведения тестирования;
оценки полученных данных;
наглядной иллюстрации полученных результатов;
предоставления контролеру объективной картины прогресса знаний школьников.
Система интерактивного голосования и тестирования VOTUM является инструментом для:
Повышения вовлеченности учеников в учебный процесс;
Оценки эффективности и качества обучения;
Формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание;
Развития мелкой мускулатуры рук, моторики детей;
Воспитания волевых качеств, таких как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость.
Тестирование
VOTUM-web Базовая поддерживает пять режимов тестирования:
оценка;
опрос;
голосование;
соревнование;
индивидуальный тест.
Режим «Оценка»
Режим «Оценка» предназначен для проведения тестирования с целью выяснения уровня знания учащихся. Этот режим обладает следующими свойствами:
1. всегда включен таймер для ответа на вопрос, по истечению которого происходит переключение к следующему вопросу;
2. нет возможности посмотреть, как отвечали ученики;
3. есть возможность посмотреть, кто еще не ответил на вопрос;
При анализе общего отчета есть возможность выставления оценки за проведенное тестирование.
Режим «Опрос»
Опрос – это частный вариант режима «Оценка» со своими свойствами:
1. таймер выключен;
2. ответ можно дать любой;
3. есть возможность просмотреть статистику ответов;
4. переход к другому вопросу только по команде руководителя опроса.
Опрос может использоваться как для сбора информации, так и для проведения обучения в интерактивном режиме. Например, я объясняю новую тему и сразу задаю вопрос. Ученики отвечают с пульта на вопрос. Учитель может показывать классу, как ученики отвечают, давать комментарий, показать правильный ответ и объяснить - почему он правильный.
Режим «Опрос» можно запустить без предварительного выбора групп и регистрации.
Режим «Голосование»
Аналогичен режиму «Опрос», но требует предварительную регистрацию участников голосования.
Режим «Соревнование»
В данном режиме на каждый вопрос можно ответить правильно только один раз. Таким образом, участники соревнуются между собой, кто быстрее поймет вопрос, сформулирует ответ и нажмет кнопку на пульте.
Свойства:
1. ответ дается устно
2. таймер выключен;
3. учитель сам определяет, был ли ответ верным или нет;
4. во время ответа на вопрос все пульты переводятся в режим ожидания;
5. если ответ был не верен, то участники могут снова отвечать на этот вопрос;
6. если вопрос был верен, то происходит переход к следующему.
Режим «Индивидуальный тест»
Индивидуальный тест – особый вид теста, при котором:
1. участникам раздаются печатные варианты теста (у каждого может быть свой вариант);
2. участники отвечают с пультов;
3. руководитель в реальном времени может просматривать ответы, корректировать участников;
4. на экран при этом ничего не выводится;
5. таймер выключен;
6. участники могут отвечать на вопросы в любом порядке.
Алгоритм «Использование системы VOTUM»
При использовании системы VOTUM создаётся база пользователей: преподавателей и учащихся, поделённых на классы/группы. По проведению тестов, опросов, голосований, система сохраняет данные о прошедших мероприятиях.

3. Практическая работа.
Уважаемые коллеги! А теперь я вам предлагаю перейти от теоретической части к практической. Включайтесь в работу, выполним тест по теме «_______».
Прежде чем приступить к работе, я должна каждого из участников зарегистрировать в журнале и присвоить идентификационный номер, который соответствовал порядковому номеру учащихся, зарегистрированных в журнале VOTUM . (проводится регистрация). Приложение2
Приведу пример использования интерактивной системы опроса и голосования на уроке математике.
Прочитав вопрос на слайде и варианты ответов пронумерованных по порядку, ученик ищет правильный ответ и по команде учителя нажимает на пульте кнопочку, которая соответствует, по его мнению, правильному ответу. После того, как весь тест решили мы смотрим и анализируем результат тестирования. В отчёте сразу можно увидеть, с каким результатом ответил ученик, на какой вопрос ответил правильно, а где ошибся. Представляется не только сетка ответов, но выстраивается диаграмма класса и индивидуально на каждого ученика. Приложение 3
Таким образом, обучение с применением интерактивных комплексов становится более качественным, интересным и продуктивным. При условии систематического использования электронных мультимедиа обучающих программ в учебном процессе в сочетании с традиционными методами обучения и педагогическими инновациями значительно повышается эффективность обучения детей с разноуровневой подготовкой. При этом происходит качественное усиление результата образования вследствие одновременного воздействия нескольких технологий.
6