СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс «Использование кейс-технологии при проведении внеклассных мероприятий»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер-класс по использованию кейс-технологии при проведении внеклассных мероприятий.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс «Использование кейс-технологии при проведении внеклассных мероприятий»»

МБОУ «Рождественская средняя общеобразовательная школа»


Мастер-класс

«Использование кейс-технологии при проведении внеклассных мероприятий»


Цель: актуализация знаний педагогов по использованию кейс-технологии в воспитательной деятельности.


Задачи:

  1. Расширить знания участников мастер-класса о кейс-технологии и ее применении в воспитательной деятельности классного руководителя.

  2. Способствовать формированию навыков практической работы над кейсом.


Оборудование и материалы: ноутбук, проектор, экран, презентация, раздаточный материал.


Планируемы результаты:

участники мастер-класса получат знания

  • о том, что представляет собой кейс-технология;

  • об особенностях применения данной технологии в воспитательной деятельности классного руководителя;

  • о том, какие воспитательные задачи решаются при использовании кейс-технологии;

  • о разновидностях данной технологии;

  • о правилах и алгоритме разработки кейсов.


Ход мастер-класса


1 этап. Организационный момент. Мотивация к взаимодействию участников мастер-класса.

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Свое занятие я предлагаю начать с упражнения «Здравствуй, друг!».

Встаньте, пожалуйста, в круг.

- Здравствуй, друг! (Рукопожатия)

- Как ты тут? (Хлопают друг друга по плечу)

- Где ты был? (Дергают за ухо)

- Я скучал! (Прикладывают руку к сердцу)

- Ты пришел! (Разводят руки в стороны)

- Хорошо! (Обнимаются).

Спасибо. Я желаю всем нам интересной и плодотворной работы.

Целью моей воспитательной работы в классе является воспитание высоконравственной, образованной, творческой личности.

В рамках проведения внеклассных мероприятий я применяю такие воспитательные технологии, как: технология критического мышления, кейс-технология, игровые технологии.

Использую в работе такие методы и приемы, как конкурс, викторина, презентация, синквейн, интеллектуальная и ролевая игра.

Одной из интересных современных технологий, используемых мной в воспитательной работе с классом, является интерактивная кейс-технология.


Уважаемые коллеги, скажите, пожалуйста, знакома ли вам данная технология? Используете ли вы ее в работе?


Сегодня мы рассмотрим один из вариантов практического применения кейс-технологии в школе. Целесообразно использовать данную технологию в большинстве модулей рабочей программы, а именно: «Классное руководство», «Самоуправление», «Школьный урок», «Профориентация», «Работа с родителями», «Профилактика», «Курсы внеурочной деятельности».


2 этап. Теоретическая часть. Обоснование основных идей кейс-технологии при использовании ее в работе с детьми.

Впервые работа с кейсами в рамках учебного процесса была реализована в Гарвардской школе бизнеса в 1908 г. Это метод активного проблемно – ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций (кейсов), который способствует формированию функциональной грамотности.

Главное его предназначение – развивать способность находить решение проблемы и учиться работать с информацией. При этом акцент делается не на получение готовых знаний, а на их выработку.

Если говорить о данном методе как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути.

Метод кейс – технологии способствует развитию умений:

  • анализировать ситуации;

  • оценивать альтернативы;

  • выбирать оптимальный вариант решений;

  • составлять план осуществления решений.

И как результат - устойчивый навык решения практических задач.

Эффективность кейс-метода заключается в следующем:

  1. развитие навыков структурирования информации;

  2. актуализация и критическое оценивание накопленного опыта в практике принятия решений;

  3. эффективная коммуникация в процессе коллективного поиска и обоснования решения;

  4. разрушение стереотипов и штампов в организации поиска верного решения;

  5. повышение мотивации на расширение базы теоретического знания для решения жизненных задач.

Виды кейсов, которые можно использовать на внеклассных мероприятиях:

- метод инцидентов;

- игровое проектирование;

- ситуационно-ролевая игра;

- метод дискуссии;

- кейс – стадии.

Метод инцидентов

В центре внимания находится процесс получения информации.

Обучающиеся получают кейс не в полном объеме. Сообщение может быть письменным или устным, по типу: «Случилось…» или «Произошло...».

Хотя такая форма работы требует много времени, ее можно рассматривать как особенно приближенную к практике, где получение информации составляет существенную часть всего процесса принятия решения.

Ситуационно-ролевая игра

Цель - в виде инсценировки создать перед аудиторией правдивую историческую, правовую, социально-психологическую ситуацию и затем дать возможность оценить поступки и поведение участников игры.

Одна из разновидностей метода инсценировки — ролевая игра.

Игровое проектирование

Цель – процесс создания или совершенствования объектов.

Участники разбиваются на группы, каждая из которых занимается разработкой своего проекта.

В ходе игры создается авторский продукт, развиваются презентационные умения, деятельность приобретает исследовательский и практико-ориентированный характер.

Метод дискуссии

Дискуссия — обмен мнениями по какому-либо вопросу в соответствии с более или менее определѐнными правилами процедуры.

К интенсивным технологиям обучения относятся групповые и межгрупповые дискуссии.

Кейс – стадии

Этот метод отличается большим объемом материала, так как помимо описания случая предоставляется и весь объем информации, которым могут пользоваться ученики.

Основной упор в работе над случаем делается на анализ и синтез проблемы и на принятие решений. Совместными усилиями группа обучающихся анализирует представленную ситуацию, разрабатывает варианты проблем, находит их практическое решение, оценивает предложенные алгоритмы и выбирает лучший из них.

Виды кейсов по способу представления материала:

Кейс может быть представлен в виде текста, содержащего жизненную ситуацию, цитаты, проблемного вопроса, видеоролика, отрывка из литературного произведения, отрывка фильма и т.д.

Печатный кейс - может содержать графики, таблицы, диаграммы, иллюстрации, что делает его более наглядным.

Мультимедийный кейс – мультимедийная презентация.

Видео - кейс - может содержать фильм (отрывок фильма), аудио- и видеоматериалы.

Требования к содержанию кейса:

  1. Рассматривается конкретная ситуация, имеющая место в реальной жизни (основные случаи, факты).

  2. Информация может быть представлена неполно, т.е. носить ориентирующий характер.

  3. Возможно дополнение кейса данными, которые могут иметь место в действительности.

Примерная структура кейса:

  1. Ситуация – случай, проблема, история из реальной жизни.

  2. Контекст ситуации - хронологический, исторический, контекст места, особенности действия или участников ситуации.

  3. Комментарий ситуации, представленный автором.

  4. Вопросы или задания для работы с кейсом.

  5. Приложения.

Кейс – это единый информационный комплекс, который, как правило, состоит из трех частей:

  • вспомогательной информации, необходимой для анализа кейса;

  • описания конкретной ситуации;

  • заданий к кейсу.


3 этап. Практическая часть.

Сегодня я хочу показать пример применения данной технологии во внеклассной деятельности.

Тема: «Вперед, мальчишки!»

Целевая аудитория: обучающиеся 4-5 классов.

Вид кейса: игровое проектирование.

Тип кейса: творческий.

Цель: разработка внеклассного мероприятия «Вперед, мальчишки!», посвященного Дню защитника Отечества.

Задачи:

  1. Разработать конкурсную программу, создать открытку-поздравление с Днем защитника Отечества, подготовить макет оформления класса к мероприятию.

  2. Развивать творческие, коммуникативные, организаторские способности обучающихся, содействовать сплоченности детского коллектива.

  3. Воспитывать ценностное отношение к знаменательным датам своей страны.

Планируемый результат: разработан проект внеклассного мероприятия «Вперед, мальчишки!» (поздравительная открытка, макет оформления класса, конкурсная программа).


Какие действия надо предпринять, чтобы успешно выполнить задание?

Задание: девочки 4 и 5 классов получили задание классного руководителя организовать для мальчиков мероприятие «Вперед, мальчишки!», посвященное Дню защитника Отечества.


Участники мастер-класса разделены на 3 рабочие группы. У каждой группы имеется раздаточный материал. 1 группа – создание открытки-поздравления с Днем защитника Отечества, 2 группа – подготовка макета оформления класса к мероприятию, 3 группа – разработка конкурсной программы.

Время на выполнение задания – 5 минут.

Представление результатов деятельности рабочих групп.


Рефлексия. Прием «СМС-сообщение». Этот прием способствует выделению главной мысли, умению излагать ее кратко и точно. Написать СМС – сообщение о том, как прошло мероприятие, оценить свою деятельность в группе.


Пожалуйста, поднимите левую руку ладошкой вверх, мысленно положите на нее свой багаж знаний, опыта. А на правую положите то, что узнали сегодня. На счет «три» одновременно хлопнем в ладоши, чтобы частицы наших знаний разлетелись по аудитории и соединились в одной копилке мудрых идей, которые мы используем на благо общего дела – воспитание подрастающего поколения.


Благодарю всех за сотрудничество. Желаю вам светиться от улыбок и любви, здоровья вам и творческих успехов!


И в заключении хотелось бы пожелать коллегам использовать кейс-технологию в работе, особенно в воспитательной, так ка он направлен не столько на освоение конкретных знаний и умений, сколько на развитие общего интеллектуального и коммуникативного потенциала, а главное – на развитие функциональной грамотности обучающихся.