МБОУ «Рождественская средняя общеобразовательная школа»
Мастер-класс
«Использование кейс-технологии при проведении внеклассных мероприятий»
Цель: актуализация знаний педагогов по использованию кейс-технологии в воспитательной деятельности.
Задачи:
Расширить знания участников мастер-класса о кейс-технологии и ее применении в воспитательной деятельности классного руководителя.
Способствовать формированию навыков практической работы над кейсом.
Оборудование и материалы: ноутбук, проектор, экран, презентация, раздаточный материал.
Планируемы результаты:
участники мастер-класса получат знания
о том, что представляет собой кейс-технология;
об особенностях применения данной технологии в воспитательной деятельности классного руководителя;
о том, какие воспитательные задачи решаются при использовании кейс-технологии;
о разновидностях данной технологии;
о правилах и алгоритме разработки кейсов.
Ход мастер-класса
1 этап. Организационный момент. Мотивация к взаимодействию участников мастер-класса.
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Свое занятие я предлагаю начать с упражнения «Здравствуй, друг!».
Встаньте, пожалуйста, в круг.
- Здравствуй, друг! (Рукопожатия)
- Как ты тут? (Хлопают друг друга по плечу)
- Где ты был? (Дергают за ухо)
- Я скучал! (Прикладывают руку к сердцу)
- Ты пришел! (Разводят руки в стороны)
- Хорошо! (Обнимаются).
Спасибо. Я желаю всем нам интересной и плодотворной работы.
Целью моей воспитательной работы в классе является воспитание высоконравственной, образованной, творческой личности.
В рамках проведения внеклассных мероприятий я применяю такие воспитательные технологии, как: технология критического мышления, кейс-технология, игровые технологии.
Использую в работе такие методы и приемы, как конкурс, викторина, презентация, синквейн, интеллектуальная и ролевая игра.
Одной из интересных современных технологий, используемых мной в воспитательной работе с классом, является интерактивная кейс-технология.
Уважаемые коллеги, скажите, пожалуйста, знакома ли вам данная технология? Используете ли вы ее в работе?
Сегодня мы рассмотрим один из вариантов практического применения кейс-технологии в школе. Целесообразно использовать данную технологию в большинстве модулей рабочей программы, а именно: «Классное руководство», «Самоуправление», «Школьный урок», «Профориентация», «Работа с родителями», «Профилактика», «Курсы внеурочной деятельности».
2 этап. Теоретическая часть. Обоснование основных идей кейс-технологии при использовании ее в работе с детьми.
Впервые работа с кейсами в рамках учебного процесса была реализована в Гарвардской школе бизнеса в 1908 г. Это метод активного проблемно – ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций (кейсов), который способствует формированию функциональной грамотности.
Главное его предназначение – развивать способность находить решение проблемы и учиться работать с информацией. При этом акцент делается не на получение готовых знаний, а на их выработку.
Если говорить о данном методе как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути.
Метод кейс – технологии способствует развитию умений:
анализировать ситуации;
оценивать альтернативы;
выбирать оптимальный вариант решений;
составлять план осуществления решений.
И как результат - устойчивый навык решения практических задач.
Эффективность кейс-метода заключается в следующем:
развитие навыков структурирования информации;
актуализация и критическое оценивание накопленного опыта в практике принятия решений;
эффективная коммуникация в процессе коллективного поиска и обоснования решения;
разрушение стереотипов и штампов в организации поиска верного решения;
повышение мотивации на расширение базы теоретического знания для решения жизненных задач.
Виды кейсов, которые можно использовать на внеклассных мероприятиях:
- метод инцидентов;
- игровое проектирование;
- ситуационно-ролевая игра;
- метод дискуссии;
- кейс – стадии.
Метод инцидентов
В центре внимания находится процесс получения информации.
Обучающиеся получают кейс не в полном объеме. Сообщение может быть письменным или устным, по типу: «Случилось…» или «Произошло...».
Хотя такая форма работы требует много времени, ее можно рассматривать как особенно приближенную к практике, где получение информации составляет существенную часть всего процесса принятия решения.
Ситуационно-ролевая игра
Цель - в виде инсценировки создать перед аудиторией правдивую историческую, правовую, социально-психологическую ситуацию и затем дать возможность оценить поступки и поведение участников игры.
Одна из разновидностей метода инсценировки — ролевая игра.
Игровое проектирование
Цель – процесс создания или совершенствования объектов.
Участники разбиваются на группы, каждая из которых занимается разработкой своего проекта.
В ходе игры создается авторский продукт, развиваются презентационные умения, деятельность приобретает исследовательский и практико-ориентированный характер.
Метод дискуссии
Дискуссия — обмен мнениями по какому-либо вопросу в соответствии с более или менее определѐнными правилами процедуры.
К интенсивным технологиям обучения относятся групповые и межгрупповые дискуссии.
Кейс – стадии
Этот метод отличается большим объемом материала, так как помимо описания случая предоставляется и весь объем информации, которым могут пользоваться ученики.
Основной упор в работе над случаем делается на анализ и синтез проблемы и на принятие решений. Совместными усилиями группа обучающихся анализирует представленную ситуацию, разрабатывает варианты проблем, находит их практическое решение, оценивает предложенные алгоритмы и выбирает лучший из них.
Виды кейсов по способу представления материала:
Кейс может быть представлен в виде текста, содержащего жизненную ситуацию, цитаты, проблемного вопроса, видеоролика, отрывка из литературного произведения, отрывка фильма и т.д.
Печатный кейс - может содержать графики, таблицы, диаграммы, иллюстрации, что делает его более наглядным.
Мультимедийный кейс – мультимедийная презентация.
Видео - кейс - может содержать фильм (отрывок фильма), аудио- и видеоматериалы.
Требования к содержанию кейса:
Рассматривается конкретная ситуация, имеющая место в реальной жизни (основные случаи, факты).
Информация может быть представлена неполно, т.е. носить ориентирующий характер.
Возможно дополнение кейса данными, которые могут иметь место в действительности.
Примерная структура кейса:
Ситуация – случай, проблема, история из реальной жизни.
Контекст ситуации - хронологический, исторический, контекст места, особенности действия или участников ситуации.
Комментарий ситуации, представленный автором.
Вопросы или задания для работы с кейсом.
Приложения.
Кейс – это единый информационный комплекс, который, как правило, состоит из трех частей:
вспомогательной информации, необходимой для анализа кейса;
описания конкретной ситуации;
заданий к кейсу.
3 этап. Практическая часть.
Сегодня я хочу показать пример применения данной технологии во внеклассной деятельности.
Тема: «Вперед, мальчишки!»
Целевая аудитория: обучающиеся 4-5 классов.
Вид кейса: игровое проектирование.
Тип кейса: творческий.
Цель: разработка внеклассного мероприятия «Вперед, мальчишки!», посвященного Дню защитника Отечества.
Задачи:
Разработать конкурсную программу, создать открытку-поздравление с Днем защитника Отечества, подготовить макет оформления класса к мероприятию.
Развивать творческие, коммуникативные, организаторские способности обучающихся, содействовать сплоченности детского коллектива.
Воспитывать ценностное отношение к знаменательным датам своей страны.
Планируемый результат: разработан проект внеклассного мероприятия «Вперед, мальчишки!» (поздравительная открытка, макет оформления класса, конкурсная программа).
Какие действия надо предпринять, чтобы успешно выполнить задание?
Задание: девочки 4 и 5 классов получили задание классного руководителя организовать для мальчиков мероприятие «Вперед, мальчишки!», посвященное Дню защитника Отечества.
Участники мастер-класса разделены на 3 рабочие группы. У каждой группы имеется раздаточный материал. 1 группа – создание открытки-поздравления с Днем защитника Отечества, 2 группа – подготовка макета оформления класса к мероприятию, 3 группа – разработка конкурсной программы.
Время на выполнение задания – 5 минут.
Представление результатов деятельности рабочих групп.
Рефлексия. Прием «СМС-сообщение». Этот прием способствует выделению главной мысли, умению излагать ее кратко и точно. Написать СМС – сообщение о том, как прошло мероприятие, оценить свою деятельность в группе.
Пожалуйста, поднимите левую руку ладошкой вверх, мысленно положите на нее свой багаж знаний, опыта. А на правую положите то, что узнали сегодня. На счет «три» одновременно хлопнем в ладоши, чтобы частицы наших знаний разлетелись по аудитории и соединились в одной копилке мудрых идей, которые мы используем на благо общего дела – воспитание подрастающего поколения.
Благодарю всех за сотрудничество. Желаю вам светиться от улыбок и любви, здоровья вам и творческих успехов!
И в заключении хотелось бы пожелать коллегам использовать кейс-технологию в работе, особенно в воспитательной, так ка он направлен не столько на освоение конкретных знаний и умений, сколько на развитие общего интеллектуального и коммуникативного потенциала, а главное – на развитие функциональной грамотности обучающихся.