Мастер-класс «Использование кейс-технологии в ДОУ» Старший воспитатель Кондрашева Елена Александровна.
Цель: Знакомство педагогов с применением метода кейсов в учебно-воспитательном процессе
Задачи:
Познакомить с кейс-технологией и ее применением в воспитательно-образовательном процессе.
Формировать навыки практической работы над кейсом.
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования, они требуют от педагогов строить работу с детьми в современном формате. Один из методов, который поможет им самостоятельно проектировать образовательный процесс, кейс-технология.
Слайд
Название кейс-технология произошло от латинского «casus» - запутанный, необычный случай; а также от английского «case» - портфель, чемоданчик.
Слайд
Впервые работа с кейсами в рамках учебного процесса была реализована в Гарвардской школе бизнеса в 1908 г. В России данная технология стала внедряться лишь последние годы.
Слайд
Кейс-технология – это общее название технологий обучения, представляющих собой методы анализа ситуаций.
– это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование новых качеств и умений. Дошкольники должны изучить ситуацию, разобраться в проблеме, а затем предложить воспитателю возможные пути решения и совместно со взрослым выбрать самый оптимальный путь решения проблемы.
Слайд
Для чего нужен кейс?
Кейс дает возможность приблизиться к практике, встать на позицию человека, реально принимающего решения, учиться на ошибках других.
Слайд
В процессе освоения кейс-технологий дети :
учатся получать необходимую информацию в общении;
умение соотносить свои устремления с интересами других;
учатся доказывать свою точку зрения, аргументировать ответ, формулировать вопрос, участвовать в дискуссии;
Кейс-технологии формируют навыки коммуникативного воздействия детей:
происходит формирование у детей навыков работы в команде;
умение вести диалог со взрослыми и сверстниками;
развивается умение адекватно реагировать в возникающих конфликтных ситуациях;
учатся применять самостоятельно, без помощи взрослого полученные знания в реальной жизни без затруднений.
Метод кейсов включает одновременно и особый вид материала, и особые способы использования этого материала в воспитательно-образовательном процессе.
Воспитанники должны разрешить поставленную проблему и получить реакцию окружающих (других воспитанников и воспитателя) на свои действия. При этом они должны понимать, что возможны различные решения проблемы. Поэтому педагог должен помочь дошкольникам рассуждать, спорить, а не навязывать им свое мнение.
Метод кейсов способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и планировать его осуществление. И если такой подход применяется многократно, то у дошкольника вырабатывается устойчивый навык решения практических задач.
Слайд
Виды кейсов:
Печатный кейс (может содержать иллюстрации, таблицы, фотографи, что делает его более наглядным).
Мультимедиа - кейс (наиболее популярный в последнее время, но зависит от технического оснащения ).
Видео кейс (может содержать фильм, аудио и видео материалы.).
Для дошкольников чаще всего используют:
кейс-иллюстрации;
фото-кейсы;
- метод анализа конкретных ситуаций.
Слайд
Кейс может содержать :
-Текстовый материал
-Иллюстративный материл
Слайд
Давайте рассмотрим пример работы над кейсом (кейс-иллюстрацией):
На первом этапе знакомим детей с кейс-иллюстрацией. Педагог предлагает детям сформулировать проблему исходя из данной иллюстрации: Мальчики перебегают дорогу в неположенном месте, они нарушают правила дорожного движения.
- Какие последствия могут быть?
Затем задают вопрос для проведения «мозгового штурма»: Что мальчики не учли, переходя дорогу?
- Как найти выход из данной проблемной ситуации?
Дети проводят анализ данной проблемной ситуации и высказывают свои предположение в виде полных ответов на вопросы.
На этом этапе дети примеряют поступки мальчиков на себя, выбирают самое оптимальное правильное решение.
Слайд
На следующем этапе дети делают вывод, что переходить дорогу надо только по пешеходному переходу «зебре».
Слайд
Давайте еще раз повторим этапы работы над кейсом:
1 этап
Рассматриваем иллюстрацию (знакомимся с текстом и т. д.)
Формулируем проблемную ситуацию.
2 этап
Выясняем причину (почему это произошло).
3 этап
Предлагаем решение проблемы.
Примеряем ситуацию на себя.
4 этап
Делаем вывод.
Слайд
Пример № 2
- Что изображено на картинке? (велосипед, машина, мальчик на асфальте рядом с автомобилем и велосипедом, держится за коленку.)
- Как вы думаете, что произошло? (ответы детей)
- А почему такая травмоопасная ситуация произошла с мальчиком? (ответы)
Как нужно было поступить мальчику? (варианты ответов)
Слайд
Сформулируйте правило, которое поможет другим избежать подобной ситуации.
(Кататься нужно по велосипедным дорожкам или на детских площадках, в парках. Кататься на велосипеде подороге одним детям нельзя! Дорогу переезжать нельзя - нужно перейти пешком с велосипедом через дорогу.)
Слайд
Посмотрите на экран и попробуйте сформулировать проблемную ситуацию к каждой картинке.
Еще один важный момент, на который я хотела бы обратить внимание это то, что педагог должен мотивировать детей, чтобы они предлагали разные варианты ответов, не боялись высказывать свои мысли, не боялись ответить неправильно.
Сейчас я предлагаю вам самостоятельно поработать с кейсами.
Ваш стол получает предметные картинки. Задача: придумать кейс-ситуацию, чтобы в ней фигурировали все 3 картинки. Продумать вопросы для детей. Сформулировать вывод.
Вашему столу достается текс. Ознакомьтесь с текстом. Также продумайте вопросы для детей. У вас задача немного другая, вам нужно добиться от детей как можно больше различных вариантов ответов.
Слайд
Пока команды готовятся, мы с вами поработаем с аудиокейсом. (включить музыку)
Кейс «Виноватая тучка»
Послушайте песню «Виноватая тучка» Давида Тухманова. Подумайте, действительно ли тучка была виновата?
- Кто готов ее обвинить?
- А, может быть, кто-то встанет на ее защиту?
Игра «Прокурор и адвокат». Задача - разбиться на пары. Участники каждой пары берут на себя роль прокурора и адвоката. Цель – привести как можно больше аргументов в защиту кого-нибудь или чего-нибудь.
Например: «Я обвиняю дождь за то, что мокрый, холодный, не дает гулять, простужает…» и «Я встаю на защиту дождя, потому что он дает жизнь, смывает пыль с растений, по лужам весело скакать, после него растут грибы и ….»
В роли судьи мы попросим выступить ….. и вынести приговор тучке: виновна она или нет.
Основная задача воспитателя сформировать у детей ситуацию живого аргументированного спора. Основанием могут быть любые объекты, субъекты или явления окружающей действительности, в т. ч. и фантастические.
Слайд
Кейс-ситуация с предметными картинками.
Детям можно предложить детям самим придумать проблемную ситуацию, показав им предметные картинки (например, мяч, машина, девочка плачет)
- Как вы думаете, что могло произойти?
Вопросы:
- Какие неправильные действия совершила девочка?
-К чему приводят игры рядом с дорогой?
- Как нужно было поступить девочке?
-Придумайте правило, которое напоминало бы о том, что рядом с дорогой играть опасно.
(Ответы, правило: «Рядом с дорогой играть опасно! Или «Играть нужно на специальной площадке, которая будет далеко от дороги»)
Слайд
Давайте рассмотрим кейс-ситуацию «Случай в магазине».
Текст: Однажды девочка Нина собралась пойти с бабушкой в магазин. Они подошли к этому очень ответственно. Бабушка проверила, каких продуктов не хватает, составила список продуктов и попросила Нину взять его с собой, положить в рюкзак. Они долго шли до большого магазина, а когда оказались у прилавка, обнаружили, что бабушка забыла очки и прочитать список не может.
Вопросы: Что дальше делать в такой ситуации?
Задача воспитателя: чтобы дети предложили более двух решений. На каждый ответ воспитанников он ставит новый «барьер».
Например:
- Надо попросить продавца прочитать! – отвечают дети.
-Продавец не в настроении и не хочет помогать, - возражает воспитатель.
- Может, Нина прочтет?
- Нина не умеет еще читать.
Как вариант, можно предложить детям самим придумать друг для друга новые трудные обстоятельства.
Слайд
Где брать идеи для кейса
-Реальные жизненные ситуации
-Вопросы, поступки, игры детей
-Рассказы коллег
-Произведения художественной литературы, мультфильмы с проблемным содержанием.
Слайд
Данные кейсы можно использовать как в непосредственной образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности с детьми. Кейс - технология активизирует учебный процесс, преодолевает классический дефицит традиционного обучения, связанный с «сухостью», не эмоциональностью предлагаемого детям материала.
Главное предназначение кейс-технологии — развивать способность исследовать различные проблемы и находить их решение, то есть, научиться работать с информацией.