Мастер-класс
«Использование цифровой лаборатории на уроках в начальной школе»
в рамках мероприятий, посвященных Году педагога и наставника
Цифровая лаборатория - Releon Kids (детская цифровая лаборатория) — это инструмент педагога, который помогает решать следующие задачи ( на экране). Работа с данной лабораторией делает процесс обучения ещё ярче, интереснее, разнообразнее. Новое оборудование позволяет широко использовать современные инновационные образовательные технологии. Данная лаборатория состоит из 3х модулей: «Погода», «Экология» и «рН» или еще говорят мультидатчики. Мультидатчик- устройство, которое содержит в себе несколько измерительных датчиков. Мультидатчик требует подключения к компьютеру или планшету с предварительно установленной программой Kidslab. При наличии компьютера и интерактивной доски организую на уроках окружающего мира фронтальную работу с детьми. В нашем ОУ 10 ученических ноутбуков, поэтому можно организовать групповую работу или работу в парах а также индивидуальную работу.
Например: в мультидатчик Kids Экология входят датчики: температуры почвы, для определения влаги в почве, используется датчик влажности почвы, для измерения уровня шума в окружающей среде, используется датчик уровня шума, датчик электромагнитного излучения, датчик УФ излучения и окружающегосвета предназначен для изучения солнечных лучей и их влияния на организм человека, растений и животных. В мультидатчик Kids Погода входят датчик освещенности, температуры жидкости газа ( позволяет измерять температуру различных растворов и твердых материалов), относительной влажности (измеряет влажность воздуха), датчик атмосферного давления(барометр) и температуры окружающей среды. Ну и датчик рН измеряет водородный показатель в исследуемых растворах.
На уроках окружающего мира, а именно практических , лабораторных работах, включенные в рабочие программы, мы используем цифровую лабораторию.
-К примеру При изучении темы «Комнатные растения», мы с детьми определяем освещенность помещения в трех точках, для определения места расстановки растения. Для этого мы используем мультидатчик «Погода или экология», для проведения данного опыта дополнительные модули к датчику не нужны, так как они встроены внутрь.
- При изучении темы «Измерение температуры», сначала мы узнаем с детьми с помощью каких приборов можно измерить температуру, воздуха, тела, воды и т. д. Проводим эксперимент с каждым прибором. Затем детям предлагается попробовать измерить температуру тела/ воздуха с помощью цифровой лаборатории используя мультидатчик «Погода» для него нам необходимо подключить модуль « ».
- При изучении темы «Почва и ее свойства», мы с детьми разбираем, что такое почва, какие она имеет свойства, изучаем и сравниваем ее виды и определяем ее влажность, так как одно из свойств почвы это содержание в ней воды. Для определения влажности почвы, детям предлагается ее определить с помощью цифровой лаборатории используя модуль экологии и датчик с щупом .
Демонстрация опыта.
Дополнительные опыты
Измерения уровня шума
Сначала мы с ребятами выяснили, что такое шум, его допустимый уровень и влияние на человека. Шум нас раздражает: мешает работать, отдыхать, думать. Мы приступили к практическим исследованиям.
С помощью своего собственного голоса, хлопками, топаньем ребята производили шумы разной громкости. На мониторе они могли увидеть, в какой диапазон попадает текущий уровень шума, а также могли соотнести отображение его значения в виде ассоциативной картинки, с помощью которой можно связать их с известными жизненными ситуациями. Наглядно обучающиеся увидели опасные для человека шумы и сделали для себя вывод, что необходимо защищать слух в определенных условиях.
Измерения влажности почвы
Влажность почвы измеряли цифровым датчиком с выносным щупом, который помещали в почву. В ходе измерения дети смогли самостоятельно определить влажность почвы. При помещении щупа в цветочный горшок с сухой землей на мониторе обучающиеся видели картинку с песчаной почвой в пустыне. Делая вывод, что при таком содержании влаги в почве растения произрастать не могут, только кактусы. После того как дети полили землю, почва стала влажной. Картинка на экране монитора изменилась, появились фруктовые деревья (виноград), овощные культуры. И когда цветочный горшок наполнился до краев, то на экране появилась картинка с болотистой почвой!
Измерения уровня температуры
Самым важным экологическим параметром является температура. Температурой характеризуется изменения времен года (зимой холодно, летом жарко). Датчик температуры позволяет измерить температуру окружающей среды, поверхности тела, различных растворов. Обучающиеся проводили опыт на измерении температуры воды. Когда они опускали зонд в горячую воду (+30-60), то на экране они видели картинку с изображением потока горячей воды из крана или температуру днем в пустыне. Комнатная температура воды (+15-20) соответствовала картинке цветущих деревьев, распусканию листочков. Температура холодной воды (–18-12) соответствовала картинкам на мониторе морозильной камеры или температуре мороженого.
Цифровая лаборатория KidsLabпоможет детям в наглядной форме буквально «пощупать» руками физические явления, сформировать первичные навыки проведения экспериментов, зависимостей явлений от различных параметров.
Сегодня вы сами попробовали провести исследования с помощью модуля-мультидатчика «Экология», который включает 7 параметров:
- уровень шума,
- объемную влажность почвы,
- УФ и ИК излучение,
- освещенность,
- электромагнитное излучение,
- температуру.
- магнитное поле,
- абсолютное давление,
- напряжение,
- температуру.
- артериальное давление,
- частоту сердечного ритма,
- температуру тела,
- частоту дыхания.
- температуру,
- освещенность,
- относительную влажность,
- магнитное поле Земли;
- атмосферное давление,
- скорость и температуру потока воздуха.
Цифровая лаборатория ReleonKidsможет быть использована как средство, соответствующее современным условиям обучения, ведь она содействует созданию развивающей образовательной среды, предоставляя возможность для познавательного развития ребенка в процессе экспериментальной деятельности.