СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс "Исследование в действии. Эффективные приемы развития техники чтения"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация содержит материал масте-класса, проведенного педагогом-мастером Р.Е.Иманкуловой и педагогом-исследователем Е.П.Колядой в рамках районного семинара "Читаюшая школа - успешная школа" 27 апреля 2022 года. Презентация знакомит с результатами исследования и наглядно демонстрирует приемы для улучшения техники осмысленного чтения.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс "Исследование в действии. Эффективные приемы развития техники чтения"»

КГУ «СШ им.А.С.Макаренко» ПРОЕКТ «ЧИТАЮЩАЯ ШКОЛА»

КГУ «СШ им.А.С.Макаренко»

ПРОЕКТ «ЧИТАЮЩАЯ ШКОЛА»

   МАСТЕР-КЛАСС Тема:  Исследование в действии «Эффективные приёмы развития техники чтения»

МАСТЕР-КЛАСС

Тема:

Исследование в действии

«Эффективные приёмы развития техники чтения»

Цель мастер класса :  распространение педагогического опыта по реализации проекта «Читающая школа» Задачи: 1. Познакомить с приёмами работы по формированию интереса к чтению, повышению качества и техники чтения. 2. Показать практическую значимость использования данных приёмов Актуальность исследования: Основными тенденциями последних лет можно назвать утрату роли чтения в обществе, ориентация на некнижные формы культуры. Чтение в наши дни больше ориентируется на удовлетворение информационно-прагматических потребностей, а не общекультурных, эстетических, эмоциональных. Воспитать увлеченного читателя трудно. Здесь главное - организовать чтение так, чтобы оно способствовало развитию личности, а развивающаяся личность испытывала бы потребность в чтении как источнике дальнейшего развития, помочь сформировать любовь к книгам. Ведь это - первая ступень к грамотности и обучению на протяжении всей жизни. Необходимо помочь детям понять огромное количество приятных вещей, которые можно получить от чтения. Этому и посвящен проект «Читающая школа».

Цель мастер класса : распространение педагогического опыта по реализации проекта «Читающая школа»

Задачи:

1. Познакомить с приёмами работы по формированию интереса к чтению, повышению качества и техники чтения.

2. Показать практическую значимость использования данных приёмов

Актуальность исследования: Основными тенденциями последних лет можно назвать утрату роли чтения в обществе, ориентация на некнижные формы культуры. Чтение в наши дни больше ориентируется на удовлетворение информационно-прагматических потребностей, а не общекультурных, эстетических, эмоциональных. Воспитать увлеченного читателя трудно. Здесь главное - организовать чтение так, чтобы оно способствовало развитию личности, а развивающаяся личность испытывала бы потребность в чтении как источнике дальнейшего развития, помочь сформировать любовь к книгам. Ведь это - первая ступень к грамотности и обучению на протяжении всей жизни.

Необходимо помочь детям понять огромное количество приятных вещей, которые можно получить от чтения. Этому и посвящен проект «Читающая школа».

Исследование в действии  Тема:  «Как разнообразить 5 – минутное чтение на уроках в начальной школе»    Цель:  развитие интереса и повышение мотивации к чтению через применение нетрадиционных методов и приёмов   Продолжительность :  с 14.01.22 по 14.03.22.  Подготовила : учитель- исследователь Коляда Елена Петровна    повышение качества чтения, развитие интереса к чтению и, как следствие , повышение техники чтения.  повышение качества чтения, развитие интереса к чтению и, как следствие , повышение техники чтения. Ожидаемый результат Продукт обобщение опыта среди учителей начальных классов, распространение опыта в авторской работе. обобщение опыта среди учителей начальных классов, распространение опыта в авторской работе.

Исследование в действии Тема: «Как разнообразить 5 – минутное чтение на уроках в начальной школе» Цель: развитие интереса и повышение мотивации к чтению через применение нетрадиционных методов и приёмов Продолжительность : с 14.01.22 по 14.03.22.

Подготовила : учитель- исследователь Коляда Елена Петровна

  • повышение качества чтения, развитие интереса к чтению и, как следствие , повышение техники чтения.
  • повышение качества чтения, развитие интереса к чтению и, как следствие , повышение техники чтения.

Ожидаемый результат

Продукт

  • обобщение опыта среди учителей начальных классов, распространение опыта в авторской работе.
  • обобщение опыта среди учителей начальных классов, распространение опыта в авторской работе.
Анкета для родителей  (определение динамики роста мотивации детей к чтению)

Анкета для родителей (определение динамики роста мотивации детей к чтению)

повышение качества чтения Осмысленное чтение, могут выбрать ключевые слова развитие интереса к чтению Увеличилось время, отведенное на чтение, возник интерес к чтению дополнительной литературы   Рост числа учащихся с повышенной нормой техники чтения  . повышение техники чтения . .

повышение качества чтения

Осмысленное чтение, могут выбрать ключевые слова

развитие интереса к чтению

Увеличилось время, отведенное на чтение, возник интерес к чтению дополнительной литературы

Рост числа учащихся с повышенной нормой техники чтения

.

повышение техники чтения . .

Видеоролик о мотивации

Видеоролик о мотивации

Исследование в действии  Тема:  «Скорочтение как способ повышения успешности обучения учащихся среднего звена»    Цель:  выяснить как скорочтение влияет на мыслительную деятельность учащегося и успешность обучения   Продолжительность :  январь-март 2022 г.  Подготовила : педагог-мастер Иманкулова Р.Е.    формирование навыков скорочтения, повышение концентрации внимания, качества осмысленного чтения.  формирование навыков скорочтения, повышение концентрации внимания, качества осмысленного чтения. Ожидаемый результат Продукт распространение опыта по внедрению скорочтения в учебный процесс распространение опыта по внедрению скорочтения в учебный процесс

Исследование в действии Тема: «Скорочтение как способ повышения успешности обучения учащихся среднего звена» Цель: выяснить как скорочтение влияет на мыслительную деятельность учащегося и успешность обучения Продолжительность : январь-март 2022 г.

Подготовила : педагог-мастер Иманкулова Р.Е.

  • формирование навыков скорочтения, повышение концентрации внимания, качества осмысленного чтения.
  • формирование навыков скорочтения, повышение концентрации внимания, качества осмысленного чтения.

Ожидаемый результат

Продукт

  • распространение опыта по внедрению скорочтения в учебный процесс
  • распространение опыта по внедрению скорочтения в учебный процесс
С каждым классом возрастает объем информации, который нужно усвоить школьнику Скорочтение и развитие памяти тесно связаны между собой.  Развивать навыки анализа прочитанного Скорочтение и развитие памяти тесно связаны между собой.  Развивать навыки анализа прочитанного Подходящий возраст для обучения Техника Зайцева – с 2-х лет По Монтессори – 3-7 лет Вальдорфская школа – с 10 лет и старше Техника Зайцева – с 2-х лет По Монтессори – 3-7 лет Вальдорфская школа – с 10 лет и старше Ожидаемый результат быстро запоминать любые полученные знания; развивать способность мозга усваивать большие объемы информации; привить интерес к учебе и сократить время на выполнение учебных заданий; развить навык грамотного письма; стать увереннее в себе. быстро запоминать любые полученные знания; развивать способность мозга усваивать большие объемы информации; привить интерес к учебе и сократить время на выполнение учебных заданий; развить навык грамотного письма; стать увереннее в себе.

С каждым классом возрастает объем информации, который нужно усвоить школьнику

  • Скорочтение и развитие памяти тесно связаны между собой.  Развивать навыки анализа прочитанного
  • Скорочтение и развитие памяти тесно связаны между собой. 
  • Развивать навыки анализа прочитанного

Подходящий возраст для обучения

  • Техника Зайцева – с 2-х лет По Монтессори – 3-7 лет Вальдорфская школа – с 10 лет и старше
  • Техника Зайцева – с 2-х лет
  • По Монтессори – 3-7 лет
  • Вальдорфская школа – с 10 лет и старше

Ожидаемый результат

  • быстро запоминать любые полученные знания; развивать способность мозга усваивать большие объемы информации; привить интерес к учебе и сократить время на выполнение учебных заданий; развить навык грамотного письма; стать увереннее в себе.
  • быстро запоминать любые полученные знания;
  • развивать способность мозга усваивать большие объемы информации;
  • привить интерес к учебе и сократить время на выполнение учебных заданий;
  • развить навык грамотного письма;
  • стать увереннее в себе.
Регрессия Артикуляция Отсутствие внимания Что мешает быстро читать? Возвратные движения глаз с целью повторения прочитанного Возвратные движения глаз с целью повторения прочитанного Участок информации. воспринимаемый глазами за одну фиксацию Участок информации. воспринимаемый глазами за одну фиксацию Малое поле зрения неправильное произношение звуков Контроль дыхания неправильное произношение звуков Контроль дыхания Распознает слоги, но не может удержать в памяти несколько слов Распознает слоги, но не может удержать в памяти несколько слов

Регрессия

Артикуляция

Отсутствие внимания

Что мешает быстро читать?

  • Возвратные движения глаз с целью повторения прочитанного
  • Возвратные движения глаз с целью повторения прочитанного
  • Участок информации. воспринимаемый глазами за одну фиксацию
  • Участок информации. воспринимаемый глазами за одну фиксацию

Малое поле зрения

  • неправильное произношение звуков Контроль дыхания
  • неправильное произношение звуков
  • Контроль дыхания
  • Распознает слоги, но не может удержать в памяти несколько слов
  • Распознает слоги, но не может удержать в памяти несколько слов
Методики скорочтения Таблицы Шульте Методика Зайцева Упражнения Павла Палагина Онлайн тренажеры по скорочтению

Методики скорочтения

Таблицы Шульте

Методика Зайцева

Упражнения Павла Палагина

Онлайн тренажеры по скорочтению

Таблицы Шульте Немецкий психиатр. Разработал психодиагностическую методику для исследования и развития свойств внимания.  Таблица Шульте - таблица случайно расположенных чисел или букв, обычно размером 5x5 элементов и более. Основная цель: удерживая внимание на центральной клетке, находить числа или буквы в определенном порядке. Это упражнение способствует развитию  скорочтения , потому что улучшает  периферийное зрение , так же помогает  развивать память  и  устный счет .

Таблицы Шульте

Немецкий психиатр. Разработал психодиагностическую методику для исследования и развития свойств внимания.

Таблица Шульте - таблица случайно расположенных чисел или букв, обычно размером 5x5 элементов и более.

Основная цель: удерживая внимание на центральной клетке, находить числа или буквы в определенном порядке.

Это упражнение способствует развитию  скорочтения , потому что улучшает  периферийное зрение , так же помогает  развивать память  и  устный счет .

Развитие периферического зрения Необходимо прочитать боковые цифры(буквы), глядя только на центральный столбец. Нужно двигаться по таблице сверху вниз, удерживая взгляд в центре и стараясь не перебегать глазами направо и налево.

Развитие периферического зрения

Необходимо прочитать боковые цифры(буквы), глядя только на центральный столбец. Нужно двигаться по таблице сверху вниз, удерживая взгляд в центре и стараясь не перебегать глазами направо и налево.

Работа с текстом Чтение в обычном темпе в течение 3 минут. Измерение скорости чтения. Вождение пальцем по строкам без чтения Запись ключевых слов текста 3 мин. Чтение с пальцем в течении 3 мин. Измерение скорости чтения.

Работа с текстом

Чтение в обычном темпе в течение 3 минут. Измерение скорости чтения.

Вождение пальцем по строкам без чтения

Запись ключевых слов текста

3 мин.

Чтение с пальцем в течении 3 мин. Измерение скорости чтения.

Работа с текстом Чтение в обычном темпе в течении 1 минут. Измерение скорости чтения. Чтение с ускорением Тренажер скорочтения онлайн — Readster Club 1 мин. Осмысление: ответы на вопросы по прочитанному

Работа с текстом

Чтение в обычном темпе в течении 1 минут. Измерение скорости чтения.

Чтение с ускорением

Тренажер скорочтения онлайн — Readster Club

1 мин.

Осмысление: ответы на вопросы по прочитанному

Результаты исследования Учащиеся с высоким уровнем мотивации Учащиеся, которые стремятся улучшить свой результат Учащиеся с низким уровнем мотивации Рост в 1.4 раза

Результаты исследования

Учащиеся с высоким уровнем мотивации

Учащиеся, которые стремятся улучшить свой результат

Учащиеся с низким уровнем мотивации

Рост в 1.4 раза

Рост в 3 раза

Рост в 3 раза

быстро запоминать любые полученные знания; развивать способность мозга усваивать большие объемы информации; От процесса чтения к результату обучения привить интерес к учебе и сократить время на выполнение учебных заданий; развить навык грамотного письма ; От процесса обучения к личностному росту   Личностные результаты —система ценностных отношений учащихся к себе, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности  . стать увереннее в себе.

быстро запоминать любые полученные знания;

развивать способность мозга усваивать большие объемы информации;

От процесса чтения к результату обучения

привить интерес к учебе и сократить время на выполнение учебных заданий;

развить навык грамотного письма ;

От процесса обучения к личностному росту

Личностные результаты —система ценностных отношений учащихся к себе, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности

.

стать увереннее в себе.

Применение в учебном процессе 7.3.1.12 объяснять природу выталкивающей силы в жидкостях и газах; 7.3.1.13 применять закон Архимеда при решении задач Для осмысления больших объемов информации применимы методики скорочтения

Применение в учебном процессе

7.3.1.12 объяснять природу выталкивающей силы в жидкостях и газах;

7.3.1.13 применять закон Архимеда при решении задач

Для осмысления больших объемов информации применимы методики скорочтения

Практическая часть семинара «Облако причин» «Облако проблем» «Облако действий»

Практическая часть семинара

«Облако причин»

«Облако проблем»

«Облако действий»

РЕФЛЕКСИЯ пока не готов использовать  в своей практике Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем Информацию переработаю.

РЕФЛЕКСИЯ

пока не готов

использовать

в своей практике

Чемодан – всё, что пригодится

в дальнейшем

Информацию переработаю.

«Среди тех миров, которые не подарены человеку природой, а сотворены из материалов его собственного духа, мир книги величайший ».           Герман Гессе

«Среди тех миров, которые не подарены человеку природой, а сотворены из материалов его собственного духа, мир книги величайший ».

Герман Гессе