КГУ «СШ им.А.С.Макаренко»
ПРОЕКТ «ЧИТАЮЩАЯ ШКОЛА»
МАСТЕР-КЛАСС
Тема:
Исследование в действии
«Эффективные приёмы развития техники чтения»
Цель мастер класса : распространение педагогического опыта по реализации проекта «Читающая школа»
Задачи:
1. Познакомить с приёмами работы по формированию интереса к чтению, повышению качества и техники чтения.
2. Показать практическую значимость использования данных приёмов
Актуальность исследования: Основными тенденциями последних лет можно назвать утрату роли чтения в обществе, ориентация на некнижные формы культуры. Чтение в наши дни больше ориентируется на удовлетворение информационно-прагматических потребностей, а не общекультурных, эстетических, эмоциональных. Воспитать увлеченного читателя трудно. Здесь главное - организовать чтение так, чтобы оно способствовало развитию личности, а развивающаяся личность испытывала бы потребность в чтении как источнике дальнейшего развития, помочь сформировать любовь к книгам. Ведь это - первая ступень к грамотности и обучению на протяжении всей жизни.
Необходимо помочь детям понять огромное количество приятных вещей, которые можно получить от чтения. Этому и посвящен проект «Читающая школа».
Исследование в действии Тема: «Как разнообразить 5 – минутное чтение на уроках в начальной школе» Цель: развитие интереса и повышение мотивации к чтению через применение нетрадиционных методов и приёмов Продолжительность : с 14.01.22 по 14.03.22.
Подготовила : учитель- исследователь Коляда Елена Петровна
- повышение качества чтения, развитие интереса к чтению и, как следствие , повышение техники чтения.
- повышение качества чтения, развитие интереса к чтению и, как следствие , повышение техники чтения.
Ожидаемый результат
Продукт
- обобщение опыта среди учителей начальных классов, распространение опыта в авторской работе.
- обобщение опыта среди учителей начальных классов, распространение опыта в авторской работе.
Анкета для родителей (определение динамики роста мотивации детей к чтению)
повышение качества чтения
Осмысленное чтение, могут выбрать ключевые слова
развитие интереса к чтению
Увеличилось время, отведенное на чтение, возник интерес к чтению дополнительной литературы
Рост числа учащихся с повышенной нормой техники чтения
.
повышение техники чтения . .
Видеоролик о мотивации
Исследование в действии Тема: «Скорочтение как способ повышения успешности обучения учащихся среднего звена» Цель: выяснить как скорочтение влияет на мыслительную деятельность учащегося и успешность обучения Продолжительность : январь-март 2022 г.
Подготовила : педагог-мастер Иманкулова Р.Е.
- формирование навыков скорочтения, повышение концентрации внимания, качества осмысленного чтения.
- формирование навыков скорочтения, повышение концентрации внимания, качества осмысленного чтения.
Ожидаемый результат
Продукт
- распространение опыта по внедрению скорочтения в учебный процесс
- распространение опыта по внедрению скорочтения в учебный процесс
С каждым классом возрастает объем информации, который нужно усвоить школьнику
- Скорочтение и развитие памяти тесно связаны между собой. Развивать навыки анализа прочитанного
- Скорочтение и развитие памяти тесно связаны между собой.
- Развивать навыки анализа прочитанного
Подходящий возраст для обучения
- Техника Зайцева – с 2-х лет По Монтессори – 3-7 лет Вальдорфская школа – с 10 лет и старше
- Техника Зайцева – с 2-х лет
- По Монтессори – 3-7 лет
- Вальдорфская школа – с 10 лет и старше
Ожидаемый результат
- быстро запоминать любые полученные знания; развивать способность мозга усваивать большие объемы информации; привить интерес к учебе и сократить время на выполнение учебных заданий; развить навык грамотного письма; стать увереннее в себе.
- быстро запоминать любые полученные знания;
- развивать способность мозга усваивать большие объемы информации;
- привить интерес к учебе и сократить время на выполнение учебных заданий;
- развить навык грамотного письма;
- стать увереннее в себе.
Регрессия
Артикуляция
Отсутствие внимания
Что мешает быстро читать?
- Возвратные движения глаз с целью повторения прочитанного
- Возвратные движения глаз с целью повторения прочитанного
- Участок информации. воспринимаемый глазами за одну фиксацию
- Участок информации. воспринимаемый глазами за одну фиксацию
Малое поле зрения
- неправильное произношение звуков Контроль дыхания
- неправильное произношение звуков
- Контроль дыхания
- Распознает слоги, но не может удержать в памяти несколько слов
- Распознает слоги, но не может удержать в памяти несколько слов
Методики скорочтения
Таблицы Шульте
Методика Зайцева
Упражнения Павла Палагина
Онлайн тренажеры по скорочтению
Таблицы Шульте
Немецкий психиатр. Разработал психодиагностическую методику для исследования и развития свойств внимания.
Таблица Шульте - таблица случайно расположенных чисел или букв, обычно размером 5x5 элементов и более.
Основная цель: удерживая внимание на центральной клетке, находить числа или буквы в определенном порядке.
Это упражнение способствует развитию скорочтения , потому что улучшает периферийное зрение , так же помогает развивать память и устный счет .
Развитие периферического зрения
Необходимо прочитать боковые цифры(буквы), глядя только на центральный столбец. Нужно двигаться по таблице сверху вниз, удерживая взгляд в центре и стараясь не перебегать глазами направо и налево.
Работа с текстом
Чтение в обычном темпе в течение 3 минут. Измерение скорости чтения.
Вождение пальцем по строкам без чтения
Запись ключевых слов текста
3 мин.
Чтение с пальцем в течении 3 мин. Измерение скорости чтения.
Работа с текстом
Чтение в обычном темпе в течении 1 минут. Измерение скорости чтения.
Чтение с ускорением
Тренажер скорочтения онлайн — Readster Club
1 мин.
Осмысление: ответы на вопросы по прочитанному
Результаты исследования
Учащиеся с высоким уровнем мотивации
Учащиеся, которые стремятся улучшить свой результат
Учащиеся с низким уровнем мотивации
Рост в 1.4 раза
Рост в 3 раза
быстро запоминать любые полученные знания;
развивать способность мозга усваивать большие объемы информации;
От процесса чтения к результату обучения
привить интерес к учебе и сократить время на выполнение учебных заданий;
развить навык грамотного письма ;
От процесса обучения к личностному росту
Личностные результаты —система ценностных отношений учащихся к себе, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности
.
стать увереннее в себе.
Применение в учебном процессе
7.3.1.12 объяснять природу выталкивающей силы в жидкостях и газах;
7.3.1.13 применять закон Архимеда при решении задач
Для осмысления больших объемов информации применимы методики скорочтения
Практическая часть семинара
«Облако причин»
«Облако проблем»
«Облако действий»
РЕФЛЕКСИЯ
пока не готов
использовать
в своей практике
Чемодан – всё, что пригодится
в дальнейшем
Информацию переработаю.
«Среди тех миров, которые не подарены человеку природой, а сотворены из материалов его собственного духа, мир книги величайший ».
Герман Гессе