Мастер- класс «Исследуя, узнаем, узнав, изучаем!»
Семенова Елена Владимировна, учитель математики и информатики МБОУ «СОШ с.Раковка»
Добрый день, уважаемые коллеги!
Друзья мои! Я очень рада
Войти в приветливый наш зал,
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю: каждый в зале гений,
Но без труда талант не впрок
Из ваших знаний и умений
Мы вместе сочиним урок.
Мои соавторы и судьи,
Оценкой вас не накажу,
За странный слог не обессудьте,
А дальше прозой я скажу.
На этом конкурсе я представляю технологию исследовательского обучения на уроках математики. Она построена на том, что самые ценные знания не те, что получены в готовом виде, усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно в ходе собственного творческого исследовательского поиска.
Идея исследовательской технологии состоит в том, что учащиеся под руководством учителя исследуют те или иные объекты, определяют их свойства и признаки, формулируют обнаруженные свойства в виде гипотез, а затем проводят их строгое доказательство, сами или с помощью учителя.
Этапы работы по исследовательской технологии:
мотивация к проведению исследования
постановка общей проблемы
постановка задачи – исследования;
сбор информации
5.5.5.5.выдвижение гипотезы
проверка гипотезы
формулирование выводов;
Я предлагаю вам вместе со мной построить модель урока по исследовательской технологии. Тема нашего урока:«Репродуктивная технология обучения: казнить нельзя помиловать». Начнем наш урок с цитаты педагога Гришакиной Ольги Петровны из ее научной работы.
НYY
«Технология классно-урочной системы на протяжении столетий оказывалась наиболее эффективной для массовой передачи знаний, умений, навыков молодому поколению. Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.
Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности и этим обусловлено введение в образовательный контекст методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся» Конец цитаты.
Возникает вопрос: традиционная репродуктивная система обучения должна быть полностью исключена из использования в школе и заменена на другие способы деятельности?
(Итак, уважаемые участники мастер класса, мы озвучили проблему, над которой мы будем работать)
Для проведения сбора информации мы сформируем две группы:
1 группа исследует репродуктивную деятельность,
2 группа – исследовательскую деятельность.
(формируем группы из 3-4 человек)
Каждая группа отвечает на вопросы и заполняет таблицу:
Вид деятельности | |
Тип решаемых задач | |
Имеются ли готовые способы решения | |
Временные затраты на изучение нового материала | |
Поведение ученика в ситуации затруднения | |
Демонстрируются таблицы, заполненные участниками.
(Итак, мы с вами провели сбор информации по проблеме – это второй этап работы, результат работы- собранная информация представлена в виде таблицы)
Вернемся теперь к нашему вопросу: можно ли исключить полностью репродуктивную деятельность из системы обучения в школе?
(Должны прозвучать гипотезы участников – нельзя)
(Итак прозвучала гипотеза – следующий шаг в работе по исследовательской технологии)
Теперь эту гипотезу нужно доказать. (Доказывают участники: репродуктивная деятельность – предшественник творческой, репродуктивные методы позволяют овладеть основными мыслительными операциями: анализ, синтез, абстрагирование, требуют меньше временных затрат, создавать почву для проблемной деятельности можно, если имеется некоторый запас знаний)))
(Уважаемые коллеги, это был следующий этап работы)
А теперь давайте сформулируем вывод: учитываясовременные требования общества, необходимость воспитания всесторонне развитой личности, способной мыслить творчески и самостоятельнонаходить решения проблем, можно сделатьвывод, что использование исследовательской и других продуктивных технологий является необходимостью.
Но и репродуктивные методы обучения являются неотъемлемой частью учебногопроцесса, обеспечивающей базовые знания учащихся.
Ну, а последний этап – применение полученных знаний, каждый из вас проведет на своих уроках.
Спасибо за внимание!