СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация. Мастер-класс«Кроссенс» как приём развития логического мышления на уроках химии

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Кроссенс - один из современных приемов развития критического мышления.

Просмотр содержимого документа
«Презентация. Мастер-класс«Кроссенс» как приём развития логического мышления на уроках химии»

Методический кабинет управления образования  администрации города Шахтёрска  Методическое объединение учителей химии   Мастер-класс  «Кроссенс» как приём развития логического мышления на уроках химии   Подготовила учитель химии и биологии МОУ «Шахтёрская ОШ №21» Сосновская Елена Николаевна

Методический кабинет управления образования администрации города Шахтёрска Методическое объединение учителей химии Мастер-класс «Кроссенс» как приём развития логического мышления на уроках химии

Подготовила

учитель химии и биологии МОУ «Шахтёрская ОШ №21»

Сосновская Елена Николаевна

Притча о смысле жизни.  Три человека ворочали камни. Одного из них спросили: – Что ты делаешь?  Он вытер пот со лба и ответил:  – Горбачусь.  Подошли ко второму и спросили:  – А ты что делаешь?  Он закатил рукава и деловито сказал:  – Деньги зарабатываю.  Спросили у третьего:  – А что делаешь ты?  Он посмотрел вверх и сказал:  – Храм строю.  Мораль:  Жизнь наполнена смыслом только у того, кто преследует великую цель.

Притча о смысле жизни. Три человека ворочали камни. Одного из них спросили: – Что ты делаешь? Он вытер пот со лба и ответил: – Горбачусь. Подошли ко второму и спросили: – А ты что делаешь? Он закатил рукава и деловито сказал: – Деньги зарабатываю. Спросили у третьего: – А что делаешь ты? Он посмотрел вверх и сказал: – Храм строю. Мораль: Жизнь наполнена смыслом только у того, кто преследует великую цель.

Цель мастер-класса: Продемонстрировать использование метода «Кроссенс» на уроках химии как средства развития логического и неординарного творческого мышления учащихся.   Задачи мастер-класса :  - передача опыта путём прямого и комментированного показа;  - совместная отработка методических подходов и приёмов решения поставленной проблемы;  - рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса.

Цель мастер-класса: Продемонстрировать использование метода «Кроссенс» на уроках химии как средства развития логического и неординарного творческого мышления учащихся. Задачи мастер-класса : - передача опыта путём прямого и комментированного показа; - совместная отработка методических подходов и приёмов решения поставленной проблемы; - рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса.

Что лежит в основе Государственного образовательного стандарта?

Что лежит в основе Государственного образовательного стандарта?

  В основе Государственного образовательного стандарта основного общего и среднего образования принципы  системно-деятельностного, метапредметного,  личностно-ориентированного,  компетентностного подходов

В основе Государственного образовательного стандарта основного общего и среднего образования принципы системно-деятельностного, метапредметного, личностно-ориентированного, компетентностного подходов

Что является нашей общей целью в преподавании химии?

Что является нашей общей целью в преподавании химии?

Нашей общей целью является формирование у учащихся способности  мыслить нестандартно, действовать активно   и   творчески.

Нашей общей целью является формирование у учащихся способности  мыслить нестандартно, действовать активно   и   творчески.

Что такое Кроссенс?

Что такое Кроссенс?

Кроссенс – ассоциативная головоломка нового поколения, соединяющая в себе лучшие качества сразу нескольких интеллектуальных развлечений: головоломки, загадки и ребуса.  В переводе с английского языка слово Кроссенс означает «пересечение смысла» и придумано авторами по аналогии со словом «кроссворд».

Кроссенс – ассоциативная головоломка нового поколения, соединяющая в себе лучшие качества сразу нескольких интеллектуальных развлечений: головоломки, загадки и ребуса. В переводе с английского языка слово Кроссенс означает «пересечение смысла» и придумано авторами по аналогии со словом «кроссворд».

Как вы считаете, что значит «пересечение смыслов»?

Как вы считаете, что значит «пересечение смыслов»?

Всего картинок в Кроссенсе 9, а задач (по числу соседних пар - 12). Необходимо по ряду иллюстраций, иногда, на первый взгляд, не связанных друг с другом, составить ассоциативную цепочку. Эти изображения расставлены в нём таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько.

Всего картинок в Кроссенсе 9, а задач (по числу соседних пар - 12). Необходимо по ряду иллюстраций, иногда, на первый взгляд, не связанных друг с другом, составить ассоциативную цепочку. Эти изображения расставлены в нём таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько.

Учебной задачей является - объяснить или разгадать Кроссенс, составить рассказ - ассоциативную цепочку, посредством взаимосвязи изображений, то есть одним из трех ниже перечисленных способов

Учебной задачей является - объяснить или разгадать Кроссенс, составить рассказ - ассоциативную цепочку, посредством взаимосвязи изображений, то есть одним из трех ниже перечисленных способов

Алгоритм составления Кроссенса можно представить следующим образом:   1. Определить тематику, общую идею;  2. Выделить 9 элементов, имеющих отношение к идее, теме;  3. Найти связь между элементами, определить последовательность;  4. Выделить элементы, имеющие 3 и более связей (крест, основа);  5. Концентрировать смысл в одном элементе (5-й квадрат);  6. Выделить отличительные черты, особенности каждого элемента;  7. Поиск и подбор изображений, иллюстрирующих элементы;  8. Заменить прямые образы и ассоциации  косвенными, символическими.

Алгоритм составления Кроссенса можно представить следующим образом: 1. Определить тематику, общую идею; 2. Выделить 9 элементов, имеющих отношение к идее, теме; 3. Найти связь между элементами, определить последовательность; 4. Выделить элементы, имеющие 3 и более связей (крест, основа); 5. Концентрировать смысл в одном элементе (5-й квадрат); 6. Выделить отличительные черты, особенности каждого элемента; 7. Поиск и подбор изображений, иллюстрирующих элементы; 8. Заменить прямые образы и ассоциации косвенными, символическими.

Чтение Кроссенса  Кроссенс нужно начинать читать слева направо и сверху вниз. Хотя можно начать с любой узнаваемой иллюстрации. Центральным является квадрат с номером 5. По желанию автора, он может быть связан по смыслу со всеми изображениями в Кроссенсе.   Обычно же нужно установить связи по периметру между квадратами 1-2, 2-3, 3-6, 6-9, 9-8, 8-7, 7-4, 4-1, а также по центральному кресту между квадратами 2-5, 6-5, 8-5 и 4-5.

Чтение Кроссенса Кроссенс нужно начинать читать слева направо и сверху вниз. Хотя можно начать с любой узнаваемой иллюстрации. Центральным является квадрат с номером 5. По желанию автора, он может быть связан по смыслу со всеми изображениями в Кроссенсе. Обычно же нужно установить связи по периметру между квадратами 1-2, 2-3, 3-6, 6-9, 9-8, 8-7, 7-4, 4-1, а также по центральному кресту между квадратами 2-5, 6-5, 8-5 и 4-5.

При изучении разных тем нам удобнее рассматривать связь между картинками по спирали, улиткой. В качестве подсказки дана нумерация квадратов. Центральный квадрат является целью цепочки рассуждений.

При изучении разных тем нам удобнее рассматривать связь между картинками по спирали, улиткой. В качестве подсказки дана нумерация квадратов. Центральный квадрат является целью цепочки рассуждений.

Этот прием универсальный. Его можно применять на разных этапах урока. Применение Кроссенса в курсе химии имеет множество вариантов. Подобранные в определённой логике образы могут быть использованы: на стадии вызова для определения темы, для определения и постановки проблемы, на стадии закрепления материала, как творческое домашнее задание и так далее. В этом случае головоломка будет иметь конкретную методическую цель или даже несколько.

Этот прием универсальный. Его можно применять на разных этапах урока. Применение Кроссенса в курсе химии имеет множество вариантов. Подобранные в определённой логике образы могут быть использованы: на стадии вызова для определения темы, для определения и постановки проблемы, на стадии закрепления материала, как творческое домашнее задание и так далее. В этом случае головоломка будет иметь конкретную методическую цель или даже несколько.

А что в результате? Развитие логического и образного мышления, глубина понимания заданной темы. Развитие коммуникативных и регулятивных умений работы с информацией. Повышение инициативности, креативности и развитие воображения. Повышение мотивации и развитие способности самовыражения. Способ организации КТД по созданию стенгазеты, интеллектуальной игры, оформление фотоальбома класса и т.п.

А что в результате?

  • Развитие логического и образного мышления, глубина понимания заданной темы.
  • Развитие коммуникативных и регулятивных умений работы с информацией.
  • Повышение инициативности, креативности и развитие воображения.
  • Повышение мотивации и развитие способности самовыражения.
  • Способ организации КТД по созданию стенгазеты, интеллектуальной игры,

оформление фотоальбома класса

и т.п.

Применение данного приема на моих на уроках позволило добиться следующих результатов:  1. Вовлечь в учебную деятельность всех учащихся, включая ребят с серьезными пробелами в знаниях,  2. Появилась дополнительная возможность оценить каждого,  3. Заметно повысился интерес к предмету, к самому процессу учебной деятельности.

Применение данного приема на моих на уроках позволило добиться следующих результатов: 1. Вовлечь в учебную деятельность всех учащихся, включая ребят с серьезными пробелами в знаниях, 2. Появилась дополнительная возможность оценить каждого, 3. Заметно повысился интерес к предмету, к самому процессу учебной деятельности.

Проведение имитационной игры. Моделирование

Проведение имитационной игры. Моделирование

Как применять на уроке? 1 . Проверка домашнего задания (с помощью кроссенса рассказать о материале прошлого урока, функция опорной образной схемы). 2. Формулировка темы урока, постановка цели урока (найдите связь между изображениями и определите тему урока; определите, что мы будем делать). 3. Раскрытие информационного блока темы, поиск проблемы (виды, причины, черты, последствия чего-либо в образах и символах). 4. Обобщение материала, закрепление (кроссенс состоит из изображений, которые появлялись в ходе урока на разных этапах, ученики по ним обобщают материал и делают вывод).  5. Организация групповой работы (составление кроссенса на заданную тему из предложенных изображений, сравнение кроссенсов групп). 6 . Творческое домашнее задание (составление кроссенса в печатном или электронном виде на заданную тему) 7. Построение структуры урока (девять элементов кроссенса могут содержать в себе последовательное отражение структуры урока с именем, целью или проблемой в середине). Использовать кроссенс можно на любом уроке в любом классе.

Как применять на уроке?

1 . Проверка домашнего задания (с помощью кроссенса рассказать о материале прошлого урока, функция опорной образной схемы).

2. Формулировка темы урока, постановка цели урока (найдите связь между изображениями и определите тему урока; определите, что мы будем делать).

3. Раскрытие информационного блока темы, поиск проблемы (виды, причины, черты, последствия чего-либо в образах и символах).

4. Обобщение материала, закрепление (кроссенс состоит из изображений, которые появлялись в ходе урока на разных этапах, ученики по ним обобщают материал и делают вывод).

5. Организация групповой работы (составление кроссенса на заданную тему из предложенных изображений, сравнение кроссенсов групп).

6 . Творческое домашнее задание (составление кроссенса в печатном или электронном виде на заданную тему)

7. Построение структуры урока (девять элементов кроссенса могут содержать в себе последовательное отражение структуры урока с именем, целью или проблемой в середине).

Использовать кроссенс можно на любом уроке в любом классе.

Упражнение для развития логического и творческого мышления Попробуем? Ваша задача – объяснить кроссенс, составив рассказ – ассоциативную цепочку, посредством взаимосвязи изображений.  Девять изображений расставлены таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько.

Упражнение

для развития логического и творческого мышления

Попробуем?

Ваша задача – объяснить кроссенс, составив

рассказ – ассоциативную цепочку, посредством взаимосвязи изображений.

Девять изображений расставлены таким

образом, что каждая картинка имеет связь с

предыдущей и последующей, а центральная

объединяет по смыслу сразу несколько.

Задание №1  Составление Кроссенса к разным этапам урока.

Задание №1 Составление Кроссенса к разным этапам урока.

Этап проверки домашнего задания (с помощью Кроссенса рассказать о материале прошлого урока, функция опорной образной схемы) – тема «Вода. Свойства воды»

Этап проверки домашнего задания (с помощью Кроссенса рассказать о материале прошлого урока, функция опорной образной схемы) – тема «Вода. Свойства воды»

Этап формулировки темы урока, постановка цели урока (найдите связь между изображениями и определите тему урока; определите, что мы будем делать)

Этап формулировки темы урока, постановка цели урока (найдите связь между изображениями и определите тему урока; определите, что мы будем делать)

Этап раскрытия информационного блока темы, поиск проблемы (виды, причины, черты, последствия чего-либо в образах и символах) - тема «Галогены». Задание: Объяснить материал урока по схеме и сделать выводы

Этап раскрытия информационного блока темы, поиск проблемы (виды, причины, черты, последствия чего-либо в образах и символах) - тема «Галогены». Задание: Объяснить материал урока по схеме и сделать выводы

Этап обобщения материала, закрепление (Кроссенс состоит из изображений, которые появлялись в ходе урока на разных этапах, ученики по ним обобщают материал и делают вывод) Тема: «Фосфор и его свойства». По представленным картинкам обобщить изученный материал.

Этап обобщения материала, закрепление (Кроссенс состоит из изображений, которые появлялись в ходе урока на разных этапах, ученики по ним обобщают материал и делают вывод) Тема: «Фосфор и его свойства». По представленным картинкам обобщить изученный материал.

- организация групповой работы (составление Кроссенса на заданную тему из предложенных изображений, сравнение кроссенсов групп). Тема: «Генетическая связь органических веществ» Составить возможные схемы превращений органических веществ и записать уравнения реакций.

- организация групповой работы (составление Кроссенса на заданную тему из предложенных изображений, сравнение кроссенсов групп). Тема: «Генетическая связь органических веществ» Составить возможные схемы превращений органических веществ и записать уравнения реакций.

- Как вы думаете, может ли ученик составить подобные Кроссенсы?   - Как работает Кроссенс ученика?   - Что должен знать и уметь ученик для того, чтобы составить Кроссенс?

- Как вы думаете, может ли ученик составить подобные Кроссенсы? - Как работает Кроссенс ученика? - Что должен знать и уметь ученик для того, чтобы составить Кроссенс?

  Задание № 2.  В чем плюсы и минусы составления Кроссенса?    «+» «-»

Задание № 2. В чем плюсы и минусы составления Кроссенса?

«+»

«-»

Плюсы и минусы методики:   «+»  Быстрое и образное рассмотрение больших по объему тем;  Развитие метапредметных компетенций;  Соответствие ГОСам ООО и СОО;  Интерес обучающихся.  «-»  Долгая и объемная предварительная подготовка;  Подразумевает хорошее владение материалом обучающихся;  Может занять гораздо больше времени, чем запланировано.

Плюсы и минусы методики: «+» Быстрое и образное рассмотрение больших по объему тем; Развитие метапредметных компетенций; Соответствие ГОСам ООО и СОО; Интерес обучающихся. «-» Долгая и объемная предварительная подготовка; Подразумевает хорошее владение материалом обучающихся; Может занять гораздо больше времени, чем запланировано.

Приём «Кроссенс» отвечает следующим принципам:  Научность: имеет научное обоснование;   Эффективность: даёт гарантированные результаты уже с первых дней их применения;  Гуманность: улучшает качество образования и облегчает процесс учения;  Универсальность: применим для преподавания разных учебных предметов, пригоден для разных ступеней обучения, а также для обучения детей с разным уровнем развития;  Креативность: направлен на развитие неординарного творческого мышления.

Приём «Кроссенс» отвечает следующим принципам: Научность: имеет научное обоснование; Эффективность: даёт гарантированные результаты уже с первых дней их применения; Гуманность: улучшает качество образования и облегчает процесс учения; Универсальность: применим для преподавания разных учебных предметов, пригоден для разных ступеней обучения, а также для обучения детей с разным уровнем развития; Креативность: направлен на развитие неординарного творческого мышления.

Желаю всем творческих успехов в нашей работе!  Здоровья Вам! Учеников старательных!  Пускай легко желания сбываются,  Все будет в жизни просто замечательно  И замыслы в реальность воплощаются !

Желаю всем творческих успехов в нашей работе! Здоровья Вам! Учеников старательных! Пускай легко желания сбываются, Все будет в жизни просто замечательно И замыслы в реальность воплощаются !