Методический кабинет управления образования администрации города Шахтёрска Методическое объединение учителей химии Мастер-класс «Кроссенс» как приём развития логического мышления на уроках химии
Подготовила
учитель химии и биологии МОУ «Шахтёрская ОШ №21»
Сосновская Елена Николаевна
Притча о смысле жизни. Три человека ворочали камни. Одного из них спросили: – Что ты делаешь? Он вытер пот со лба и ответил: – Горбачусь. Подошли ко второму и спросили: – А ты что делаешь? Он закатил рукава и деловито сказал: – Деньги зарабатываю. Спросили у третьего: – А что делаешь ты? Он посмотрел вверх и сказал: – Храм строю. Мораль: Жизнь наполнена смыслом только у того, кто преследует великую цель.
Цель мастер-класса: Продемонстрировать использование метода «Кроссенс» на уроках химии как средства развития логического и неординарного творческого мышления учащихся. Задачи мастер-класса : - передача опыта путём прямого и комментированного показа; - совместная отработка методических подходов и приёмов решения поставленной проблемы; - рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса.
Что лежит в основе Государственного образовательного стандарта?
В основе Государственного образовательного стандарта основного общего и среднего образования принципы системно-деятельностного, метапредметного, личностно-ориентированного, компетентностного подходов
Что является нашей общей целью в преподавании химии?
Нашей общей целью является формирование у учащихся способности мыслить нестандартно, действовать активно и творчески.
Что такое Кроссенс?
Кроссенс – ассоциативная головоломка нового поколения, соединяющая в себе лучшие качества сразу нескольких интеллектуальных развлечений: головоломки, загадки и ребуса. В переводе с английского языка слово Кроссенс означает «пересечение смысла» и придумано авторами по аналогии со словом «кроссворд».
Как вы считаете, что значит «пересечение смыслов»?
Всего картинок в Кроссенсе 9, а задач (по числу соседних пар - 12). Необходимо по ряду иллюстраций, иногда, на первый взгляд, не связанных друг с другом, составить ассоциативную цепочку. Эти изображения расставлены в нём таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько.
Учебной задачей является - объяснить или разгадать Кроссенс, составить рассказ - ассоциативную цепочку, посредством взаимосвязи изображений, то есть одним из трех ниже перечисленных способов
Алгоритм составления Кроссенса можно представить следующим образом: 1. Определить тематику, общую идею; 2. Выделить 9 элементов, имеющих отношение к идее, теме; 3. Найти связь между элементами, определить последовательность; 4. Выделить элементы, имеющие 3 и более связей (крест, основа); 5. Концентрировать смысл в одном элементе (5-й квадрат); 6. Выделить отличительные черты, особенности каждого элемента; 7. Поиск и подбор изображений, иллюстрирующих элементы; 8. Заменить прямые образы и ассоциации косвенными, символическими.
Чтение Кроссенса Кроссенс нужно начинать читать слева направо и сверху вниз. Хотя можно начать с любой узнаваемой иллюстрации. Центральным является квадрат с номером 5. По желанию автора, он может быть связан по смыслу со всеми изображениями в Кроссенсе. Обычно же нужно установить связи по периметру между квадратами 1-2, 2-3, 3-6, 6-9, 9-8, 8-7, 7-4, 4-1, а также по центральному кресту между квадратами 2-5, 6-5, 8-5 и 4-5.
При изучении разных тем нам удобнее рассматривать связь между картинками по спирали, улиткой. В качестве подсказки дана нумерация квадратов. Центральный квадрат является целью цепочки рассуждений.
Этот прием универсальный. Его можно применять на разных этапах урока. Применение Кроссенса в курсе химии имеет множество вариантов. Подобранные в определённой логике образы могут быть использованы: на стадии вызова для определения темы, для определения и постановки проблемы, на стадии закрепления материала, как творческое домашнее задание и так далее. В этом случае головоломка будет иметь конкретную методическую цель или даже несколько.
А что в результате?
- Развитие логического и образного мышления, глубина понимания заданной темы.
- Развитие коммуникативных и регулятивных умений работы с информацией.
- Повышение инициативности, креативности и развитие воображения.
- Повышение мотивации и развитие способности самовыражения.
- Способ организации КТД по созданию стенгазеты, интеллектуальной игры,
оформление фотоальбома класса
и т.п.
Применение данного приема на моих на уроках позволило добиться следующих результатов: 1. Вовлечь в учебную деятельность всех учащихся, включая ребят с серьезными пробелами в знаниях, 2. Появилась дополнительная возможность оценить каждого, 3. Заметно повысился интерес к предмету, к самому процессу учебной деятельности.
Проведение имитационной игры. Моделирование
Как применять на уроке?
1 . Проверка домашнего задания (с помощью кроссенса рассказать о материале прошлого урока, функция опорной образной схемы).
2. Формулировка темы урока, постановка цели урока (найдите связь между изображениями и определите тему урока; определите, что мы будем делать).
3. Раскрытие информационного блока темы, поиск проблемы (виды, причины, черты, последствия чего-либо в образах и символах).
4. Обобщение материала, закрепление (кроссенс состоит из изображений, которые появлялись в ходе урока на разных этапах, ученики по ним обобщают материал и делают вывод).
5. Организация групповой работы (составление кроссенса на заданную тему из предложенных изображений, сравнение кроссенсов групп).
6 . Творческое домашнее задание (составление кроссенса в печатном или электронном виде на заданную тему)
7. Построение структуры урока (девять элементов кроссенса могут содержать в себе последовательное отражение структуры урока с именем, целью или проблемой в середине).
Использовать кроссенс можно на любом уроке в любом классе.
Упражнение
для развития логического и творческого мышления
Попробуем?
Ваша задача – объяснить кроссенс, составив
рассказ – ассоциативную цепочку, посредством взаимосвязи изображений.
Девять изображений расставлены таким
образом, что каждая картинка имеет связь с
предыдущей и последующей, а центральная
объединяет по смыслу сразу несколько.
Задание №1 Составление Кроссенса к разным этапам урока.
Этап проверки домашнего задания (с помощью Кроссенса рассказать о материале прошлого урока, функция опорной образной схемы) – тема «Вода. Свойства воды»
Этап формулировки темы урока, постановка цели урока (найдите связь между изображениями и определите тему урока; определите, что мы будем делать)
Этап раскрытия информационного блока темы, поиск проблемы (виды, причины, черты, последствия чего-либо в образах и символах) - тема «Галогены». Задание: Объяснить материал урока по схеме и сделать выводы
Этап обобщения материала, закрепление (Кроссенс состоит из изображений, которые появлялись в ходе урока на разных этапах, ученики по ним обобщают материал и делают вывод) Тема: «Фосфор и его свойства». По представленным картинкам обобщить изученный материал.
- организация групповой работы (составление Кроссенса на заданную тему из предложенных изображений, сравнение кроссенсов групп). Тема: «Генетическая связь органических веществ» Составить возможные схемы превращений органических веществ и записать уравнения реакций.
- Как вы думаете, может ли ученик составить подобные Кроссенсы? - Как работает Кроссенс ученика? - Что должен знать и уметь ученик для того, чтобы составить Кроссенс?
Задание № 2. В чем плюсы и минусы составления Кроссенса?
«+»
«-»
Плюсы и минусы методики: «+» Быстрое и образное рассмотрение больших по объему тем; Развитие метапредметных компетенций; Соответствие ГОСам ООО и СОО; Интерес обучающихся. «-» Долгая и объемная предварительная подготовка; Подразумевает хорошее владение материалом обучающихся; Может занять гораздо больше времени, чем запланировано.
Приём «Кроссенс» отвечает следующим принципам: Научность: имеет научное обоснование; Эффективность: даёт гарантированные результаты уже с первых дней их применения; Гуманность: улучшает качество образования и облегчает процесс учения; Универсальность: применим для преподавания разных учебных предметов, пригоден для разных ступеней обучения, а также для обучения детей с разным уровнем развития; Креативность: направлен на развитие неординарного творческого мышления.
Желаю всем творческих успехов в нашей работе! Здоровья Вам! Учеников старательных! Пускай легко желания сбываются, Все будет в жизни просто замечательно И замыслы в реальность воплощаются !