Организационный момент. Постановка целей и задач занятия. - Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас много гостей, поэтому занятие будет необычным. Нам предстоит показать, чему мы научились за это время. Вспомним ходы и взятия шахматных фигур, их ценность, начальное положение. Повторение и закрепление изученного материала. 2.1. Расстановка фигур. 1) Работа у демонстрационной доски. 2 человека. 2) Работа в парах. 2.2. Шахматная нотация. 1) Дидактическое задание «Впиши «адреса»». - Посмотрите внимательно на экран. Задача - вписать «адреса» шахматных фигур. 2.3. Ценность фигур. - Кто подскажет, в чем измеряется ценность шахматных фигур? (в пешках) - Почему король – особая фигура? (он бесценен) Дидактическое задание «Сколько стоит?» 2.4. Ходы и взятия фигур. 2.4.1. Пешка. - Кто назовет пешечный девиз? («Пешки ходят прямо, бьют наискосок») - Почему пешку называют самой целеустремленной фигурой? Д идактическая игра «Съешь клубничку». - Что необычного в этой игре? (здесь фигуры нам не угрожают). Какая цель игры? (отработать ходы и взятие пешкой) 2.4.2. Ладья. - Почему ладью называют самой прямолинейной фигурой? (она передвигается по горизонтали и вертикали) 1) Дидактическая игра «Домик и мухоморы». 2.4.3. Слон. - Почему слон – верная своему цвету фигура? Какие бывают слоны? (слон ходит только по диагоналям своего цвета; белопольные и чернопольные) Д идактическая игра «Лабиринт». 2.4.4. Конь. - Чем интересен конь? (умеет перепрыгивать через фигуры) Дидактическая игра «Поймай черного коня». - Чему учит эта игра? (думать за соперника) 2.4.5. Ферзь - Почему ферзь - самая сильная фигура? 1 ) Шахматный прием «Двойной удар». 2.4.6. Король - Почему говорят, что король ходит как маленький ферзь? (ходит на одно поле в любом направлении) 1) Шахматный прием «Нападение и защита». - Почему у приема такое название?(одним ходом надо выполнить 2 задания) 3. Подведение итогов занятия. Рефлексия. - По итогам занятия с какой шахматной фигурой вы себя сравнили бы, почему? (все ли получилось, если нет, то почему? Как сделать, чтобы получилось?) | 1' Презентация, слайд 1 2' Презентация, слайд 2 Один расставляет белые фигуры, другой – черные, проверяют друг друга. 2' Презентация, слайд 3 Индивидуально. Работа по карточкам. Для проверки - презентация, слайд 4 1' Презентация, слайд 5 1' Презентация, слайд 6 Следить за правильностью употребления шахматных терминов, выполнения ходов и взятия пешкой. 3' 1 человек объясняет правила игры. Затем все учащиеся работают с карточками Проверка осуществляется совместно с учителем у демонстрационной доски. Презентация, слайд 7 1' Презентация, слайд 8 Следить за правильностью употребления шахматных терминов, выполнения ходов и взятия ладьей. 2' Учащиеся работают с карточками. 1 человек показывает решение на демонстрационном экране. Проверка осуществляется совместно с учителем. Презентация, слайд 9 1'Презентация, слайд 10 Следить за правильностью употребления шахматных терминов, выполнения ходов и взятия слоном. Презентация, слайд 11 3' Учащиеся работают с карточками. 1 человек показывает решение на интерактивной демонстрационной доске. Проверка осуществляется совместно с учителем. 1' Презентация, слайд 12 Следить за правильностью употребления шахматных терминов, выполнения ходов и взятия конем. 3' 1 человек объясняет правила и ход игры на интерактивной демонстрационной доске. Презентация, слайды 13,14 Проверка осуществляется совместно с учителем. 1' Презентация, слайд 15 У интерактивной демонстрационной доски выполняет 1 человек. 3' Презентация, слайд 16 Работа у интерактивной демонстрационной доски. 1 человек. 1' Презентация, слайд 17 3' Презентация, слайд 18 1 человек объясняет правила приема у интерактивной демонстрационной доски. 2' Презентация, слайд 19 | Учатся определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога. Повторяют термины: «шахматная доска», «элементы шахматной доски», «белые и черные фигуры», «начальная позиция», закрепляют умение расставлять фигуры для игры, правильно ставить доску. Закрепляют умение определять «адрес» каждого поля, используя знаковую систему, совершенствуют умение обрабатывать информацию из графической в знаковую. Закрепляют умение различать ценность фигур, считать в уме. Развивают самостоятельность, абстрактное мышление. Повторяют понятия «ход пешкой», «взятие пешкой», правило превращения пешки. Закрепляют умение совершать ход и взятие пешкой. Закрепляют знания с помощью дидактической игры. Повторяют понятия «ход ладьей», «взятие ладьей». Закрепляют умение совершать ход и взятие ладьей. Закрепляют знания с помощью дидактической игры. Повторяют понятия «ход слоном», «взятие слоном». Закрепляют умение совершать ход и взятие конем. Закрепляют знания с помощью дидактической игры. Учатся находить и формулировать решение шахматных задач с помощью простейших моделей. Повторяют понятия «ход конем», «взятие конем». Закрепляют умение совершать ход и взятие конем. Закрепляют знания с помощью дидактической игры. Учатся находить и формулировать решение шахматных задач с помощью простейших моделей. Повторяют понятия «ход ферзем», «взятие ферзем». Закрепляют знания с помощью дидактического задания. Развивают абстрактное и логическое мышление. Учатся находить и формулировать решение шахматных задач с помощью простейших моделей. Повторяют понятия «ход королем», «взятие королем». Закрепляют знания с помощью дидактического задания. Развивают абстрактное и логическое мышление. Учатся находить и формулировать решение шахматных задач с помощью простейших моделей. Учатся анализировать и находить ошибки в своей работе, оценивать свою деятельность. |