Тема :Методы создания проблемной ситуации на уроке
Цель: Познакомить с технологией проблемно-диалогового обучения, развить интерес к данной технологии.
Вступление.
1.Здравствуйте, уважаемые коллеги .Давайте знакомиться. Надеемся на благотворное сотрудничество и вашу поддержку.
Слайд 1
ТЕМА : Методы создания проблемной ситуации на уроке
Для того, чтобы работать дальше, выясним, что вы уже знаете о технологии проблемно-диалогового обучения.
СЛАЙД 2
ТПДО
Проблемно-диалогическая технология дает развернутый ответ на вопрос, как учить, чтобы ученики ставили и решали проблемы. В словосочетании «проблемный диалог» первое слово означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск ее решения.
СЛАЙД 3
Напомним типы проблемных ситуаций.
Типы проблемных ситуаций.
1. Создание «ситуации успеха». Детям предлагается задача, опирающаяся на имеющийся опыт. Каждый индивидуально решает задачу, не испытывая затруднений. В результате достигается эмоциональное удовлетворение детей своими знаниями.
С «удивлением».
Пример.
Урок математики в 6 м классе по теме «Задачи на проценты»
Анализ
Учитель
Ученики
вопрос
– Предположим, цена то
– Цена товара не изменилась.
«на ошибку»
вара была А. Затем цена
(Житейскоепредставле
повысилась на 10%, а к Но
ние.)
вому году снизилась на
10%. Изменилась ли цена
товара?
П
предъявление
– Считаем. Цена товара бы
– 99 руб !
о
научного факта
ла 100 руб. После повыше
с
расчетами
ния на 10% стала 110 руб.
т
(Проблемная ситуация.)
а
А после понижения на 10%
н
стала?
о
в
побуждение
к
– Что вы сказали сначала?
– Цена не изменится.
к
а
осознанию
– А что оказывается на са
– Цена уменьшилась. (Осо
п
мом деле?
знание противоречия.)
р
побуждение
к
– Значит, каких задач мы
– Задачи на проценты. (Тема.)
о
б
проблеме
еще не умеем решать? Ка
л
кая будет тема урока?
ы
Фиксируется на доске
2. Ситуация «интеллектуального разрыва». Предлагается похожая по внешним признакам практическая задача, которую ученики решить уже не могут, так как она ориентирована на новый способ решения. В результате возникает эмоциональное переживание всеобщего неуспеха (никто не может). Это положительная эмоция, так как нет переживания своего неуспеха на фоне успеха других.
Пример. Тема : Урок математики в 3 м классе по теме «Умножение на двузначное число».
Анализ
Учитель
Ученики
П
задание на
– Найдите площадь прямо
Легко выполняют задание.
о
известный
угольника со сторонами 15 и
с
материал
3 см. Работайте в тетради.
т
а
задание на
– На листочках найдите
Испытывают затруднение.
н
новый
площадь прямоугольника со
(Проблемная ситуация.)
о
материал
сторонами 56 и 21 см.
в
к
побуждение
к
– Смогли выполнить зада
– Нет, не смогли.
а
осознанию
ние?
п
проблемы
– В чем затруднение?
– Это новое умножение.
– Чем это задание не похо
– Надо умножить на дву
р
же на предыдущее?
значное число, а мы такого
о
еще не решали. (Осознание
б
проблемы.)
л
побуждение
к
– Какова сегодня тема урока?
– Умножение на двузначное
е
проблеме
число. (Тема.)
м
ы
тема
Фиксирует тему на доске.
3. Формулирование учебной задачи вместе с учителем. Дети должны испытать дефицит своих способностей. Проанализировать ситуацию практического затруднения: где и почему возникла проблема? Тогда и появляется учебная задача. «Что будем делать дальше?» или «Как бы вы сформулировали последующие действия?» Учащиеся сами формулируют вопрос и ищут на него ответ. Диалог развивается от тех вопросов, которые волнуют ребёнка. В начальной школе этот тип наиболее часто применяется.
Пример «Яркого пятна» (сказки, легенды, шутка, загадка, случаи из жизни).
Прием «Актуальность»
Цель: заинтриговать учащихся, пробудить интерес.
Фрагмент урока физики в 7 м классе по теме «Способы изменения давления»
Слайд 4
Вторая часть в названии технологии: Диалоговое обучение
Слово «диалог» означает, что постановку проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога. Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий. Они по - разному устроены, подразумевают разную учебную деятельность и имеют разный развивающий эффект. Психолог Мельникова Е.Л. так дает различия в диалогах:
«Побуждающий диалог - это бульдозер. Он подталкивает ребенка к прыжку через пропасть. Это рискованно, в полете легко сбиться с курса и попасть не туда. Подводящий диалог – локомотив, который от станции к станции, медленно, но верно везет своих пассажиров к пункту назначения.»
По мнению Мельниковой Е.Л., побуждающий диалог позволяет точно повторить этапы научного творчества и более активно формирует творческие способности
СЛАЙД 5
Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученикам работать творчески и развивает творческие способности. Учитель создаёт проблемную ситуацию, затем произносит специальные реплики, которые подводят учеников к осознанию противоречия и формулированию проблемы. Во время поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, обеспечивает открытие путём проб и ошибок. В формировании проблемы помогают такие приёмы, как открытые вопросы, рефлексивные задачи, провокации, ситуации риска, ловушки. Наличие неожиданного препятствия вызывает у детей удивление и способствует появлению вопроса. Появляется вопрос – начинает работать мышление. Нет удивления – нет диалога. Если не удаётся удивить ребёнка, то может не получиться проблемной ситуации, и ребёнок останется равнодушным к тому, что происходит на уроке.
Например
Продолжение урока по теме «Умножение на двузначное число».
Анализ
Учитель
Ученики
П
материал для
– Сейчас будете по группам
Разбиваются по группам, на
о
выдвижения
решать пример 56 х 21 = ?
чинают работу.
гипотез
и
с
побуждение
Подходит к каждой группе:
Каждая группа выдвигает
к
к гипотезам
– Какие есть гипотезы?
гипотезу и фиксирует ее на
подсказка к
С чего нужно начать?
листе.
решающей
– Воспользуйтесь распре
гипотезе
делительным свойством!
р
представление
– Группы, поместите листы
Представляют две гипотезы:
е
гипотез
на доску и прокомменти
50 х 20 + 6 х 1 = 1006
ш
группами
руйте свой способ решения.
(ошибочная)
е
56 х 20 + 56 х 1 = 1176
н
(решающая)
побуждение
– Как проверить, какой из
Молчат.
и
к проверке
двух способов верный?
я
подсказка
– Может быть, воспользу
– Можно проверить на каль
к плану
емся каким то прибором?
куляторе! (План проверки.)
– Делайте! Что получилось?
– При умножении на
каль куляторе получается
1176.
вывод
– Значит, как надо умно
Формулируют правило.
жать на двузначное число?
(Открытие нового знания.)
учебник
– Сравните свой вывод с
– Все верно.
учебником
Слайд 6
Подводящий диалог, по мнению того же автора, мощно развивает логическое мышление
Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которая активизирует и, соответственно, развивает логическое мышление учеников. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку умозаключений, ведущих к новому знанию. Он используется на этапе поиска решений.
Урок геометрии в 8 м классе по теме «Подобные треугольники»
Анализ
Учитель
Ученики
П подводящий
– У вас на партах по три тре
Видят треугольники.
о
без проблемы
угольника. Рассмотрите их.
диалог
Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс "Методы создания проблемной ситуации на уроке"»
Девиз : «Открывать знания
вместе с детьми».
Технология проблемно-диалогового обучения
для всех и каждого
- технология «открытия» знаний учениками
для учителя
- ключ к успеху и творчеству
для ученика
- интересный и понятный урок
для образования
- реализация развивающего обучения
для методиста
- универсальная педагогическая технология
Тип проблемной ситуации
С «удивлением»
(ситуация успеха)
Тип противоречия
С «затруднением»
( интеллектуальный разрыв)
Приемы создания проблемной ситуации
между 2 положениями
между житейским (ошибочным) представлением учащихся и научным фактом
Предъявить противоречивые факты, теории, столкнуть разные мнения учеников
Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку»
между необходимостью и невозможностью выполнить требование учителя
Сокращенный способ
Предъявить научный факт. Дать практическое задание не выполнимое вообще, не сходное с предыдущим
Формулирование учебной задачи вместе с учителем диалог или сообщение темы
С мотивирующим приемом «Яркое пятно» или «Актуальность».
Видыдиалога
Побуждающий Подводящий
диалог диалог
Побуждающий диалог
Структура
Вопросы или побудительные предложения, провоцирующие, подталкивающие мысль ученика
Признаки
Скачок к неизвестному, догадка – переживание учеником броска, риска.
Возможны неожиданные ответы учеников.
Может быть прекращен с появлением нужной мысли ученика
Подводящий диалог
Структура
Система посильных ученику вопросов и заданий, поводящих его к открытию мысли
Признаки
Пошаговый ход, жесткое ведение мысли ученика, последний вопрос на обобщение. Переживание учеником открытия в итоге. Почти невозможны неожиданные ответы учеников. Не может быть прекращен, идет до конца.
Формы подводящего диалога
Анализирующее коллективное наблюдение . (групповая и парная работа)
Фронтальная дискуссия
Процесс «производства» новых знаний включает четыре звена:
Постановку проблемы (возникает проблемная ситуация, т.е. столкновение с противоречием);
Поиск решения (учащиеся выдвигают гипотезы, но только одна превращается в решение);
Выражение решения (фиксация с помощью схемы, формулы, таблицы, опоры и т.д.)
Реализация продукта (формулировка, опорный сигнал, создание художественного образа)
Технология проблемно-диалогического обучения является:
результативной;
здоровьесберегающей;
общепедагогической.
Мельникова Е.Л.
Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками:
Пособие для учителя.
М., 2002. 168 с.
… ..
..В данном пособии в популярной форме рассматриваются вопросы технологии и подготовки проблемного урока – урока «открытия» знаний. Книга адресована школьному учителю.