СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер -класс по географии " Байкал - Жемчужина России"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный мастер класс позволяет сформировать представления о возможностях применения приемов при организации образовательного процесса.

Просмотр содержимого документа
«Мастер -класс по географии " Байкал - Жемчужина России"»

Мастер-класс по географии

«Байкал - Жемчужина России»



Учителю необходимо постоянно учиться,

Учиться друг у друга.

И лучшим побудителем для этого

должен стать взаимообмен

профессиональным

опытом 
Леонид Боровиков 



Форма мастер-класса: семинар-практикум

Тема мастер-класса: Приемы актуализации знаний в рамках системно-деятельностного подхода в обучении географии.

Время проведения: 15 минут



Цель:

  1. Обучение использованию приемов актуализации знаний в рамках системно-деятельностного подхода в обучении географии.



Задачи:

  1. Сформировать представление о возможностях применения приемов при организации образовательного процесса

  2. Обучить приемам актуализации знаний.

  3. Вызвать у участников мастер-класса интерес и желание развивать свой творческий потенциал.

  4. Развивать творческую активность педагогического коллектива.



Основные принципы: самостоятельность, самооценка, совместная работа и обмен в открытой среде, участие в дискуссиях







Добрый день, уважаемые педагоги!

Я рада приветствовать вас на мастер – классе « Байкал – Жемчужина России». География – это наука открытий, и на своих уроках я открываю с ребятами новые географические широты.

Это можно сделать с помощью различных приемов актуализации знаний, с которыми сегодня я хочу вас познакомить.



Как ты красив, наш батюшка Байкал!

Среди лесов, песчаных дюн и скал.

Стоишь, не зная горести и бед

Уж четверть сотни миллионов лет.

Играют над тобой Сарма, Култук,

А то и Баргузин задует вдруг

И как с цепей сорвавшись, Верховик

Мчит над тобой, ловя прекрасный миг.



-На территории России существует сотни озёр, но самое уникальное – это озеро Байкал. В стихотворении прозвучали слова относящиеся только к этому озеру, какие это слова? Что они означают?

-У каждого из вас на столе лежит текст о Байкале, прочитайте и запишите по 4 ключевых выражения, связанных с озером.



1. Прием «Корзина идей, понятий, имён.. ( Для развития умения воспринимать информацию в ходе работы обучающихся с текстом.)

Первая группа.

Текст «Геология и геоморфология Байкала»

Байкал находится в очень древней котловине. Возраст озера 15-20 миллионов лет (другие озёра обычно имеют возраст 5-15 тысяч лет). Котловина озера образовалась в результате разлома земной коры, т.е. имеет тектоническое строение. Очертания озера – продолговатые. Длина озера 620 км, а ширина – от 24 до 79 км. Байкал – самое глубокое озеро мира. Наибольшая глубина – 1620 м, средняя – уровня Мирового океана, а уровень зеркала воды на 453 м выше. Причина большой глубины озера в его происхождении (тектонический разлом). Несмотря на то, что возраст озера очень древний, на территории котловины и его берегов до сих пор происходят движения земной коры. На Байкале 27 островов, самый большой остров Ольхон (73 км в длину и 11 ум в ширину).

Вторая группа

Текст «Климат Байкала»

Климат Прибайкалья умеренный резко-континентальный. Зима очень холодная – средняя температура января - 24ºС. Лето на берегах озера прохладное, средняя температура июля +15ºС. Из-за неравномерного нагрева суши и вод озера образуются перепады атмосферного давления, в результате возникают местные ветры:

- сарма – ураганный ветер, поднимающий штормовые волны на Байкале, - верховик – спокойный ветер, без резких порывов. У берега волнений почти нет, но в открытой части озера вода быстро темнеет и покрывается белой пеной, -------------------------------------------------------------------------------------------- баргузин - могучий ветер, дует главным образом в центральной части озера из Баргузинской долины поперек и вдоль Байкала. Этот ветер дует ровно, с постепенно нарастающей мощью, -------------------------------------------- култук - ветер, дующий от южной оконечности Байкала вдоль озера. Култук несет с собой жестокие штормы и дождливую погоду. Чаще и сильнее култук бывает осенью.

Третья группа

Текст «Органический мир Байкала»

Уникален органический мир Байкала. В озере встречаются около 1500 видов животных и более 1000 видов растений, большая часть растений – водоросли. 70% обитателей озера – эндемики, т.е организмы, не встречающиеся нигде более, только на Байкале. К таким видам относится голомянка – живородящая рыбка, не имеющая чешуи. Она розовато-белая, полупрозрачная, состоит в основном из жира. Раньше голомянку собирали с поверхности воды (мёртвая она не тонет, т.к жир легче воды) и вытапливали из неё жир, который использовали для освещения или в лечебных целях. ----------------------------------------------------------------------------------- Из рыбных ресурсов Байкала наиболее ценные хариус, сиг, байкальский омуль. Омуль невелик по размерам: длина рыбы – 30-40 см, а вес – 2-4 кг. ---- Обитает в озере и тюлень – байкальская нерпа. Она в точь-в-точь похожа на тюленя, обитающего в морях Северного Ледовитого океана. Пресноводный тюлень – загадка для зоологов.

Выпишите по 4 слова или выражения, связанных с предложенным понятием «Озеро Байкал».

№ п/п

Особенности природы




1


Геология и геоморфология






2


Климат






3


Органический мир





Это позволяет сформулировать кластер (пучок) и выяснить первоначальные представления обучающихся о Байкале, как о жемчужине России.

- Выполнив данную работу, мы можем сформулировать первоначальные представления об озере.

2. Приём пучок-кластер.



Байкал

Геология Климат Органический мир

Возраст(15-25 млн. лет) Температура Эндемики

Происхождение

(тектоническое) Ветер Животные

АД Растения

Мы составили с вами пучок-кластер на котором можно четко увидеть все особенности изучаемого географического объекта.

- А действительно ли озеро Байкал так интересно и уникально?

Давайте сравним его с еще одним крупным озером России.

3. Третий приём. Концептуальная таблица ( оказание помощи ребятам систематизировать информацию, проводить параллели между явлениями и фактами). Работа у доски

Байкал

Линии сравнения

Ладожское

юг Восточной Сибири

1.В какой части страны находится озеро?

Северо-Запад восточно-европейской равнины

через Ангару

2. Выход к морю.

Через реку Неву в Балтийское море

1642м

3. Глубина.( я говорю)

До 230м

До 40м

4.Прозрачность.( я говорю)

До 4,5м

Самое чистое и пресноводное

5.Ценность для страны.

Проходят транспортные пути

буряты

6.Народности.

карелы

4. приём « Что это?» ( для развития памяти)

1. Это субъект Российской Федерации.

2. Он расположен на юге Восточной Сибири.

3. Это центр области, находящийся вблизи объекта Всемирного наследия.

4. Он входит в десятку наиболее посещаемых мест России.

5. Его основной этнос- буряты.

6. В нем находится крупный ЦБК.

(Иркутск)







5. Приём «Воображаемое путешествие»

Мы с Вами увидели, что данный природный объект уникален, удивителен и таит ещё много загадок, которые предстоит Вам решить. Давайте совершим воображаемое путешествие на Байкал. Но прежде задайте себе вопросы

- в какое время года вы хотите там побывать?

- что бы вы хотели увидеть?

- какие чувства вы испытываете, когда слышите слово Байкал?

Закройте глаза и перенеситесь мысленно на тысячи километров.



Байкал служит источником вдохновения и восхищения. Это святыня для всех людей, проживающих на его берегах.

(видеоролик)

6. Приём-рефлексия.

Мы слаженно сегодня трудились. У вас на столах лежат карточки с недописанными предложениями. Выберите для себя - то предложение, которое вам хочется прочитать и продолжить вслух.

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Я выполнял задания…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Я почувствовал, что…

Я приобрел…

Меня удивило…

Урок дал мне для жизни…

Мне захотелось…




Творческих Вам успехов!