Слайд 1 | - Добрый день, уважаемые коллеги! Тема моего мастер – класса посвящена способам формирования РУУД через применение интеллект – карт на уроках литературного чтения в начальной школе. |
Слайд 2 | - Посмотрите , пожалуйста, на экран. Подумайте, что объединяет этих людей? |
Видео | - Вы правы. Демонстрация фрагмента мультфильма. |
Слайд 3 | - Вы уже догадались, что сегодня мы попробуем составить интеллект – карту для характеристики героев произведения Алана Милна “Винни Пух и все, все, все”. |
Слайд 4 | - Хочу напомнить, что интеллект-карта – это инструмент, позволяющий , как структурировать, так и визуализировать информацию, организовывать ее в виде понятных рисунков и символов, что способствует формированию ассоциативных связей, позволяет мыслить, используя весь творческий и интеллектуальный потенциал. |
Слайд 5 | - Работа по созданию карт может быть парной, групповой и индивидуальной, в зависимости от подготовленности класса. Т. к мы сегодня будем знакомиться с составлением интеллект – карт, предлагаю работу в паре. |
Слайд 6 | - Предлагаю еще раз познакомиться с законами построения интеллект – карт. Чем больше лист, тем лучше. Минимальный рекомендуемый формат — A4. Лист необходимо расположить горизонтально. В центре рисуется основная идея. |
Слайд 7 | От центрального образа рисуются ветки первого уровня, ассоциирующиеся с ключевыми понятиями, центральной идеи. Под- идеи |
Слайд 8 | К веткам первого уровня при необходимости добавляются ветки 2 го уровня раскрывающие идеи веток 1-го уровня. При построении карты используется максимальное количество цветов, отображающих разнообразие идей. |
Слайд 9 | По возможности, можно добавлять рисунки, символы, смайлы, ассоциирующиеся со словами на ветках. Это мнемонический приём, связывающий пару – слово-образ. Таким образом, интеллект-карта подразумевает формирование такого общеучебного навыка как знаково-символическое моделирование. |
Слайд 10 | С помощью стрелок, соединяющих понятия на разных ветках, устанавливаются причинно-следственные связи |
Слайд 11 | Иерархия мыслей отображается нумерацией веток. Зрительное выделение информационных блоков осуществляется за счёт введения цветных ореолов. |
Слайд 12 | - Учитывая возрастные особенности младших школьников, считаю, что данный алгоритм сложен для них, поэтому я адаптировала его под возможности детей своего класса. Он включает: 1.Извлечение информации из текста или видео. 2.Составление плана работы или списка понятий, которые будут нанесены на карту, 3.Выделение ассоциаций первого порядка 4.Определение того, к какой ассоциации первого порядка относятся понятия (классификация) 5.Создание карты: добавление иллюстраций, по возможности символов. 6.Нанесение на карту связей между понятиями - Давайте попробуем составить интеллект – карту по данному алгоритму. - Итак, у вас в конвертах лежат изображения героев сказки Алана Милна “Винни Пух и все, все все…”. Это и будет основной идеей вашей интеллект – карты. Приклейте картинку в центр листа. Подпишите имя. Не забывайте, что чем ярче карта , тем лучше. |
Слайд 13 | - Далее, чтобы интеллект - карты имели приблизительно одну структуру, необходимо набросать план, по которому мы будем работать. Давайте подумаем, по каким критериям мы можем охарактеризовать героев. Выделите главное. План на доске. / внешность, поведение, характер, события, друзья, дом и семья/ - При отборе понятий первого порядка обучающиеся проявляют познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. Также на данном этапе при составлении плана формируются навыки планирования, коррекции . |
Слайд 14 | - Вернемся к алгоритму составления интеллект – карты Теперь , выделив понятия первого порядка, рисуем разноцветные стрелки от центрального образа и на концах стрелок записываем эти понятия. - Далее необходимо наполнить эти понятия признаками. Для этого возьмите из конвертов “разноцветные страницы”. На них дана информация сразу по всем героям. Вам нужно выбрать и записать информацию, относящуюся к вашему герою. - На данном этапе происходит отбор и коррекция признаков, а также умение действовать по плану. - Каждое готовое понятие обведите в ореол- островок определенного цвета и раскрасьте. Здесь же можно придумать и добавить рисунки- ассоциации или рисунки-символы для каждого понятия. - На данном этапе работы я формирую общеучебное умение - знако -символическое моделирование. - Затем проведите стрелки, показывающие взаимосвязи между признаками и понятиями. В ходе работы дети учатся контролировать и корректировать свои действия. - У всех ли все получилось? Готовы ли вы представить интеллект- карты. - Считаю, что на литературном чтении интеллект- карты помогают охарактеризовать героев, их поступки, высказать свое отношение к ним. Также могут служить опорой при пересказе, а в дальнейшем могут быть использованы для подготовки к творческим работам и сочинениям. |
Слайд 15 | - Существуют критерии оценивания интеллект –карт. При анализе интеллект-карт оценивается : яркий, объемный центральный образ; чёткая разветвлённая структура; наличие рисунков-символов , рисунков -ассоциаций, смайлы, побуждающих ассоциирование; блоков / “островков”/ , подчёркивающих структуру; связей между элементами структуры. красочность содержания интеллект-карты. - Считаю, что приведенные выше критерии могут использоваться как для оценки, так и самооценки интеллект –карты. |
Слайд 16 | Попрошу вас оценить свою работу, воспользовавшись символами на слайде. |
Слайд 17 | - Для меня, как учителя начальных классов данная технология является ценной находкой, т. к интеллектуальное развитие обучающегося с применением карт осуществляется посредством развития детских ассоциаций, что способствует осознанному приращению знаний . Рисование интеллект- карт - необычный вид деятельности, почти игровой, но это эффективный способ работы с информацией. Его характеризует наглядность, привлекательность, запоминаемость, побуждение к творчеству. Также эта технология позволяет развивать регулятивные УУД : планирование, проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве, контроль, коррекцию, оценку и самооценку. |