СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс по смысловому чтению.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс по смысловому чтению.»

Творческая лаборатория

Елена С. Добрый день, дорогие ребята! Добрый день, уважаемые коллеги! Мы приглашаем вас совершить вместе с нами удивительное путешествие в страну, название которой - «Смысловое чтение». Во время путешествия, ребята, мы должны будем показать педагогам, как учимся осмысленно читать текст, с пониманием, стремимся открывать для себя его поучительный смысл, какие помощники поддерживают нас на этом пути. Очень хочется вспомнить слова великого русского педагога Константина Дмитриевича Ушинского: «Читать – это еще ничего не значит. Что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное звено». Пусть эти слова станут для нас путеводителем.

Гостеприимно встречает нас детская писательница Валентина Александровна Осеева и герои ее рассказа, заглавие которого мы назовем чуть позже. Этот замечательный текст мы сегодня прочитаем вместе.

А помогать нам будет не совсем обычный прием. Прежде чем я вас познакомлю с ним, объединимся в группы. Первую группу назовем «Читатели». У второй группы тоже есть название – не совсем обычное: «Вопрос!».

Вам, «Читатели» я предлагаю текст рассказа в одном экземпляре. Заранее я разделила его на смысловые части. Передавая текст друг другу, вы будете читать его по очереди. Главная задача: читать с пониманием, чтобы затем ответить на вопросы: их вам будет задавать другая группа. Для чего? Чтобы проверить, понимает ли текст читающий. Как будут появляться вопросы? Как только прозвучит первая часть текста я расскажу вам об этом.

Звучит первая часть рассказа

Елена С. Спасибо! Группа «Вопрос» готова к проверке понимания «Читателями» текста. На экране для всех и на листочке у вопрошающих - несколько вопросов. Среди них есть лишний – он не отражает ни содержания, ни смысла прозвучавшего текста. Исключите его и задайте «Читателям» только те вопросы, которые имеют отношение к данной смысловой части. Пожалуйста!

Представитель группы. Вопрос, который мы решили исключить, - Как Алеша оказался на дереве?

Елена С. Слушаем – задавайте подходящие вопросы.

«Вопрос» - «Читатели»

- Что увидела Катя на столе? (Катя увидела лужицы бурой воды).

- На кого подумала Катя? (Она поняла сразу, что напроказничал брат Алеша).

- Как повела себя Катя, увидев беспорядок? (От огорчения Катя закричала и заплакала).

Елена С. Как будут разворачиваться события дальше? Пожалуйста, «Читатели», - вам слово.

Звучит вторая часть рассказа

Елена С. Список вопросов снова готов. Исключите лишний и задайте, те что непосредственно относятся к содержанию прозвучавшей части. Какой вопрос заблудился?

Представитель группы «Вопрос». Заблудившийся вопрос - Какой несчастный случай произошел с Алешей?

Елена С. Продолжайте.

«Вопрос» - «Читатели»

- Что выдавало в Алеше виновника? (Перепачканные краской щеки и нос).

- Что сказал Алеша, увидев сестру в слезах? (Ничего я тебе не сделал!).

- В чем проблема? Почему произошел конфликт? (Алеша не понимал, почему сестра так расстроилась, не хотел сознаваться и извиниться, а именно в этом нуждалась Катя).

- Как повела себя Катя, встретившись с Алешей? (Катя бросилась на брата с кулаками и закричала: «Я тебе отомщу!»)

- Никто здесь себя не узнает? Не надо отвечать вслух, просто попробуйте ответить самому себе – честно и искренне (полминутки).

Елена С. Позвольте и мне поучаствовать в диалоге. Какое слово прозвучало из уст героини? Повторите его (Отомщу). Заметьте, именно это слово автор вынесла в название рассказа. И каждый из нас сейчас находится в напряженном ожидании, задается вопросом, отомстит ли Катя. Что же за этим последовало на самом деле? «Читатели», слушаем вас!

Звучит третья часть рассказа

Елена С. Группа «Вопрос» готова? Какой вопрос лишний?

Представитель группы «Вопрос». В каком классе училась Катя?

Елена С. Продолжайте опрос.

«Вопрос» - «Читатели»

- Почувствовал ли Алеша свою вину? (Нет, не почувствовал).

- Что могло бы решить проблему, а значит и разрешить конфликт? (Признание и раскаяние Алеши).

- Что случилось с Алешей? (Он упал с дерева)

Елена С. Интересно, что дальше ожидало героев рассказа, уважаемые «Читатели»?

Звучит четвертая часть рассказа

Елена С. И снова – вопросы. Какой вопрос ловушка?

Представитель группы «Вопрос». Вопрос-ловушка – С кем сравнивает автор Алешу?

Елена С. Задаем вопросы.

«Вопрос» - «Читатели»

- Почему Катя бросилась в сад? Что взволновало ее? (Алеша упал с дерева, Катя испугалась за своего брата и поспешила ему на помощь).

- Поверил ли Алеша в желание сестры помочь ему? (Нет. Он словно ждал наказания: втянул голову в плечи, зажмурился).

Елена С. Мы подошли к финалу рассказа. Близка развязка. Пожалуйста, «Читатели»!

Звучит заключительная часть рассказа

Елена С. И снова нас встречают вопросы, а среди них, как всегда, лишний. Назовите его.

Представитель группы «Вопрос». В чем особенности внешности Алеши?

«Вопрос» - «Читатели»

Елена С. Какие вопросы для читателей мы подготовили?

- Как проявила Катя заботу о брате? (Она обняла его за плечи и осторожно поставила на ноги).

- Почему Алеша заплакал? (Алеша понял, что виноват: он поступил неправильно).

- Разрешился ли конфликт? Благодаря кому и чему? (Да, разрешился. Катя забыла о своих обидах и проявила искреннюю заботу о брате. Алеша раскаялся в своем поступке, пообещал сестре, что никогда не будет брать ее краски)

Елена С. С последним вопросом списка мне хотелось бы обратиться к нашим учителям. Так почему же автор назвала свой рассказ «Отомстила»? Нет ли в этом противоречия? Объясните, пожалуйста (Выслушиваются ответы)

Елена С. Пока мы путешествовали - учились читать рассказ осмысленно, учились задавать вопросы и находить на них ответы, на нашем пути выросло «Дерево вопросов» - с пышной и яркой кроной, крепким стволом и могучими корнями. «Дерево вопросов» - это тоже удивительный помощник в стране Смыслового чтения. Каждой части дерева принадлежит свой, особый набор вопросов. Давайте найдем место на этом «Дереве…» нашим вопросам. Подсказки – рядом: и вспомогательные слова, с помощью которых можно составить вопросы для кроны и ствола; и примеры вопросов для корня.

Вопросы я написала на отдельных листочках и перемешала их. Разделила на три части для работы в трех группах. Состав двух нам уже известен – он остается прежним, а в третью мы приглашаем наших педагогов.

В течение 7 минут вам необходимо рассортировать вопросы и закрепить их на «Дереве…». Учителя будут работать самостоятельно, а в детские группы мы позовем консультантов из числа моих коллег! Начали.

По мере готовности вопросы прикрепляются

к «Дереву вопросов»


Елена С. Вам понравилось «Дерево вопросов»? На меня оно тоже производит яркое впечатление.

- Скажите, ребята, в какой части нашего «Дерева…» мы поместили самые важные вопросы? Именно они помогают определить главную мысль рассказа, понять, в чем заключается его смысл, эти вопросы требуют осмысленного чтения и обоснованного - развернутого ответа? (Выслушиваются ответы) Верно. Это вопросы корня.

Сегодня еще не прозвучал самый главный – корневой вопрос. Но он уже появился на экране: В чем для вас поучительный смысл рассказа? Давайте все вместе поищем ответ! (Выслушиваются ответы)

Верно! Попробую обобщить.

Рассказ Валентины Александровны Осеевой:

  1. Это яркий пример того, что нет смысла отвечать злом на зло. Ведь именно своей искренней, неподдельной любовью и заботой главная героиня Катя заставила брата пожалеть о сделанном, осознать неправильность своего поведения. Это и помогло разрешить конфликт наилучшим образом.

  2. Лучше никогда не совершать плохие поступки, чтобы потом не дрожать от страха перед наказанием.

  3. Этот рассказ учит нас быть добрее, уметь прощать и любить друг друга.

Елена С. Вот и состоялся разговор о главном вместе с героями Валентины Александровны Осеевой.

Наше увлекательное путешествие в страну Смыслового чтения вместе с уважаемыми педагогами завершилось. Давайте поблагодарим всех. И до скорых встреч (хлопаем в ладоши)