Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Ленская средняя общеобразовательная школа»
Конспект мастер – класса
по теме: «Воспитание ответственности»
Разработала: Смолякова Юлия Николаевна,
учитель математики
С.Ленск, 2019
Данный мастер-класс может быть интересен классным руководителям
с 1 по 11 класс
Актуальность темы очень важна в настоящее время, так как прежде чем воспитать ответственность у учащихся родители должны научиться быть примером своему ребёнку и ответственными за свои поступки.
Цель мастер-класса: повышение уровня мастерства классного руководителя .
Задачи: познакомить с приемами и способами работы с родителями.
Ожидаемые результаты мастер - класса:
повышение креативности педагогов;
возможность применения педагогами и классными руководителями данных приемов и методов в своей практике;
изучение опыта работы по теме мастер-класса;
рост мотивации участников мастер-класса к формированию собственного стиля по данной проблеме;
практическое освоение участниками мастер-класса организации группового обсуждения заданной проблемы;
Методы:
Интерактивно – наглядный;
Исследовательский метод в выборе из списка основных прав и обязанностей учителя, родителей, учащихся;
Приёмы:
выбора;
поделись своими чувствами;
обсуждения проблем в группах;
беседа с показом практических действий;
Использование наглядности:
презентация к мастер-классу;
высказывания знаменитых людей на доске;
пословицы и поговорки на тему собрания;
видеоролик «Я -настоящий»
Раздаточный материал:
памятки «Ребенок –зеркало своих родителей»
памятки по ведению тетрадей;
конверты с заданиями для обсуждения;
корзина чувств;
Структура плана конспекта мастер-класса на тему: «Воспитание ответственности»
1.Вступительная часть Корзина чувств
2. Обсуждение прав и обязанностей из предложенных списков
(работа проходит в группах)
1 группа- учителя;
2 группа- родителей ;
3 группа- учащихся;
3.Теоретическая часть. Что понимается под словом обязанности?
4. Обсуждение типичных педагогических ситуаций из жизни данного класса.
5.Советы родителям по воспитанию ответственности. Раздаются памятки.
6.Просмотр видеоролика «Я настоящий».
7.Рефлексия.
(На мастер-классе в роли родителей выступают педагоги)
Родители заходят в класс. На специально отведённом столе лежат стопки рабочих тетрадей учащихся. Родители выбирают тетради своего ребёнка и садятся за столы, которые поставлены так, чтобы все родители класса оказались поделены на группы по 5 -6 человек.
1.ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ:
Здравствуйте, уважаемые папы и мамы! Я рада приветствовать Вас на нашем с Вами уже не первом родительском собрании. Прошло 3 четверти. Многое уже произошло за это время. Много чувств и эмоций поселилось в Вашей душе с тех пор, как Ваш ребёнок стал первоклассником. Возможно, эти чувства прочно засели в Вашем сердце и заполнили всё Ваше существование.
Корзина чувств.На каждом из столов есть конверты с карточками разнообразных чувств: и позитивными, и негативными. Мне бы хотелось, чтобы Вы открыли конверты и выбрали карточку с тем названием Ваших ощущений, которое переполняет Вас уже длительный период времени.
(Родители по очереди делятся своими эмоциями.)
ЗАДАНИЕ ПОЗВОЛЯЕТ АКЦЕНТИРОВАТЬ ВНИМАНИЕ НА ВАЖНЫХ СОБЫТИЯХ, КОТОРЫЕ ВОЛНУЮТ РОДИТЕЛЕЙ, ВЫЯВИТЬ ПРОБЛЕМЫ И ТРУДНОСТИ, ВОЗНИКАЕМЫЕ В СЕМЬЯХ, И ОБСУДИТЬ ЭТИ ПРОБЛЕМЫ В ХОДЕ СОБРАНИЯ.
(секретарь фиксирует основные проблемы в протоколе собрания)
УЧИТЕЛЬ: «Я выслушала Ваши впечатления. Огромное спасибо за Вашу откровенность. На какие-то из Ваших проблем мы попробуем дать ответ сегодня на собрании, а другие, может быть, удастся решить в индивидуальном порядке. У меня тоже накопилось много впечатлений и если Вы позволите, то я хочу поделиться ими.
(Учитель делится своими впечатлениями о том, что должны усвоить дети на момент окончания третьей четверти и какие фактические результаты имеют учащиеся на данный период. Учитель показывает образец работы «Как должно быть», а родители в тетрадях своего школьника видят «Что получилось?». Чтобы решить проблему единого каллиграфического режима, учитель раздает памятки по ведению тетрадей и даёт рекомендации. (памятки, приложение 1)
Обсуждение прав и обязанностей учителя, родителей и учащихся.
РАБОТА В ГРУППАХ. Успеваемость ученика в школе зависит от многих обстоятельств.
Давайте сначала поговорим о правах и обязанностях учителя, родителей и учащихся.
-Давайте познакомимся с основными обязанностями учителя. (1 группа)
-Определим основной круг обязанностей родителей.(2 группа)
-Выявим круг обязанностей ученика.(3 группа)
(приложение 2)
ЧТО ПРЕДПОЛАГАЮТ ОБЯЗАННОСТИ?
Обязанности предполагают ответственность.
Для учителя – это ответственность за результаты обучения и воспитания детей.
Для родителей – это ответственность за создание условий для успешного обучения и воспитания детей
Для детей – это исполнение обещаний родителям, бабушке с дедушкой, учителю.
Раньше считалось, основная роль в воспитании детей принадлежит школе, но современные социологи утверждают:
50 % воспитывает семья,
30 % - телевидение
10% -улица.
10 % - школа,
Ребёнок – это зеркальное отражение семьи. Чтобы не говорили в школе, ученик поступит так, как поступают в его семье.
(раздать памятку для родителей, приложение 3)
Обсуждение педагогических ситуаций, которые возникали в классе. (каждой группе выдается одна из ситуаций)
1.Ребенок систематически опаздывает в школу. Он приходит через 5-7 мин . после звонка. Дети уже начали заниматься. Идет урок. А он приходит и начинает долго готовиться к уроку. В результате: выполнил половину задания, почти не понял новую тему урока, да и при этом отвлекал соседей по парте. ЧТО ВЫ ПОСОВЕТУЕТЕ УЧИТЕЛЮ ?А РОДИТЕЛЯМ?
2. Ситуация в столовой. Дети плохо едят суп. Они прибегают в столовую и , даже не пробуя суп, хватаются за второе. Некоторые родители просто отказались от обедов. Учитель проводила беседу о здоровом питании. Говорила детям о пользе супа и каши, но проблема не решилась. Что делать? Ваши советы учителю. Правы ли те родители, которые отказались от обедов?
3. Однажды в классе у одного из детей пропал телефон. Через неделю этот телефон принес папа одного из одноклассников. Папа объяснил учителю, что нашел телефон накануне, когда наводил порядок в игрушках сына. Учитель не стала афишировать эту ситуацию в классе, дабы не навешивать ярлык «вор» в неосознанном поступке первоклассника. Телефон просто вернули владельцу. ЧТО ВЫ ДУМАЕТЕ О ПАПЕ МАЛЬЧИКА? КАК БЫ ВЫ поступили на месте учителя?
4. В третьей четверти первоклассники занимались на лыжах во время уроков физкультуры. Ещё в начале четверти классный руководитель предупредила родителей о том, что не желает брать на себя ответственность за утерянные лыжи и просила после каждого урока физкультуры уносить лыжи домой. Однако, некоторые родители проигнорировали предупреждение учителя. Лыжи пропали у одного из ребят класса, хотя и были подписаны. Родители мальчика пошли к директору и стали требовать наказать учителя. ЧТО В ТАКОМ СЛУЧАЕ ДЕЛАТЬ УЧИТЕЛЮ? ПРАВЫ ЛИ РОДИТЕЛИ? КАК БЫ ВЫ ПОСТУПИЛИ В ЭТОМ СЛУЧАЕ?
5. В классе есть мальчик, который обижает других ребят. Учитель не раз беседовал с ним о его поведении, но не помогло ни разу. Тогда учитель написал замечание в дневник. На завтра учительница обнаружила ответ, в котором родители аргументировали, что их мальчик дерётся только тогда, когда на него нападают. Просили не встревать учителя в такие отношения учащихся и предложили: «Пусть разбираются сами». КАК ТУТ БЫТЬ?
Спасибо за содержательный диспут. Я думаю, что он был полезен для всех!!!
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ПО ВОСПИТАНИЮ ОТВЕТСТВЕННОСТИ:
ВЫВОД:
Давайте обратимся к пословицам:
Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому.
Детей наказывают стыдом, а не кнутом.
Каковы батьки и матки, таковы и дитятки.
Отец должен быть для своих детей другом, а не тираном.
Инструктаж по технике безопасности и ответственности родителей за жизнь и здоровье детей в весенний период.
(Родители расписываются )
Знакомство со статьями:
«А если не хочет?» Ю.Б.Гиппенрейтер
«Общаться с ребёнком .Как?»
Просмотр видеоролика «Я настоящий»
РЕФЛЕКСИЯ
Напишите на предложенных листочках своё впечатление о собрании.
Приложение 1
ЧУВСТВА
БЕСПОКОЙСТВО
ОБИДА
УДОВЛЕТВОРЕНИЕ
ВОСХИЩЕНИЕ
РАДОСТЬ
ОГОРЧЕНИЕ
ГОРДОСТЬ
УВАЖЕНИЕ
ИСПУГ
ПОСТОЯННОЕ ВОЛНЕНИЕ
ВОЛНЕНИЕ
УДИВЛЕНИЕ
Приложение 2.
Ученик имеет права:
на получение впервые бесплатного начального, основного, среднего, полного (общего) образования, начального профессионального образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, развития своей личности, своих талантов, умственных и физических способностей;
на участие в управлении школой в соответствии с ее Уставом;
на уважение своего человеческого достоинства, уважительное отношение со стороны персонала школы;
на свободное выражение своих взглядов, мнений и убеждений (в корректной форме, не оскорбляя чужие мнения, взгляды);
на открытую оценку своих знаний, умений, получение оценки по каждому предмету исключительно в соответствии со своими знаниями и умениями;
на выражение своего мнения при выборе родителями формы образования и вида образовательного учреждения;
на участие в культурной жизни школы, организуемых в ней мероприятиях, соответствующих его возрасту;
на добровольное участие в трудовой деятельности по благоустройству школы;
на обеспечение учебной литературой из фондов школьных библиотек;
на создание различных общественных объединений, если они не противоречат Уставу школы;
на дополнительную бесплатную помощь учителей в приобретении знаний на специальных занятиях, предусмотренных графиком работы школы и учителя;
на отдых в перерывах между уроками и в каникулярное время;
на перевод в другую школу;
на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг;
знать о поставленных ему оценках, как за устные, так и за письменные работы;
быть выслушанным;
создавать собственную организацию по защите прав учащегося в составе учеников, родителей, учителей;
задавать вопросы учителю во время уроков, если не понял материал во время объяснения в корректной форме;
в корректной форме отстаивать свои взгляды и убеждения при обсуждении различных спорных вопросов.
Обязанности ученика:
ученик приходит в школу за 15 – 20 минут до начала занятий чистый и опрятный, снимает в гардеробе верхнюю одежду, надевает сменную обувь, занимает свое рабочее место до звонка, готовит все необходимые принадлежности;
запрещается употребление непристойных выражений и жестов;
нельзя без разрешения администрации или медицинской сестры (не предупредив классного руководителя и по согласию с родителями) уходить со школы и покидать ее территорию в урочное время;
в случае пропуска занятий до 2-х дней ученик должен предоставить классному руководителю записку от родителей (лиц их заменяющих) о причине отсутствия на занятиях. В случае пропуска 3-х и более дней, учащийся должен предоставить справку из медицинского учреждения;
во время урока нельзя шуметь, отвлекаться самому и отвлекать других от занятий разговорами и не относящихся к уроку делами;
если во время урока ученику необходимо выйти из класса, то он должен попросить разрешения педагога (поднять руку);
нельзя приносить на территорию школы с любой целью и использовать любым способом оружие (ножи, газовый баллончик и др.);
ученик школы должен проявлять уважение к старшим, заботиться о младших;
вне школы учащиеся ведут себя так, чтобы не уронить свою честь и достоинство, не запятнать имя семьи и школы;
ученики берегут имущество школы, аккуратно относятся как к своему, так и к чужому имуществу, соблюдая чистоту и порядок на территории школы;
ученикам следует во всех случаях соблюдать чужие права собственности. Школьные принадлежности, одежда и прочие вещи, находящиеся на территории школы, принадлежат их владельцам;
в школе и на ее территории запрещено курение и распитие спиртных напитков;
учащиеся обязаны соблюдать деловой этикет при общении в школе (не разрешается жевать резинку, пользоваться мобильным телефоном на уроке и т.д.);
ученик обязан выполнять домашнее задание в сроки, установленные школьной программой;
приносить на занятия все необходимые учебники, тетради, пособия,
инструменты и письменные принадлежности;
во время перемены учащиеся могут свободно перемещаться по школе, кроме тех мест, где им запрещено, находится в целях безопасности (чердак, подвал, кухня, физическая и химическая лаборатории);
во время перемен учащимся запрещается бегать по лестницам, вблизи оконных проемов и в других местах, не приспособленных для игр;
во время перемен учащимся запрещается толкать друг друга, бросаться предметами и применять физическую силу;
категорически запрещено самовольно открывать окна, сидеть на подоконниках.
Рекомендации к внешнему виду учащихся:
в школу ученики должны приходить в опрятной одежде, предназначенной для занятий;
одежда должна соответствовать возрасту и социальному статусу, выражать уважение хозяина к самому себе и к обществу;
рекомендуется не применять излишнюю косметику и не носить много украшений на занятия;
спортивная одежда предназначена для уроков физической культуры, на других уроках она не уместна;
находиться в школе в верхней одежде без особых причин не разрешается;
на торжественные общешкольные мероприятия учащиеся приходят в соответствующей форме;
на праздничные вечера, концерты учащиеся выбирают одежду по рекомендации родителей и по своему усмотрению.
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ УЧИТЕЛЕЙ
Учитель имеет право:
на защиту человеческого достоинства, если оно нарушено со стороны администрации, родителей ученика или ученика;
на свободу совести;
в деликатной форме высказывать претензии к ребенку, к родителям;
на защиту от вмешательства родителей в круг профессиональных обязанностей учителя;
на защиту профессиональной чести и достоинства;
требовать от родителей создания нормальных условий для учебы ребенка: рабочее место, режим дня (в пределах норм установленных законом);
требовать от родителей посещения родительских собраний;
требовать от учащихся соблюдения Правил школьной жизни, уважения к традициям школы;
приобщать учащихся к ведению здорового образа жизни, не нарушая их прав и свобод.
Учитель обязан:
приходить вовремя на урок;
быть нравственным примером для своих учеников;
повышать свой профессиональный уровень;
уважать право ребенка на собственное мнение и убеждение;
поддерживать дисциплину методами, исключающими физическое насилие, унижение и оскорбление личности учащегося;
предупреждать возможный травматизм;
нести ответственности за жизнь и здоровье учащихся на своем уроке;
своевременно выставлять оценки в журнал и дневник учащегося;
не выгонять ученика с урока, даже если он нарушает дисциплину;
отпускать ребенка из школы во время занятий только при наличии справки медицинской сестры или записки родителей;
во время учебных занятий при опросе по пройденной теме оценивать не личность и поведение ребенка, а его ответ. Учитель не имеет права ставить оценку в журнал за поведение на уроке или перемене;
сравнивать ученика с самим собой, а не с другими учениками;
найти положительные моменты даже в неудовлетворительной работе ученика.
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ
Родители имеют право:
на выбор для своих детей форм образования и видов образовательных учреждений, в том числе семейного образования, экстерната или получения образования в негосударственных учебных заведениях;
на ознакомление с Уставом школы и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса;
на участие в управлении общеобразовательным учреждением, в котором обучаются их дети (родительские комитеты классов, Совет школы, Попечительский совет);
на ознакомление с ходом и содержанием образовательного процесса, а также с оценками успеваемости своих детей;
на перевод ребенка, получившего образование в семье, для продолжения образования в образовательное учреждение при положительной аттестации;
при возникновении спорных вопросов обсуждать их с учителем или администрацией школы;
оказывать материальную помощь образовательному учреждению в форме, предусмотренной Уставом, знакомиться с материалами об использовании средств;
проживающие отдельно от ребенка родители имеют право на посещение родительских собраний, а также на получение информации о своем ребенке, если это не противоречит закону и не наносит вреда ребенку;
с согласия администрации познакомиться с учителем, с расписанием уроков до начала учебного года;
требовать соблюдение прав ребенка;
на полную информацию об учебном процессе;
на дополнительную встречу с учителем, если родитель считает, что на то есть основания;
высказывать обоснованную критику в адрес школы на родительских собраниях, а также при встрече с директором школы;
в случае конфликта между родителями и учителем, между родителем и учителем, между учителем и учащимися, а также в случае конфликта между самими учащимися на перевод ребенка с согласия администрации в другой класс.
Родители обязаны:
обеспечить и защищать права и интересы своих детей не причиняя вреда их физическому и психическому здоровью, нравственному развитию, воспитывать детей , исключая пренебрежительное, грубое, жестокое, унижающее человеческое достоинство, обращение, оскорбление, эксплуатацию;
обеспечить детям до 15 лет получение основного общего образования в общеобразовательной школе или другом приравненном к ней по статусу образовательном учреждении;
выполнять Устав образовательного учреждения;
не допускать неоправданного вмешательства в работу преподавателей по вопросам, которые по своему характеру входят в круг профессиональных обязанностей;
следить за внешним видом ребенка;
обеспечить ребенка всем необходимым для посещения школы (канцелярские принадлежности, спортивная форма, дополнительные учебные пособия);
регулярно посещать родительские собрания, посещать школу по вызову классного руководителя или администрации;
отпускать ребенка на внеклассные школьные мероприятия, если ребенок здоров и сам того желает;
по возможности выделять материальные средства на посещение театров и музеев, если этого требует программа класса или школы;
соблюдать внутренний распорядок школы (не отвлекать учителя по вопросам во время урока);
контролировать посещаемость уроков, выполнение домашних заданий и результаты учебного процесса.
Приложение 3
ТЕСТ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
А на правой стороне доски записываются следующие фразы игры – теста «Какой вы родитель?»:
1. Сколько раз тебе повторять!
2. Посоветуй мне, пожалуйста.
3. Не знаю, что бы я без тебя делала!
4. И в кого ты такой уродился?
5. Какие у тебя замечательные друзья!
6. Ну, на кого ты похожа!
7. Я в твое время!
8. Ты моя опора и помощница(к).
9. Ну, что за друзья у тебя!
10. О чем ты только думаешь!
11. Какая ты у меня умница!
12. А ты как считаешь, сынок (доченька)?
13. У всех дети как дети, а ты?
14. Какой ты у меня сообразительный (ая)!
. Провести с родителями тест – игру «Какой вы родитель?». Родителям предлагается выбрать из перечисленных на доске те фразы, которые наиболее часто употребляются ими в общении с детьми. После сделанного выбора называется родителям балл оценки данных фраз:
1 – 2 8 – 1
2 – 1 9 – 2
3 – 1 10 – 2
4 – 1 11 – 1
5 – 1 12 – 1
6 – 2 13 – 2
7 – 2 14 – 1
Каждый родитель подсчитывает сумму баллов оценки избранных фраз. Сообщаются оценочные суждения авторов теста – игры:
7 – 8 баллов – вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас. Ваши отношения способствуют становлению его личности;
9 – 10 баллов – вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает вас, хотя и не всегда с вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств;
11 -12 баллов – вам необходимо быть к ребенку повнимательнее. Вы пользуетесь у него авторитетом, но, согласитесь, авторитет не заменит любви. Развитие вашего ребенка зависит от случая в большой степени, чем от вас.
13 – 14 баллов – вы и сами чувствуете, что идете по неверному пути. Между вами и ребенком существует недоверие. Пока не поздно, постарайтесь уделять ему побольше внимания, прислушайтесь к его словам.
Приложение 4
Инструктаж по технике безопасности
и ответственности родителей за жизнь и здоровье детей
во время весенних дней _____г.
Мы, родители учеников __1В___ класса МАОУ «СОШ №5», обязуемся осуществлять контроль за поведением своих детей во время весенних месяцев и каникулярное время и несем полную ответственность за их жизнь и здоровье в указанный период.
Мы проинструктированы о том, что во время весенних каникул все учащиеся должны:
Помогать товарищам в труде.
Оберегать родную природу.
Соблюдать правила поведения, когда ребенок один дома.
Бережно относиться к общественному имуществу, к своим и чужим вещам.
Соблюдать правила личной гигиены.
Слушаться родителей, старших членов семьи, уважать их, выполнять обязанности по дому.
Примерно вести себя на улице, в общественных местах. Быть внимательными, вежливыми, уступать старшим дорогу и место в общественном транспорте. Соблюдать скромность.
Знать и строго соблюдать правила дорожного движения и пожарной безопасности.
Быть нетерпеливым к вредным привычкам (алкоголь, сигареты, наркотики), аморальным и антиобщественным поступкам.
Несовершеннолетним нельзя ходить в походы и экскурсии без сопровождения взрослых;
нельзя заходить в нежилые, заброшенные дома;
Находиться в общественных местах, на улице без сопровождения взрослых несовершеннолетним после 2200 не разрешается;
Правила поведения при весенних паводках.
При весенних паводках (разливах рек, озёр и других естественных (и искусственных) водоёмов) категорически запрещается:
посещать выше названные места без сопровождения взрослых (родителей и т.д.)
близко приближаться к береговым зонам, независимо от их состояния;
ходить «по льду на поверхности водоёмов»;
измерять глубины водоёмов, проверять состояние ледового покрытия.
Все работы, связанные с наблюдением, проводятся с разрешения и предварительного осмотра этого места взрослыми.
Наблюдение и осмотр ведутся строго под руководством взрослых
ПОДПИСИ РОДИТЕЛЕЙ:
№ | ФИ ученика | ФИО родителей | Подпись родителей |
| | | |
Приложение 5
Ребенок-это зеркало нравственной жизни родителей»
Блоги / Прочее
«Ребенок-это зеркало Нравственной жизни родителей» В.А.Сухомлинский Требования, предъявляемые ребенку, должны соответствовать возрасту и понятны ему. Не выделяйте ребенка как маленького и поэтому пользующегося особыми привилегиями в семье. Лучше, чтобы он чувствовал себя равным в семейном коллективе. Учите ребенка считаться с интересами и желаниями старших. Закрепите за ребенком постоянный круг обязанностей и следите за их выполнением. Ребенок обладает большой внушаемостью. Если он чувствует, что ему доверяют, считают его хорошим, он постарается оправдать это мнение. /ребенок делает то, что с него спрашивают/ Будьте последовательны в своих распоряжениях: дав наказание, не отменяйте его. Соблюдайте последовательность в требованиях к ребенку. Прежде чем спрашивать с него, надо быть уверенным в справедливости и обоснованности своих требований, не отменяйте решений. Это допустимо лишь в исключительных случаях. Правила, которые предъявляете ребенку, должны соблюдаться всеми членами семьи, если ребенок видит, что родителям можно, а ему нельзя, то невозможно добиться желаемых результатов в воспитании. Не злоупотребляйте запрещениями: запреты должны быть разумными и обоснованными. Когда запретов слишком много и они отдаются по мелочам, ребенку трудно усвоить, что можно и что нельзя. Не забывайте, что наказание – мера воспитательная, но не карательная. ПРОСИМ ВАС ЗАПОМНИТЬ: что главным основанием родительского авторитета только и может быть жизнь и работа родителей, их лично, их поведение, правильные поступки. |
Разместила: Артёмова Олеся Александровна (текст для публикации взят из Интернета)
Опубликовано на сайте: 24 февраля 2015, 313 просмотров