НЕТРАДИЦИОННЫЕ ПРИЕМЫ РАБОТЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ СЛОВАРНЫХ СЛОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
МАСТЕР-КЛАСС
УЧИТЕЛЯ i КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ
МОУ СОШ №15 г . АЗОВА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
НИКИШИНОЙ НАТАЛЬИ ВЛАДИМИРОВНЫ
СОДЕРЖАНИЕ
- 1. ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ В РАБОТЕ НАД СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ
- 2. РЕЗУЛЬТАТЫ КОНСТАТИРУЮЩЕГО СРЕЗА НАПИСАНИЯ СЛОВАРНЫХ СЛОВ
- 3. ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ ОШИБОК В СЛОВАРНЫХ СЛОВАХ
- 4. НЕТРАДИЦИОННЫЕ ПРИЕМЫ РАБОТЫ СО СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ
- 4.1. МНЕМОНИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ
- 4.1. МНЕМОНИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ
- 4.1.1. «ГРАФИЧЕСКИЕ АССОЦИАЦИИ» 4.1.2. «МНЕМОНИЧЕСКИЙ» СЛОВАРИК 4.1.3. «АССОЦИАТИВНЫЙ МУЛЬТФИЛЬМ» 4.2. «ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ» СЛОВАРИК 4.3. РАЗВИВАЙ-КА. 4.3.1. «АНАЛОГИИ» 4.3.2. «ПИСЬМО ПО ПАМЯТИ» 4.3.3. «ЗРИТЕЛЬНЫЕ» СЛОВАРНЫЕ ДИКТАНТЫ 4.3.4. «КАРТИННЫЙ ДИКТАНТ» 4.3.5. «ЛЕКСИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ» 4.4. ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ
- 4.1.1. «ГРАФИЧЕСКИЕ АССОЦИАЦИИ» 4.1.2. «МНЕМОНИЧЕСКИЙ» СЛОВАРИК 4.1.3. «АССОЦИАТИВНЫЙ МУЛЬТФИЛЬМ»
- 4.1.1. «ГРАФИЧЕСКИЕ АССОЦИАЦИИ»
- 4.1.2. «МНЕМОНИЧЕСКИЙ» СЛОВАРИК
- 4.1.3. «АССОЦИАТИВНЫЙ МУЛЬТФИЛЬМ»
- 4.2. «ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ» СЛОВАРИК
- 4.3. РАЗВИВАЙ-КА. 4.3.1. «АНАЛОГИИ» 4.3.2. «ПИСЬМО ПО ПАМЯТИ» 4.3.3. «ЗРИТЕЛЬНЫЕ» СЛОВАРНЫЕ ДИКТАНТЫ 4.3.4. «КАРТИННЫЙ ДИКТАНТ» 4.3.5. «ЛЕКСИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ»
- 4.3.1. «АНАЛОГИИ»
- 4.3.2. «ПИСЬМО ПО ПАМЯТИ»
- 4.3.3. «ЗРИТЕЛЬНЫЕ» СЛОВАРНЫЕ ДИКТАНТЫ
- 4.3.4. «КАРТИННЫЙ ДИКТАНТ»
- 4.3.5. «ЛЕКСИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ»
- 4.4. ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ
- 5. ПРОВЕРКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ СО СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ
- 6. СРАВНИТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ НАПИСАНИЯ СЛОВАРНОГО ДИКТАНТА
- 7. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Есть волшебная страна,
Что распахнута пред вами,
Та , которая словами,
Как людьми, населена.
Правит ими государь
По прозванию Словарь
И относится он к ним
Словно к подданным своим.
Утверждать ему не ново,
Как писать какое слово,
Как писать и как читать,
Как с другими сочетать.
«…НЕПРОВЕРЯЕМЫЕ НАПИСАНИЯ СОСТАВЛЯЮТ 30-35% ПО ОТНОШЕНИЮ К ПРОВЕРЯЕМЫМ. ЭТИ ЦИФРЫ ГОВОРЯТ О НЕОБХОДИМОСТИ И ЗНАЧИМОСТИ РАБОТЫ С ТАКИМИ СЛОВАМИ.»
О.Н.ЛЕВУШКИНА
ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ В РАБОТЕ НАД СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ
Задачи констатирующего эксперимента:
- выявление уровня орфографической грамотности учащихся в работе над словарными словами;
- установление основных причин орфографических ошибок.
РЕЗУЛЬТАТЫ КОНСТАТИРУЮЩЕГО СРЕЗА НАПИСАНИЯ СЛОВАРНЫХ СЛОВ
- Место проведения: МОУ СОШ №15 г.Азова
- Дата проведения: 23 ноября 2013г.
- Объем: 15 словарных слов
- Количество учащихся: 20 человек
Словарно-орфографическая работа, предшествующая данному срезу, была ориентирована на механический способ запоминания.
Написали без ошибок
Допустили
3 человека -15%
1 ошибку
3 человека – 15 %
2 ошибки
6 человек – 30%
3 и более ошибок
8 человек – 40 %
ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ ОШИБОК В СЛОВАРНЫХ СЛОВАХ
- работа над словарными словами носит, как правило, бессистемный характер;
- задания преимущественно механического способа запоминания, исключающие опору на мыслительную деятельность и различные виды памяти.
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ПРИЕМЫ РАБОТЫ СО СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ
МНЕМОНИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ
- Мнемонические приемы запоминания облегчают запоминания внешнего облика «трудных» букв путем образования ассоциаций.
- Требования к мнемотехнике:
- ассоциативный образ должен быть связан со словарным словом каким-либо общим признаком: цветом, формой, действием, звучанием и т.д.;
- иметь не вызывающие сомнения буквы, «опасные» в словарном слове.
ВИДЫ ЗАДАНИЙ С ОПОРОЙ НА АССОЦИАТИВНЫЕ ОБРАЗЫ
«ГРАФИЧЕСКИЕ АССОЦИАЦИИ»
- «Графические ассоциации» (рисунки-образы) – зовем на помощь эмоционально окрашенные зрительные образы.
Слово трудное попалось –
Это, братцы, не беда.
Нарисуем в слове букву –
Не забудем никогда.
Х ЗЯЙСТВ
В КРУГ
К ЛЕСО
«ФОНЕТИЧЕСКИЕ АССОЦИАЦИИ»
- Методом фонетических ассоциаций дети составляют предложения со словарными словами, которые созвучны по звучанию с другим словом в предложении:
- КОС тя пришел в КОС тюме.
- ПА па носит ПА льто.
- Меб ЕЛ ь из ЕЛ и.
- Я вышел на у ЛИЦ у и увидел много ЛИЦ .
«Маленькие кроссворды»- использование приёма перекрещивания слов через непроверяемую орфограмму.
П
Р
З
Х
А
Н
Е
Т
А Р О МАТ
Х
Л
О
Д
М О РОЗ
Х
В
С
Т
С О БАКА
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
- Придумайте фонетическую ассоциацию к словам:
- зд о ровье
- уч е ник
- в а с и лёк
- м а шина
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ
- ЗД О РОВЬЕ - ЭТО ЗД Ó РОВО.
- УЧ Е НИК – УЧ É НИЕ
- В А СИЛЁК СОРВАЛИ В Á СЯ И ВАС И ЛИЙ.
- У М Á ШИ ЕСТЬ М А ШИНА.
«АССОЦИАТИВНЫЙ МУЛЬТФИЛЬМ»
- Этот прием помогает не только работать над правописанием словарных слов, но и над развитием речи и творческих способностей.
- ЗАДАНИЕ:
Дана цепочка слов:
УЧИТЕЛЬ КЛАСС УЧЕНИКИ АЛЬБОМ
ПЕНАЛ КАРАНДАШ ХОРОШО РЕБЯТА
РИСОВАТЬ
- Необходимо составить связный рассказ, сюжет которого разворачивается от слова к слову, можно с использованием рисунков и аппликаций.
- Дети на уроке выступают в роли учителя. «Учитель» предлагает озвучить его мультфильм, записать на доске словарные слова, которые встречаются в рассказе, выделяя опасные буквы. Выслушав ученика, «учитель» читает свой вариант.
«ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ» СЛОВАРИК
Система работы со словарными словами с опорой на этимологию:
- формирует умение объяснять значения и правописание слов с опорой на происхождение;
- развивает логическое мышление;
- активизирует познавательные процессы;
- воспитывает интерес к языку.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ с опорой на этимологию слов
1. Отгадайте загадки:
Она весну встречает, сережки надевает.
По платьицу в полоску ты узнаешь…
БЕРЕЗКУ
2. Б Е РЁЗА
Как вы думаете, почему дерево так назвали?
Это слово восходит к корню, обозначающему белый цвет. Кора берёзы носит название, связанное с тем же корнем: береста.
3. Подберем однокоренные слова к слову БЕРЁЗА.
Берёзовый, берёзонька, берёзка, подберёзовик, березняк.
4. Восстановим пословицу:
И у … слезки текут, когда с нее … дерут.
5. Найдем ассоциативный образ к слову береза:
Бе реза – бе лая береза
БЕРЁЗКИ
КОРУ
«МУДРЫЙ СЛОВАРИК»
- Использование в работе пословиц, поговорок, скороговорок, фразеологизмов помогает обогащать словарный запас детей, носит воспитательное значение. Можно использовать пословицы, фразеологизмы и в работе над правописанием словарных слов.
Например, предлагаю задание:
- Допиши подходящие по смыслу словарные слова:
Как об стенку …
Береги нос в большой …
Живут как кошка с …
2. В какой пословице или поговорке есть данное слово:
А) железо
Б) язык
В) воробей
3. «Слово потерялось»
Прочитай скороговорку, дополни ее словарным словом. Выпиши это словарное слово. Подчеркни «трудные» буквы.
А) Ёжику нужен жук на …
Б) Цыплята и курица пьют чай на …
ГОРОХ
МОРОЗ
СОБАКОЙ
КУЙ ЖЕЛЕЗО, ПОКА ГОРЯЧО.
ЯЗЫК ДО КИЕВА ДОВЕДЕТ.
СЛОВО НЕ ВОРОБЕЙ: ВЫЛЕТИТ – НЕ ПОЙМАЕШЬ.
УЖИН
УЛИЦЕ
РАЗВИВАЙ-КА
СТАЛЬ
НОЖНИЦЫ МОЛОТОК
ОГУРЕЦ РОМАШКА
ЦВЕТОК
КРАПИВА ТЮЛЬПАН
ПАХНЕТ
ЖЕЛЕЗО
ОВОЩ
ЖЖЕТ
РАЗВИВАЙ-КА
Вспомните словарные слова, которые начинаются с каждой буквы слова
Я
Я
Б
Г
Г
Л
О
О
О
О
Д
Р
Г
Д
У
А
О
Е
К
А
О
Р
Р
Р
Х
Е
Б
Е
У
Ц
В
Н
З
Я
РАЗВИВАЙ-КА
- 3. «ЗРИТЕЛЬНЫЕ» СЛОВАРНЫЕ ДИКТАНТЫ
М о сква – ст о лица Р о сс ии.
Я зык до К и е ва д о ведёт.
У нас урок ру сс к ого я зыка.
Вес е л о ч и рик а ют в о р о бьи.
См. подробнее набор карточ для зрит словар дикт.2.doc
и карточки для зрит дикт 3-4.doc
РАЗВИВАЙ-КА
С О БАКА
М А ШИНА
См. подробнее картинный диктант. pptx
РАЗВИВАЙ-КА
1. Замени предложения одним словом:
Пятый день недели. ПЯТНИЦА
Инструмент для забивания гвоздей. МОЛОТОК
Холодная зимняя погода. МОРОЗ
Человек, который учит кого-нибудь чему-нибудь. УЧИТЕЛЬ
РАЗВИВАЙ-КА
2. «ЛИШНЕЕ СЛОВО»
Например, изучая имена существительные одушевленные и неодушевленные предметы, предлагаем слова: сорока, петух, ворона, дорога.
Находя и аргументируя «лишнее» слово дети превосходно развивают креативное мышление. Заметьте, в задании можно выделить неединственное «лишнее» слово.
РАБОТА С ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ТЕТРАДЬЮ
1. Зачеркни все нерусские буквы и прочитай слово.
WRNИSZVNNAJLUНDFЕNRFЙLJR
2. Из толкового словаря.
Тонкий слой ледяных кристаллов.
3.Подбери синоним.
Иней- _______________
4. Здесь зашифрована загадка. Отгадай её, используя ключ к шифру.
Ключ к шифру: 1-9, 1-7, 1-6, 2-8, 1-8, 3-7, 5-7, 4-6, 5-9, 4-8,3-8, 1-7, 3-6, 1-8, 2-8, 4-8, 4-6, 1-9, 4-6, 5-9; 5-6, 2-8, 1-6, 5-8, 4-8, 3-6, 4-9, 2-7, 4-7, 4-9, 2-6, 3-8, 1-7, 3-9, 4-9, 1-9 …
_________________________________________________________ 5. Составь ребус.
1
6
2
К
7
3
8
Е
З
4
9
Т
Л
М
Н
5
О
Ю
И
В
К
П
Р
Ш
Ч
С
У
А
Й
См. подробнее ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ 3 класс. doc
ПРОВЕРКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ СО СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ
Задачи контрольного среза:
- выявить результаты проделанной работы;
- проследить динамику изменения уровня орфографической грамотности.
Для проверки результата работы был проведен итоговый словарный диктант. Значение и правописание выбранных слов было разобрано в ходе формирующего эксперимента с опорой на нетрадиционные виды работы.
СРАВНИТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ НАПИСАНИЯ СЛОВАРНОГО ДИКТАНТА
КОНСТАТИРУЮЩИЙ СРЕЗ
КОНТРОЛЬНЫЙ СРЕЗ
Написали без ошибок
Написали без ошибок
Допустил
Допустил
1 ошибку
18 ч
1 ошибку
3 ч
2 ошибки
2 ошибки
10%
60%
3 ч
5 ч
3 и более ошибок
10 %
18 %
6 ч
5 ч
3 и более ошибок
18%
20%
1 ч
18 ч
60%
4 %
ВЫВОД: результаты говорят о положительной динамике и значительной ценности данных методических приемов над словарно-орфографической работой.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ПРИЕМЫ ЗАПОМИНАНИЯ В РАБОТЕ НАД СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ
С чем сравнивают облака герои мультфильма?
Как вы думаете, почему?
ОБЛАКО
Какая гласная под сомнением в этом слове?
ÓБЛ А КО
Чтобы легче было запомнить эту «опасную» букву, представим эту букву в виде лошадки, как в мультфильме.
ОБЛ КО
- Назовите героев мультфильма.
- Постараемся запомнить правописание
словарного слова М Е ДВЕДЬ
М Е ДВ Е ЖОНОК
- Подумаем, почему медведя так назвали.
Слово медведь означает « медоед »,
“ тот, кто ведает, где мёд ”.
- Помогает ли нам запомнить опасную букву знание значения слова?
Запомним: М е дведь и м е дв е жонок ведают, где мёд.
«Два … в одной … не живут».
- Когда так говорят: «медвежья услуга»?
МЕДВЕДЯ
БЕРЛОГЕ
Какие цветы в мультфильме считали медвежонок и ёжик?
Р О МАШКИ
Какой рисунок-образ можем представить на месте опасной буквы?
Р МАШКИ
Что за ли? Что за мон?
В звуках нету смысла…
Но едва шепну: «л и мон» -
Сразу станет к и сло.
К С Л ЫЙ
Л И МОН
Запомни: Л И МОН – К И СЛЫЙ
пишем через И
АССОЦИАТИВНЫЙ МУЛЬТФИЛЬМ
СЕЙЧАС МЫ С ВАМИ БУДЕМ ОСВАИВАТЬ ПРОФЕССИЮ ХУДОЖНИКА-МУЛЬТИПЛИКАТОРА.
РАСПОЛОЖИТЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО КАДРЫ МУЛЬТФИЛЬМА, ИСПОЛЬЗУЯ ЦЕПОЧКУ СЛОВ.
ПРОГУЛКА В ЗООПАРК
УЧИТЕЛЬ УЧЕНИКИ ЭКСКУРСИЯ БИЛЕТ
КАССА ЖИВОТНЫЕ ЗАЯЦ МОРКОВЬ КАПУСТА ОБЕЗЬЯНА ЯБЛОКО БАНАН УЧЕНИКИ ЖИРАФ ПЕЧЕНЬЕ РЕБЯТА ВЕСЕЛО
СОСТАВЬТЕ СВЯЗНЫЙ РАССКАЗ НА ДАННУЮ ТЕМУ.
ПРОГУЛКА В ЗООПАРК
ЗА Я Ц
К А ПУСТА
О Б Е ЗЬЯНА Б А НАН ЯБЛ О КО
УЧ Е НИКИ Р Е БЯТА
ПРОВЕРИМ ЗНАНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- Поделившись с Вами некоторыми приемами работы с так называемыми словарными словами, я не ставлю точку на этой проблеме, а ставлю многоточие…
- В рамках поисково-исследовательской деятельности можно организовать групповые и индивидуальные виды работ. Например, к определенной тематической группе слов подбирать загадки, пословицы, стихи, песни, этимологические ссылки, составлять ребусы, подбирать картинки, а также сочинять мини-рассказы. И по накопленному опыту можно издать коллективную работу: «Словарик-справочник».
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!