Мастер-класс
«Применение Qr-технологии
в воспитательно-образовательном процессе детского сада»
Добрый день, уважаемые коллеги и жюри! Сегодня я хочу поговорить с вами о том, что прочно вошло в нашу жизнь и стала привычным, но ещё недостаточно используются в образовательном процессе детского сада. Для начала посмотрите, пожалуйста, на экран.
( на нём изображение: черный квадрат).
Как вы думаете, что это такое? Вы абсолютно правы! Это знаменитая картина Казимира Малевича «Чёрный квадрат». Обратимся ещё раз к экрану. Что видите сейчас? (изображение: Qr -код) Вы вновь правы - это Qr -код.
А теперь вопрос: чем похожи эти изображения? Да, действительно на обоих изображениях квадраты, которые скрывают в себе какую-то информацию. А чем эти квадраты отличаются? Я вам подскажу: картине Казимира Малевича сотни лет, она будоражит умы искусствоведов и обычных людей, которые пытаются найти в ней высший смысл или что то тайное, но попытки их не увенчались успехом.
Qr-код же не таит информацию, а легко и просто предоставляет ее нам. Первый QR-код изобрел Масахиро Хара в 1994 году. Он мог кодировать до 7 тыс. знаков и считывался в 10 раз быстрее, чем штрих-код. Первой такие коды стала использовать автомобильная промышленность. В марте — апреле 2020 года ряд стран, включая Россию, из-за пандемии коронавируса начали внедрять системы контроля за перемещением граждан с использованием QR-кодов, и с этих пор он прочно вошел нашу жизнь и используется в любой промышленности.
Но, как оказалось, это не единственное их применение, QR-коды легко могут перейти на веб-сайт или загрузить файл с веб-сайта на ваше мобильное устройство. Эту их способность можно использовать и в образовательном процессе детского сада.
Дошкольники по своей природе очень любопытны. Воспитателю приходится давать много информации и QR- кодирование становится большим подспорьем в работе педагога. Квадратики QR- кодов привлекают детей своей загадочностью, что способствует повышение интереса дошкольников к образовательной деятельности. А так как дети еще не умеют читать QR-коды, преимущественно даётся звуковая и зрительная информация.
Сейчас я вам покажу, как самостоятельно создать QR- код, который можно будет использовать в работе со всеми участниками образовательного процесса.
Итак, в любой поисковой системе набираем название сайта qrz.ru или просто генератор QR- код, заходим на сервер для создания QR кодов.
Перед нами появляется окошко, куда мы должны внести информацию: вносим нужную информацию; выбираем кнопку «создать код». И всё, наш код готов. Скачиваем код или нажимаем правой клавишей мыши «сохранение» на рабочий стол.
Информация закодирована, а декодировать ее можно с помощью телефона или планшета. Приложение можно скачать через «плей Маркет». Для этого мы в поисковике вводим «распознать QR-код» или «сканировать код». Вот что у меня получилось (показываю QR-код), давайте попробуем его прочитать с помощью мобильного телефона (воспитатели сканируют информацию со слайда).
Предлагаю установить программу на свое мобильное устройство.
Теперь вы ознакомлены с тем, как создавать QR-коды. Я хочу вам показать, как их применить в воспитательно-образовательном процессе на примере квест-игры для детей и их родителей, посвященной предстоящему празднику «День Защитника Отечества». Вы примерите на себя роль участника «Секретного квеста».
Распространено мнение, что смартфоны используются взрослыми лишь для звонков и развлечений. Конечно, в современном мире очень сложно обойтись без мобильных средств и гипертехнологий. Так почему же не совместить, так сказать, «приятное с полезным» и не попробовать вовлечь родителей в совместную деятельность со своими детьми с помощью смартфонов?
Итак, предлагаю вам ознакомиться со сценарием совместного спортивно – интеллектуального квеста для родителей и детей подготовительных групп «Школа молодого бойца», посвященного 23 февраля (приложениея 1,2).
Ваша задача, уважаемые коллеги, раскодировать с помощью смартфонов следующие задания:
1 задание:
2 задание: станция «Разведчики»
3 задание: на станции «Штаб» нужно раскодировать вторую половину пословицы
Уважаемые коллеги, а теперь с помощью QR-кода нужно создать «секретную весточку» команде соперников, состоящую из нескольких слов и переслать им на Вайбер.
Свой мастер-класс мне хочется завершить словами американского социолога, педагога Джон Дьюи «Если мы будем учить детей так, как учили вчера, то мы украдем у них завтра»
Перед вами на столе замок и ключ. Если вам понравился мастер-класс и вы усвоили для себя то новое, что будете использовать в работе со своими детьми, возьмите ключ; если не понравился мастер-класс и вы ничего нового не узнали, возьмите замок.
Я очень рада, что вам понравился мастер-класс и хочу пожелать, чтобы таких ключиков у вас было много и они подходили ко всем замкам, и чтобы все дети всегда для вас были открыты. Спасибо за внимание и всего доброго.
Приложение 1
Сценарий
совместного спортивно – интеллектуального квеста
для родителей и детей старшего дошкольного возраста «Школа молодого бойца»,
посвященного 23 февраля
Задачи:
- проявление творческого начала, интеллектуальных возможностей и индивидуальных физических качеств;
- воспитывать патриотическое отношение к Российской Армии;
- пропагандировать здоровый образ жизни.
- воспитывать интерес к активному отдыху.
Ход квеста
Дети заходят в спортивный зал под маршевую музыку.
Ведущий: Уважаемые гости! Дорогие дети!
День защитника отечества традиционно отмечается в нашей стране 23 февраля. На этот праздник поздравляют всех мужчин: ветеранов, людей, которые несут военную службу, пап, мальчиков. Поздравляют абсолютно всех защитников, будь то моряки, сухопутные войска или лётчики.
Стихи детей
Ведущий: Защитники нашей Родины должны быть очень организованными, смелыми, умными, выносливыми. Готовы ли наши мальчишки достойно носить эти звания? Вот это мы и проверим. Сегодня будут проведены учения, в которых ребята смогут проявить себя и показать, что они уже настоящие мужчины, а их папы будут помогать им и покажут свою сноровку.
Ведущий: Пришло время представиться нашим командам (команды строятся, дети демонстрируют строевой марш под песню)
Ведущий: Всем известно, что утро защитника начинается с подъёма и разминки.
Разминка «Сигнальная азбука» с флажками
Флажки мне стоит в руки взять,
И всё могу я написать.
Есть азбука такая,
Чудесная морская.
Ведущий: Будем учиться выполнять так называемые «немые команды», которые подаются с помощью специальных флажков, запоминайте сигнальную азбуку:
Руки вытянуты вперёд – команда строится в колонну;
В стороны – встать врассыпную;
Руки вниз – сигнал «опасность», нужно присесть на корточки;
Руки вверх – команда «опасность миновала», можно встать.
Ведущий: Команды размялись и готовы к учениям. Но прежде я познакомлю вас с нашими главнокомандующими, которые будут очень внимательно и строго наблюдать за вашей военной подготовкой (жюри).
1 Вручение маршрутных листов
Ведущий: Приступаем к выполнению следующего задания. С помощью Qr-кода выбрать подходящие задания для эстафет и соединить стрелками с нужной эстафетой.
1 эстафета «Сапёры» 2 эстафета "Переправа 3 эстафета «Танкисты»
Ведущий: Молодцы! Путь открыт, и вы можете двигаться дальше. Сноровку вы показали. Но все знают, что военные – это большие стратеги, которые умеют думать, решать сложные задания. Следующая ваша задача – сходить на разведку, чтобы добыть нужную информацию. Вам необходимо разгадать слова, которые здесь спрятаны. Сейчас наши военачальники на КПП дадут вам маршрутные листы, на которых даны дальнейшие задания в вашей военной подготовке. На каждом рубеже за выполненные задания вы получите подсказки.
Получают маршрутные листы. Папы и мальчики расходятся по станциям.
Ведущий: А вы, дорогие наши девчонки, тоже отправитесь на задание. Вам необходимо приготовить подарки (пилотки, медали) для ваших мальчишек. С вами отправятся ваши командиры(воспитатели).
1. Станция «Разведчики» (в музык. зале) (верёвки, колокольчики, бинты, ножницы, одежда для медсестёр, таблица).
Задание озвучивает ответственный за станцию: Прежде чем приступить к выполнению задания, необходимо раскодировать правила игры
Раскодированные правила: «Вы находитесь на рубеже «Пройди через колючую проволоку». Вы – разведчики. Нужно проползти на четвереньках под «колючей проволокой» (натянуты веревки на протяжении нескольких метров) на другую сторону так, чтобы не задеть ее на протяжении всего пути.
Далее перешагнуть через колючую проволоку по левой стороне площадки. Задание выполняется поточно друг за другом: как только один участник проходит путь, к выполнению задания приступает следующий игрок. И так, пока не прозвучит сигнал к переходу на следующую станцию.
Итог: столько баллов, сколько участников преодолело задание, минус ранения.
2. Станция «Штаб»: (метод. кабинет)
Задание: Вторая половина пословицы закодирована. Продолжите и запишите пословицу, затем проверьте – декодируйте.
Смелого пуля боится…
(смелого штык не берет)
Пропал, как швед под…
(Полтавой)
Француз боек, да русский…
(стоек)
3. Станция «Связисты»: (каб. логопеда)
Задание №1и №2 (озвучивает ответственный за станцию)
«Получена от разведчиков шифровка,
её не в силах враг расшифровать,
но наш связист и правильно, и ловко
сумеет «ключ» к ней верный подобрать.
(Необходимо расшифровать с помощью ключа донесение разведчиков)
Когда команды пройдут все станции, снова собираемся в музыкальном зле зале.
Чтение стихов и подарки для пап и мальчиков.
Подведение итогов:
Ведущий: Итак, задача была не простая, но вы смогли «прочитать» радиограммы, в которых были спрятаны слова «Бескозырка» и «Пограничник». И моряки, и пограничники берегут границы нашей родины. Предлагаю помериться богатырской силушкой наших защитников.
Перетягивание каната
Ведущий: Сегодня мы увидели выдающихся ребят, готовых защищать своё Отечество, придя на смену старшему поколению. В заключение нашего праздника предлагаю всем участникам квеста пройти по залу строевым маршем.
Приложение 2
Для ориентировки используются направления-указатели на стенах коридоров
Названия станций тоже можно обозначить на дверях помещений.