СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

МАСТЕР-КЛАСС «Развитие речи у дошкольников посредством обучения рассказыванию по картине»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«МАСТЕР-КЛАСС «Развитие речи у дошкольников посредством обучения рассказыванию по картине»»

 МАСТЕР-КЛАСС   «Развитие речи у дошкольников посредством обучения рассказыванию по картине»    Подготовила учитель начальных классов  филиала №1 МБОУ « Первомайская сош»  в селе Иловай-Дмитриевское  Филатова Надежда Ивановна    2023г

МАСТЕР-КЛАСС «Развитие речи у дошкольников посредством обучения рассказыванию по картине» Подготовила учитель начальных классов филиала №1 МБОУ « Первомайская сош» в селе Иловай-Дмитриевское Филатова Надежда Ивановна 2023г

Тема: «Развитие речи у дошкольников посредством обучения рассказыванию по картине».   Цель: Повышение профессионального уровня педагогов, формирования опыта обучения рассказыванию по картине.

Тема: «Развитие речи у дошкольников посредством обучения рассказыванию по картине».

  • Цель: Повышение профессионального уровня педагогов, формирования опыта обучения рассказыванию по картине.
Задачи: 1. Демонстрация опыта работы обучения рассказыванию по картине детей дошкольного возраста. 2. Разработка модели интеграции обучения рассказыванию образовательной области «Коммуникация» с другими образовательными областями. 3. Формирование мотивации и познавательной потребности в конкретной деятельности. 4. Стимуляция познавательного интереса, отработка условий по планированию, самоорганизации и самоконтролю в области педагогической деятельности с дошкольниками. 5. Осуществление индивидуального похода по отношению к каждому участнику мастер-класса, отслеживание позитивных результатов деятельности каждого педагога.
  • Задачи:
  • 1. Демонстрация опыта работы обучения рассказыванию по картине детей дошкольного возраста.
  • 2. Разработка модели интеграции обучения рассказыванию образовательной области «Коммуникация» с другими образовательными областями.
  • 3. Формирование мотивации и познавательной потребности в конкретной деятельности.
  • 4. Стимуляция познавательного интереса, отработка условий по планированию, самоорганизации и самоконтролю в области педагогической деятельности с дошкольниками.
  • 5. Осуществление индивидуального похода по отношению к каждому участнику мастер-класса, отслеживание позитивных результатов деятельности каждого педагога.
Метод выяснения ожиданий и опасений  «Весеннее дерево». Цель: выявить ожидания и опасения участников, каждому участнику - сформулировать свои потребности и ожидания и одновременно осознать их.

Метод выяснения ожиданий и опасений «Весеннее дерево».

  • Цель: выявить ожидания и опасения участников, каждому участнику - сформулировать свои потребности и ожидания и одновременно осознать их.
Проблемная ситуация – индуктор.

Проблемная ситуация – индуктор.

 ИНДУКТОР  «Актуальность темы мастер-класса».   Формирования коммуникативной компетентности на ступени дошкольного образования: развитие свободного общения со взрослыми и детьми; развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи - диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности; практическое овладение воспитанниками нормами речи».

ИНДУКТОР «Актуальность темы мастер-класса».

Формирования коммуникативной компетентности на ступени дошкольного образования:

  • развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
  • развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи - диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
  • практическое овладение воспитанниками нормами речи».
САМОКОНСТРУКЦИЯ   В каких из образовательных областей можно успешно использовать навыки дошкольников, приобретенные при обучении рассказыванию по картине и почему?

САМОКОНСТРУКЦИЯ

В каких из образовательных областей можно успешно использовать навыки дошкольников, приобретенные при обучении рассказыванию по картине и почему?

Задание №1:  Метод «Кирпичики» .   Цель: выделить основные понятия и проблемы по предложенной теме

Задание №1: Метод «Кирпичики» .

  • Цель: выделить основные понятия и проблемы по предложенной теме
Образовательные области   Физическая культура Здоровье Безопасность Социализация Труд Познание Коммуникация Чтение художественной литературы Художественное творчество Музыка

Образовательные области

  • Физическая культура
  • Здоровье
  • Безопасность
  • Социализация
  • Труд
  • Познание
  • Коммуникация
  • Чтение художественной литературы
  • Художественное творчество
  • Музыка
РЕКОНСТРУКЦИЯ.   Описание предполагает, прежде всего, называние объекта, перечисление его свойств, качеств, действий с ним, затем эмоциональную оценку говорящего. Описание отличается статичностью, мягкой структурой, позволяющей варьировать, переставлять местами его компоненты. Повествование — это развитие сюжета, развертывающегося во времени. Структура повествования более жесткая (начало, середина, конец), перестановка его элементов может нарушить последовательность изложения события. Рассуждение содержит в себе тезис, доказательство выдвинутого положения и вывод, который из него следует. В рассуждении развиваются такие умения ребенка, как объяснять, доказывать, делать выводы, обобщать высказывание.

РЕКОНСТРУКЦИЯ.

  • Описание предполагает, прежде всего, называние объекта, перечисление его свойств, качеств, действий с ним, затем эмоциональную оценку говорящего. Описание отличается статичностью, мягкой структурой, позволяющей варьировать, переставлять местами его компоненты.
  • Повествование — это развитие сюжета, развертывающегося во времени. Структура повествования более жесткая (начало, середина, конец), перестановка его элементов может нарушить последовательность изложения события.
  • Рассуждение содержит в себе тезис, доказательство выдвинутого положения и вывод, который из него следует. В рассуждении развиваются такие умения ребенка, как объяснять, доказывать, делать выводы, обобщать высказывание.

СОЦИОКОНСТРУКЦИЯ .    Какие виды рассказывания по картине вы знаете?

СОЦИОКОНСТРУКЦИЯ .

Какие виды рассказывания по картине вы знаете?

Виды рассказывания по картине.   Описание предметных картин — связное последовательное описание предметов, животных, их качеств, свойств, действий, образа жизни. Описание сюжетной картины — описание ситуации, не выходящей за пределы содержания картины. Чаще всего это высказывание типа контаминации (дается и описание, и сюжет). Рассказ по последовательной сюжетной серии картин . Ребенок рассказывает о содержании каждой сюжетной картинки из серии, связывая их в один рассказ. Дети учатся рассказывать в определенной последовательности, логически связывая одно событие с другим, овладевают структурой повествования, в котором есть начало, середина, конец. Повествовательный рассказ по сюжетной картине . Ребенок придумывает начало и конец к изображенному на картине эпизоду. От него требуется не только осмыслить содержание картины и передать его в слове, но и с помощью воображения создать предшествующие и последующие события. Описание пейзажной картины и натюрморта , навеянное настроением, часто включает элементы повествования

Виды рассказывания по картине.

  • Описание предметных картин — связное последовательное описание предметов, животных, их качеств, свойств, действий, образа жизни.
  • Описание сюжетной картины — описание ситуации, не выходящей за пределы содержания картины. Чаще всего это высказывание типа контаминации (дается и описание, и сюжет).
  • Рассказ по последовательной сюжетной серии картин . Ребенок рассказывает о содержании каждой сюжетной картинки из серии, связывая их в один рассказ. Дети учатся рассказывать в определенной последовательности, логически связывая одно событие с другим, овладевают структурой повествования, в котором есть начало, середина, конец.
  • Повествовательный рассказ по сюжетной картине . Ребенок придумывает начало и конец к изображенному на картине эпизоду. От него требуется не только осмыслить содержание картины и передать его в слове, но и с помощью воображения создать предшествующие и последующие события.
  • Описание пейзажной картины и натюрморта , навеянное настроением, часто включает элементы повествования
 ЗАДАНИЕ №2:  Составьте примерную схему методики проведения обучения рассказыванию по картине.

ЗАДАНИЕ №2: Составьте примерную схему методики проведения обучения рассказыванию по картине.

Методика проведения обучения рассказыванию по картине:   Эмоциональное начало. Краткая вступительная беседа, устанавливающая связь НОД с предшествующими наблюдениями, играми, другой деятельностью.   Если педагог не проводит такую беседу, то дети оказываются неподготовленными к восприятию, а вопросы типа «Что нарисовано на картине?» или Подготовительная работа по обучению рассказыванию . Основная работа: составление рассказов. Есть два основных вида рассказывания: р епродуктивный (воссоздающий, использующий опору) вид рассказывания и творческий вид рассказывания.  Итог.

Методика проведения обучения рассказыванию по картине:

  • Эмоциональное начало.
  • Краткая вступительная беседа, устанавливающая связь НОД с предшествующими наблюдениями, играми, другой деятельностью.

Если педагог не проводит такую беседу, то дети оказываются неподготовленными к восприятию, а вопросы типа «Что нарисовано на картине?» или

  • Подготовительная работа по обучению рассказыванию .
  • Основная работа: составление рассказов. Есть два основных вида рассказывания: р епродуктивный (воссоздающий, использующий опору) вид рассказывания и творческий вид рассказывания.
  • Итог.
 Какие методы используются на этапе подготовительной работы по обучению рассказыванию

Какие методы используются на этапе подготовительной работы по обучению рассказыванию

Наглядный метод: Рассматривание.  Цели: привлечь внимание детей к картине; способствовать развитию зрительного восприятия.  Рассматривание картины, т.е. сенсорного обследования, включает:  восприятие объекта картины в целом;  вычленение его характерных особенностей;  определение пространственных взаимоотношений частей относительно друг друга (выше, ниже, слева, справа и т.д.); вычленение более мелких частей или деталей предмета картины и установление их пространственного расположения по отношению к основным частям; повторное целостное восприятие предмета картины.
  • Наглядный метод: Рассматривание.

Цели: привлечь внимание детей к картине; способствовать развитию зрительного восприятия.

Рассматривание картины, т.е. сенсорного обследования, включает: восприятие объекта картины в целом; вычленение его характерных особенностей; определение пространственных взаимоотношений частей относительно друг друга (выше, ниже, слева, справа и т.д.); вычленение более мелких частей или деталей предмета картины и установление их пространственного расположения по отношению к основным частям; повторное целостное восприятие предмета картины.

Словесный метод: Беседа по картине. Цели: помочь ребенку проанализировать сюжет картины; активизировать знания детей об окружающем. Чтобы продуктивно построить беседу, нужно включить в нее разные виды вопросов.
  • Словесный метод:

Беседа по картине.

Цели: помочь ребенку проанализировать сюжет картины; активизировать знания детей об окружающем. Чтобы продуктивно построить беседу, нужно включить в нее разные виды вопросов.

Словесный метод: Чтение художественной литературы о персонажах и предметах, которые есть на картине.  Цели: обогатить речь детей литературными речевыми образцами; пополнить знания детей о предметах и явлениях, изображенных на картине. Эффективность этого вида работы возрастает в том случае, если педагог соотносит речевые литературные образцы с картиной. Практический метод: игровые упражнения.
  • Словесный метод: Чтение художественной литературы о персонажах и предметах, которые есть на картине.

Цели: обогатить речь детей литературными речевыми образцами; пополнить знания детей о предметах и явлениях, изображенных на картине. Эффективность этого вида работы возрастает в том случае, если педагог соотносит речевые литературные образцы с картиной.

  • Практический метод: игровые упражнения.
  ЗАДАНИЕ №3  Прочитать предложенные на карточке игровые упражнения. Проиграть в одно из них с участниками мастер-класса

ЗАДАНИЕ №3 Прочитать предложенные на карточке игровые упражнения. Проиграть в одно из них с участниками мастер-класса

Языковые игровые упражнения Цели:  выявлять языковые закономерности; формировать навык использования данных закономерностей в речи; формировать грамматические формы русского языка; развивать языковое чутье.

Языковые игровые упражнения

  • Цели:

выявлять языковые закономерности; формировать навык использования данных закономерностей в речи; формировать грамматические формы русского языка; развивать языковое чутье.

В ходе этапа подготовительной работы и на других этапах используется основной словесный прием: вопрос.

В ходе этапа подготовительной работы и на других этапах используется основной словесный прием: вопрос.

ЗАДАНИЕ №4: Задай вопрос.

ЗАДАНИЕ №4: Задай вопрос.

Методы и приемы к составлению описательных (репродуктивных) рассказов по предметной картине и сюжетной картине Основной этап работы - составление рассказов.  Есть два основных вида рассказывания: репродуктивный (воссоздающий, использующий опору) вид рассказывания и творческий вид рассказывания.

Методы и приемы к составлению описательных (репродуктивных) рассказов по предметной картине и сюжетной картине

  • Основной этап работы - составление рассказов.

Есть два основных вида рассказывания: репродуктивный (воссоздающий, использующий опору) вид рассказывания и творческий вид рассказывания.

 ЗАДАНИЕ №5:   Упражнение «Шкатулка методов и приемов».

ЗАДАНИЕ №5: Упражнение «Шкатулка методов и приемов».

ОПИСАНИЕ ПРЕДМЕТНОЙ КАРТИНЫ:   игровой прием «Расскажем кому-то»  выбор объекта для описания  сочетание  рассматривания картины с показом игрушки  составление рассказа по образцу. иногда можно как бы поставить ребенка на место того, кто нарисован  образец рассказа по одной картине, а дети рассказывают по другой  составление рассказа по вопросам педагога

ОПИСАНИЕ ПРЕДМЕТНОЙ КАРТИНЫ:

  • игровой прием «Расскажем кому-то»
  • выбор объекта для описания
  • сочетание рассматривания картины с показом игрушки
  • составление рассказа по образцу.
  • иногда можно как бы поставить ребенка на место того, кто нарисован
  • образец рассказа по одной картине, а дети рассказывают по другой
  • составление рассказа по вопросам педагога
составление описательного рассказа по схеме. составление описательного рассказа по сенсорным символам составление описательного рассказа по мнемотаблице. составление описательного рассказа по цветовым символам составление сравнительного рассказа по аналогии параллельное описание педагогом и ребенком двух объектов
  • составление описательного рассказа по схеме.
  • составление описательного рассказа по сенсорным символам
  • составление описательного рассказа по мнемотаблице.
  • составление описательного рассказа по цветовым символам
  • составление сравнительного рассказа по аналогии
  • параллельное описание педагогом и ребенком двух объектов
ОПИСАНИЕ СЮЖЕТНОЙ КАРТИНЫ, СЕРИИ:   составление описательного рассказа сюжетной картины, серии по плану. частичное описание сюжетной картины, серии описание сюжетной картины, серии с помощью ориентировочных схем. описание сюжетной картины, серии с помощью схематично изображенных деталей. описание сюжетной картины по памяти с появляющимися деталями. описание сюжетной картины, серии с помощью схематично изображенных деталей. описание сюжетной картины по памяти с появляющимися деталями.

ОПИСАНИЕ СЮЖЕТНОЙ КАРТИНЫ, СЕРИИ:

  • составление описательного рассказа сюжетной картины, серии по плану.
  • частичное описание сюжетной картины, серии
  • описание сюжетной картины, серии с помощью ориентировочных схем.
  • описание сюжетной картины, серии с помощью схематично изображенных деталей. описание сюжетной картины по памяти с появляющимися деталями.
  • описание сюжетной картины, серии с помощью схематично изображенных деталей.
  • описание сюжетной картины по памяти с появляющимися деталями.
составление рассказа по сюжетной картине по опорным символическим изображениям составление рассказа по сюжетной картине по аналогии составление рассказа по сюжетной картине по предложениям, составленным из опорных слов. составление рассказа по сюжетной картине по картографической схеме составление текста коллективно (командами).
  • составление рассказа по сюжетной картине по опорным символическим изображениям
  • составление рассказа по сюжетной картине по аналогии
  • составление рассказа по сюжетной картине по предложениям, составленным из опорных слов.
  • составление рассказа по сюжетной картине по картографической схеме
  • составление текста коллективно (командами).
  нарисовать недостающие структурные части к предложенной картине. составление рассказа в сочетании с моделированием содержания картины прием вхождения в картину прием фотографирования. «разговор по телефону», прием составления письма

  • нарисовать недостающие структурные части к предложенной картине.
  • составление рассказа в сочетании с моделированием содержания картины
  • прием вхождения в картину
  • прием фотографирования.
  • «разговор по телефону»,
  • прием составления письма

Повторение приемов

  • Составление описательного рассказа сюжетной картины, серии по плану Частичное описание сюжетной картины, серии Описание сюжетной картины, серии с помощью ориентировочных схем Описание сюжетной картины, серии с помощью схематично изображенных деталей. Описание сюжетной картины по памяти с появляющимися дета­лями. Составление рассказа по сюжетной картине по опорным символическим изо­бражениям Составление рассказа по сюжетной картине по аналогии Составление рассказа по сюжетной картине по предложениям, составленным из опорных слов Составление рассказа по сюжетной картине по картографической схеме составление текста коллективно (командами). Прием вхождения в картину прием «разговор по телефону»
  • Составление описательного рассказа сюжетной картины, серии по плану
  • Частичное описание сюжетной картины, серии
  • Описание сюжетной картины, серии с помощью ориентировочных схем
  • Описание сюжетной картины, серии с помощью схематично изображенных деталей.
  • Описание сюжетной картины по памяти с появляющимися дета­лями.
  • Составление рассказа по сюжетной картине по опорным символическим изо­бражениям
  • Составление рассказа по сюжетной картине по аналогии
  • Составление рассказа по сюжетной картине по предложениям, составленным из опорных слов
  • Составление рассказа по сюжетной картине по картографической схеме
  • составление текста коллективно (командами).
  • Прием вхождения в картину
  • прием «разговор по телефону»
  • Прием составления письма
ЗАДАНИЕ №6:  Составить опорные слова для рассказа по картине.

ЗАДАНИЕ №6: Составить опорные слова для рассказа по картине.

Описание пейзажных картин и натюрмортов. использование вопросов типа: «Что художнику кажется интересным, красивым?»; Что художнику хотелось рассказать о?..». Почему художник так назвал свою картину? использование поэтических произведений одновременное рассматривание двух картин разных художников на одну и ту же тему сравнение пейзажа на картине с личными наблюдениями

Описание пейзажных картин и натюрмортов.

  • использование вопросов типа: «Что художнику кажется интересным, красивым?»; Что художнику хотелось рассказать о?..». Почему художник так назвал свою картину?
  • использование поэтических произведений
  • одновременное рассматривание двух картин разных художников на одну и ту же тему
  • сравнение пейзажа на картине с личными наблюдениями
показ двух картин, чтение отрывков из произведения и спросить : «К какой картине они подходят? Почему?» описание того, что больше всего понравилось в картине , а остальные дети должны догадаться, о каком предмете (месте) идет речь; сравнение разных по настроению картин. Например, интересно проходит сравнение картин И. Левитана «Золотая осень» и «Осенний день. Сокольники».
  • показ двух картин, чтение отрывков из произведения и спросить : «К какой картине они подходят? Почему?»
  • описание того, что больше всего понравилось в картине , а остальные дети должны догадаться, о каком предмете (месте) идет речь;
  • сравнение разных по настроению картин. Например, интересно проходит сравнение картин И. Левитана «Золотая осень» и «Осенний день. Сокольники».
Метод выяснения ожиданий и опасений «Весеннее дерево». Цель: оценить результативность проведенного мастер-класса

Метод выяснения ожиданий и опасений «Весеннее дерево».

  • Цель: оценить результативность проведенного мастер-класса
РЕФЛЕКСИЯ - Упражнение «Шесть шляп мышления»:  Осознание собственной и коллективной только что произведенной деятельности. Осознание метода, приведшего к активности познавательной деятельности

РЕФЛЕКСИЯ - Упражнение «Шесть шляп мышления»:

  • Осознание собственной и коллективной только что произведенной деятельности.
  • Осознание метода, приведшего к активности познавательной деятельности
- «белая шляпа» констатирует факты, информацию не используя при этом оценки и эмоции; - «желтая шляпа» называет только «плюсы», все то, что понравилось на этом мастер-классе; - «черная шляпа» говорит о «минусах», т.е. что на мастер-классе не понравилось или, что принять нельзя; - «красная шляпа» говорит только о чувствах, которые возникали в ходе мастер-класса; - «зеленая шляпа» размышляет с позиции творчества - где и как еще можно использовать полученный опыт; - «синяя шляпа» делает выводы, обобщения, определяет ряд вопросов и проблем.
  • - «белая шляпа» констатирует факты, информацию не используя при этом оценки и эмоции;
  • - «желтая шляпа» называет только «плюсы», все то, что понравилось на этом мастер-классе;
  • - «черная шляпа» говорит о «минусах», т.е. что на мастер-классе не понравилось или, что принять нельзя;
  • - «красная шляпа» говорит только о чувствах, которые возникали в ходе мастер-класса;
  • - «зеленая шляпа» размышляет с позиции творчества - где и как еще можно использовать полученный опыт;
  • - «синяя шляпа» делает выводы, обобщения, определяет ряд вопросов и проблем.
ПРАВИЛА ДЛЯ СМЕЛЫХ И УПОРНЫХ ПЕДАГОГОВ Если вы испытываете затруднения в работе по составлению рассказов, то планируйте этот вид деятельности не иногда и не часто, а очень часто. Через 5 лет станет легче. Никогда не отвечайте сами на свой же вопрос. Терпите, и вы дождетесь того, что на него станут отвечать ваши дети. Помогать можно только еще одним вопросом, или двумя, или десятью... Но знайте: количество вопросов обратно пропорционально уровню мастерства. Никогда не задавайте вопрос, на который можно ответить «да» или «нет». Это не имеет смысла. После проведения НОД просмотрите конспект еще раз, вспомните все вопросы, которые вы задали детям, и замените их одним, более точным. Если рассказ не получился или получился с трудом - улыбнитесь, ведь это здорово, потому что успех впереди .

ПРАВИЛА ДЛЯ СМЕЛЫХ И УПОРНЫХ ПЕДАГОГОВ

  • Если вы испытываете затруднения в работе по составлению рассказов, то планируйте этот вид деятельности не иногда и не часто, а очень часто. Через 5 лет станет легче.
  • Никогда не отвечайте сами на свой же вопрос. Терпите, и вы дождетесь того, что на него станут отвечать ваши дети. Помогать можно только еще одним вопросом, или двумя, или десятью... Но знайте: количество вопросов обратно пропорционально уровню мастерства.
  • Никогда не задавайте вопрос, на который можно ответить «да» или «нет». Это не имеет смысла.
  • После проведения НОД просмотрите конспект еще раз, вспомните все вопросы, которые вы задали детям, и замените их одним, более точным.
  • Если рассказ не получился или получился с трудом - улыбнитесь, ведь это здорово, потому что успех впереди .