Взаимодействие с семьей – это одна из важнейших направлений деятельности ДОО.
Мне нравится именно – этот термин, не работа с родителями, как было раньше, а именно взаимодействие, которое предполагает равенство сторон, уважительное отношение друг другу, сотрудничество обеих сторон. Да, именно взаимодействие – взаимопонимание, взаимопознание, взаимоуважение, взаимовлияние. Какие же формы взаимодействия с семьей использую я.
Родительские собрания.
Первым делом, стоит отметить традиционную форму «Родительское собрание» На собраниях стараюсь, как можно рассказать о речевых нарушениях, даю рекомендации, о том, как заниматься с ним дома. Привлекаю родителей к обсуждению различных проблем, вызываю интерес к сотрудничеству. Темы для собраний:
«Ребенок на пороге школы»
«Итоги логопедического обследования»
«Задания на лето» и тд.
Индивидуальные консультации
Наиболее эффективный, на мой взгляд, является такая форма работы. Как «Индивидуальные консультации» Здесь подробно можно остановиться на дефекте конкретного ребенка, познакомить родителя с методами и формами работы, объяснить необходимость работы дома. Есть речевые нарушения при которых родители, занимаясь с ребенком дома,, вполне могут помочь ему самостоятельно. А это значит, что будущий первоклассник сможет избежать многих трудностей, которые часто появляются па причине различных речевых нарушений.
Открытые занятия.
Это тоже полезная и нужная форма взаимодействия. Здесь родители приобретают практические знания, как проводить артикуляционную и пальчиковую гимнастику, отрабатывать тот или иной звук, итд. Но здесь на мой взгляд есть и трудности, свои «минусы». Это и занятость родителей в будние дни, и то, что ребенок может отвлекаться на открытом занятии на своих родителей.
Памятки для родителей.
Кроме вышеперечисленных видов взаимодействия использую так называемые памятки для родителей на различные темы. Их я распечатываю и раздаю на собраниях, можно и вклеивать в тетради детей.
Логопедические тетради.
В тетради записываю задания для домашней работы с родителями.
Стенд «Логопед.ру»
Информацию для родителей вывешиваю в фойе. Стараюсь раскрыть разнообразные темы для родителей , ответить на интересующие вопросы.
Темы:
«Рекомендации для родителей по проведению артикуляционной гимнастики»
«Профилактика речевых нарушений»
«Тренируем пальчики – развиваем речь»
«Родителям о заикании»
«Игры на кухне»
«Ваш ребёнок – будущий первоклассник» итд.
Практическая часть
Сегодня я проведу с Вами небольшой логопедический мастер – класс. Я продемонстрирую вам комплекс упражнений по индивидуальной работе в постановке и автоматизации звуков. Основу предлагаемой системы составляют формы и приемы работы с использованием авторских дидактических игр и пособий.
Всем нам хорошо известно, что недостатки легче предупредить, чем искоренить.
«Без речи нет ни сознания, ни самосознания».
Л.С. Выготский
Оборудование:
Индивидуальные зеркала
Ватные диски.
Ватные палочки.
Напальчник.
Коктельные трубочки.
Стаканчики с крышкой,
Воздушные шары.
Бабочка из папирусной бумаги.
Цель:
Предоставление обобщения, систематизации и распространение личного педагогического опыта широкой аудитории педагогов дошкольного образования.
Задачи:
Создание условий для профессионального развития педагога, в ходе которого приобретается опыт по формированию речевых упражнений для нормального речевого развития детей старшего дошкольного возраста.
Формирование индивидуального стиля творческой педагогической деятельности в процессе инновационной работы.
Практическую часть своего мастер – класса, я хочу начать с таких слов:
«Радоваться даже маленьким достижениям,
стремиться к совершенству, так как у него нет предела!"
1 этап – АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, мягкое небо. Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тренировке. Гимнастика, направленная на развитие органов речи, называется артикуляционной. Такая гимнастика помогает укрепить речевые мышцы и подготавливает базу для чистого звукопроизношения.
Можно придумывать сказочные истории, которые помогут детям справиться с некоторыми речевыми трудностями. Обыгрывая их вместе с детьми, мы видим, что постановка звуков проходит быстрее, а дети проявляют живой интерес даже при выполнении очень трудных артикуляционных упражнений.
Ползет мышка по стене: ПИ-ПИ-ПИ --------ЭЭЭЭЭ. Максимально вытягиваем губы вперед произносим УУУУ, и максимально растягивая обнажая губы произносим ЭЭЭЭ.
Выполним упражнение «Футбол». Языком по очереди упираемся то в одну сторону щеки, то в другую, буквально распирая щеку. Действие сопровождаем голосом, похожим на звук У. Не забываем что при выполнении этого упражнения у нас острый язык, твёрдый кончик. И так 8 раз.
Говорят, что есть ген сворачивания языка трубочкой. Давайте мы с вами свернем язычок трубочкой и подуем на кончик язычка. Если же у вас трубочка не получается делаем вот такую «чашечку».
Упражнение «Часики». Дотрагиваемся языком до левого угла рта, и зафиксировать данное положение. То же самое с правым уголком рта.
Упражнение «Грибок». Рот открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу (язык присасывается) и удержать в таком положении под счет от 1 до 8.
Упражнение «Вкусное варенье». Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, а затем нижнюю.
Упражнение «Лошадка». Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий лопатообразный язык прижать к нёбу и со щелчком оторвать. Следите, чтобы нижняя челюсть при выполнении этого упражнения не двигалась.
Упражнение «Барабан». Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка постучать о нёбо за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук Д-Д-Д. Сначала звук произносится медленно, затем темп ускоряется. Следите чтобы звук Д произносился очень твёрдо.
Не переживайте у кого не совсем получается, через какое то время это получается у всех!!!
2 этап – РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ
Залогом четкого произношения звуков и ясной дикции является хорошо поставленное речевое дыхание. С детьми ежедневно проводятся упражнения для развития речевого дыхания
Упражнения для речевого дыхания
Воздух набирать через нос (плечи не поднимать, выдох должен быть длительным и плавным, необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками)
Сдуть бабочку с кончика носа.
Буря в стакане. Берем два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один наливаем много воды, почти до краев, а в другой наливаем чуть-чуть. Предлагаем ребенку поиграть в "бурю в стакане" с помощью трубочек для коктейля. Для этого в стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды - можно дуть сильно. Задача ребенка так играть, чтобы не пролить воду.
Надуем шарик, не раздувая щеки.
Вертушка, губы.
3 этап - РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
У детей с нарушениями речи, часто наблюдаются недостатки в общей моторике. Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому развитие мелкой моторики должно занять прочное место в занятиях с ребенком. У детей с задержкой речевого развития наблюдается плохая координация мелкой моторики пальцев рук. И как следствие - может развиться дисграфия (нарушение письма). Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.
1.Массажный мяч.
Шар с резинками.
Прищепки.
Су-джок терапия.
4 этап – РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА
Услышишь – хлопни
Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов); а ребёнок с закрытими глазами, услышав заданный звук, хлопает в ладоши. (Ребёнок не видит вашу артикуляции).
Маленький учитель «Слонёнок - Элефон»
Скажите ребенку, что его любимая игрушка хочет научиться правильно, говорить. Попросите ребенка «объяснить» игрушке, как называется тот или иной предмет. При этом следите, чтобы малыш правильно и четко произносил слова.
Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первую букву (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребенка – хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.
Игра «Телеграф»
Для игры нужны нарезанные полоски бумаги и ручка. Вы даёте телеграмму: «Слонёнок заболел». Юный телеграфист выкладывает столько полосок, сколько слов в предложении. А затем на каждой полоске рисует столько кружков, сколько слогов в слове. Телеграмма «слонёнок заболел» будет выглядеть так: две бумажные полоски с тремя кружочками на каждой.
И закончить свой мастер – класс мне бы хотелось красивым стихотворением, которое характеризует меня, как учителя – логопеда.
5 этап - ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Р]
Мы с вами выполнили артикуляционную гимнастику, поработали над мелкой моторикой, а теперь пора перейти к постановке звука. В данном случае будем ставить звук [Р]. Для правильного произношения звука Р необходимо заставить наш кончик язычка задрожать. Вот как раз здесь нам потребуется еще раз вспомнить упражнение «Барабанщик».
(показываю на 1 человеке используя логопедический зонд, остальные пробую сделать тоже самое, только самостоятельно используя свой палец и напальчник).
Отрабатываем звук Р изолированно и в слогах.
«Ребро – кулак – ладонь – хлопок»
Сейчас мы с вами сделаем вот такое движение: ребро – кулак – ладонь – хлопок (показываю). И сейчас вы поймете этапы роста введения звука в речь. Все движения делаем вместе.
1. ребро – кулак – ладонь – хлопок;
2. р – р – р – р;
ра – ра – ра – ра;
ро – ро – ро – ро;
ру – ру – ру – ру;
ры – ры – ры – ры.
3.ра – ро – ру – ры
Отлично, молодцы! Трудно? Трудно.
И закончить свой мастер – класс мне хотелось бы стихотворением, которое характеризует меня как учителя – логопеда:
Терпение и творчество,
Упорство и победа -
Вот главные этапы
В работе логопеда.
На этом мой мастер – класс окончен,
большое спасибо всем за помощь и внимание!