СЛАЙ 1 МБОУ «Новокурская основная общеобразовательная школа»
Мастер-класс
Учитель русского языка и литературы: Приставкина И.В.
Тема: Технология продуктивного чтения как способ повышения качества образования.
Цель – обмен опытом работы по развитию читательской грамотности школьников на уроках русского языка и литературы.
Задачи:
познакомить участников с планом проведения мастер-класса, его целевыми установками;
раскрыть содержание мастер-класса посредством ознакомления с видами работы с текстом на уроках русского языка и литературы.
продемонстрировать практическую значимость использования данных видов работы с текстом, показать педагогам целесообразность их использования в практической деятельности на уроках.
Предполагаемый результат: участники мастер-класса получат знания о разных типах заданий по формированию читательской грамотности школьников и смогут использовать приобретенные знания в своей практике.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, видео, раздаточный материал.
Форма проведения: беседа, работа с аудиторией.
Эпиграф: Читать – это еще ничего не значит,
что читать и как понимать прочитанное –
вот в чем главное.
К.Д.Ушинский
СЛАЙД 2
1. Мотивация учения. Приветствие
- Здравствуйте, уважаемые коллеги. Рада приветствовать вас в этот весенний день. Весною, с пробуждением природы, сердце распахивается к чему-то новому, неизведанному. Хочется общаться, откровенничать, и взамен получать ответную, доброжелательную улыбку.
И все потому, что в душе поселилась ВЕСНА.
И манит побужденья новь, как непрочитанная книга.
— А какую книгу можно назвать прочитанной?
— Какого читателя мы можем назвать грамотным?
2. Актуализация темы
- Давайте вспомним и составим портрет идеального читателя. Прошу вас дополнить кластер на экране.
СЛАЙ 3 «ИДЕАЛЬНЫЙ ЧИТАТЕЛЬ».
*РАЗМЫШЛЯЕТ …
*АНАЛИЗИРУЕТ …
*НЕ ПРОПУСКАЕТ …
*ЗАДУМЫВАЕТСЯ …
*СВЕРЯЕТ …
* ВКЛЮЧАЕТ …
3. Постановка педагогической проблемы
Все мы мечтаем об идеальном читателе, а вот как бывает на самом деле.
Посмотрите небольшой видеоролик
СЛАЙД 4 (ВИДЕОРОЛИК – ВЫПУСК ЕРАЛАША «КНИГОЛЮБ»)
- Наверное, вы догадались о какой проблеме мы будем говорить?
СЛАЙД 5 Тема мастер-класса
Технология продуктивного чтения как способ повышения качества образования.
Формирование читательской грамотности обучающихся – это одна из актуальных проблем современного образования.
Современный человек, чем бы он ни занимался в жизни, всегда является читателем, поэтому должен не только усваивать содержание, но и находить нужную информацию, осмысливать её и интерпретировать.
Каждый учитель мечтает, чтобы все его ученики приходили на урок подготовленными: полностью прочитали то или иное произведение или параграф. И не просто прочитали, поняли смысл прочитанного.
При итоговой аттестации выпускник должен понимать смысл прочитанного текста. Педагоги, работающие в 9-х и 11-х классах, знают, что большинство ошибок допускается вследствие непонимания самого задания.
Вот почему технология продуктивного чтения, разработанная профессором Н.Светловской приобретает ведущее значение и способствует достижению тех результатов, о которых говорится в новых стандартах.
Технология универсальна, может применяться на уроках любого цикла. Она направлена на формирование всех универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных, регулятивных, личностных.
СЛАЙД 6. Технология продуктивного чтения
Основная цель данной технологии: формирование читательской компетенции школьника.
Среди задач использования данной технологии можно выделить следующие:
- формировать основы читательской компетенции школьников в условиях организации системно- деятельностного подхода;
- совершенствовать умения работать с разными источниками информации;
- создать единое читательское пространство на основе взаимодействия УЧИТЕЛЬ- УЧЕНИК.
Технология продуктивного чтения помогает обучающимся вычитывать информацию из текстов разных видов. Этот навык необходим при изучении не только литературы, но и истории, биологии, географии.
Что значит продуктивное чтение?
(Продуктивное – от слова «продукт»).
Что может быть продуктом чтения?
(Результат)
А какой результат может быть у чтения?
(Понимание смысла прочитанного).
Понимание – это действительно результат продуктивного чтения. Но не только это. Понимание невозможно без другого результата чтения.
Что же является вторым результатом чтения?
(Восприятие прочитанного текста)
Восприятие – это включение человека в чтение.
СЛАЙД 7 А что значит включиться в чтение
Читаем – и представляем картины, героев.
Читаем – и ставим себя на место героев,
Читаем – и переживаем,
Читаем - участвуем в действии.
Читаем – задумываемся над содержанием,
Читаем – предполагаем конец истории,
Читаем - и реагируем на прочитанное: смеемся, грустим,
Читаем - удивляемся, радуемся – испытываем эмоции.
При этом неважно, как мы читаем: вслух, про себя, читаем сами или слушаем чтение другого. То есть настоящий читатель воспринимает текст через эмоции, воображение и содержание.
4. . ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. (РАБОТА с аудиторией)
Как же построить урок по технологии продуктивного чтения?
Сегодня я хочу поделиться своим опытом по работе с текстом, информацией на уроках русского языка и литературы. У каждого учителя есть свои методы и приёмы, но мне бы хотелось показать те приёмы, которые помогают моим ученикам улучшить навык чтения, стимулируют их к познавательной и творческой активности, способствуют формированию читательской грамотности. А вам я предлагаю побывать в роли учеников и поработать над текстом, применяя технологические приёмы продуктивного чтения.
Итак, начнём работу.
Уважаемые коллеги, вы на время девятиклассники. Попробуем проследить использование технологии продуктивного чтения на примере изучения рассказа Елены Васильевны Габовой «Не пускайте Рыжую на озеро». Рассказ на сегодня актуален, автор широко известен. Данный текст можно использовать на уроках внеклассного чтения, а также он включен Ириной Петровной Цыбулько в сборник по подготовке к ОГЭ по русскому языку. Поэтому с текстом в сокращенном варианте мы встречаемся и на уроках подготовки к ОГЭ по русскому языку.
С позиции структуры читательской деятельности разработанная технология предполагает три этапа работы с текстом (естественные для любого читателя):
СЛАЙД 8
1 этап. Работа с текстом до чтения
Мы начнем с приема «Отсроченная отгадка»
СЛАЙД 9
Как бы вы назвали наш урок? Продолжите предложение
«ЧЕЛОВЕК ЧЕЛОВЕКУ …?»
- Каким словом можно завершить фразу? (Возможны подсказки: друг, товарищ, брат, человек, зеркало, никто, враг, волк, зверь…). Пусть полное «имя урока» будет загадкой до конца занятия.
- Проблемный вопрос урока: Кто же человек человеку?
Сегодня к нам с книжной полки просится рассказ Елены Васильевны Габовой, автора книг для детей и подростков. Попробуем разобраться в этом на примере её рассказа «Не пускайте Рыжую на озеро».
СЛАЙД 10 - Посмотрите, пожалуйста, на портрет. Вам что-нибудь известно об этом авторе?
СЛАЙД 11. ЭТОТ ПРИЁМ НАЗЫВАЕТСЯ «ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПО ЗАГОЛОВКУ»
- По названию художественного произведения давайте попробуем предположить, о чём же будет автор нам рассказывать?
- Прочитайте название произведения, с которым мы будем знакомиться сегодня. Известно, что название – это маленький текст. Какую информацию мы можем извлечь из названия?
(Место действия – озеро; Рыжая (ВОПРОС: КТО ЭТО МОЖЕТ БЫТЬ? – имя собственное, женского рода, может быть, собака; её почему-то нельзя пускать на озеро)
- По названию рассказа предположите, о чем будет рассказ?
- Какие события могут произойти в описанной обстановке?
- Может, иллюстрации нам помогут разобраться, кто герои этого произведения? Какова тема этого текста? Высказывают предположения.
СЛАЙД 12 Предлагаю детям просмотреть ряд иллюстраций, записать возникающие ассоциации.
-Рассмотрите данные картинки. Что их объединяет? Запишите возникающие ассоциации в строчку. (Одинокий, непохожий на других, отвергать, …)
-Подберите синоним и антоним к данным словам
ОТВЕРГАТЬ-отталкивать (син.), принимать (ант.)
НЕПОХОЖИЙ-особенный (син.), обычный (ант.), стандартный(ант.)
- Как вы думаете, о чем рассказ? Рассмотрите название рассказа с точки зрения синтаксиса. Что это? (Предложение) Дайте характеристику этому предложению. (Предложение односоставное, определенно-личное, побудительное) А по эмоциональной окраске? (Неизвестно, нет знака препинания, но есть запрет, чувствуется насилие над личностью и можно предположить противостояние многих одному)
- Сейчас проверим, оправдаются ли ваши прогнозы.
- Как вы думаете, какова цель нашего урока? (Осмыслить содержание произведения, определить тему, обозначить проблему)
СЛАЙД 13. 2 этап. Работа с текстом во время чтения. Осмысление содержания
Весь рассказ мы читать сразу не будем, будем читать с остановками. Попробуем «пропустить» текст через себя, вслушаться, вдуматься, стать собеседником, а в каких-то ситуациях и соавтором.
По ходу чтения будем вести «Диалог с автором» (приём). Диалог с автором имеет условное обозначение – ребёнок с книгой. Диалог с автором через текст и комментированное чтение рассматривается как ведущие приемы, обеспечивающие понимание смысла любого текста, «погружение» в него читателей.
Чтение текста (с остановками).
Остановка №1.
- Перед нами экспозиция рассказа Елены Габовой. С кем нас знакомит автор?
(1) Светка Сергеева была рыжая. (2) Волосы у неё грубые и толстые, словно яркая медная проволока. (3)Из этой проволоки заплеталась тяжёлая коса.(4) Мне она напоминала трос, которым удерживают на берегу большие корабли.
(5) Лицо у Светки бледное, в крупных веснушках, тоже бледных, наскакивающих одна на другую. (6) Глаза зелёные, блестящие, как лягушата.
- Какое ИВС преобладает в описании героини? (сравнение – волосы, «словно яркая медная проволока», коса напоминала трос, глаза «зеленые, блестящие, как лягушата»).
- Читаем дальше.
(7) Светку мы не любили. (8) Именно за то, что она рыжая. (9) Ясное дело, Рыжухой дразнили. (10) И ещё не любили за то, что голос у неё ужасно пронзительный. (11) Цвет Светкиных волос и её голос сливались в одно понятие: Ры-жа-я.
(12) Особенно не любили Светку девчонки. (13) Они до неё даже дотрагиваться не хотели. (14) Если на физкультуре кому-нибудь из них выпадало делать упражнения в одной паре с Рыжухой – отказывались с такой брезгливой миной на лице, словно Светка прокажённая.
- Кто герой произведения?
- От какого лица ведётся повествование?
- Чей голос мы слышим?
- Рассказчик симпатизирует девушке? Почему вы так решили? Докажите. Обратите внимание на прилагательные.
- В каких отношениях могут быть рассказчик и героиня?
- В данном контексте какой бы вы подобрали синоним слову «рыжая»?
- Как, по-вашему, чувствовала себя героиня?
- Какие вы задали бы вопросы автору? НАПРИМЕР
- За что не любили одноклассники Рыжуху?
- Почему особенно не любили Светку девчонки?
- Читаем дальше.
СЛАЙД 14 Остановка №2.
(15) Светка на девчонок не обижалась – привыкла, наверно.
(16) Слышал я, что жила Светка с матерью и двумя сестрёнками. (17) Отец от них ушёл. (18) Я его понимал: приятно ли жить с четырьмя рыжими женщинами? (19) Одевались они понятно как – ведь трудно жили. (20) Но наши девчонки трудности Рыжухи во внимание не принимали. (21) Наоборот, презирали её ещё и за единственные потёртые джинсы.
(22) Ладно. Рыжая так Рыжая. Слишком много о ней.
(23) Очень любили мы походы. (24) Каждый год ходили по несколько раз. (25) Наше любимое загородное место было Озёл. (26) Здесь славное озеро - длинное и не очень широкое. (27) Все дни напролёт мы с Женькой рыбачили. (28) Но вечером, на зорьке, когда самый клев, нам половить не удавалось. (29) Из-за Рыжухи, между прочим, из-за Светки Сергеевой.
СЛАЙД 15. Остановка №3.
- Чем пока еще бессловесная Рыжуха могла помешать одноклассникам в походе?
- Чем Светка отличалась от других ребят?
- Неужели можно привыкнуть к унижению и не обижаться?
(30) Вечером возьмёт Светка синюю лодку и гребёт на середину озера. (31) Выгребет, вёсла в воду опустит и начинает. (32) Выть начинает. (33) То есть она пела, конечно, но мы это пением не называли. (34) Высокий голос Рыжухи раздавался далеко по озеру, по лугам. (35) Клевать у нас переставало. (36) Почему ей нужно было на середине озера петь – не понимаю. (37) Может, окружающая природа вдохновляла? (38) Ей, наверно, нравилось, что её весь мир слышит. (39) И выла Рыжуха час-полтора.
-Найдите в тексте контекстуальные синонимы (петь – выть). Почему автор использует именно это слово? Кто или что может выть?
- Вот мы и услышали героиню, о которой сказано столько нелестных слов. Что мы узнаем о ней?
- Почему ей нужно петь на середине озера?
- Как относятся дети к этому поступку Рыжей?
СЛАЙД 16 Остановка №4.
– (40) Дура рыжая, – кривила губы Маринка Быкова. – (41) И чего она с нами прётся? (42) Выла бы себе дома.
(43) В день последнего экзамена в девятом Нинка Пчелкина бросила клич:
– (44) Кто завтра в поход?
(45) И тут же устроила запись.
(46) Женька подвалил к Рыжухе, опёрся руками о её стол и сказал:
– (47) Рыжуха, сделай доброе дело, а? (48) Не езди с нами в поход
- Как вы думаете, что ответит героиня?
СЛАЙД 17 Остановка №5.
– (49) Я с вами поеду, – высоким дрожащим голосом сказала Рыжуха, – а буду отдельно.
(50) Вот это «отдельно» и было для нас всего опаснее. (51) Опять отдельно от всех будет на озере выть!
(52) Женька отошёл от Рыжей и прошептал мне:
– (53) В этот поход я Рыжую не пущу. (54) Или я буду не я.
Остановка №6.
- Первая фраза Светки. Решительный ответ дрожащим голосом. Почему она не отказывается от похода?
- Как чувствует себя человек, который в компании людей находится всегда отдельно?
- Почему другие люди не принимают его?
Можно предложить детям такое задание
Представьте, что вы находитесь в этой истории, то есть вы герои Елены Габовой. Расскажите от их имени, что герои чувствуют во время этой истории: (участники вытягивают листы. Кто там написан, про того и рассказывают).
- Теперь давайте поразмышляем: Что бы вы предложили Свете в этой ситуации, как себя вести, что делать? А её одноклассникам?
(55) Тёплым июньским днём мы устроились на палубе теплохода. (56) Рыжуха сидит на краю скамейки, рядом с ней – пустое пространство. (57) Рядом никто не садится.
(58) За минуту до того, как отчалить, к Рыжухе подходит Женька.
– (59) Это твоя сумка? – спрашивает Женька и кивает на допотопную дерматиновую сумку.
– (60) Моя, – отвечает Светка.
– (61) Алле хоп! – восклицает Женька, хватая сумку, и бежит с ней по палубе.
(62) Мы глядим через борт теплохода. (63) Женька ставит сумку на железный пол и мчится обратно. (64) Рыжуха как вскочит и – к выходу. (65) Еле успела на берег, теплоход сразу же отчалил.
– (66) До свиданья, Рыжая! (67) Гудбай!
– (68) Прощай, подруга!
– (69) Больше не увидимся!
(70) Чего девчонки радовались, я, честно говоря, не понял. (71) Ну, мы с Женькой, ладно, нам Светка мешала рыбу ловить. (72) А им-то что? (73) Ведь вместе со всеми Рыжуха и не бывала – недаром её ни на одной фотографии нет. (74) В десятый Рыжая не пошла. (75) Классная сказала, что она поступила в музыкальное училище.
Проблема: «Легко ли быть рыжим?».
Остановка №7.
Приём «Прогнозирование»:
- Как вы думаете, каким может быть финал рассказа?
- Если бы Светлана Сергеева и рассказчик встретились, какой была бы эта встреча?
- Дочитайте рассказ до конца, чтобы узнать, чем всё закончилось.
(76) А ещё через пять лет произошла вот такая история.
(77) В один прекрасный день я был с Наташей в опере. (78) И вдруг на сцене появляется золотоволосая красавица. (79) У нее белейшая кожа! (80) Как она величаво идёт! (81) От всей её наружности веет благородством!
(82) Когда она запела высоким, удивительно знакомым голосом, меня мгновенно бросило в пот.
– (83) Рыжуха! – ахнул я.
(84) Весь спектакль я просидел, не шелохнувшись, не понимая, чего больше было в моём сердце – восторга или стыда.
(85) После спектакля Наташа говорит:
– (86) Может, пойдёшь за кулисы? Ей приятно будет увидеть своего земляка, да ещё одноклассника. (87) Жаль, цветов не купили!
– (88) Нет, давай в другой раз, – скромно ответил я.
(89) Мне меньше всего хотелось встречаться с Рыжухой с глазу на глаз.
(90) По дороге домой я почти не слышал Наташу. (91) Думал о том, что не Светка рыжая. (92) Светка оказалась золотой. (93) А рыжие мы. (94) Весь класс рыжий.
СЛАЙД 18 3 ЭТАП – РАБОТА С ТЕКСТОМ ПОСЛЕ ЧТЕНИЯ.
Обобщающая беседа.
Ответьте на вопрос: «Что же помогло героине выстоять?». Предлагаю детям заполнить кластер
Сильный характер
УСПЕХ
Талант
Душевная красота
СЛАЙД 19
- Как вы понимаете финальные фразы текста: «Светка оказалась золотой. А рыжие мы. Весь класс рыжий»?
- Что помогло героине из рыжей (предложение №1) превратиться в золотую (предложение №93)?
- Давайте вернемся к значению слова «рыжий». Какие определения больше подходят для Светки, а какие – для ее одноклассников?
- Какие проблемы поднимает в рассказе писательница? (одиночества, бездушия и безразличия, подростковой жестокости, нравственного выбора, сохранения верности себе).
- Как же, исходя из содержания текста, можно завершить фразу?
СЛАЙД 20«Человек человеку…?»
(открываем конец фразы - радость)
- Неожиданно! Так определил отношения людей православный мудрец Серафим Саровский. Подходит ли такое «имя» к уроку по тексту Е.Габовой?
Безусловно, героиня рассказа для людей – радость. Ведь даже имя её символично: Светлана – «светлая, чистая, несущая свет». Но только ли Света – радость окружающим?
- Вспомните рассказчика. Можем ли мы сказать, что в конце истории рассказчик прозрел, что он стал другим? (Рассказчик внутренне не всегда был согласен с одноклассниками, но молчал. Теперь, увидев Свету в театре, он понимает, что его «дружный» класс творил зло по отношению к девочке).
- Предположите, что будет с героем после событий рассказа?
- Используя «Метод PRESS», постройте устное связное высказывание о рассказчике (Работа в парах)
«Метод PRESS» состоит из четырех этапов:
Высказывание собственной точки зрения («Я считаю, что…»)
Обоснование своей мысли («… Так как…»)
Примеры и аргументы для поддержания своей точки зрения («… например…»)
Обобщение, выводы («Итак…»).
Взаимопроверка и взаимооценка устного монологического высказывания.
4). Решение проблемного вопроса.
- Так кто же человек человеку?
Стратегия «Решение проблемы». Приём «Распиши слово» (коллективная работа).
Светлая, чистая душа
Вам поможет стать лучше,
Если даже вы «рыжие».
Так будет всегда: ведь человек человеку не волк,
А великая радость!
Текст, с которым мы сегодня работали взят из сборника И.П. Цыбулько. Задание 13.3 Напишите сочинение-рассуждение на тему «Какого человека можно назвать жестоким?». Дайте определение понятию ЖЕСТОКОСТЬ и прокомментируйте его, …
СЛАЙД 21. Составьте «Облако мыслей», записав синонимы к слову «жестокость». Добавьте примеры из литературы, высказывания выдающихся людей, чтобы этот материал можно было использовать при написании сочинения.
Всякая жестокость происходит от немощи.
Сенека
Жестокость не может быть спутницей доблести.
М. Сервантес
Жестокость есть всегда результат страха, слабости и трусости.
К. Гельвеций
Жестокость и страх пожимают руки друг другу.
О. Бальзак
Видеть несправедливость и молчать- это значит самому участвовать в ней.
Жан-Жак Руссо
Примеры из литературы: В. К. Железников «Чучело», Н. В. Гоголь «Шинель», В. Г. Распутин «Уроки французского», А.П. Платонов «Юшка», А. Грин «Алые паруса», М. Горький «Легенда о Данко» и др.
Домашняя работа.
Используя материалы урока, напишите сочинение-рассуждение в формате ОГЭ на тему «Что такое жестокость?» Один из аргументов должен быть по тексту рассказа Е.В. Габовой «Не пускайте Рыжую на озеро», второй аргумент из любого другого художественного произведения.
Можно использовать материал из «Облака мыслей» и Конструктор сочинения 13.3 (Приложение)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Опора на технологию не означает, что уроки работы с текстом должны быть однообразны по своей структуре и организации. Это уже зависит от желания и мастерства учителя.
СЛАЙД 22. Достоинства технологии:
Применима на уроках любого цикла и на любой ступени обучения.
Ориентирована на развитие личности читателя.
Развивает умение прогнозировать результаты чтения.
Способствует пониманию текста на уровне смысла…
В начале нашего мастер-класса мы создали портрет идеального читателя. Надеюсь, что технология и приёмы, которые мы сегодня использовали, помогут вам сформировать грамотного читателя.
Я желаю, чтобы ваши ученики на экзамене продемонстрировали хорошо сформированные УУД и получили наивысший балл.
Желаю вам, чтоб дети в вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны!
Спасибо вам, коллеги, вам за работу! До новых встреч!
Список используемой литературы:
1. Бородина, В.А. Чтение - только начало. Творчество жизни - вот цель! / В.А. Бородина // Школьная библиотека. - № 9 - 10. - 2011.
2. Бунеева, Е.В. Мастер-класс "Проектирование урока на основе технологии продуктивного чтения" [Электронный ресурс] / Е.В. Бунеева. – http://school2100.com/kursy/master-class/master-classes-textbook/
3. Светловская, Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя / Н.Н. Светловская // Начальная школа. – 2013. – № 1.
4. Чиндилова, О.В. Технология продуктивного чтения на разных этапах непрерывного литературного образования в ОС «Школа 2100» : [Монография] / О.В. Чиндилова. – М.: Баласс.
Приложение.
Чтение текста (с остановками).
Остановка №1.
(1) Светка Сергеева была рыжая. (2) Волосы у неё грубые и толстые, словно яркая медная проволока. (3)Из этой проволоки заплеталась тяжёлая коса.(4) Мне она напоминала трос, которым удерживают на берегу большие корабли.
(5) Лицо у Светки бледное, в крупных веснушках, тоже бледных, наскакивающих одна на другую. (6) Глаза зелёные, блестящие, как лягушата.
Остановка №2.
(15) Светка на девчонок не обижалась – привыкла, наверно.
(16) Слышал я, что жила Светка с матерью и двумя сестрёнками. (17) Отец от них ушёл. (18) Я его понимал: приятно ли жить с четырьмя рыжими женщинами? (19) Одевались они понятно как – ведь трудно жили. (20) Но наши девчонки трудности Рыжухи во внимание не принимали. (21) Наоборот, презирали её ещё и за единственные потёртые джинсы.
(22) Ладно. Рыжая так Рыжая. Слишком много о ней.
(23) Очень любили мы походы. (24) Каждый год ходили по несколько раз. (25) Наше любимое загородное место было Озёл. (26) Здесь славное озеро - длинное и не очень широкое. (27) Все дни напролёт мы с Женькой рыбачили. (28) Но вечером, на зорьке, когда самый клев, нам половить не удавалось. (29) Из-за Рыжухи, между прочим, из-за Светки Сергеевой.
Остановка №3.
(30) Вечером возьмёт Светка синюю лодку и гребёт на середину озера. (31) Выгребет, вёсла в воду опустит и начинает. (32) Выть начинает. (33) То есть она пела, конечно, но мы это пением не называли. (34) Высокий голос Рыжухи раздавался далеко по озеру, по лугам. (35) Клевать у нас переставало. (36) Почему ей нужно было на середине озера петь – не понимаю. (37) Может, окружающая природа вдохновляла? (38) Ей, наверно, нравилось, что её весь мир слышит. (39) И выла Рыжуха час-полтора.
Остановка №4.
– (40) Дура рыжая, – кривила губы Маринка Быкова. – (41) И чего она с нами прётся? (42) Выла бы себе дома.
(43) В день последнего экзамена в девятом Нинка Пчелкина бросила клич:
– (44) Кто завтра в поход?
(45) И тут же устроила запись.
(46) Женька подвалил к Рыжухе, опёрся руками о её стол и сказал:
– (47) Рыжуха, сделай доброе дело, а? (48) Не езди с нами в поход
Остановка №5.
– (49) Я с вами поеду, – высоким дрожащим голосом сказала Рыжуха, – а буду отдельно.
(50) Вот это «отдельно» и было для нас всего опаснее. (51) Опять отдельно от всех будет на озере выть!
(52) Женька отошёл от Рыжей и прошептал мне:
– (53) В этот поход я Рыжую не пущу. (54) Или я буду не я.
Остановка № 6.
(55) Тёплым июньским днём мы устроились на палубе теплохода. (56) Рыжуха сидит на краю скамейки, рядом с ней – пустое пространство. (57) Рядом никто не садится.
(58) За минуту до того, как отчалить, к Рыжухе подходит Женька.
– (59) Это твоя сумка? – спрашивает Женька и кивает на допотопную дерматиновую сумку.
– (60) Моя, – отвечает Светка.
– (61) Алле хоп! – восклицает Женька, хватая сумку, и бежит с ней по палубе.
(62) Мы глядим через борт теплохода. (63) Женька ставит сумку на железный пол и мчится обратно. (64) Рыжуха как вскочит и – к выходу. (65) Еле успела на берег, теплоход сразу же отчалил.
– (66) До свиданья, Рыжая! (67) Гудбай!
– (68) Прощай, подруга!
– (69) Больше не увидимся!
(70) Чего девчонки радовались, я, честно говоря, не понял. (71) Ну, мы с Женькой, ладно, нам Светка мешала рыбу ловить. (72) А им-то что? (73) Ведь вместе со всеми Рыжуха и не бывала – недаром её ни на одной фотографии нет. (74) В десятый Рыжая не пошла. (75) Классная сказала, что она поступила в музыкальное училище.
Остановка №7.
(76) А ещё через пять лет произошла вот такая история.
(77) В один прекрасный день я был с Наташей в опере. (78) И вдруг на сцене появляется золотоволосая красавица. (79) У нее белейшая кожа! (80) Как она величаво идёт! (81) От всей её наружности веет благородством!
(82) Когда она запела высоким, удивительно знакомым голосом, меня мгновенно бросило в пот.
– (83) Рыжуха! – ахнул я.
(84) Весь спектакль я просидел, не шелохнувшись, не понимая, чего больше было в моём сердце – восторга или стыда.
(85) После спектакля Наташа говорит:
– (86) Может, пойдёшь за кулисы? Ей приятно будет увидеть своего земляка, да ещё одноклассника. (87) Жаль, цветов не купили!
– (88) Нет, давай в другой раз, – скромно ответил я.
(89) Мне меньше всего хотелось встречаться с Рыжухой с глазу на глаз.
(90) По дороге домой я почти не слышал Наташу. (91) Думал о том, что не Светка рыжая. (92) Светка оказалась золотой. (93) А рыжие мы. (94) Весь класс рыжий.
ОГЭ Конструктор сочинения. Задание 13.3.
Толкование значения слова Комментарий (1 абзац) | Пример-аргумент из текста (2 абзац) | Пример из жизненного опыта (3 абзац) | Вывод/заключение (4 абзац) |
Что такое ? Попробуем разобраться в смысле этого понятия. Мне кажется, что - это … | Раскрытие актуальности рассматриваемого термина Анализ многозначности понятия Соотнесение с другими понятиями | Проиллюстрировать данное понятие можно на примере текста , где … (тезисы должны подкрепляться цитатами из предложенного текста или отсылкой к конкретным предложениям из него) | исторические факты общественно-значимые события, явления высказывания знаменитых философов, литераторов, художников и т.д. примеры из художественной литературы биография известного человека культурные и национальные традиции Примеры мы нередко можем встретить в художественных произведениях. Достаточно вспомнить , где … | если нет логических ошибок и ошибок в построении текста (композиция, абзацное членение) Подводя итог, хочется сказать, что … |