СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер класс Тема: «Повышение профессиональной компетенции в вопросах сопровождение аутичного ребенка с тяжелыми нарушениями интеллектуального развития».

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер класса- обмен опытом работы, демонстрация методов по сопровождению обучающихся с РАС.

Просмотр содержимого документа
«Мастер класс Тема: «Повышение профессиональной компетенции в вопросах сопровождение аутичного ребенка с тяжелыми нарушениями интеллектуального развития».»


Филиал муниципального автономного образовательного учреждения Тоболовская средняя общеобразовательная школа специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Карасульская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для умственно-отсталых детей»

ул. Ленина, д. 59а, п. Октябрьский, Ишимский район, Тюменская обл., 627720,

тел./факс(34551)3-50-65, е-mail: interkor@yаndex.ru








Мастер класс

Тема: «Повышение профессиональной компетенции в вопросах сопровождение аутичного ребенка с тяжелыми нарушениями интеллектуального развития».




















Подготовила: Педагог-психолог: Э.Х.Самойленко

2022 г

Ход мастер класса

Приветствие. Введение в тему.

Добрый день уважаемые коллеги.

Я начну свое выступление с упражнения «Чайки».

Цель: избавление от негативных эмоций, снятие нервно – мышечного напряжения.

Это упражнение поможет вам снять напряжение и избавиться от негативных эмоций, переживаний, чувств накопленных за учебный день. Сейчас я объясню технику выполнения данного упражнения. Сядьте удобно, руки свободно вдоль тела на коленях. Считаем от 1 до 10 меняя громкость: от шепота до громкого крика. После цифры 10 на максимально громкой динамике кричим «А» 3 раза, изображая крик чаек. Поднимаем уголки губ как можно выше и кричим пронзительным голосом».

Игра «Отвечай, сосед слева»        

Цель: Дать почувствовать, насколько необходим контакт глаз при общении
Содержание: Все участники сидят (или стоят) в кругу. Я сейчас буду подходить к каждому и задавать вопросы, но на этот вопрос отвечает не тот, на кого я буду смотреть, а тот, кто сидит (стоит) слева от него.

Суждение: что вы чувствовали во время игры, насколько для вас важен контакт глаз с партнерам при общении.

О многих других особенностях детей-аутистов мы узнаем на данном мастер классе.

Представляю вашему вниманию мастер класс по теме «Сопровождение аутичного ребенка с тяжелыми нарушениями интеллектуального развития».

Упражнение «Сосуд». Суть психотехники заключается в том, что педагогам предлагается пустой сосуд. Задача заполнить его пустоту (Уровень наполняемости в сосуде будут означать уровень вашей педагогической компетентности в психолого- педагогическом сопровождении обучающихся с РАС и интеллектуальными нарушениями. в данный период времени).

Цель: мастер класса- обмен опытом работы, демонстрация методов по сопровождению обучающихся с РАС.

Задачи

  1. Познакомить педагогов с приемами, методическими находками по формированию жизненных компетенций обучающихся.


Актуальность мастер класса.

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Общего Образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) выдвигает требования сформированности успешной социализации обучающихся с РАС с интеллектуальными нарушениями. Высокая методическая компетентность педагогического коллектива по данному направлению является важным условием, необходимым для достижения достаточного уровня сформированности успешной социализации обучающихся с РАС и интеллектуальными нарушениями. Теоретическая часть:

Характеристика метода работы

Хочу вас сегодня познакомить с методами работы по сопровождению обучающихся с РАС и интеллектуальными нарушениями.

«Аутизм — крайняя форма нарушения контактов, уход от реальности в мир собственных переживаний» (Э. Блейлер).От латинского слова autos - «сам», аутизм - погружение в себя.

Основными проявлениями синдрома, которые наблюдаются при всех его разновидностях, являются:

  • выраженная недостаточность или полное отсутствие потребности в контакте с окружающими

  • эмоциональная холодность или безразличие к близким («аффективная блокада», по L. Kanner)

  • страх новизны, любой перемены в окружающей обстановке

  • болезненная приверженность к рутинному порядку

  • однообразное поведение со склонностью к стереотипным движениям

  • а также расстройства речи, характер которых существенно отличается при разных вариантах синдрома.

Чрезвычайная трудность организации общения и взаимодействия. Главная задача педагога – вовлечь ребенка в индивидуальную и совместную деятельность. Для него важно не столько накопление знаний и освоение навыков, сколько приобретение возможности взаимодействовать с другими людьми, способность использовать свои знания и умения в реальной жизни.

Для того чтобы понять, с чего начать коррекционную работу, необходимо снизить уровень тревожности, провести работу по снятию страхов, налаживанию первичного контакта, созданию положительного эмоционального климата и комфортной психологической атмосферы для занятий.

На первых этапах работы для педагога также важно сформировать у ребенка желание учиться, чем добиться усвоения учебного материала.

Аутичные дети видят смысл какой-либо деятельности только тогда, когда она четко заранее запрограммирована: дети должны знать, что делать в первую очередь, какую последовательность действий совершать, как закончить.

Ребенок всегда должен знать, зачем он будет выполнять то или иное действие.

С этой целью в помещении, где находится аутичный ребенок, можно разместить так называемые пооперационные карты, на которых в виде символов обозначена четкая последовательность действий.

Так, схему, отражающую нужную последовательность действий ребенка при сборах на прогулку, можно нарисовать на шкафчике.

Общие положения психолого-педагогической работы с детьми с аутизмом

  • структурирование времени – в целях преодоления трудностей восприятия и усвоения сукцессивно организованных процессов, временной организации деятельности;

  • структурирование пространства – как способ преодолений трудностей выбора в пространственной организации деятельности;

  • регулирование уровня сенсорной насыщенности среды в соответствии с возможностями ребёнка;

  • визуализация развивающих и обучающих средств, степень которой должна соответствовать возможностям ребёнка и перспективам его развития;

  • генерализация навыка – освобождение навыка от зависимости от несущественных факторов, препятствующих переносу навыка в другие условия; формирование функциональной значимости навыка как такового;
    Правильно структурированное временя, пространство, сенсорная насыщенность, визуализация – ослабевает уровень тревожности ребенка, давая тем самым место для коррекции глубоких нарушений в социальном развитии ребенка с ОВЗ и интеллектуальными нарушениями.

Метод «Система PECS». Методический анализ- применение карточек PECS – это система коммуникации, при которой обучаюшийся, не владеющий (или очень плохо владеющий) устной речью, использует визуализацию, картинку/карточку, для того чтобы выразить просьбу, прокомментировать событие, ответить на вопрос и т.д.Сообщение формулируется с помощью одной или нескольких карточек, которые затем передаются собеседнику.

Методический анализ- применяя карточки PECS обучавшиеся, не владеющий (или очень плохо владеющий) устной речью, использует визуализацию, картинку/карточку, для того чтобы выразить просьбу, прокомментировать событие, ответить на вопрос и т.д. Это облегчает взаимодействие и понижает тревожность.

Метод «Социальное взаимодействие». Игра, в которой участвуют два человека и при этом необходимо соблюдать несколько правил.

Необходимо визуализировать значительную часть информации, сделать её более конкретной, чтобы было видно:

что они будут делать (бросать шар),

где должны стоять (в круге),

как долго будет продолжаться игра (по количеству шаров).

Методический анализ- с помощью данного метода обучающиеся преодолевают трудности выбора в пространственной организации и усвоении последовательности во времени, временной организации деятельности, сглаживание трудности социального контакта, за счет четкого алгоритма.

Метод «Социальные истории» Описательные предложения.

Описательные предложения рассказывают о том, что люди делают в конкретных социальных ситуациях, и определяют, где эти ситуации происходят, кто в них участвует, что эти люди делают и почему.

Перспективные предложения.

Этот тип предложений описывает реакции других людей, чтобы человек узнал точку зрения окружающих на эту ситуацию. Эти предложения описывают внутренние состояния людей, их мысли, чувства и настроение.

Директивные предложения.

Директивные предложения описывают желательный или подходящий образ действий в данной ситуации. Такие предложения строятся в утвердительной форме, объясняя в позитивных терминах, какое поведение является желательным.

Примеры социальных историй:

Личное пространство

Когда я говорю с людьми, мне нужно предоставлять им личное

пространство и не приближаться к их лицам.

Когда люди стоят слишком близко, то другие люди чувствуют себя

дискомфортно. Каждому нужно личное пространство.

Когда я вызываю дискомфорт у других людей, они стараются меня избегать.

Может быть, они даже не захотят снова со мной разговаривать.

Когда я предоставляю достаточно личного пространства людям, то я могу играть и говорить с ними, я могу повеселиться, и у меня могут появиться новые друзья.


Время в кругу

Время в кругу означает, что я слушаю учителя.

Если я говорю с другими детьми, учитель может расстроиться, потому что я не слушаю его. Другие дети могут подумать, что я плохой мальчик, который не соблюдает правила.

Когда я слушаю учителя, то я учусь.

Учиться весело, и я могу помнить о том, что нужно слушать учителя.

Методический анализ- с помощью данного метода у обучающиеся РАС формируется представление, как вести себя в социальных ситуациях. Их можно использовать для освоения нового распорядка дня, новых занятий и того, как реагировать на различные чувства, такие как злость и фрустрацию.

Упражнение “Растем”


Участники находятся в круге. Исходное положение — сидя на корточках, голову нагнуть к коленям, обхватив их руками.


Инструкция ведущего: Представьте, что вы маленький росток, только что показавшийся из земли. Вы растете, постепенно распрямляясь, раскрываясь и устремляясь вверх. Я буду помогать вам расти, считая до пяти. Постарайтесь равномерно распределить стадии роста.После выполнения упражнения полезно сразу же перейти к упражнению “Потянулись — сломались”.


Практическая часть:     

Предлагается командам используя Метод «Социальное взаимодействие» и Метод «Социальные историй» изготовит дидактический материал.

Рефлексия: Прошу вас вернуться к вашему сосуду,и заполните его отвечая на вопросы:

Что понравилось?

Где можно применить увиденное?

Какова главная мысль сегодняшнего мастер –класса?

Мысленно вспомните основные представленные методы.

Заключительное слово: «Мозг хорошо устроенный, богаче чем мозг, наполненный» Желаю вам совершенствовать свою компетентность в вопросах сопровождения обучающихся с РАС .Наша совместная деятельность получилась продуктивной интересной, надеюсь полезной.