Филиал муниципального автономного образовательного учреждения Тоболовская средняя общеобразовательная школа специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Карасульская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для умственно-отсталых детей»
ул. Ленина, д. 59а, п. Октябрьский, Ишимский район, Тюменская обл., 627720,
тел./факс(34551)3-50-65, е-mail: interkor@yаndex.ru
Мастер класс
Тема: «Повышение профессиональной компетенции в вопросах сопровождение аутичного ребенка с тяжелыми нарушениями интеллектуального развития».
Подготовила: Педагог-психолог: Э.Х.Самойленко
2022 г
Ход мастер класса
Приветствие. Введение в тему.
Добрый день уважаемые коллеги.
Я начну свое выступление с упражнения «Чайки».
Цель: избавление от негативных эмоций, снятие нервно – мышечного напряжения.
Это упражнение поможет вам снять напряжение и избавиться от негативных эмоций, переживаний, чувств накопленных за учебный день. Сейчас я объясню технику выполнения данного упражнения. Сядьте удобно, руки свободно вдоль тела на коленях. Считаем от 1 до 10 меняя громкость: от шепота до громкого крика. После цифры 10 на максимально громкой динамике кричим «А» 3 раза, изображая крик чаек. Поднимаем уголки губ как можно выше и кричим пронзительным голосом».
Игра «Отвечай, сосед слева»
Цель: Дать почувствовать, насколько необходим контакт глаз при общении.
Содержание: Все участники сидят (или стоят) в кругу. Я сейчас буду подходить к каждому и задавать вопросы, но на этот вопрос отвечает не тот, на кого я буду смотреть, а тот, кто сидит (стоит) слева от него.
Суждение: что вы чувствовали во время игры, насколько для вас важен контакт глаз с партнерам при общении.
О многих других особенностях детей-аутистов мы узнаем на данном мастер классе.
Представляю вашему вниманию мастер класс по теме «Сопровождение аутичного ребенка с тяжелыми нарушениями интеллектуального развития».
Упражнение «Сосуд». Суть психотехники заключается в том, что педагогам предлагается пустой сосуд. Задача заполнить его пустоту (Уровень наполняемости в сосуде будут означать уровень вашей педагогической компетентности в психолого- педагогическом сопровождении обучающихся с РАС и интеллектуальными нарушениями. в данный период времени).
Цель: мастер класса- обмен опытом работы, демонстрация методов по сопровождению обучающихся с РАС.
Задачи
Познакомить педагогов с приемами, методическими находками по формированию жизненных компетенций обучающихся.
Актуальность мастер класса.
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Общего Образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) выдвигает требования сформированности успешной социализации обучающихся с РАС с интеллектуальными нарушениями. Высокая методическая компетентность педагогического коллектива по данному направлению является важным условием, необходимым для достижения достаточного уровня сформированности успешной социализации обучающихся с РАС и интеллектуальными нарушениями. Теоретическая часть:
Характеристика метода работы
Хочу вас сегодня познакомить с методами работы по сопровождению обучающихся с РАС и интеллектуальными нарушениями.
«Аутизм — крайняя форма нарушения контактов, уход от реальности в мир собственных переживаний» (Э. Блейлер).От латинского слова autos - «сам», аутизм - погружение в себя.
Основными проявлениями синдрома, которые наблюдаются при всех его разновидностях, являются:
выраженная недостаточность или полное отсутствие потребности в контакте с окружающими
эмоциональная холодность или безразличие к близким («аффективная блокада», по L. Kanner)
страх новизны, любой перемены в окружающей обстановке
болезненная приверженность к рутинному порядку
однообразное поведение со склонностью к стереотипным движениям
а также расстройства речи, характер которых существенно отличается при разных вариантах синдрома.
Чрезвычайная трудность организации общения и взаимодействия. Главная задача педагога – вовлечь ребенка в индивидуальную и совместную деятельность. Для него важно не столько накопление знаний и освоение навыков, сколько приобретение возможности взаимодействовать с другими людьми, способность использовать свои знания и умения в реальной жизни.
Для того чтобы понять, с чего начать коррекционную работу, необходимо снизить уровень тревожности, провести работу по снятию страхов, налаживанию первичного контакта, созданию положительного эмоционального климата и комфортной психологической атмосферы для занятий.
На первых этапах работы для педагога также важно сформировать у ребенка желание учиться, чем добиться усвоения учебного материала.
Аутичные дети видят смысл какой-либо деятельности только тогда, когда она четко заранее запрограммирована: дети должны знать, что делать в первую очередь, какую последовательность действий совершать, как закончить.
Ребенок всегда должен знать, зачем он будет выполнять то или иное действие.
С этой целью в помещении, где находится аутичный ребенок, можно разместить так называемые пооперационные карты, на которых в виде символов обозначена четкая последовательность действий.
Так, схему, отражающую нужную последовательность действий ребенка при сборах на прогулку, можно нарисовать на шкафчике.
Общие положения психолого-педагогической работы с детьми с аутизмом
структурирование времени – в целях преодоления трудностей восприятия и усвоения сукцессивно организованных процессов, временной организации деятельности;
структурирование пространства – как способ преодолений трудностей выбора в пространственной организации деятельности;
регулирование уровня сенсорной насыщенности среды в соответствии с возможностями ребёнка;
визуализация развивающих и обучающих средств, степень которой должна соответствовать возможностям ребёнка и перспективам его развития;
генерализация навыка – освобождение навыка от зависимости от несущественных факторов, препятствующих переносу навыка в другие условия; формирование функциональной значимости навыка как такового;
Правильно структурированное временя, пространство, сенсорная насыщенность, визуализация – ослабевает уровень тревожности ребенка, давая тем самым место для коррекции глубоких нарушений в социальном развитии ребенка с ОВЗ и интеллектуальными нарушениями.
Метод «Система PECS». Методический анализ- применение карточек PECS – это система коммуникации, при которой обучаюшийся, не владеющий (или очень плохо владеющий) устной речью, использует визуализацию, картинку/карточку, для того чтобы выразить просьбу, прокомментировать событие, ответить на вопрос и т.д.Сообщение формулируется с помощью одной или нескольких карточек, которые затем передаются собеседнику.
Методический анализ- применяя карточки PECS обучавшиеся, не владеющий (или очень плохо владеющий) устной речью, использует визуализацию, картинку/карточку, для того чтобы выразить просьбу, прокомментировать событие, ответить на вопрос и т.д. Это облегчает взаимодействие и понижает тревожность.
Метод «Социальное взаимодействие». Игра, в которой участвуют два человека и при этом необходимо соблюдать несколько правил.
Необходимо визуализировать значительную часть информации, сделать её более конкретной, чтобы было видно:
что они будут делать (бросать шар),
где должны стоять (в круге),
как долго будет продолжаться игра (по количеству шаров).
Методический анализ- с помощью данного метода обучающиеся преодолевают трудности выбора в пространственной организации и усвоении последовательности во времени, временной организации деятельности, сглаживание трудности социального контакта, за счет четкого алгоритма.
Метод «Социальные истории» Описательные предложения.
Описательные предложения рассказывают о том, что люди делают в конкретных социальных ситуациях, и определяют, где эти ситуации происходят, кто в них участвует, что эти люди делают и почему.
Перспективные предложения.
Этот тип предложений описывает реакции других людей, чтобы человек узнал точку зрения окружающих на эту ситуацию. Эти предложения описывают внутренние состояния людей, их мысли, чувства и настроение.
Директивные предложения.
Директивные предложения описывают желательный или подходящий образ действий в данной ситуации. Такие предложения строятся в утвердительной форме, объясняя в позитивных терминах, какое поведение является желательным.
Примеры социальных историй:
Личное пространство
Когда я говорю с людьми, мне нужно предоставлять им личное
пространство и не приближаться к их лицам.
Когда люди стоят слишком близко, то другие люди чувствуют себя
дискомфортно. Каждому нужно личное пространство.
Когда я вызываю дискомфорт у других людей, они стараются меня избегать.
Может быть, они даже не захотят снова со мной разговаривать.
Когда я предоставляю достаточно личного пространства людям, то я могу играть и говорить с ними, я могу повеселиться, и у меня могут появиться новые друзья.
Время в кругу
Время в кругу означает, что я слушаю учителя.
Если я говорю с другими детьми, учитель может расстроиться, потому что я не слушаю его. Другие дети могут подумать, что я плохой мальчик, который не соблюдает правила.
Когда я слушаю учителя, то я учусь.
Учиться весело, и я могу помнить о том, что нужно слушать учителя.
Методический анализ- с помощью данного метода у обучающиеся РАС формируется представление, как вести себя в социальных ситуациях. Их можно использовать для освоения нового распорядка дня, новых занятий и того, как реагировать на различные чувства, такие как злость и фрустрацию.
Упражнение “Растем”
Участники находятся в круге. Исходное положение — сидя на корточках, голову нагнуть к коленям, обхватив их руками.
Инструкция ведущего: Представьте, что вы маленький росток, только что показавшийся из земли. Вы растете, постепенно распрямляясь, раскрываясь и устремляясь вверх. Я буду помогать вам расти, считая до пяти. Постарайтесь равномерно распределить стадии роста.После выполнения упражнения полезно сразу же перейти к упражнению “Потянулись — сломались”.
Практическая часть:
Предлагается командам используя Метод «Социальное взаимодействие» и Метод «Социальные историй» изготовит дидактический материал.
Рефлексия: Прошу вас вернуться к вашему сосуду,и заполните его отвечая на вопросы:
Что понравилось?
Где можно применить увиденное?
Какова главная мысль сегодняшнего мастер –класса?
Мысленно вспомните основные представленные методы.
Заключительное слово: «Мозг хорошо устроенный, богаче чем мозг, наполненный» Желаю вам совершенствовать свою компетентность в вопросах сопровождения обучающихся с РАС .Наша совместная деятельность получилась продуктивной интересной, надеюсь полезной.