СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс Виммельбух

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс Виммельбух»

Мастер-класс

Виммельбух как средство развития речи дошкольников


Криворотова Виктория Валентиновна, учитель – логопед,

МБДОУ «Иланский детский сад № 20»

Цель: ознакомление педагогов с использованием виммельбухов в развитии речи дошкольников.

Задачи:

- Познакомить педагогов с технологиями, которые оказывают положительное воздействие на речевое развитие детей;

- Распространение личного педагогического опыта широкой аудитории педагогов дошкольного образования по использованию виммельбухов для развития речи дошкольников.

Возрастная адресность: дошкольники 3-7 лет.

Обоснование необходимости внедрения новых технологий:

ФГОС ДО определяет систему новых стандартов к структуре, результатам, условиям реализации образовательной программы ДОУ.

В работе по речевому развитию необходимо использовать технологии, приёмы и методы которые способствуют совершенствованию мыслительных и познавательных способностей, формированию лексико-грамматического строя и связной речи.

Цель использования виммельбухов - развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, которые тесно связаны с полноценным развитием речи, а также непосредственно развитие речи (обогащение словаря, формирование лексико-грамматического строя речи, развитие связной речи).

Теоретическая часть

Здравствуйте уважаемые коллеги.

Я, Криворотова Виктория Валентиновна, учитель-логопед Иланского детского сада № 20. Сегодня я хочу поделиться с вами использованием новой технологии для развития связной речи дошкольников.

Проблема развития связной речи детей хорошо известна всем педагогам. Давно установлено, что в  дошкольном возрасте проявляются существенные различия в уровне развития речи детей. Главной задачей становится - развития связной  речи ребенка.

Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах,  явлениях природы, составление рассказов по картине, создание разных видов творческих рассказов. Это традиционные методы, которые мы, как педагоги использовали всегда.

Вместе с тем, тенденцией современности является уменьшение времени общения дошкольника с книгой, утрате традиций семейного чтения, появлением новых, разнообразных источников информации (смартфон, ноутбук,компьютер).
Нельзя не отметить и то, что в изменившемся мире изменился и сам ребенок. Какая же книга сможет увлечь ребенка (с его кликовым мышлением, рекламным восприятием)? Перед воспитателем встает проблема поиска.

Такая книга нашлась, вернее книги жанра Виммельбух.

Отвечая на вопрос «почему именно книга жанра Виммельбух?»,  отвечу - Виммельбух, своей особенностью позволяет увлечь любого современного ребенка  процессом познания.

Их особенность в одномоментном изображении художником - иллюстратором большого числа героев, детальной прорисовке их действий, минимальное или полное отсутствие текста.

Так, как это книга чаще всего без текста, ребенок - дошкольник «читает» ее по картинкам. А значит, в процессе работы с книгой он может быть ведущим, «главным», проявляет свою успешность. Ребёнок сам может находить знания, становится исследователем и первооткрывателем.

Для начала выясним, что же такое виммельбух?

Такие книги впервые появились в Германии. Первый виммельбух создал около 40 лет тому назад немецкий художник Али Митгуш. После кругосветного путешествия он пытался собрать все впечатления и понял, что максимально точно может сделать это не словами, а множеством зарисовок. Из - под его пера вышли виммельбухи - «В деревне», «Пиратская книга», «Корабли» и другие. Эти книги сразу завоевали любовь немецких детишек и их родителей. А потом они распространились по Европе и по всему миру.

Виммельбухи имеют свои отличительные особенности. «Классический» виммельбух достаточно большой, формата А2, однако существуют и более компактные варианты, которые удобно брать с собой в дорогу или на прогулку. Как правило, количество разворотов небольшое — от 5 до 10, напечатанных на плотном картоне. Количество деталей на страницах просто зашкаливает, буквально каждый сантиметр пространства задействован художником и может принимать участие в какой-то истории. Здесь нет единого смыслового центра, сюжетные линии разворачиваются одновременно. В таких книгах совсем нет текста, или же его очень мало – чаще всего предлагаются различные задания (отыскать какого-либо персонажа или предмет, сосчитать их и т.п.).


Виммельбухи, несмотря на минимальное содержание текста, а точнее, благодаря этой особенности, замечательно развивают связную речь ребенка и обогащают его словарный запас.

Виммельбухи использую в своей логопедической образовательной деятельности с детьми, так как эти книги тематические. Сюжет по иллюстрациям виммельбуха можно придумывать самим, что тренирует детское воображение, улучшает фантазию и опять же речь.

Использую виммельбухи на индивидуальных и подгрупповых логопедических занятиях, объединив решение сразу нескольких задач:

- автоматизация звуков;

- обогащение словаря;

- развитие грамматического строя и связной речи;

- развитие внимания;

- совершенствование ориентировки в пространстве и на листе бумаги.

В зависимости от стадии автоматизации звуков, можно требовать односложных или полных ответов, обыгрывать интересные ситуации, подключая логику и воображение. Занятие может быть подобрано в соответствии с лексической темой недели или временем года.

Можно  и произношение трудных звуков тренировать, учить анализировать звуковой состав слов. Что на «А» начинается? Найди все рррычащие слова! В каких словах слышно шшшипение?

Виммельбухи развивают, расширяют и уточняют словарный запас. На страницах книг обычно множество героев и предметов — это существительные; они все чем-то заняты — это глаголы; они что-то чувствуют, как-то выглядят — это прилагательные.

Виммельбухи развивают связную речь, учат составлять рассказы, вести диалоги. В книгах всегда несколько сюжетных линий, на каждом развороте с героями происходят интересные, радостные, грустные, удивительные события.


Практическая часть – МАСТЕР-КЛАСС

Цель : Познакомить педагогов с некоторыми приёмами работы по развитию речи дошкольников с использованием виммельбухов.

Материалы:

Книги-виммельбухи: «Животные» по 1 книге на стол. Количество приглашенных 6-8 чел.

Ход практической части:

Предлагаю вам один из вариантов работы с детьми по первому развороту книги Виммельбух «Животные»

- Я предлагаю вам познакомиться с новой необычной книгой. А точнее – с одной из её страниц. (9 слайд)

— Какое время года здесь изображено? (Лето)

— Как вы догадались, что это лето? (Зеленые листья, у животных есть маленькие детеныши и т.д.)

— Скажите, какое место изображено на картинке? (Лес)

— Почему вы так решили?

- Каких животных вы заметили? (Рысь, белка, медведь и др.)

- У каких животных есть детеныши?

- Как они называются?

- Сколько детенышей у лисы? У рыси? У медведицы?

- Как называется мама диких поросят?

- Как называются все эти животные?

- Какие птицы здесь изображены? ( Тетерев, филин, кукушка, дятел)

- Сколько птиц на картинке?(11)

- Какие насекомые есть на картинке? (Жук, бабочка, червяки)

- Найдите животных изображенных на поле справа. Кто быстрее?

Спасибо за ответы.


А теперь я предлагаю вам, уважаемые коллеги, Виммельбух другого формата. Это виммельбух с окошками, которые позволяет не только находить, считать и показывать героев, изображенных на страницах книги, но и строить развернутые сюжетные рассказы.

Здесь есть герои, которых мы встречаем на каждой странице книги, есть сюжет с действием в открывающихся окошках. Мы можем взять одного героя и пройти с ним все страницы книги, создавая свой сюжетный рассказ.

Давайте попробуем каждый выбрать себе героя и придумать рассказ.

Педагогам предлагается придумать рассказ (даётся 1-2 минуты), затем предоставляется слово представителю каждой группы. В результате должен получиться связный рассказ.

Всем остальным коллегам я предлагаю подумать, какие цели ставит перед собой педагог, и какие задачи может решить в ходе выполнения подобных заданий с детьми.

(Обсуждение, дать слово 2-3 человекам).

Цели работы с детьми:

- обогащение словаря (прилагательных и глагольного),

- развитие лексико-грамматического строя речи,

- развитие связной речи.

Большое спасибо за активное участие.

Рефлексия

А сейчас пришло время подвести итоги нашей работы.

У каждого из участников имеются небольшие картинки из одной из книг виммельбуха. Отметьте пожалуйста на картинке эмоцию, которую вызвал у вас мой сегодняшний мастер-класс.

И прикрепите стикер, который отражает ваше отношение к этому мастер-классу.

  • Вам было интересно, и вы будете применять в своей практике - зеленый

  • Вы уже используете в своей работе - желтый

  • Для вас было недостаточно информативно, хотелось бы узнать больше – розовый.

Заключительное слово:

Виммельбухи развивают связную речь, учат составлять рассказы, вести диалоги. Таким образом, виммельбухи являются гениальной находкой и для педагогов, и для родителей. Желаю вам много интересных моментов и удивительных открытий в очень нужной и важной работе по развитию речи у детей.

Благодарю за внимание!