Мастер-класс
«Волшебные пальчики»
для педагогов ДОУ.
Воспитатель:
Тромза М.В.
Цель: познакомить педагогов ДОУ с опытом работы по теме «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».
Задачи:
- закрепить теоретические знания педагогов ДОУ по развитию мелкой моторики рук дошкольников;
- познакомить участников мастер- класса с этапами разучивания и разнообразными видами пальчиковых игр;
- содействовать появлению желания участников мастер-класса применять знания в практике.
Оборудование: карандаши, манка, подносы, прищепки, мячи ( «ежики», простые мячи), простые листы бумаги.
Ход мастер-класса:
Активизация участников:
- Крикните громко и хором ,друзья, Деток вы любите? Нет или Да?
Пришли на собрание, сил совсем нет, вам лекции хочется слушать здесь? (нет)
Я вас понимаю. Как быть господа? Проблемы детей решать нужно нам? (Да)
Дайте мне тогда ответ: Помочь откажитесь мне? (Нет)
Последнее спрошу у вас я: Активными все будем? (Да)
Спасибо!
- Здравствуйте уважаемые педагоги, я рада видеть вас на мастер- классе. Сегодня мы с вами поговорим о важности развития мелкой моторики рук для развития речи, об одном из способов ее развития- пальчиковых играх.
- В начале я спрошу у вас, для чего нужны пальчиковые игры и что они развивают? (ответы)
- Молодцы! Правильно! Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Чем активнее и точнее движение пальцев у малыша, тем быстрее он начинает говорить. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связную речь.
- В своей работе для развития мелкой моторики рук использовала много интересных методов и приемов, также разнообразные стимулирующие материалы.
- Технология пальцевого и кистевого массажа (элементами самомассажа );
- игры с предметами ( прищепки, карандаши, мячи- ежики, гладкие мячи и тд.);
- рисование крупой на подносе;
- пальчиковые игры с музыкальным сопровождением.
- Прежде, чем начать мастер – класс, хочу попросить взять лист бумаги со стола, мы с вами сейчас будем мять бумагу, следуя моим инструкциям:
Читаю стихотворение:
- Раз, два, три, четыре, пять мы бумагу будем мять,
Мы бумагу будем мять, свои руки развивать!
(обеими руками мнем бумагу, как будто лепим снежок)
- В руку правую возьмем, и чуть- чуть ее помнем,
Мы чуть- чуть ее помнем, в руку левую возьмем.
В руку левую возьмем и чуть- чуть ее помнем.
Мы чуть- чуть ее помнем и на стол быстрей кладем.
( убираем смятую бумагу на край стола)
- На бумагу посмотри, на что похожи говори. (ответы)
Раз, два, три, четыре, пять мы закончили играть.
Пальчики свои встряхнем, заниматься мы начнем.
- Уважаемые коллеги, я попрошу вас побыть в роли детей и поиграть со мной в пальчиковые игры. Для начала разогреем руки:
1. «Ручки греем» - упражнение выполняется по внешней стороне ладони.
- Очень холодно зимой, мерзнут ручки: Ой-ой-ой!
Надо ручки нам погреть посильнее растереть.
2. «Пила» - ребром ладони одной руки, «пилим» по ладони другой руки.
- Пилим, пилим мы бревно очень толстое оно.
Надо сильно постараться и терпения набраться.
- Теперь разогреем пальчики:
1. Растирание пальцев – руку сжать в кулак, резко разжать.
- Крепко пальчики сожмем, после резко разожмем.
2. « Точилка» - сжав одну руку в кулачок, вставляем в него поочередно по одному пальцу и прокручиваем влево – вправо.
- Мы точили карандаш, мы вертели карандаш.
Мы точилку раскрутили, острый кончик получили.
- Такие упражнения важно проводить в начале деятельности, связанный с ручным трудом.
- Еще один способ развития мелкой моторики – пальчиковые игры с предметами. В качестве предметов можно использовать массажные мячи, гладкие мячи, карандаши, прищепки.
1. «Карандаш»
- Карандаш в руках держу, поиграть я с ним хочу.
Карандаш в ладони взяли и немного пошуршали.
2. «Прищепка»
- Кусается сильно котенок – глупыш, он думает: это не палец, а мышь.
Но я же играю с тобою, малыш! А будешь кусаться – скажу тебе «кыш».
3. Упражнение с мячиком ежиком « Ласковый еж»
- Гладь мои ладошки, еж! Ты колючий, ну и что ж?
Я хочу тебя погладить, я хочу с тобой поладить.
5.Мячик гладкий
- Я мячом круги катаю взад- вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку, а потом сожму немножко.
Каждым пальцем мяч прижму и другой рукой начну.
А теперь последний трюк – мяч летает между рук.
- А сейчас мы с вами порисуем. Широко известны такие приемы, как рисование на подносе. Мелкую крупу можно использовать для пальчикового рисования. Давайте и мы попробуем( можно рисовать все, что угодно – снежинки, узоры и тд.), а мы с вами порисуем стихи.
1. «Скворечники»
- Мы строим скворечник, у нас есть чертеж,
Чтоб домик наш был на скворечник похож.
2. «Мой Мишка»
- Я рубашку сшила Мишке. Я сошью ему штанишки.
Надо к ним карман пришить и платочек положить.
- И последнее « Пальчиковые игры под музыку»
Давайте встанем все в круг и сыграем в пальчиковую игру.
- Спасибо коллеги! Я благодарю вас за внимание и вашу активность! И призываю всех использовать пальчиковые игры в работе с детьми, в режимных моментах и образовательной деятельности.
- Уважаемые педагоги, оцените, пожалуйста, мой мастер – класс. (педагоги должны выбрать из трех карточек: Портфель – значит мне все понравилось, мясорубка – что-то возьму себе и что- нибудь добавлю, изменю, мусорная корзина – не понравилось).